Последние новости

РЕЖИССЕР ИЛИ ДЕЛЕЦ - ОБА ПОДХОДА ПОРОЧНЫ

Заподозрить доктора искусствоведения, члена-корреспондента АН, гуру отечественного театроведения Генрика ИОАННИСЯНА в том, что он рвется в ректоры ГИТиКа, невозможно при самой большой мнительности. А посему походы мэтра в высокие инстанции в попытке разъяснить, что высшее учебное заведение – это не рынок и театр в одном флаконе, могли бы показаться просто наивными. "Я закончил этот институт, и у меня есть моральный долг перед своей alma mater", - говорит Генрик Иоаннисян. "Моральный долг" - звучит атавизмом, но, согласитесь, что-то в этом есть…

- Господин Иоаннисян, что вас не устраивает в нынешней системе обучения? Ведь постоянно ведутся разговоры о концептуальных переменах, о стремлении шагать в ногу со временем.

- Если какое-то здание начинает рушиться, подпирая стены, его не укрепишь, что же говорить о косметическом ремонте? Следует смотреть в корень – нет ли ошибок в фундаменте? И был ли вообще фундамент крепким? Много лет спустя после окончания института я пришел к выводу, что и в те времена наш институт был скорее училищем, чем вузом. Формально он давал диплом о высшем образовании, но это было прекрасное училище, школа. Гулакян работал с нами так, что в 58-м году на смотре театральных вузов в Москве нас и школу-студию МХАТ оценили одинаково, а он сказал: "Не удивляйтесь, это не вопрос таланта, это вопрос правильной постановки работы". Не знаю, были ли в Европе, России театральные педагоги такого класса. Это был человек, которому удалось поднять театр имени Сундукяна действительно на академический уровень. В 58-м в Москве мне не приходилось удивляться. Так же, как в 87-м, я не удивлялся в Париже, когда смотрел в "Одеоне" "Венецианского купца" – казалось, все такое знакомое, даже реакция и уровень публики, даже занавес, который в финале поднимался вновь, только если этого потребует зритель. Я не утверждаю, что Гулакян был самым выдающимся армянским режиссером, но он был именно строителем театра, не меньшим, чем Рубен Симонов. Он был убежден, что любой человек, кем бы потом он ни стал – актером, театроведом, администратором или капельдинером, – должен пройти крещение сценой. Наша сегодняшняя проблема, можно сказать, трагедия, в каком-то убогом провинциальном модернизме, а это ужасное дело. В моем возрасте смешно считать себя человеком XXI века, но я убежден: старый добрый консерватизм значительно лучше.

Доктор искусствоведения, член-корреспондент АН Генрик Иоаннисян.- В смысле, прежде чем приступать к программированию, надо в любом случае выучить буквы?

- Примерно. Вот как отбирают студентов в высшую театральную школу в Лондоне? Абитуриент читает два текста – Шекспир и что-нибудь современное. Таким образом проверяют, в какой мере на него воздействует логос. Трогает ли его, цепляет ли художественный текст? И если нет – вопрос закрыт. Актер – это тот, кто загорается от текста, и в основе театра лежит литература. Я занимался средневековым театром и хорошо знаю, что такое цирк, это тоже театр, но специфический. А у драматического театра текстовая основа, и, если ты не способен ее прочувствовать, дальнейшие разговоры излишни. Я, например, на экзамене всегда спрашиваю – какую поэзию вы любите? Но сегодня поэзию не знают и не любят… Отсутствие литературной эрудиции - самая большая брешь в нашем сегодняшнем образовании. Гулакян утверждал, что никакие уроки сценречи не в силах помочь, если ты не начитан. Нам преподавала Айкуи Гарагаш, декламацию которой слышал Туманян и даже поцеловал ей руку. Она передала нам армянский язык тифлисской школы Овнанян и привила вкус к слову, к его звучанию.

А сегодня сценическая речь является побочным предметом, который преподает кто попало, люди, которые, возможно, не знают грамматики. И мы слышим, как сегодня говорят со сцены. У предыдущих поколений такой проблемы не было. Самый большой недостаток нашего сегодняшнего театра – отдаление от логоса.

- "Вкус к слову", "эрудиция", "логос" - это даже не атавистические критерии, это же немыслимая экзотика!..

- Можно и проще. Этот институт был основан Вавиком Варданяном. Приведу один пример того, как вел себя ректор. Студент докуривает сигарету и забрасывает окурок в дальний угол коридора. Ректор Вавик Варданян видит это и, не произнося ни звука, подходит, наклоняется, подбирает окурок и несет его в урну. Студент теряет дар речи. Вот это называется воспитанием. А если ты орешь: "Мне довелось сидеть!" - это конец всему.

- Ну почему же? Последний ректор вывесил прямо перед входом в институт десять заповедей: "не плеваться!", "не орать!", "не материться"…

- Это уже комедия! Хотя, если преподаватель позволяет себе опаздывать, входить в аудитории в расхристанном виде, чего же требовать от студента? Я не могу представить, чтобы мы в свое время вошли в институт небритыми или неопрятными. И это во времена, когда у каждого был один пиджак и две рубашки. Вагаршян, мэтр, народный артист, депутат Верховного Совета СССР, входя в институт, первый с улыбкой здоровался со встречным студентом-первокурсником. Гулакян был предельно строг. В Москве он назначил нам репетицию, на которую мы опоздали – ехали издалека, не знали города, - и он ужасно рассердился. А уже по приезде в Ереван вошел в аудиторию и начал первый урок с извинения – простите, я был неправ. Пожалуйста! Все это было воспитанием. Все это я не могу забыть, хотя прошло больше полувека. И я не могу руководствоваться иными принципами, входя в это здание.

- На официальном уровне принято считать, что последний ректор произвел революцию в учебном процессе, глобальную реформу. Вы разделяете эту точку зрения?

- Ничего подобного сделано не было. У меня очень противоречивое отношение к Армену Мазманяну. Он был моим студентом, и хорошим студентом, задающим умные вопросы. С тех пор мы дружили, он относился ко мне с пиететом. Потом произошла революция, и люди подверглись метаморфозам… Он приватизировал и продал АДРИ… Это одна сторона вопроса. В институте существовало недовольство – всеобщее. Знаете почему? Он ставил себя над всеми, мог наорать на любого. Это не могло не вызывать реакцию. Потом у всех снизили зарплаты. В финансовом отчете института была зафиксирована задолженность в 75 миллионов драмов. Замелькало слово "ссуда". Я не понимаю, на что, для каких целей учебное заведение должно брать банковскую ссуду? Еще одно обстоятельство из ряда вон – внутри вуза было создано чуть ли не министерство: руководитель администрации, пресс-секретари, помощники, референты, контролеры…

- С зарплатой в два-три раза большей, чем у преподавателя-академика… Тем не менее этот эксперимент считается весьма удачным, и звучат призывы продолжить правое дело.

- Нельзя руководить учебным заведением с подобных позиций. Нельзя все мерить деньгами и рыночными отношениями. Это называется вульгарным прагматизмом. И этот принцип был поднят на щит не Арменом Мазманяном, а нашими властями. Но есть еще один порочный подход. Надо раз и навсегда разделить театральное или кинообразование от собственно театра и кино. Режиссера или актера нельзя назначать ректором, институт должен строиться по университетскому принципу. Поручать режиссеру руководить учебным заведением в корне неправильно. Руководить артистами не значит представлять, что такое система образования. Ведь никому не приходило в голову назначать ректором Вардана Аджемяна или великого артиста Грачья Нерсесяна. Я убежден, что руководителем учебного заведения не может быть актер или режиссер – это должен быть театровед или киновед. Сегодня Школой-студией МХТ в Москве – лучшим учебным заведением – руководит театровед Анатолий Смелянский. Это верный подход. С 90-х нашим институтом руководили артисты, а теперь существующую ошибку удваивают. Теперь говорят о менеджере. Причем в наших сегодняшних реалиях руководство почему-то доверяют хитрым, склонным к авантюрам людям. Считается, что только они могут обеспечить экономический и финансовый рост. В действительности подобные люди служат только собственным интересам. Но почему-то интеллигентный человек доверия не вызывает. Избрать режиссера или дельца – оба эти подхода порочны. Хотя ищут именно такого. И говорят – это будет единственно правильным решением. Я сейчас озвучиваю точку зрения, которую довелось услышать из уст официального лица: "Человек, который представляет учебные и научные задачи, вопросы образования - да, мы с вами согласны. Но здесь есть и другие проблемы, и мы ищем человека, который будет обеспечивать финансовые вливания". Я с этой позицией категорически не согласен и считаю ее двойной ошибкой, которая приведет к нравственному краху. Впрочем, основа ему уже заложена.

- А если отвлечься от финансовой составляющей, что, на ваш взгляд, необходимо изменить собственно в системе арт-образования?

- Мы можем превратить это учреждение в приличную школу. Есть предметы, которые необходимо изучать, а их не проходят. Об уровне эстетики как предмета вообще говорить не приходится. Надо приглашать людей из Института философии. Теоретикам необходимо изучать язык – армянский и иностранный. Если приглашать кого-то из-за рубежа, это должны быть люди, которые действительно учат, а не превращать приглашение в дешевое мероприятие для галочки. И самое главное – актерское мастерство преподают режиссеры. А они озабочены не воспитанием индивидуальности - они реализуют какие-то свои идеи с преобладанием режиссерской концепции. Но изучает же художник рисунок, перспективу, анатомию, а в какой манере он будет рисовать – это его дело. Мне кажется, в театральном образовании также в первую очередь следует обеспечить этот академический уровень. Актеру необходима прикладная психология – мастерство условного поведения на сцене. Грим как отдельный предмет не существует, его вообще стали путать с косметикой. А грим следует рассматривать как художество. Слово, органика, грим, детали костюма – всему этому надо учиться, это есть профессиональная грамотность. Нельзя сломя голову кидаться в "космос", перелетая через азы, основы, школу.

- Здесь две проблемы – как увеличить качество неслучайных преподавателей и как уменьшить количество случайных студентов.

- Эти "количества" - вопрос вопросов. Вот у меня было две группы - сорок человек в аудитории! И в каждой группе умных внимательных глаз не больше семи пар. Когда-то на актерский принимали максимум 15 человек… То есть, что бы мы ни говорили, ситуация не слишком изменилась. Одаренные, культурные, воспитанные люди сохранились в той же пропорции. Даже в определенной степени они лучше нашего поколения, задают хорошие вопросы, подходят после лекции – создается реально хорошее впечатление. Но рядом есть масса случайных людей, которые либо с трудом нас терпят, либо подходят и честно говорят: можно я уйду? Теперь, когда вхожу в аудиторию, сразу говорю: кто хочет уйти, лучше это сделать сейчас, зачем сидеть и мучаться? Так нельзя! Принимают недопустимо много! Я даже не знаю, сколько режиссерских дипломов в год выдается в нашей маленькой стране. И сколько из этих дипломированных режиссеров элементарно умеют ставить мизансцены? По какому праву Институт театра и кино должен быть таким большим? Много лет назад я предлагал Сосу Саркисяну первые два года не говорить на темы режиссуры или театроведения, всех принимать на актерский. Пускай сначала практически усвоят актерское ремесло, хоть несколько раз выйдут к зрителю при свете рампы, а уже потом можно выделить четыре-пять человек и сделать режиссерский курс. Из них еще один-два человека, продолжив образование в университете, могут стать театроведами. Сос тогда сказал: в десятку стреляешь…

- Господин Иоаннисян, вы верите, что ваши аргументы найдут отклик у тех, кому предстоит назначать нового ректора?

- Если быть до конца откровенным – нет. Я просто думаю, нужно привести в институт приличного человека, с ученой степенью, культурного, умеющего системно мыслить. Если этот институт так или иначе существует, его просто необходимо привести в порядок.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
      2018-11-07 16:50
      829

      К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.

    • "ТОЛЬКО ДИЛЕТАНТ НЕ УВАЖАЕТ МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА"
      2018-10-31 15:31
      2435

      Просвещение культурой задвинулось в долгий ящик Октябрь уж наступил. Более того - он закончился. Системе школьного абонемента на посещение очагов культуры, разработанной совместными усилиями министерств культуры и образования и поданной под громкие фанфары, которую планировалось запустить с 1 октября, так и не дан старт. Вот и хорошо. Только зачем надо было "стулья ломать"?

    • "ЖДАТЬ НЕЧЕГО - НАДО РАБОТАТЬ"
      2018-10-31 15:29
      2353

      Ванадзорский Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна на днях вернулся из Америки, где молодые артисты успешно показали спектакль "Берегите мужчин". Художественный руководитель театра, народный артист РА Ваге ШАХВЕРДЯН радуется успеху своих питомцев, а вот их будущее, как и будущее армянского театра в целом, мэтру армянской режиссуры оптимизма не внушает.

    • КОГДА "ВЕРХИ" ХОТЯТ И "НИЗЫ" МОГУТ
      2018-10-22 16:36
      2218

      Завершился III Театральный фестиваль в г. Абовяне В течение прошедшей недели жители города Абовяна могли увидеть на своей сцене лучшие спектакли столицы. Абовянский театральный фестиваль, который уже в третий раз проводится совместными силами мэрии города и Союзом театральных деятелей Армении, уже стал традицией, что важно. Что еще важнее - результаты этого культуртрегерского проекта все очевиднее.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В школах Армении стартовала Неделя медиаграмотности
      2018-11-05 12:45
      1129

      И.о министра образования Армении Араик Арутюнян на своей странице Facebook анонсировал начало недели медиаграмотности в армянских школах, которая продлится до 9-го ноября, передает АРКА.

    • ЛИСТЬЯ САРЬЯНА И ДРУГИЕ ИСТОРИИ ЮРИЯ РОСТА
      2018-10-31 15:43
      2495

      16 октября в Доме Москвы открылась выставка фоторабот замечательного фотографа и журналиста, писателя, актера и телеведущего Юрия Роста - признанного, легендарного, неповторимого...

    • CОЛНЦЕ В КВАДРАТЕ ВАЛЕРИИ ОЛЮНИНОЙ
      2018-10-31 15:38
      2458

      Сборник "Армения - солнце в квадрате" обобщает опыт исследований публициста по многим направлениям: здесь размышления о Геноциде армян в Османской империи , об армянском искусстве, о "диалогах культур" на пересечении духовного пространства Армении и Арцаха с Украиной, Абхазией, Грузией, Турцией, Россией и даже Швецией.

    • ОТ ЭПОХИ БРОНЗЫ ДО НАШИХ ДНЕЙ
      2018-10-31 15:34
      2366

      III-II тыс. до н. э. на Армянском нагорье - эпоха бронзы. В этот период производительные силы общества переживают огромный подъем. Возникает пахотное земледелие, применяются примитивные способы орошения земли и на этой основе развивается также садоводство. В число одомашненных животных включается лошадь.