ДРЕВНЕЙШИЕ В МИРЕ СЫР, ЛАПША И ВИНО

Кусочки доисторического молочного продукта лежали на груди китайской мумии. "Соавтора" открытия - саму китайскую мумию - археологи откопали еще в 30-е годы прошлого века. Извлекли из захоронения в пустыне Такламакан, на северо-западе Китая. Но лишь недавно решили проанализировать странные органические кусочки, которые лежали на груди мумии. Их исследовали немецкие ученые из Института молекулярной клеточной биологии и генетики Макса Планка. И определили, что это сыр. Мумия была захоронена в 1615 году до нашей эры. Стало быть, и сыр такой же древний. Ничего подобного прежде не находили.

- НАМ УДАЛОСЬ ОПРЕДЕЛИТЬ И ТО, КАКИМ ОБРАЗОМ БЫЛ СДЕЛАН СЫР, - говорит руководитель исследования химик-аналитик Андрей Шевченко. По его словам, процесс был простым: в молоко добавляли закваску из смеси бактерий и дрожжей. И ждали, когда масса превратится в некое подобие творога.

Тут есть загадка. Сыр, сделанный по древней технологии, был лишен лактозы, которую хорошо усваивали люди европейского происхождения. Но мумии в китайских захоронениях в пустыне Такламакан имели как раз европейские черты, были светловолосыми. Зачем им диетический сыр без лактозы?

Почему людей вообще похоронили вместе с сыром? Точного ответа у археологов нет. Возможно, он предназначался для питания в загробном мире, на первое время. Зато известно, почему сыр не пропал.

Ученые полагают, что сохранность продукту обеспечили сухая пустыня, ее соленая почва и условия, которые сложились в захоронениях. Мумии были словно изолированы от внешнего мира. Тела хоронили накрытыми деревянными лодками в верхней части песчаных дюн.

Технология производства сыра очень древняя. Насчитывает более 7000 лет. Археологи находили 5000-летнюю посуду, в которой делали сыр. Но впервые им попался сам продукт.

ПОХОЖЕ, ЧТО ДРЕВНИЕ КИТАЙЦЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СНАБЖАЛИ УМЕРШИХ ПИЩЕЙ. В конце 2010 года рабочие, занятые реконструкцией аэропорта города Сианя провинции Шэнси, откопали древнюю могилу, предположительно воина. Прибывшие на место археологи извлекли бронзовый горшочек на трех ножках с запаянной крышкой. Крышку сняли и обнаружили внутри суп. На удивление всем он оказался все еще жидким. То есть не высох, не испарился. Только позеленел от воздействия меди.

Супу 2400 лет. Таков возраст захоронения. Сварен на мясном бульоне - в горшочке видны кости.

Диаметр горшочка 24,5 сантиметра, высота около 20 сантиметров. Известно, что подобные сосуды использовали и для приготовления пищи, и для сервировки. В могиле обнаружен еще и сосуд с прозрачной жидкостью. Ученые полагают, что когда-то она была вином. Среди подобных ритуальных принадлежностей суп попадался впервые. А вот лапша находилась. В 2005 году в Китае археологи раскопали горшочек с невероятно древней лапшой - ей исполнилось 4600 лет.

Итак, выстраивается целое меню. На закуску сыр, на первое - суп, на второе - лапша. Ну и, конечно, вино.

По материалам сайта utro.ru

• В ПЕЩЕРАХ АГИТУ СТИРАЮТ ПЫЛЬ ВЕКОВ
      2018-09-24 16:49

Cлои верхнего палеолита показывают, что пещера "Агиту-3", которая находится на высоте 1600 метров, интенсивно использовалась в течение 15000 лет, в период с 40 000  до 23 000 календарных  лет до настоящего времени

• Армянские археологи обнаружили ряд уникальных находок в Арцахе
      2018-09-20 15:53

Археологические находки, представляющие огромное историческое значение, были обнаружены во время раскопок городища Тигранакерт в Арцахе в течение 2018 года, сообщил журналистам в пятницу руководитель группы археологов, заведующий кафедрой культурологии исторического факультета ЕГУ Гамлет Петросян, передает Новости-Армения.

• ВАЙОЦ ДЗОР УСЫПАН УРАРТСКИМИ ПАМЯТНИКАМИ
      2018-09-12 16:51

Специалисты считают, что Вайоц Дзор - один из самых уникальных регионов Армении

• "ПУСТЫННЫЕ ЗМЕИ" ДРЕВНЕЕ ЕГИПЕТСКИХ ПИРАМИД
      2018-08-22 15:40

Их называют "пустынными змеями", хотя к опасным пресмыкающимся они отношения не имеют. Если посмотреть на эти уникальные и загадочные сооружения с высоты птичьего полета, то версия их инопланетного происхождения не вызовет сомнений. Многокилометровые, четко прочерченные линии заканчиваются причудливыми фигурами огромных размеров. Но, как показали исследования последних лет, они имеют земное происхождение. А вот для чего они были построены и как, до сих пор остается загадкой.  НА РУБЕЖЕ ХХ ВЕКА ПИЛОТЫ КОРОЛЕВСКИХ ВВС ОБНАРУЖИЛИ В ПУСТЫНЯХ СИРИИ И ИОРДАНИИ СЕРИЮ НИЗКИХ КАМЕННЫХ стен, и с тех пор они сбивают с толку ученых. Стены могли составлять более 64 км в длину, и их прозвали "воздушными змеями", так как они очень похожи с воздуха на рептилий. Сегодня в Сирии, Израиле, Иордании, Саудовской Аравии, Армянском нагорье, Ираке, Казахстане и Узбекистане обнаружено около 6000 таких построек. На территории современной Армении подобные сооружения впервые были найдены археологом Ашхарбеком Калантаром и архитектором Торосом Тороманяном в начале ХХ века. Но к их систематичному исследованию геолог Аркадий Караханян и археологи Борис Гаспарян и Ирэн Калантарян совместно с французскими и израильскими коллегами приступили лишь в 2011 году. С 2016 года изучением "змей" занимается молодой археолог Мариам Шахмурадян. Только на склонах горы Арагац учеными обнаружено более 200 "змей". По словам Мариам Шахмурадян, эти уникальные сооружения насчитывают тысячи лет и могут изменить общепризнанную историю мировой цивилизации. "Строения древнее египетских пирамид, - говорит М.Шахмурадян. - Пирамиды были построены в III тысячелетии до н.э., а "змеи" датируются новым каменным веком (XII-VI тысячелетия до н.э.). Построены они из необработанного камня и в основном расположены на высоте 900-1400 м над уровнем моря, на склонах гор. Подобные сооружения, площадь которых варьируется в пределах 1-30 гектаров, были и на равнине, однако из-за мелиоративных работ могли быть разрушены. Есть предположения, что много таких построек может быть не только в Армавирском и Арагацотнском марзах, но и в Сюнике". Исследователи разделили "пустынных змей" на два вида: несколько каменных линий, заканчивающихся большой цитаделью с башнями на концах, и маленькие сооружения, имеющие V-образную форму: они состоят из двух низких каменных стен различной толщины и высоты, которые начинаются далеко друг от друга, постепенно сближаются и входят в маленькую башню. C конструкциями связан еще один интересный факт: агломерационные дома всегда возводились рядом с "пустынными змеями". Почему и с какой целью - неизвестно. Неясным пока остается и главный вопрос - кто и для чего их строил? "В ТЕЧЕНИЕ СТА ЛЕТ НИКТО НЕ СМОГ РАЗГАДАТЬ ЭТУ ТАЙНУ, так же как и египетских пирамид. Есть ряд версий, гипотез, которые предстоит еще доказать, - сказала М.Шахмурадян. - В частности, согласно распространенной версии, они были построены для охоты. Люди использовали их для загона крупных животных в вольеры или сбрасывания со скал, где их легко можно было убить. Однако я считаю, что они могли иметь культовое значение. Окончательно мы сможем определиться после того, как более детально изучим сооружения, тогда и поймем". В октябре армянская археологическая экспедиция во главе с М.Шахмурадян собирается начать работы в селе Арагацаван Арагацотнского марза. Специалисты намерены выявить датировку найденных на этой территории "пустынных змей", агломерационных домов и попытаться разгадать тайну, которая вот уже более века остается одной из археологических тайн мира.