Последние новости

ТОРЖЕСТВО ТАЛАНТА

Программы выступлений замечательного скрипача Николая Мадояна, как правило, всегда неординарны. Они отличаются определенной направленностью. Популярные произведения в них нередко соседствуют с незаслуженно забытыми или впервые исполняемыми. Сколько ассоциаций, соображений вызвал его цикл концертов несколько лет назад, когда он сыграл все скрипичные сонаты Бетховена!

Вот и на этот раз он подготовил для своей публики невероятный сюрприз. 20 февраля в Национальном оперном театре им. А. Спендиарова состоялся беспрецедентный концерт: в течение одного вечера заслуженный артист республики, прославленный скрипач, лауреат международных конкурсов Николай Мадоян представил шесть концертов для скрипки и оркестра Никколо Паганини. Достойным партнером солиста явился симфонический оркестр оперного театра под управлением Карена Дургаряна.

ПРОГРАММА ЭТОГО ВЕЧЕРА, БЕЗУСЛОВНО, ПЕРЕРОСЛА РАМКИ ОБЫЧНОЙ концертной программы, вызвав огромный интерес ереванцев, представителей зарубежных посольств в Армении, творческой интеллигенции и гостей столицы. Такая программа - всегда признак зрелости, масштабности исполнительского мышления, широты интересов артиста. Это замысел, который вызревает годами, отражая лучшие достижения музыканта, его исполнительский облик, определенный этап творческого становления.

А когда программа приобретает еще и монографический характер, создается удивительное сплетение двух миров - композиторского и исполнительского, каждый из которых предстает перед нами со всей полнотой и ясностью. В самом деле, достаточно редкой является сама возможность услышать сразу все скрипичные концерты Паганини. Это достижение, доступное лишь крупному музыканту.

Но дело, разумеется, не только в самом факте исполнения. Николай Мадоян и симфонический оркестр под управлением Карена Дургаряна, заставили услышать в музыке Паганини нечто, превосходящее ее чисто звуковую реальность. Слушатели, пришедшие на концерт, по-настоящему прожили пять часов в духовном мире великого итальянца, который в интерпретации солиста и оркестра стал понятным и близким всем. Да и сама игра Мадояна и оркестра апеллировала не столько к придирчивому уху искушенного профессионала, скрупулезно взвешивающего детали интерпретации, сколько к непредвзятому восприятию, ищущему в музыке универсальные ценности, то, что заложено в нотных знаках, зашифровано в них. Только после такого вживания и раскрывается суть произведения.

Кстати, контакт между сценой и залом установился сразу. Многоликая, по-разному воспринимающая музыку публика мгновенно подчинялась воле исполнителей. Концерт становился неповторимым событием, а совместное слушание, причастность к нему - общественным актом, актом подлинного духовного испытания.

ВСЕ ШЕСТЬ КОНЦЕРТОВ МАДОЯН ИГРАЛ НАИЗУСТЬ. НИКАКИЕ СЛОВА не могут передать впечатлений от его игры. Надо ее слушать. И слышать. Музыкант феноменальной виртуозности и высочайшего мастерства, Николай обладает редким даром неиссякаемого наслаждения игрой на своем инструменте. Сыграв один концерт, он с очевидным нетерпением брался за следующий, словно расставание с инструментом всего лишь на несколько минут его уже тяготило. Понимаешь: он и инструмент - один организм. Может, потому и поражает достоверностью, какой-то особой чистотой звука.

Конечно, это сложно - выслушать в один вечер шесть концертов. Это огромная нагрузка для слушателя, испытание не для слабых духом. Но не для него. Музыкант масштаба Мадояна может позволить себе все. Он и позволяет. С одной-единственной целью - чтобы и мы что-то услышали из того, что слышит он сам. Более всего в его стиле покоряет сдержанная экспрессия, он как-то избирательно и талантливо ею управляет: и мощь чувствуется подлинная, настоящая, и лиризм заставляет замереть, не дышать, и в то же время никакой сентиментальности. Умеет справиться с эмоциями композитора и со своими очень элегантно и впечатляюще. Легкость исполнения завораживающая. А вот то, что виртуозность не вытравила смысла, а, напротив, как бы существует для того, чтобы обнаружить его, - дань не только его великим учителям - Грачья Богданяну, Захару Брону, но и немецкой классической школе. Скрипач уже два десятилетия живет и работает в Германии.

Сегодня за плечами Николая Мадояна около четверти века концертной работы. Он любит сцену, отдает себя только ей. У него уже давно сложилась своя аудитория - как в Армении, так и за рубежом. Публика любит его за талант и артистизм, коллеги по искусству, близкие - за доброжелательность, душевную открытость.

Вспоминаются два концерта в самом начале 90-х годов. В первом концерте (если не ошибаюсь, это были дни музыкального фестиваля) Мадоян сыграл сложнейшее сочинение Сергея Прокофьева - Первый концерт для скрипки с оркестром. Перед нами предстала интерпретация, достойная войти в историю исполнительского искусства. Божественное звучание скрипки, идеальная чистота. Благородный аристократический звук, игра артиста "голубых кровей". "На бис" он потом сыграл "Чакону" Баха. Сочетание трепетности и врожденной музыкальности позволило ему представить этот шедевр в сверкающей, живой интерпретации. Исполнение "Чаконы" скрипач посвятил памяти любимого педагога Грачья Богданяна. Он произвел ошеломляющее впечатление, снискав восторженные овации. Потрясенная публика восторженно благодарила его.

Через несколько дней он сыграл сольную программу, в которую включил Третью сонату для скрипки и фортепиано Бетховена, Первую сонату Прокофьева и Сонату для скрипки и фортепиано Р.Штрауса. Партию фортепиано сыграл солист оркестра Сурен Вартанян. Была еще вереница "бисов", удлинившая концерт еще на треть. Никогда не приходилось слышать Комитаса в таком необычном исполнении. В молодом скрипаче (тогда ему было всего двадцать лет) ощущалась природная интуиция и дар утонченного интерпретатора. "Это Богом отмеченный артист, - заметил после его выступления Лорис Чкнаворян, - такому научить невозможно".

РОДИЛСЯ НИКОЛАЙ В ЕРЕВАНЕ. ЕГО РОДИТЕЛИ НЕ МУЗЫКАНТЫ - ОНИ МАТЕМАТИКИ. Учился сначала в 22-й музыкальной школе в классе Э.Мурадян, а потом в Музыкальной десятилетке им. Чайковского у прославленного педагога Грачья Богданяна, воспитавшего целую плеяду великолепных скрипачей. Свое образование Николай продолжил у знаменитого Захара Брона в Новосибирске. Его имя стало широко известно после международного конкурса им. Венявского. Но... след его затем на несколько лет затерялся. Николай Мадоян, как и Вадим Репин, в числе других учеников Захара Брона вместе с педагогом уехал в Любек.

Творческие достижения Н.Мадояна проявляются не только в исполнении классического репертуара, но и современных сочинениях. Феноменальная техника скрипача, удивительная виртуозность вызвали к нему интерес за рубежом. Он стал выступать с прославленными оркестрами и дирижерами в престижных концертных залах Европы. Его скрипка звучала в США, Англии, Дании, Португалии, Германии, Японии. Он удостаивался самых высоких оценок мировой прессы.

В Европе Мадоян дебютировал как солист на фестивале в Шлезвиг-Гольштейне с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Очень большой отклик получило турне молодого артиста по городам Германии, где он выступал c оркестром London Mozart Poyers, сыграв 12 концертов.

Мадоян переживает сейчас момент зрелости, не утратив ни виртуозного блеска, ни легкости в игре, чему ярким свидетельством стал нынешний концерт. Подготовить такую программу - задача сама по себе крайне трудная. Исполнение оказалось нестандартным: музыканту в союзе с оперным оркестром удалось снять несколько мелодраматический сентиментальный налет - чем порой грешат трактовки этих произведений. Очень привлекает подход к стилистике произведения - масштабный, экспрессивный. За всем, что играет Мадоян, чувствуется большой талант, культура, фантастическая увлеченность, знание, мастерство.

Естественно, возникает вопрос, отнюдь не риторический: много ли найдется музыкантов, причем не только в нашей стране, которые могли бы сыграть такую программу за один вечер? Думается, единицы. Мы на Родине в оценках своих талантов всегда отличаемся редчайшей скромностью. Приятно отметить, что на концерте было много молодежи, а для нее выступление мастеров такого высочайшего уровня особенно полезны и поучительны.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВМЕСТО ГОЛОСА ЗВУЧАЛА ФЛЕЙТА
      2017-10-17 14:37
      4203

                      Вот отзвучала волнующая мелодия, растаяли в огромном пространстве музыкальные фразы - и в благостную тишину замершего зала Метрополитен-опера вливаются удивительно чарующие звуки прекрасного голоса Рене Флеминг, выступающей в роли Ринальдо в редко исполняемой опере "Армида" Россини. Партию Астароте исполняет наш соотечественник, замечательный певец Егише Манучарян, который неоднократно был партнером блистательной оперной дивы на главной оперной сцене Америки. 

    • "Я СЛОВНО ПТИЦА НАД ТОБОЮ ПЛАМЕНЕЮ..."
      2017-10-09 15:29
      3239

      К 85-летию Сэды ВЕРМИШЕВОЙ Каждое время выдвигает на первый план свои ожидания. В конце 80-х жгучим ожиданием была свобода, которой и ответила перестройка. Эта свобода всколыхнула умы, помогла решить некоторые застарелые проблемы, но вместе с тем способствовала развалу установившейся мировой системы, вызвала конфликты и межнациональные войны. Она обернулась к людям своей неожиданно жесткой, хотя и неизбежной, видимо, стороной. Быть может, это издержки свободы или неожиданная за нее плата. Во всяком случае не приходится удивляться тому, что со временем в народе возник спрос на справедливость и ответственность. Это нормальный ответ общественного сознания на перманентную боязнь завтрашнего дня, на душевную бездомность, на отчуждение от самого государства. В отличие от некоторых упертых трибунов, об этом хорошо знали наши писатели, поэты и среди них замечательный поэт, публицист, экономист и общественный деятель Сэда Вермишева.

    • ТАЛАНТ ПОД СТАТЬ ПОДВИГУ
      2017-10-04 15:37
      7068

               Один из мощных аккордов в новом сезоне уже состоялся в Национальном театре оперы и балета им. А.Спендиарова. Это связано с именем одного из ярчайших виолончелистов современности - Александра Князева. Звуки его виолончели навсегда вселились в пространство этого зала. Сколько прекрасных мгновений подарил нам виолончелист в этот вечер вместе с Симфоническим оркестром Оперного театра под управлением маэстро Константина Орбеляна.           Контакт между сценой и залом устанавливается сразу. По-разному воспринимающая музыку публика мгновенно подчиняется воле исполнителей, а совместная слушательская причастность к нему становится общественным актом, актом настоящего духовного испытания.

    • С ПОЧТЕНИЕМ И ВОСТОРГОМ,
      2017-10-02 17:26
      5944

      или Явление квартета им. Бородина        В наши дни слова "у времени в плену" превратились в метафору, своего рода интеллектуальную индульгенцию, обозначающую готовность иных ретивых художников откликаться на злобу дня. Но, к счастью, подлинное искусство неподвластно времени. В этом мы вновь могли убедиться в минувшую пятницу на концерте Государственного квартета им. Бородина в Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ