Последние новости

ОГОНЬ СКВОЗЬ ПЕПЕЛ

Сегодня вряд ли можно найти живых свидетелей кровавых событий начала XX века, тех, кто пережил Геноцид, исход из родных мест, кто носит в себе страдания целого народа, не познав радости детства. Но живы их потомки, их внуки и правнуки. Лишенные родной земли и крова, рассеянные по всему миру, наперекор всем испытаниям, выпавшим на их долю, они продолжают жить, активно строить, творить и созидать, способствуя расцвету той страны, где они обосновались. Но каждый из них несет в себе боль своих предков, никогда не забывая о том, что было...

ПОЧЕМУ ЭТА ТРАГЕДИЯ ДО СИХ ПОР ТАКОЙ БОЛЬЮ ОТЗЫВАЕТСЯ В НАШИХ СЕРДЦАХ, ведь прошел без малого целый век? Наш народ первым в XX веке подвергся Геноциду, когда в 1915 году младотурки стали планомерно осуществлять свой чудовищный акт истребления целой нации, когда по приказу тогдашних правителей Османской Турции за краткий срок были зверски убиты более миллиона армян, ни в чем не повинных мужчин, женщин, детей и стариков. Когда из Константинополя стали выселять и в пути группами уничтожать известных западноармянских деятелей культуры, которые имели большие заслуги не только в развитии армянской, но и турецкой культуры. Увезенный в числе первых смертников и чудом спасшийся Комитас от всего увиденного сошел с ума и 20 лет, до самой кончины, находился в психиатрической больнице. Каждый из них нес в себе гены своего народа и разделил его судьбу. Поэтому нет армянской семьи, в сердце которой турецкий ятаган не оставил бы свой черный след. И как писал Геворг Эмин: "Жил древний народ на своей родной земле, слившись с нею воедино. Окровавленный ятаган срубил его под корень, и создались две страшные, чудовищные половины - "народ без земли и земля без народа..."

А вот и свидетельство посла США в Турции Моргентау: "Я уверен, что во всей истории человечества нет стольких ужасающих фактов, как эта резня. Великие избиения и гонения, наблюдавшиеся в прошлом, кажутся почти незначительными по сравнению со страданиями армянской нации в 1915 году".

Турецкие палачи надеялись, что вскоре все будет предано забвению. Но разве все это можно забыть? Геноцид армян - чудовищное преступление, которое не забывается, память о нем передается из поколения в поколение, от отца к сыну, внуку, правнуку. Для таких тяжких преступлений нет срока давности. Так или иначе преступники должны ответить за содеянное. И об этом преступлении мы будем помнить до тех пор, пока сквозь пепел армянских жертв будет гореть вечный огонь памяти. И прав был поэт, отметивший, что "Геноцид убил плоть, но закалил дух".

И сегодня, как и каждый год, эта память поднимает нас и ведет по крутой дороге к Цицернакаберду в Ереване, где высится памятник жертвам Геноцида. Но и всюду в мире, где есть большие армянские колонии, созданы мемориалы. Это говорит о таланте народа к возрождению, его беспредельной энергии и жизнестойкости, неистребимости надежды. В минувшем году мне удалось увидеть мемориал в Провиденсе, в столице штата Род-Айленд, где тысячи людей собрались на холме у церкви Св. Саака и Месропа, чтобы почтить память жертв Геноцида. Но сначала несколько слов о столице Род-Айленда.

Сегодня вряд ли можно найти живых свидетелей кровавых событий начала XX века, тех, кто пережил Геноцид, исход из родных мест, кто носит в себе страдания целого народа, не познав радости детства. Но живы их потомки, их внуки и правнуки.Мемориал Провиденса

После шумного американского мегаполиса, каковым является Нью-Йорк, Провиденс поражает тишиной. Он вообще не похож ни на один из известных американских городов. Первое поселение на месте нынешнего города основал Роджер Уильямс, пуританин, изгнанный из Массачусетса.

ПО ПРЕДАНИЮ, УВИДЕВ ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ ПОСЕЛЕНИЯ УЧАСТОК ЗЕМЛИ, Уильямс воскликнул: "Милосердный промысел Божий" (Cod mersiful Proweidence)!" Отсюда и название города. Он расположен на месте слияния трех рек. Стоит он на нескольких холмах и его можно разделить на две части: на западном берегу Провиденса находится центр и деловой район, на восточном - историческая часть. В деловой части Провиденса находятся исторические здания, построенные в викторианском стиле, также в застройке очевидны стили модерн и пост-модерн. Там расположены торговый центр Плейс-Молл, отель Вестин, самые высокие здания штата: здание Банка Америки высотой в 130 метров, здание компании Textron, небоскреб на Кеннеди-плаза. В центре города стоит один из отелей сети Витморе и Арказа - старейший в стране закрытый торговый центр.

Южная часть города - прибрежный район, где разместились нефтехранилище, электростанция, причал для паромов... Многоэтажных домов и таунхаусов немного. Как и в большинстве городов США, здесь живут люди разных национальностей: итальянцы, потомки иммигрантов, латиноамериканцы, азиаты, армяне.

Армян в Провиденсе немало, и, побывав здесь, можно заметить, что рушатся привычные национальные устои, меняется уклад, постепенно от неотвратимой ассимиляции рассеивается "дым отечества". Но все же среди них есть много истинных патриотов, которые всю свою энергию отдают, чтобы сохранить жизнестойкость нашего народа на этих далеких берегах. Токи, питающие эту энергию, они берут на исторической родине - из недр родной земли. Многими нитями они приросли к родным корням. Именно они способствовали тому, что штат Род-Айленд одним из первых в США принял резолюцию о признании Геноцида. И их усилиями в 1977 году в Провиденсе был создан мемориал жертв 1915 года, который возвышается на холме у церкви Св. Саака и Месропа. В основании памятника лежит капсула с землей из Дейр-эз-Зора. Это дух жертв, заключенный в камне, память, защищающая трепетный огонь жизни. Глубокий и светлый смысл этого памятника заключен в надежде на возрождение, на вечное возрождение народа, вопреки всем попыткам его уничтожить.

Памятник создан по инициативе Мемориального комитета Род-Айленда. Комитет состоит из членов трех армянских церковных общин - Армянской Апостольской Церкви Св. Саака и Месропа, "Вардананц" и Армянской Евангелической Церкви. На территории церкви каждый год устанавливается 1500 деревянных крестов в память полуторамиллионов невинных жертв. Главные мероприятия проходят у мемориала, где собираются жители штата, представители губернаторства Провиденса, сенаторы, конгрессмены, мэры городов штата, видные общественные, политические и религиозные деятели.

Как правило, первое слово предоставляется мэру Провиденса. В минувшем году я слушала выступление Анджеле Тавераса, которое мне переводил сидящий рядом композитор Константин Петросян, сопредседатель Мемориального комитета. С середины 90-х годов он работает музыкальным руководителем в церкви Св. Саака и Месропа. В день годовщины он проводит большой концерт из произведений духовной музыки, средневековых армянских композиторов, а также произведений современных армянских авторов на духовные темы.

Потомки с раной в сердце

- Во всех странах мира мы хотим свою разбросанность обратить в силу, - говорит одна из подвижниц Джойс (Зварт) Еремян. - Живя среди разных народов, мы хотим стать посланцами доброй воли и познакомить их с армянами и нашей трагической историей. Именно так мы можем помочь нашей исторической родине, вот стержень всех наших усилий.

ТАК В СЕРДЦЕ ДЖОЙС, ДОЧЕРИ АРМЯНИНА, РОДИВШЕГОСЯ В ТУРЦИИ, с малых лет познавшего страдальческую судьбу изгнанника, горестную жизнь в детдоме, отозвались стоны, раздававшиеся в пустынях Тер-Зора, отозвались памятью, активной патриотической деятельностью. Ее патриотизм не был спокойным чувством, которое возникает в нас в детстве и медленно живет где-то рядом с нами. Он был выстрадан, пришел в зрелости. Это было не мироощущение, но страсть, жгучее, острое, трагическое чувство. Те же чувства отличали ее мужа, патриота Роберта Еремяна, приложившего много сил, чтобы этот памятник жертвам был создан.

Отцу Джойс было 15 лет, когда в Себастии, где он жил, началась резня. Вся семья погибла. Он чудом вместе с сестрой остался в живых. Но их пути сразу разошлись. Он оказался в сиротском доме в Сирии, а сестра - во Франции. Встретились они только через 40 лет.

- Нужно ли каждый год нам собираться здесь? - продолжает Джойс. - Нужно по той простой причине, что сегодняшние молодые люди не знают о поколении, которое, избежав резни 1915 года, воспитывалось в приютах, не знают или не могут себе представить, как лишилась родины часть армянского народа, жила под чужим небом, но сердцем осталась верна родине, жила воспоминаниями об утраченном родном очаге.

В течение одного дня - 24 апреля - в 39 городах штата вывешиваются флаги Армении. Завершить эти заметки мне хочется фрагментом выступления общественного деятеля Овика Акопяна на открытии мемориала жертв Геноцида в Провиденсе в 1977 г.:

"Первая мировая война 1914 года послужила туркам поводом для осуществления давно задуманной ими программы - истребления армянского народа и овладения его землями и богатством. Сегодня, открывая в Провиденсе мемориал жертв Геноцида, мы тем самым навечно связываемся с душами полутора миллионов мучеников.

В 1915 году многие европейские политики и общественные деятели осудили злодеяния турок, но не смогли или не захотели остановить бойню. Среди тех, кто возвысил голос в защиту армян, - посол США в Турции Генри Моргентау, Папа Римский Бенедикт, премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж, премьер-министр Франции Жорж Клемансо и другие. Но турки продолжили свое черное дело. Более того, отрицая факты армянских погромов, принялись распространять вопиющую ложь о том, что, наоборот, это армяне резали турок, причем в 1919 году.

Обратите внимание на дату. В 1919 году в Турции ни один армянин не то что ружье, но и палку не мог взять в руки, чтобы кого-то ударить. Эта гнусная ложь свидетельствует, что турок невозможно превзойти не только в убийствах, но и во вранье.

Есть множество свидетельств уцелевших от Геноцида, а также иностранцев, видевших своими глазами массовое истребление армян. Не буду перечислять. Приведу лишь цитату из статьи редактора турецкой газеты "Джумхуриет" Ахмет Эмин Ялчана (1967 г.): "Талаат-паша вместо того, чтобы дать свободу турецкой нации, истребил 3 миллиона своих соотечественников и опозорил турецкую нацию перед всем миром. И если бы Согомон Тейлирян не застрелил его на улицах Берлина, Мустафа Кемаль положил бы конец жизни Талаата на площади Паязита".

Пусть турки не забывают про это и другие признания своих же соплеменников о том, что было сделано с армянами в годы Первой мировой войны. Право, после всего этого надо обладать разве что толстокожестью турка, чтобы не только отрицать злодеяния, но и обвинять в них жертву.

Что бы они ни говорили, рассеянное по всему свету армянство и живущие в Армении наши братья должны требовать справедливости и возвращения земель, отнятых у армян насилием".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СОЛНЦЕ,УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      307

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • ПЕТЬ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ!
      2018-07-09 16:40
      2471

      Эта песня наиболее полно отвечала жизненному кредо Надежды Саркисян, ее отношению к своей профессии. На прошлой неделе ереванцы простились с этой замечательной джазовой певицей. Твердый характер и умение отражать удары судьбы оказались бессильны перед роковой болезнью, которая унесла ее в 64 года.

    • В ОЖИДАНИИ ПРЕМЬЕРЫ "ВОЛШЕБНОЙ ФЛЕЙТЫ"
      2018-07-06 14:58
      3501

      Решив обогатить свой репертуар, Академический театр оперы и балета им. Спендиарова обратился  к опере Моцарта "Волшебная флейта". Эта одна из последних работ труппы театра в завершающемся сезоне. Недавно прошла генеральная репетиция, а день премьеры пока не известен.

    • ДВЕ ПРЕМЬЕРЫ В ОДНОЙ ПРОГРАММЕ
      2018-07-06 14:56
      2464

      Концерты Квартета им. Комитаса всегда вызывают повышенный интерес прежде всего потому, что этот прославленный коллектив занимает особое место в нашей культуре и по-прежнему остается визитной карточкой страны. Единодушное признание публики в самых разных странах, восторженные отклики прессы сопровождают его всюду, где бы он ни выступал. Едва ли есть еще один коллектив, на счету которого такое обилие гастролей, огромное число исполненных произведений. А сколько сил, энергии, подвижнической работы вложено в его программы! К тому же комитасовцы всегда стремятся преподнести слушателям нечто новое, нестандартное.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ