ОБНАРУЖЕНЫ СЛЕДЫ 109 ПОГИБШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Остался лишь дым

Весьма мрачные планы обнародовал британский ученый Джек О`Мэлли-Джеймс (Jack O'Malley-James) из Университета Святого Андрея (University of St Andrews, UK).

ОН НАМЕРЕН ИСКАТЬ МЕРТВЫХ ИНОПЛАНЕТЯН. Мол, это гораздо проще, чем выйти на след еще живых. Потому что мертвые выделяют газ метантиол. Он сохраняется в атмосфере 350 лет, превращаясь потом в более стойкий этан. Если в какой-нибудь звездной системе удастся обнаружить либо один газ, либо другой, это будет свидетельствовать о том, что тут когда-то обитали как минимум животные, а то и разумные существа, сообщает сайт uzvestia.ru.

- Откуда возьмется метантиол в количестве, распознаваемом с Земли, - с расстояния в десятки и сотни световых лет?

- Газ появится в результате массового вымирания живых существ, - отвечает Джек. - А вымирают существа, когда местное светило становится красным гигантом, - раздувается, увеличиваясь в сотни раз, и уничтожает жизнь на планетах, которые при нем находились. Такова судьба всех звезд размером и массой с наше Солнце.

Когда-нибудь, может быть, через миллион лет, может быть, через миллиард и в Солнечной системе раздуется красный гигант, погубив наших потомков и сделав их источником метантиола. Если, конечно, потомки не успеют переселиться куда-нибудь в другое место. Как в свое время советовал людям Константин Циалковский.

Поминальные огни

Поглотив и в итоге испепелив живых существ, красный гигант начинает сжиматься. Пока не превратится в яркого белого карлика размером с Землю. Вот такие объекты и обследовали недавно астрономы во главе с Джеем Фарихи (Jay Farihi) из Лейсестерского университета (University of Leicester, UK).

УЧЕНЫЕ РУКОВОДСТВОВАЛИСЬ ИДЕЕЙ: любой белый карлик должен хранить в себе остатки "съеденного" красным гигантом - химические элементы, составлявшие планеты и их обитателей. Стало быть, анализируя спектры излучений белых карликов, можно попытаться поискать линии этих элементов. Чем, собственно, астрономы и занимались в рамках проекта Sloan Digital Sky Survey.

Фарихи с коллегами изучили в общей сложности 146 белых карликов. Они находились в областях, свободных от космической пыли, комет и астероидов. То есть вероятность того, что на звезды попадало вещество, занесенное из глубин Вселенной, была минимальной. Тем не менее даже предварительный анализ спектра карликов показал: в них полно кальция. А кальций - это и твердые породы, и кости...

Далее: там, где нашелся кальций, обнаружилось и повышенное содержание водорода. А водород - это вода. Вода - это жизнь. А кальций и вода вместе - это каменистые планеты с океанами. Вроде нашей Земли. Сочетание элементов, свидетельствующее о былой жизни, удалось выявить у 109 карликов. По сути, у большинства обследованных. Грустно, конечно, но выходит, что яркие огни белых карликов - поминальные. Словно свечи в церкви...

Жизнь продолжается

Фосфор - основной элемент костей и зубов. Фосфор входит и в состав растений, которые извлекают его из почвы. Без этого элемента жизнь - в нашем ее понимании - вряд ли возможна.

И ВОТ КАНАДСКИЕ АСТРОФИЗИКИ ИЗ УНИВЕРСИТЕТА ТОРОНТО (University of Toronto) недавно обнаружили фосфор в туманностях, которые образовались в результате взрывов сверхновых звезд. Обнаружили впервые среди других жизненно важных элементов - водорода, углерода, азота, кислорода и серы.

Фосфором оказались насыщены остатки взорвавшейся звезды Кассиопея А, расположенной в 11 тысячах световых лет от Земли. Его там в 100 раз больше, чем где-либо еще в Млечном пути. Источником этого фосфора, скорее всего, были живые существа - с костями и зубами. Или как минимум растения.

- Звезды взрываются, - написал профессор Дэ-Сик Мун в статье, опубликованной в журнале Science, - полученные элементы становятся частью других звезд, планет и в конечном счете - людей.

Кто знает, вдруг и наш фосфор тоже когда-то был чьим-то? К примеру, Карл Саган, знаменитый американский астрофизик и экзобиолог, не отрицал такой возможности. Еще в прошлом веке говорил, что источник фосфора в ДНК человека и железа в его крови - "звездный материал".