Последние новости

ПОСВЯЩЕНИЕ

Празднование 110-летия Арама Ильича Хачатуряна не только дань памяти и преклонение перед великим композитором. Это еще и дар всем поклонникам музыки, ибо программа юбилейного года насыщена сюрпризами, полными незабываемых арт-удовольствий. Одним из таких подарков для меломанов станет концерт, который состоится 18 апреля в концертном зале им. А.Хачатуряна. Вместе с Филармоническим оркестром Армении под управлением маэстро Эдуарда Топчяна на самую авторитетную концертную сцену страны выйдет пианистка с мировым именем и наша соотечественница - Дора СЕРВИАРЯН-КЮН.

"Самое изысканное исполнение"

Созданный Арамом Хачатуряном в 1936 году Концерт для фортепиано не случайно снискал славу "подлинного праздника фортепианного творчества" и стал одним из самых репертуарных произведений на концертных площадках мира. "Позволю себе сказать, что фортепианный концерт Хачатуряна – одно из немногих произведений этого жанра, являющееся поистине Концертом, а не просто пьесой для фортепиано с оркестром. В нем есть масштабность, есть яркое, острое противопоставление и соревнование солиста и коллектива", - писал когда-то тот, кому Маэстро посвятил свое блистательное произведение, великий пианист Лев Оборин.

…ИЗЫСКАННАЯ, СТИЛЬНАЯ БЛОНДИНКА – с первого взгляда ее даже можно спутать с Патрисией Каас – опускает руки на клавиши Steinway. И только руки – сильные руки пианистки – напоминают о том, что сейчас начнется другая игра. Руки, поражающие своей неповторимостью, своим безумно страстным выражением, своей готовностью к единоборству. Когда чувствуется, что человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в кончики пальцев, чтобы самому не быть взорванным ею.

Концерт Хачатуряна насыщен замечательными по выразительности и красоте разнообразными музыкальными темами, уходящими своими глубочайшими истоками к различным пластам армянской народной музыки. И Дора Сервиарян-Кюн с одинаковым блеском разворачивает перед слушателем темы мужественные и лирические, нежные и огненно-темпераментные, она придает музыке невероятную жизненную образность, передает ее национальный характер, вкладывая в исполнение тончайшее понимание и свой могучий темперамент. А Хачатурян – он дирижирует концертом - вслушивается в каждую ноту, задумчиво смотрит в партитуру или благосклонно кивает. Ощущение поразительное, ассоциации сменяют одна другую – Автор и Муза, Учитель и Ученик, Божество и Жрица, а в итоге – пиршество музыки, от которой захватывает дух. Так выглядит запись Дорой Сервиарян-Кюн третьей части Концерта для фортепиано Хачатуряна, которую можно назвать клипом, а можно, как предпочитают специалисты, "визуально-инновационным подходом к записи исполнения классической музыки". В настоящее время эта запись находится в регулярной ротации американской национальной телевизионной программы Classic Arts Showcase, а также регулярно появляется в эфире канала A&E в программе "Завтрак с Искусством".

Журнал "Граммофон" опубликовал рецензию Айвена Марча на исполнение хачатуряновского концерта Дорой Сервиарян, который, в частности, написал: "Самое изысканное исполнение фортепианного концерта с тех самых пор, как впервые в 1953 году Маура Лимпани исполнила его под управлением Фистулари, и это издание ASV необходимо иметь в коллекции".

Одна, но пламенная страсть

В первый раз Дора Сервиарян-Кюн выходила на сцену ереванского концертного зала имени своего кумира в 1996 году. Тогда концерт, ставший ее визитной карточкой, она исполняла совместно с армянским Филармоническим оркестром под управлением Лориса Чкнаворяна. В том же году была произведена запись Концерта для фортепиано Хачатуряна, получившая высокую оценку журнала "Граммофон" и награду "Выбор критиков".

ОНА РОДИЛАСЬ В ЛИВАНЕ, В БЕЙРУТЕ, в армянской семье. Отцу ее строгостью было далеко до герра Моцарта, а занятия фортепиано в четырехлетнем возрасте проще объяснить детской, но одержимостью девочки музыкой, которой она посвятила жизнь. Потом были годы уже профессионального ученичества - степень бакалавра она получила уже в США, в Истманской школе музыки, а степень магистра по фортепиано в университете Южной Калифорнии.

За свою долгую творческую жизнь – сегодня пианистке 77, но руки ее все так же летучи, а темперамент все такой же огненный - Дора Сервиарян-Кюн играла с многочисленными оркестрами в США, Азии, Латинской Америке и на Дальнем Востоке. Прославленные музыкальные коллективы, в их числе Остинский, "Истман Филармониа", "Лонг-Бич Орчестра", оркестры штатов Колорадо и Юта, национальные симфонические оркестры Армении, Чили, Кубы, Венесуэлы и Вьетнама. В свое время ее выступления с Национальным оркестром Кубы и пять концертов с Вьетнамским национальным симфоническим оркестром в Ханое, Юэ и Сайгоне стали первым выступлением американского солиста в "конфликтных регионах" за многие годы. Дора Сервиарян-Кюн выступала с тремя ведущими оркестрами Китайской Народной Республики, в том числе с Китайским национальным симфоническим оркестром. Именно в его сопровождении в исполнении знаменитой пианистки впервые в Поднебесной прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром Хачатуряна.

В числе ее недавних побед - концерты с Boston Pops Orchestra, Montevideo Philharmonic, с Китайским филармоническим оркестром в концертном зале Запретного города в Пекине – звучал Григ и, конечно же, Хачатурян. Недавно 100-летие великого армянского композитора торжественно отмечали и в Карнеги-холле, где Дора Сервиарян исполняла свое брендовое произведение – на сей раз с Филармоническим оркестром России.

В профессиональной одержимости, которая овладела маленькой Дорой в детстве, с годами выкристаллизовалась "одна, но пламенная страсть" - Концерт для фортепиано Арама Хачатуряна, который она с неизменно оглушительным успехом исполняет в течение своей долгой творческой жизни на крупнейших сценах мира.

Еще в 2004 году "Пенгуин Букс" утверждал, что Дора Сервиарян-Кюн четко и ясно рекомендует, как надо исполнять этот концерт в современном ключе… "С тех пор как его впервые исполняли Маура Лимпани и Уильям Капелл, такого исполнения, которое иначе как превосходным не назовешь, нам не приходилось слышать". На счету знаменитой пианистки не один альбом, записанный для фирмы Sanctuary/ASV. Запись Концерта для фортепиано Арама Хачатуряна включена ASV в специальное издание -Platinium Series - XXI века.

Бонус – документальный фильм "Хачатурян"

Новой встречи с Дорой Сервиарян-Кюн ереванским меломанам пришлось ждать долгих восемнадцать лет. И все-таки она случится благодаря инициативе Государственного филармонического оркестра, на которую с энтузиазмом откликнулось Министерство культуры. 18 апреля в Большом хачатуряновском зале состоится знаменательный концерт, в котором Дора Сервиарян-Кюн вновь выступит с Филармоническим оркестром Армении, теперь уже под управлением маэстро Эдуарда Топчяна. В программе Мендельсон – симфония N4 "Итальянская" и, конечно же, Хачатурян – Концерт для фортепиано с оркестром.

ОДНАКО ИМЕНИТАЯ ПИАНИСТКА является не только "ведущим интерпретатором Концерта Хачатуряна", как ее определяет критика, она ярый пропагандист музыки великого композитора, и не только со сцены. В 2002 году Дора Сервиарян-Кюн стала создателем и продюсером документального фильма "Хачатурян". Картина получила награду в номинации "Лучший документальный фильм" на Голливудском фестивале в 2003 году и была распространена на DVD компанией Video Arts International. Это действительно картина – выразительное полотно, созданное режиссером Питером Розеном, жизнь и творческий путь художника на панорамном фоне эпохи - "отец народов" и "великий сеятель кукурузы", ареопаг тех, кто делал искусство советского времени, чтобы остаться во времени и истории навсегда. И среди них Арам Хачатурян, его "Спартак" и "Гаянэ", его концерты и саундтреки к фильмам. Могучий талант. Великая музыка. Музыка, звучащая уже из вечности и для вечности.

19 апреля в Синем зале столичного кинотеатра "Москва" состоится армянская премьера документального фильма "Хачатурян", созданного Дорой Сервиарян-Кюн. Филармонический оркестр Армении к юбилею Арама Хачатуряна приготовил для меломанов не просто сюрприз, а сюрприз с бонусом!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КАПИТАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ. А ОКУЛЬТУРИВАНИЕ КАПИТАЛА?
      2017-07-26 16:11
      6917

      Станет ли взаимодействие взаимовлиянием? Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна города Ванадзора теперь будет иметь совет попечителей. Инициатива создания такого совета, в который войдут и корифеи культуры, и представители крупного бизнеса, принадлежит новому и молодому директору театра и находит, а точнее, уже нашла поддержку в Министерстве культуры РА. Все к обоюдному удовольствию – государство стремится минимизировать свои затраты на культуру, театр – выжить и не утратить лица.

    • ЗАРЯДИЛИСЬ НА 100 ПРОЦЕНТОВ!
      2017-07-25 12:17
      7370

      После режиссерской лаборатории Чеховского фестиваля В Москве завершился XIII, юбилейный - существует уже 25 лет - Международный театральный фестиваль им. Чехова, в рамках которого состоялась очередная Лаборатория молодых режиссеров стран Содружества, Балтии и Грузии, организованная Международной конфедерацией театральных союзов под эгидой и при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств СНГ. Наши молодые режиссеры - постоянные и активные участники этой лаборатории, которая, по их собственному признанию, дает огромные импульсы и помогает нащупывать новые пути.

    • "100 СПАРТАНЦЕВ",
      2017-07-12 15:49
      6052

      или Воспитание капитализацией Если верить историкам, в древней Спарте едва родившегося на свет младенца мужского пола бросали в воду. Не выплывет – туда ему и дорога. Выплывет – его счастье. Времена были постпервобытные, дикие, лакедемоняне нуждались в воинах. В таком вот жестоком горниле ковались несгибаемые спартанцы… 

    • ЖИЗНЬ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН – ПРОКЛЯТИЕ ИЛИ ПРОРЫВ?
      2017-07-07 15:10
      3044

      Новый этап в истории Национального театра Кажется, пора бы уже остановиться, но нашему искусству вновь придумали жизнь "в новых реалиях", обеспечив ему очередную борьбу за выживание. Чтоб не расслаблялось?..                На прошлой неделе в Национальном академическом театре им. Г.Сундукяна произошло сразу два события, которые должны изменить жизнь alma mater, и, следует надеяться, изменить к лучшему. Главный драматический театр страны обзавелся новым директором и новой экспериментальной малой сценой.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • С ЛЮБОВЬЮ К ПЕВЦУ МОРЯ
      2017-07-28 14:46
      7914

      Выставка современных армянских художников, посвященная 200-летию И.АЙВАЗОВСКОГО Два века отделяют нас от даты рождения великого мариниста Ивана (Ованеса) Айвазовского, творчество которого определяет целую эпоху в истории мирового изобразительного искусства. Но интерес к его личности и искусству не ослабевает и сегодня. И без стремления сказать что-то свое, заслуживающее внимания читателей, писать об Айвазовском невозможно. Много интересного об Айвазовском мы узнали в последние годы из книг, альбомов, статей исследователя его творчества, заслуженного деятеля искусств Шаэна Хачатряна. Целью искусствоведа было по возможности шире представить армянскую сторону жизни и творчества художника, пока еще мало известную русским любителям искусства.

    • ВЕЧНО ЖИВОЕ ИСКУССТВО
      2017-07-28 14:43
      7322

      29 июля – день рождения пианиста, композитора и дирижера, руководителя Государственного эстрадного оркестра Армении Константина Орбеляна. Ему исполнилось бы 89 лет. 

    • АРМЯНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. ТРУДНЫЙ ПУТЬ
      2017-07-28 14:28
      9294

      В этом году исполняется 115 лет со дня прибытия в Эривань первого поезда. Об этапах развития путей сообщения в Закавказье написано немало исследований. Одно из них - "История железных дорог Закавказья"- написано инженером путей сообщения Аристакесом Сагратяном. Эта книга - итог многолетней кропотливой работы по сбору, обобщению и систематизации материалов многолетней истории Закавказской железной дороги. Историю строительства исследовал и председатель Фонда помощи и содействия российским соотечественникам РА Иван Семенов. Отрывок из его книги, любезно предоставленный "Россотрудничеством", предлагаем вниманию читателей "ГА". 

    • МОЯ СУНДУКЯНОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
      2017-07-28 13:58
      5867

      Каждый раз, когда я мысленно приезжаю в Ереван, первым долгом иду в парк 26 Комиссаров, где больше века находится настоящий храм искусства - Академический драматический театр имени Габриела Сундукяна. Стою у входа и тихо, почти шепотом, говорю: "Остались ли мои ровесники, которые вместе со мной могли бы разделить то чувство, которое мы испытывали, с трепетом ожидая открытия занавеса?"