Последние новости

ОСЕНЬ ПАТРИАРХА

К 80-летию со дня рождения Отара Иоселиани

Иоселиани - это не только один из крупнейших ныне живущих режиссеров мира. Он - камертон и в области вкуса, и в области человеческих отношений. Кстати, в иные времена звук камертона производит на слушателя даже большее впечатление, нежели иная симфония. Он покорил и время, и пространство, и движение. Уверенной поступью прирожденного модерниста он шел к отточенному минимализму архаического, "примитивного" кино. Чем-то подобным в живописи занимался его великий соотечественник Нико Пиросмани. Его фильмы - о бренности материальных благ, памяти, порядочности, честности, любви, дружбе, о необходимости всегда оставаться самим собой - это грустная мудрость, тонкая ирония, библейская афористичность...

РОДИЛСЯ ИОСЕЛИАНИ В ТБИЛИСИ. По его собственному признанию, ему посчастливилось застать поколение прошлого века и впитать старинные традиции и ценности. Отец Отара Давид был офицером царской армии, однако вскоре после революции стал инженером-железнодорожником. В 1930-е годы его репрессировали, и Отара воспитывала мама. В 1952-м году он окончил музыкальное училище по классу скрипки и дирижирования. Вот откуда в его фильмах такая тонкая задушевная музыкальность, присущая также творчеству Рене Клера, режиссера, после просмотра картин которого маленький Отар понял, что кино - штука серьезная. Сначала Иоселиани учился на механико-математическом факультете МГУ. Но потом, осознав свое истинное призвание, с головой ушел в режиссуру. Во ВГИКе он учился в мастерской Александра Довженко и Михаила Чиаурели. Уже первые его работы- "Акварель", "Саповнела" ("Цветок, который никто не может найти"), "Чугун" и "Апрель", по сути своей - этюды, вызвали политический и идеологический скандал.

Первой полнометражной картиной Иоселиани оказался "Листопад", удостоенный престижного приза историка кино Жоржа Садуля за лучший дебют в Каннах. Главный герой этой картины - типичная вариация Дон-Кихота - образ человека, который борется за правильную организацию работы на винодельческом заводе. От вполне реалистичного и конкретного повествования автор будто переходит в совсем иную плоскость - метафоры, аллегории, символы и обобщения. И это станет качеством почти всего последующего творчества режиссера.

..."Жил был певчий дрозд"... Как рождался его замысел? "Однажды мы сидели у кого-то из моих друзей, говорили о том о сем, и вдруг кто-то неожиданно вспомнил о своем знакомом, довольно молодом человеке, который случайно и как-то уж очень рано погиб. Может быть, тогда, именно в тот вечер во мне произошло какое-то замыкание: горестные сентенции моих приятелей о безвременно ушедшем из жизни человеке, не успевшем реализовать себя как личность, наложились на мои собственные жизненные впечатления, давно меня волновавшие".

ФИЛЬМ ИОСЕЛИАНИ - ЭТО ПРИТЧА О БЫСТРОТЕЧНОСТИ и суетности нашей жизни. Музыкант Гия - литаврист - проживает свою короткую "птичью" жизнь в бесконечной суете. Дома его ждет чистый лист нотной бумаги. Он стремится сочинять музыку, однако ему необходимо успеть на встречу с приятелями, на свидание, заскочить к маме на день рождения, на концерт - ударить в барабан... и так до бесконечности. В его душе давно уже зреют поразительные творческие идеи, которые все никак не удается серьезно реализовать. Этот человек всей своей натурой обращен к людям, считая их дела куда более важными, нежели собственные. И именно в этой душевной открытости и любовном бескорыстии и проявлялась его личность, натура. Наряду с Гией другим действующим лицом картины является жаркий южный город с его живым пульсирующим потоком жизни. Открытая метафора фильма - элегический мотив быстро истекающего времени, которое отсчитывает часы, минуты и секунды нашей жизни.

"Гия уходит из жизни, не выполнив до конца свое истинное человеческое призвание, не реализовав настоящие ценности, заложенные в его душе. И поэтому наш фильм в конечном счете - о человеке, развеявшем свой талант по ветру. Поэтому мы лишь хотели предложить зрителю задуматься над рассказанной нами историей, как бы напомнить о том, что высшее предназначение человека на земле - это творческое деяние, что человек должен оставить после себя какой-то реальный след в жизни...", - говорит режиссер. Любопытно, что киновед Роберт Матосян сравнивал эту картину с аналогичной армянской - "Человек с Олимпа" режиссера Дмитрия Кесаянца.

А вот лента "Пастораль", напротив, заряжена иронически-сатирическим посылом. Тем не менее она оставляет впечатление доброй лирической идиллии, бесконфликтности, универсальной гармонии, простоты и поэзии. Не зря же Иоселиани - ученик великого Довженко.

ПОСКОЛЬКУ ПОЧТИ ВСЕ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА БЫЛИ ЗАПРЕЩЕНЫ цензурой, в скором времени он решил уехать за границу. Вот тут-то и начался "парижский период" его творчества. Первая зарубежная работа автора- "Фавориты луны" (1984 г.) - ироничная комедия абсурдистского толка с довольно горьким привкусом. Ее повествование уходит в запредельную, можно сказать, сюрреалистическую плоскость, демонстрируя всю фантасмагоричность, гипертрофированность нашего бытия. В ней чувствуется скепсис и мудрость "постороннего" наблюдателя, его прозорливость и пророческий взгляд.

Картину "И стал свет" Иоселиани снимал в Африке. Он там нашел патриархальный быт, наивность и чистоту человеческих взаимоотношений. Как признается режиссер, "это был фильм о том, как мы все рушим, грабим, уничтожаем, как исчезает очень тонкий и слабый слой культуры". Итоговые работы мастера - "Охота на бабочек", "Истина в вине", "Утро понедельника" и "Сады осенью"- это глубокомысленные поэтические философские притчи, создавая которые, работая в непривычной для современного кинематографа каллиграфически точной манере и на высочайшем уровне профессионализма, патриарх грузинского кино с грустью замечает, что Золотой век искусства уже давно позади. И не только искусства: "Ничего хорошего я от будущего не жду. Мир будто полностью сошел с ума. Сейчас начнется борьба религий, как в средние века, и все то тонкое и чудесное, что нарождалось - весь тот тонкий слой интеллигенции, людей думающих и рассуждающих - сдует, как перышко со стола. Потому что мы все перешагнули границу разумного, обрушив мост, связывающий нас с прошлым..."

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕХОД" О КОНЦЕ 80-х - НАЧАЛЕ 90-х
      2016-11-02 15:00
      1958

      Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.

    • "АБРИКОСОВОЕ ДЕРЕВО" ЗАЦВЕЛО В ОКТЯБРЕ
      2016-10-26 16:19
      1167

      В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.

    • МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ "ОБЕЩАНИЕ"
      2016-10-25 12:02
      1391

      В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции. 

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ
      2016-10-24 15:45
      868

      Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ИСКУССТВО НАЙДЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ
      2017-10-18 15:19
      684

      29 октября в iArt Gallery в Тбилиси открывается уникальная выставка работ тбилисского художника Вигена ВАРТАНОВА "Искусство найденных предметов", на которой будут представлены около 60 коллажей и ассамбляжей, выполненных автором в разные периоды творчества.

    • ГОРА ДОСТИЖЕНИЙ ВЫСОКОГО ДУХА
      2017-10-18 15:05
      904

      Как известно, чем больше в стране газет, журналов, других медиа - печатных и электронных, тем лучше. Это обеспечивает поток информации, ее разнообразие, разные точки зрения. Все это работает на информированность населения страны. Ну а если СМИ, посвященные твоей стране, видят, читают и издают за ее пределами, то понятное дело, что это еще и работает на ее популяризацию и даже рекламу, что тоже очень важно, особенно когда взят курс на превращение Армении в рай для туристов. И именно с этой точки зрения можно только приветствовать создание нового журнала "Гора" (GORAmagazine).

    • ПЕРВЫЕ 14 ТОМОВ О ЗАПАДНОЙ АРМЕНИИ И КИЛИКИИ
      2017-10-18 14:58
      711

      В преддверии 100-летия Геноцида армян, которое мировое армянство отметило в 2015 г., многие общины Спюрка выступили с актуальными предложениями и проектами, пересекающимися с этой исторической датой. Интересная инициатива родилась и в Великом Доме Киликии. Глава Киликийского Католикосата Армянской Апостольской Церкви католикос Арам I высказал идею издать как можно больше книг о наших утерянных землях – губерниях, городах, селах, оставшихся на территории бывшего Киликийского армянского государства и Западной Армении. 

    • "МЕРСЕДЕС" С БАНТИКОМ КАК ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
      2017-10-18 14:48
      586

      Обратило на себя внимание сообщение Министерства культуры, назвавшее десять книг, наиболее востребованных за истекший месяц. Во-первых, радует уже то, что читают. Отдельная радость – наличие действующих общественных библиотек, на данные которых ссылается Минкульт.