Последние новости

ДАРБУКА. РОК. ДЖАЗ.

Перкуссионист-виртуоз, композитор ливанец Рони Баррак начал играть на дарбуке, когда ему исполнилось всего четыре года. Играл он без какой-либо подсказки - ребенок взял инструмент в руки и начал играть. И, как уверяет его официальная биография, очень скоро стал проявлять недюжие способности. А когда ему исполнилось семь, он уже выступал на ТВ, при этом оставаясь самоучкой, играя на семейных торжествах и "для себя".

В СЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ РОНИ ДОКАЗАЛ СВОЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ профессионального музыканта, выиграв золотую медаль в конкурсе молодых талантов, проводимом ливанским телевидением для стран Ближнего Востока. Это достижение дало ему возможность и право высвободить этот инструмент из рамок традиционного подхода к манере игры и сфере его применения, тем самым использовать потенциал инструмента на все 100% и пойти гораздо дальше в своем творчестве.

Согласно изысканиям специалистов, первая дарбука появилась в XIV веке. Это восточный вариант таблы - старинный ударный музыкальный инструмент среднего размера с сильным и глубоким звуком, представляющий собой небольшой барабан, широко распространенный на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба, Закавказье и на Балканах. Традиционно он изготовляется из глины и козлиной кожи, а позже дарбуки стали долбить из кипяченых стволов деревьев. Корпуса же современных инструментов делают из легких металлов, например, алюминия или меди, а мембрану - из специального пластика. Армянский вариант названия инструмента - тмблак или думбек, он в последнее время широко используется также и в современной музыке.

В 1990 году Рони едет в Лондон, где учится игре на ударных и оркестровке в музыкальном колледже Тринити. В настоящее время он имеет двойное гражданство - ливанское и британское, живет на два дома.

В своей музыке он объединяет два музыкальных мира - восточный и западный, на концертах исполняет свои собственные композиции с элементами арабской и латиноамериканской музыки, используя при этом приемы разных музыкальных жанров - джаза, фанка, нью-эйджа, классики. Нечто подобное можно услышать в музыке композитора и клавишника Янни, еще одного ливанца Ги Манукяна, наконец, нашего Ара Геворкяна, с которым, кстати, Рони связывает давняя творческая дружба. Ну а в реальности ереванцы услышали композиции и игру этого мастера на концерте из серии Orchestra +, на сей раз с приставкой Darbouka.

Как и было обещано в прошлом году ереванским любителям неординарной музыки, дирижер симфонического оркестра Театра оперы и балета Карен Дургарян продолжил свой проект, в котором задействован оркестр и приглашенный гость. На сей раз это был Рони Баррак.

Это не первый приезд ливанского музыканта в Армению и не первый опыт игры с нашими музыкантами. Но тогда это были камерные джэм-сейшны, а вот концерт такого масштаба, на престижной оперной сцене с симфоническим оркестром - явление новое. И, как принято говорить в таких случаях, ожидания не обманули ереванцев.

КОНЦЕРТ НАЧАЛСЯ НЕСКОЛЬКИМИ КОМПОЗИЦИЯМИ ГОСТЯ. Стилистика композиций - классический нью-эйдж, где симфонический оркестр играет нечто среднее между классикой и роком и, конечно, с элементами фольклора, на сей раз ливанского. Музыка была напряженная, динамичная, местами лиричная, но с нотками трагизма. Этот настрой объяснялся весьма просто - судя по проецируемым на стену кадрам кинохроники, произведения (или это было одно многочастное - сказать не берусь, так как, к сожалению, не было никакого конферанса, объяснений, представления произведений и музыкантов) посвящены трагическим событиям недавней истории Ливана - танки на улицах, бегущие под обстрелом мирные жители, разрушенные дома и памятники истории... Музыка этого композитора как нельзя лучше подходит под определение "саундтрек", т.е. оформительская, иллюстративная, - примерно такая используется в кинофильмах, спектаклях... Ну а напряжение создавал, конечно, сам автор и солист своими фантастическими по скорости и технике исполнения партиями.

После окончания, так сказать, "симфонической" части концерта пошли дуэты. Первыми на музыкальную дуэль с ливанцем вышла группа прогрессив-рока композитора, гитариста и певца Ваана Арцруни. Они исполнили вместе с симфоническим оркестром и Рони Барраком две композиции - Арцруни и гостя. На фоне рок-ритмов и под аккомпанемент струнных дарбука звучала очень эффектно. Но вот незадача - качество звучания аппаратуры, установленной на сцене (а точнее - ее настройка), оставляло желать лучшего, и поэтому звуковые нюансы различить было достаточно сложно.

После рокеров на сцену вышли два "народника" - тарист Микаэл Восканян и исполнитель на фольклорных духовых Аваг Маркарян. Уже без оркестра, втроем они исполнили композицию, которая, без сомнений, стала украшением всего концерта и наиболее гармоничной из всех предложенных дуэтов.

Еще одним дуэтом, готовым к джэм-сейшну с перкуссионистом, стали два наших лучших джазмена - пианист Ваагн Айрапетян и саксофонист Армен Уснунц. Они опять-таки втроем исполнили "Вагаршапатский танец" в весьма, так сказать, оригинальном ключе. Думаю, тут свою роль сыграли эксперименты, которыми в последнее время увлекаются эти два больших мастера - они играют то дуэтом спонтанного джаза, то в суперэкспериментальном трио импровизационной музыки АVА. Было интересно, но как-то натянуто, чтобы не сказать - притянуто за уши, стилистика не совпала. Музыканты не смогли совместить манеры музыцирования, и это напрягало слушателя.

Наконец, последним номером программы был джазовый коллектив Армена Аветисяна. Они исполнили знаменитый "Караван" Дюка Эллингтона, в котором изначально заложен восточный ритм, и тут-то Рони Баррак прозвучал! Особенное воодушевление зала вызвала дуэль нашего исполнителя на латиноамериканской перкуссии и Баррака. Вот это было здорово - ярко, гармонично, в ритме и даже весело.

НУ А ЗАВЕРШИЛИ КОНЦЕРТ ГЕРОИ ТОРЖЕСТВА - СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР Оперного театра и Рони Баррак. Они исполнили еще две композиции в таком же нью-эйджевском стиле. Слушатели были в восторге и даже вызвали музыкантов на бис. Ну и, конечно, не обошлось без сюрприза. Гость вручил подарок Карену Дургаряну прямо на сцене - сувенирную дощечку из культового ливанского кедра. И долго объяснялся в любви к Армении.

Слушатели расходились довольными. Мелкие недочеты со звуком, с оркестром - моментами казалось, что музыкантам не хватило времени на репетиции, и поэтому кое-где проскальзывала фальшь и игра невпопад - не в счет. Я думаю, что любители музыки должны быть благодарны Карену Дургаряну за реализацию такой интересной и полезной инициативы, как осуществляемой им проект Orchestra +.

Но, как известно, без ложки дегтя не бывает ни одной бочки меда. На сей раз такой ложкой оказался ...сам слушатель: партер заполнился лишь на треть - максимум. Дело дошло до того, что администрация начала "сгонять" зрителей из амфитеатра и с галерки в партер, дабы не было стыдно перед музыкантами. Непонятно - неужели в Ереване уже не осталось порядка 1500 человек, которые раз в полгода хотели бы послушать музыку, которой никогда не слышали? Услышать музыканта, которому рукоплещет весь мир? В конце концов, поддержать наших музыкантов, осуществляемую ими великолепную инициативу?

Кстати сказать, приглашенные музыканты играли без гонорара именно из солидарности с проектом, с идеей, в поддержку нашего Оперного театра. Неужели налицо результат той ситуации в культуре, которая существует в последние лет десять-двадцать - концертные залы полны на исполнителей рабиса, а выступления серьезных музыкантов (и не только классических!) проходят при полупустых залах? И в данном конкретном случае абсолютно несостоятелен избитый тезис о дороговизне билетов или о том, что концерт или музыканты были неинтересны...

Жаль, ведь если так пойдет, то следующая попытка проводить на сцеLне академических залов спортивные мероприятия уже не вызовет такого негодования, как первая.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРМЕН ГАРО, ИМЯ В ТИТРАХ
      2018-02-23 16:19
      337

                 Что запоминает о творческой группе среднестатистический кинолюбитель после просмотра кинофильма? Имя актера, сыгравшего главную роль, режиссера? В каждом фильме обязательно есть роль второго плана, которую нередко исполняют отнюдь не второстепенные актеры, в лицо узнают, а имен кинозритель часто не знает. 

    • ОДЕЖДА ЗВЕЗД РУКАМИ АГАЯНА
      2018-02-21 15:14
      562

      С чего начинает свою карьеру молодой дизайнер? С платьев для кукол, одежды для друзей, для участников студенческих капустников... Рэй Агаян начал с платья для супруги шаха Ирана Мухамеда Реза Пехлеви, когда ему было всего тринадцать лет! Нет, конечно, он это делал не один, а вместе со своей матерью, которая была придворной портнихой и личным кутюрье супруги шаха Фавзии Фуад. Потом была учеба, затем Америка, работа в Голливуде, где до конца своей жизни Рэй Агаян одевал звезд шоу-бизнеса высшей пробы.

    • ДЖАЗ И ГЮМРИ
      2018-02-21 14:39
      1006

      О том, что 2018 год - юбилейный для армянского джаза, знают все любители этого жанра. Думается, все, кто хоть как-то связан с этой яркой музыкой, будут отмечать эту дату. Каждый по-своему. Речь не только о нашей столице, где сосредоточены концертные залы, клубы и главное, музыканты. У нас ведь есть и Гюмри - признанная культурная столица страны, и человек есть соответствующий, который борется за развитие джаза или скорее за его возвращение в свой город. О Мкртыче Манукяне, руководителе гюмрийского продюсерского центра "Манукян Продакшн", созданного в 2011 году, и о его активной деятельности "ГА" неоднократно писал. И вот недавно мы решили поинтересоваться, что он готовит в Гюмри в этот юбилейный год.

    • ФИЛОФОНИСТАМ – ОТ ДЕДА МОРОЗА
      2018-02-05 16:18
      1028

      Новогодние праздники прошли, и те, кто получил подарки от Деда Мороза, наверняка уже позабыли о них. Но вот филофонисты, которым Дед Мороз подарил новые альбомы армянских музыкантов из разных стран, уж точно до сих пор разбираются в записях. А таких подарков было много.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КОРОЛЕВА РОМАНСОВ
      2018-02-23 16:23
      1070

      Недавно в Ереване побывала народная артистка СССР и Грузии, певица и педагог Нани Брегвадзе. Ее по праву называют королевой романса. Ее выступления всегда затрагивают тонкие струны души и покоряют слушателей. И, несмотря на солидный возраст, она и сейчас продолжает радовать своих почитателей.

    • ГЕВОРГ АКОПЯН НА СЦЕНЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
      2018-02-21 16:27
      3173

            Поразительна жизнь этого талантливого певца - он так легко преодолевает расстояния, страны, встраивается в разные творческие коллективы, и везде успешен и интересен. И это, конечно, не случайно. Он уже получил широкое признание как один из лучших баритонов. У него редкий по красоте голос широкого диапазона, великолепные драматические данные, что дает ему возможность стать одним из самых востребованных оперных артистов. 

    • ЦЕНТР "ГАРЕГИН I" - ЛУЧШЕЕ СООРУЖЕНИЕ 2017 ГОДА
      2018-02-21 16:04
      762

               Духовно-образовательный центр "Гарегин I" построен из армавирского туфа и расположен на территории в 2000 кв.м

    • В ЦЕНТРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - ЛИЧНОСТЬ
      2018-02-21 15:53
      3464

          "Из истории армянского искусства" - так называется сборник статей Рубена Дрампяна, вышедший в Ереване при содействии Национальной галереи и Института искусств НАН Армении. Редактор-составитель и автор вступительной статьи доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Института искусств И.Р.Дрампян.