ДРЕВНЕЙШИЕ В МИРЕ СЫР, ЛАПША И ВИНО

Кусочки доисторического молочного продукта лежали на груди китайской мумии. "Соавтора" открытия - саму китайскую мумию - археологи откопали еще в 30-е годы прошлого века. Извлекли из захоронения в пустыне Такламакан, на северо-западе Китая. Но лишь недавно решили проанализировать странные органические кусочки, которые лежали на груди мумии. Их исследовали немецкие ученые из Института молекулярной клеточной биологии и генетики Макса Планка. И определили, что это сыр. Мумия была захоронена в 1615 году до нашей эры. Стало быть, и сыр такой же древний. Ничего подобного прежде не находили.

- НАМ УДАЛОСЬ ОПРЕДЕЛИТЬ И ТО, КАКИМ ОБРАЗОМ БЫЛ СДЕЛАН СЫР, - говорит руководитель исследования химик-аналитик Андрей Шевченко. По его словам, процесс был простым: в молоко добавляли закваску из смеси бактерий и дрожжей. И ждали, когда масса превратится в некое подобие творога.

Тут есть загадка. Сыр, сделанный по древней технологии, был лишен лактозы, которую хорошо усваивали люди европейского происхождения. Но мумии в китайских захоронениях в пустыне Такламакан имели как раз европейские черты, были светловолосыми. Зачем им диетический сыр без лактозы?

Почему людей вообще похоронили вместе с сыром? Точного ответа у археологов нет. Возможно, он предназначался для питания в загробном мире, на первое время. Зато известно, почему сыр не пропал.

Ученые полагают, что сохранность продукту обеспечили сухая пустыня, ее соленая почва и условия, которые сложились в захоронениях. Мумии были словно изолированы от внешнего мира. Тела хоронили накрытыми деревянными лодками в верхней части песчаных дюн.

Технология производства сыра очень древняя. Насчитывает более 7000 лет. Археологи находили 5000-летнюю посуду, в которой делали сыр. Но впервые им попался сам продукт.

ПОХОЖЕ, ЧТО ДРЕВНИЕ КИТАЙЦЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СНАБЖАЛИ УМЕРШИХ ПИЩЕЙ. В конце 2010 года рабочие, занятые реконструкцией аэропорта города Сианя провинции Шэнси, откопали древнюю могилу, предположительно воина. Прибывшие на место археологи извлекли бронзовый горшочек на трех ножках с запаянной крышкой. Крышку сняли и обнаружили внутри суп. На удивление всем он оказался все еще жидким. То есть не высох, не испарился. Только позеленел от воздействия меди.

Супу 2400 лет. Таков возраст захоронения. Сварен на мясном бульоне - в горшочке видны кости.

Диаметр горшочка 24,5 сантиметра, высота около 20 сантиметров. Известно, что подобные сосуды использовали и для приготовления пищи, и для сервировки. В могиле обнаружен еще и сосуд с прозрачной жидкостью. Ученые полагают, что когда-то она была вином. Среди подобных ритуальных принадлежностей суп попадался впервые. А вот лапша находилась. В 2005 году в Китае археологи раскопали горшочек с невероятно древней лапшой - ей исполнилось 4600 лет.

Итак, выстраивается целое меню. На закуску сыр, на первое - суп, на второе - лапша. Ну и, конечно, вино.

По материалам сайта utro.ru