Последние новости

ИНЖЕНЕР ВЕЛИКОЙ СТРОЙКИ

О том, что Артуш Ордуханян родился 24 апреля, домочадцы – жена и дети узнали случайно. "В ту эпоху не было принято справлять дни рождения старших членов семьи, и календарный день появления на свет моего отца, как и отцов во многих армянских семьях, был вне первостепенных интересов, - рассказывает сегодня старший сын Артуша, 70-летний Геворк Ордуханян. – Мы лишь знали, что родился он в 1915 г., и вели отсчет его возраста по годам. Полная информация о дате его рождения всплыла в период работы над мемориальным комплексом Цицернакаберд, где отец был назначен руководителем стройки.

Завалявшийся в кипе семейных документов отцовский паспорт сотрудники администрации СУ изумленно передавали из рук в руки, не смея поверить совпадению: ведь он, Артуш Ордуханян, возглавивший строительные работы памятника жертв Геноцида армян 1915 г., появился на свет именно в тот день, когда в Западной Армении началось массовое уничтожение турками тысяч наших соотечественников"…

ВРЯД ЛИ САМ АРТУШ ОРДУХАНЯН ПРИДАВАЛ ЗНАЧЕНИЕ ДАТЕ СВОЕГО РОЖДЕНИЯ. Общительный, веселый и энергичный человек, он всегда был в центре внимания своего большого окружения, в котором особое место отводилось армянской интеллигенции. Особенно близок он был с Аветиком Исаакяном, с которым, несмотря на солидную разницу в возрасте, любил встречаться за чашечкой кофе, а то и за обедом, беседуя на различные темы. Варпет был первым, кому молодой Артуш представил свою будущую жену и, заручившись его благословением, сделал ей, своей Сатик, окончательное предложение. Знаком был Ордуханян и с Гарегином Нжде, о котором часто рассказывал близким.

Артуш Ордуханян родился в Ереване. Среди его прямых предков не было выходцев из Западной Армении. Однако погромы на национальной почве коснулись и его семьи: бабушка и дедушка по отцовской линии жили в Нахиджеване и стали свидетелями, а потом и жертвами массовых гонений против армян, устроенных азербайджанцами в начале прошлого века. Отец Артуша рассказывал, как поехал за родителями, но не смог перевезти их в Ереван, да и сам еле спасся, добираясь домой на крышах поездов. Быть может, эти рассказы или судьбоносная дата рождения и подтолкнули Артуша к истории, которой он зачитывался с детства. Тем не менее историком он не стал, а выбрал профессию строителя, которой обучался в Московском инженерно-техническом институте. Возвратившись в Армению, он начал применять полученные знания на практике, участвовал в строительстве ряда объектов, в том числе и памятника Ленину на центральной площади Еревана.

Начиная с 1950-х гг. Артуш Ордуханян работал начальником ремонтного цеха на Каджаранском медно-молибденовом комбинате, в "Фундаментстрое", главным инженером строительно-ремонтного управления Кировского райсовета, в "Ерхимшинтресте", позже начальником СУ Министерства сельского строительства и т. д. Руководителем строительных работ мемориального комплекса Цицернакаберд он был назначен именно из "Ерхимшинтреста"…

СТАРОЖИЛЫ, НЕСОМНЕННО, ПОМНЯТ ВОЛНУ НАРОДНОГО ПОДЪЕМА, прокатившуюся в преддверии 50-летия Геноцида армян по всей Армении и диаспоре. В советскую эпоху несколько десятилетий под запретом находилось все, что связывалось с понятием "национальная идеология", а день памяти жертв Геноцида армян вообще не отмечался. Тем не менее 24 апреля 1965 г. на центральных площадях городов Армении, в том числе и Еревана, прошли массовые митинги и демонстрации с требованием основать мемориал жертв Геноцида, дабы иметь возможность открыто и официально отдавать дань памяти безвинно погибших предков.

В митингах принимали участие и мужчины семьи Ордуханянов, а Артуш оповещал о них своих друзей из числа армянской интеллигенции – поэтессу Сильву Капутикян, художника Арутюна Каленца и других. За месяц до этого, 16 марта, правительство советской Армении уже приняло решение о возведении мемориала. Большую роль в продвижении идеи сооружения памятника сыграл тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Армении Яков Заробян, сделавший все возможное для получения разрешения Москвы. Схитрив, он предложил центру идею строительства обелиска под названием "В память об армянах, павших в I мировую войну", будучи уверенным, что после воздвижения мемориала народ вернет ему истинное название. Надо отметить, что закон о строительстве в Ереване памятника жертвам Геноцида 1915 г. оказался единственным документом на армянском языке, принятым ЦК КП Армении в 1960-х гг.

Был объявлен общенациональный конкурс на создание мемориала с участием специалистов из Армении и диаспоры. Из 69 проектов победителем стал проект архитекторов Артура Тарханяна и Сашура Калашяна под кодовым названием "Флаг Армянской ССР". Строительство памятника было решено осуществить на холме Цицернакаберд, осуществлял его "Ерхимшинтрест", а руководил работами Артуш Ордуханян. "В спешном порядке отец собрал кесабских и ленинаканских камнетесов, с которыми уже имел удовольствие работать над памятником Ленину. Он был уверен, что именно эти прекрасные и опытные мастера годятся для сооружения мемориального комплекса такого масштаба, - рассказывает Геворк Ордуханян. – Предстояло вырыть котлован для строительства, было решено использовать взрывные устройства. Помню, отец тогда попросил использовать устройство помощнее, чтобы, как он выразился, грохот от взрыва был слышен аж в Турции".

Как рассказывает Геворк Ордуханян, суммы для быстрого строительства не хватало (в итоге на строительство ушло 400 тысяч рублей), однако бригада под руководством его отца стремилась поскорее выстроить первые ряды каменных плит, чтобы не дать возможности "верхам" передумать и запретить строительство. На помощь подоспели коллеги из Ленинаканского завода "Строммаш", пригнавшие ночью две камнетесные машины в Ереван. Работали сообща до позднего вечера, чтобы скорее поставить руководящие органы перед фактом. Артуш Ордуханян прекрасно справлялся с организацией всех работ и делал все, чтобы мечта всех армян стала явью.

В народе начался откровенный подъем: люди приходили в выходные, организовывали субботники, помогали в подсобных работах.СЛУХ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ МЕМОРИАЛА ВСКОРЕ РАЗНЕССЯ В НАРОДЕ. С каждым днем все больше людей стали подниматься к Цицернакаберду, чтобы посмотреть на происходящее. Приходили не только друзья Артуша Ордуханяна из числа деятелей культуры, представители диаспоры, в том числе и известный общественный деятель из Ливана Андраник Царукян, но и студенты вузов и техникумов, предлагая свою помощь. Первая статья о строительстве в Ереване памятника жертвам Геноцида 1915 г. вышла в свет в газете "Спорт": редактор был молод и рискнул осветить столь важное событие.

В народе начался откровенный подъем: люди приходили в выходные, организовывали субботники, помогали в подсобных работах. По словам Геворка Ордуханяна, свидетеля этих событий, желающих помочь было так много, что порой на всех не хватало инструментов. Зарубежные дашнакцаканы предложили даже изваять шпиль обелиска из золота и для этих целей объявить сбор средств в диаспоре, однако предложение зарубили на корню, тогда предполагаемые 90 кг золота были заменены на нержавеющий металл.

Торжественное открытие мемориального комплекса состоялось 29 ноября 1967 г. в 47-ю годовщину советизации Армении. В этот день, а с тех пор и каждый год 24 апреля торжественное шествие к памятнику продолжалось и продолжается до поздней ночи. Когда работа была завершена, Артуш Ордуханян вернулся к обыденной работе. В последние годы жизни (а скончался он в 1979 г.) он руководил строительством таких крупных объектов, как комплекс птицефермы Барцрашена, железнодорожные пути Масис - Ереван, водовод Гюмуш - Ереван, пансионат завода "Каучук" в Агверане, и многих других. Прекрасный специалист, он не переставал изучать историю, поражая окружающих обширными знаниями. По стопам Артуша Ордуханяна пошли и его сыновья, ставшие строителями: он передал им профессиональный опыт и знания, но самое главное – уважение к историческому прошлому своего народа, память о трагической странице истории, навсегда связанной волею судьбы с днем его рождения.

Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЕРЕВАНСКАЯ СВАДЬБА ЕРВАНТА ЗАНАЗАНЯНА
      2018-10-10 17:13
      1800

      Возможность стать участником семинара и мастер-класса выдающегося свадебного фотографа Ерванта Заназаняна - редкая удача. Но фортуна мне улыбнулась. Два дня общения с Ервантом и Ани Заназанянами - уникальной четой из Австралии, стали возможны благодаря организаторам мероприятия - компании Eventtoura и студии Anita Matinyan Photography, которые привлекли к участию фотографов из Грузии, России, Болгарии, Бельгии, Эфиопии и, конечно, Армении.

    • ВЫСОКАЯ НОТА НАРИНЕ ЗАРИФЯН
      2018-10-10 16:02
      2130

      Свое первое музыкальное произведение Нарине Зарифян сочинила в 5 лет и назвала его "Лес после дождя". "Помню не только мелодию, но и ощущения, связанные с "первенцем". Я полностью отдалась детской фантазии, представляя ноты каплями дождя, бьющимися о землю и деревья. Мне казалось, что любой, кто услышит эту музыку, поймет, что дождь исполняет свой танец. Я старалась ярче выразить его мелодию, подбирая на слух нужные клавиши фортепиано", - в преддверии своего 60-летнего юбилея начала рассказ композитор, профессор Ереванской государственной консерватории им. Комитаса Нарине Зарифян.

    • ЖИВОПИСНЫЕ КАРДИОГРАММЫ НУРА
      2018-10-08 16:13
      2161

      В своем знаменитом трактате "Начала" древнегреческий математик Евклид называет "линию" "длиной без ширины", то есть объектом, имеющим одно пространственное измерение и протяженную форму. Современный армянский художник и дизайнер Арман Нур уверяет: если линия попала в руки творца, она способна не только создать ширину, но и обрести осмысленное содержание, красоту и ценность произведения искусства. В этом нетрудно убедиться, посетив выставку Нура, открывшуюся в его именной галерее и названную символично "Древо".

    • JAR – МОСТ МЕЖДУ АРМЕНИЕЙ И ЯПОНИЕЙ
      2018-10-03 15:47
      1515

      Что может быть общего между Арменией и Японией - двумя странами с такими несхожими образом жизни, культурными традициями, историей, вероисповеданием, экономикой и географическим положением? На первый взгляд ничего, разве что высокая сейсмичность, присущая обеим странам, и сходство легендарной горы Арарат с Фудзиямой, подмеченное художниками. Культура и стала темой выставки, презентованной несколько лет назад в Национальной галерее Армении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ