Последние новости

КАК СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ

Продлившийся почти месяц VII Республиканский фестиваль "Театр-Х", который Национальная театрально-творческая ассоциация организовывает при поддержке Министерства культуры РА, завершил свою работу, в очередной раз доказав, что армянский театр жив, живет и будет жить, а если молодые деятели театра будут продолжать свой творческий поиск столь же активно, даст Бог, будет жить хорошо. По крайней мере интересно - и для тех, кто делает театр, и для тех, кто его смотрит.

Фестиваль "Театр-Х" завершил работу

Министерство культуры, как и обещало, выделило сумму призового фонда поверх ожидаемого 3000000 драмов. Впрочем, точнее было бы назвать фонд не призовым, а фондом развития. Выделяя деньги, Минкульт оговорил условия: никаких "золотых", "серебряных" и "бронзовых" наград, деловой пафос фестиваля куда лучше фанфар. Соответственно было принято решение - драмы не "выдавать на руки". Создатели трех спектаклей, которые, по мнению организаторов и экспертов фестиваля, работают наиболее перспективно и идут непроторенными, но актуальными для современного театра дорогами, теперь имеют на счету тот самый миллион, который является гарантией возможности продолжить поиск. Посредником в этом деле является ассоциация, которой вменяется в обязанность контролировать, чтобы государственные деньги были потрачены не как-нибудь, а как-нибудь с толком. Если совсем просто, от режиссеров - лидеров фестиваля ждут новых постановок.

Сцена из спектакляОБЛАДАТЕЛЕМ ПЕРВОГО МИЛЛИОНА СТАЛ МАЛЕНЬКИЙ ТЕАТР. Спектакль "Записки сумасшедшего", который Ваан Бадалян еще мальчиком поставил девять лет назад и потряс театральную общественность, в новой версии оказался не только спектаклем абсолютно иного наполнения, но работой безупречной во всех смыслах. Кстати, по ходу обсуждения спектакля молодому режиссеру почти вменили в обязанность еще одну "нагрузку" - начать преподавать в Государственном институте театра и кино. С новым ректором ГИТиКа Давидом Мурадяном уже велись переговоры, и он полностью разделил желание, чтобы умение Ваана ювелирно работать и добиваться от актера безупречного владения профессией вышло за рамки Маленького театра в большой мир.

Второй миллион ушел в Государственный театр кукол им. Туманяна, где Заруи Антонян поставила спектакль "Иллюзии" по пьесе одного из самых модных в России драматургов, Ивана Вырыпаева. Дело не только и не столько в том, что сам формат спектакля для Еревана абсолютно неожиданный - в фойе театра за большим столом, освещенным мерцанием свечей, собираются зрители, и артисты угощают их чаем и рассказывают историю. Дело в том, как они ее рассказывают! В спектакле, где, кажется, ничего не происходит и нет никакого движения, властвует слово - кстати, текст, построенный на аллитерациях и прочих фонетических фокусах, актеры подавали в армянском переводе. Расписанная до звука партитура текста, его внутренний ритм и действие, неожиданность интонаций, безупречность артикуляции держали публику не хуже любого action-а. Если учитывать, сколько нареканий вызывает владение, а вернее, невладение сценической речью молодых актеров, на Заруи Антонян тоже можно возложить дополнительную нагрузку - обязать вовлечь в подобный эксперимент как можно большее число студентов ГИТиКа, в котором она весьма успешно преподает после окончания магистратуры в московском Центре Мейерхольда.

Третий миллион достался независимой группе "+-" за ее одноименный спектакль. Молодой выпускник ГИТиКа и хореограф Гегам Шероян поставил камерный балет длительностью в пятнадцать минут и воздействием на зрителя сильным и долгим. В тесном, наполненном водой аквариуме на полутемной сцене происходило странное шевеление, борьба - слияние и отторжение - странное существо, мрачный сиамский близнец вылезал из воды, породившей все сущее. Близнецы - два полюса притяжения - разделялись и сплетались, демонстрируя публике единство и борьбу противоположностей, а танцовщики Артур Баранов и Давид Григорян заодно - прекрасное владение языком современного танца.

Сцена из спектакляВООБЩЕ МОЖНО БЕЗ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЯ СКАЗАТЬ, ЧТО НЫНЕШНИЙ "ТЕАТР-Х" прошел под знаком танца. По крайней мере явил целый ряд дансантных спектаклей, так что впору проводить отдельный фестиваль. Конкурс здесь был нешуточный. Рядом с постановкой Гегама Шерояна - "PRO Шамирам" Аиды Симон, спектакль, успевший удостоиться театральной премии "Артавазд", "La Vita Nuova" Риммы Пипоян, который молодой хореограф поставила по мотивам любовной лирики Данте и который отдельные специалисты даже сочли незаслуженно обойденным, наконец, "Шах-Мат", ярко работающий в жанре пластического театра Ани Абрамян.

"Наш фестиваль существует уже седьмой год, но такого прорыва в сфере танца никто не ожидал, - говорил на обсуждениях президент "Театра-Х" Ара Хзмалян. - Мне кажется, драматическому театру надо тесно сотрудничать с балетными ребятами, занимать их в своих спектаклях, учиться у них владению и выразительности тела".

Ну а мне кажется, что у Хореографического училища, ГИТиКа, Академического театра оперы и балета, наконец, есть все резоны обратить внимание на то, что вне большой сцены, в камерном формате, молодые активно занимаются современным танцем, не просто активно - умело и качественно. И есть смысл взять эти спектакли на вооружение, ибо в этой сфере мы, оказывается, способны с честью носить оружие. А взять на вооружение - это пиарить, обращать на них и тех, кто их создает, внимание, предоставлять площадки, финансировать, наконец. Можно сколько угодно говорить о том, что делать спектакли исключительно для международных фестивалей - неправильно, но, положа руку на сердце, признаемся: зарубежное признание приятно всем. Три из пяти дансантных спектаклей, вошедших в программу "Театра-Х", можно со спокойной совестью отправлять в фестивальное плавание и ожидать самых радужных результатов. Есть над чем подумать.

Вселяющим оптимизм явлением в рамках фестиваля стал спектакль "Оркестр", поставленный Самсоном Степаняном с труппой "13". Самое знаменательное в ней то, что это 13 человек самых разных профессий, объединившихся под знаком любви к театру. Аматеры - слово "самодеятельность" с душком и произносить его не хочется - проявили такую выдумку и энтузиазм, что сердце радовалось и всякие трюизмы, типа "театр не умрет никогда, пока жив человек, а в нем - игровые силы", лезли в голову.

ЕЩЕ ОДНИМ ЗНАКОВЫМ ЯВЛЕНИЕМ СТАЛИ ДВА ДЕТСКИХ СПЕКТАКЛЯ - "Зоопарк "Мадагаскар", поставленный на сцене Академического театра им. Сундукяна Вигеном Степаняном, и "Волшебный бал", его в Камерном театре организовала Люсине Ернджакян. Обе постановки осуществлены вовсе не под традиционным знаком "елочка для галочки". Это большие, по-настоящему затратные, по-настоящему яркие, так, что глаза разбегаются, спектакли. Национальный театр даже заказал мюзикл композитору Ваге Айрапетяну. Камерный себе такой роскоши позволить не смог и ограничился музыкальным подбором. Но в обоих случаях режиссеры не жалели выдумки, как театр - средств, и актеры тратились по полной программе. Кстати, практика показала, что, если подходить к образу жирафа или бегемотика, да еще в мюзикле, со всей серьезностью, такая работа требует многих умений и, уж точно, является великолепным актерским тренажем.

"Театр не может существовать вне диалога, дискуссии, - считает Ара Хзмалян. -. Он всегда должен поднимать как бы вторую волну - разговор вокруг спектакля, трактовки, исполнения. И наш фестиваль предоставляет такую возможность. Я уже неоднократно говорил - часто обсуждения оказываются гораздо интереснее и содержательнее самого просмотренного спектакля. Главное достижение нашего фестиваля - осознание, глубокое выявление проблем, которые стоят сегодня перед армянским театром, способность их озвучить и предложить определенные шаги в направлении их решения. В формате обсуждений панорамируются наши недостатки и достоинства, становится ясно, чего нам не хватает и что надо делать, чтобы добиваться результата".

Интерес молодых деятелей театра к "Театру-Х" очевиден. Да и при поддержке Министерства культуры фестиваль сам о себе позаботился. Есть финансирование, а значит, будут новые спектакли, будет тема для новых разговоров на территории "Театра-Х".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОСТАВИТЬ ПЬЕСУ И НЕ УГОДИТЬ В ТЮРЬМУ
      2019-02-20 11:24
      1340

      Как и было объявлено, с начала нынешнего года государственные культурные учреждения перевели свое финансовое хозяйство из банков в Казначейство РА. Несмотря на многочисленные обещания, что жить в таком режиме станет не только веселее, но и лучше, январь закончился задержкой выплаты зарплат на полмесяца.

    • НЕТ КУЛЬТУРНОМУ СОЦИАЛИЗМУ!
      2019-02-16 14:01
      2423

                7 февраля большинством голосов членов коллектива Института искусств НАН РА в кандидаты на должность директора института была избрана доктор искусствоведения, профессор Анна Асатрян. Единственно резонансным вкладом в научную мысль теперь уже директора института, а тогда еще и члена Совета старейшин мэрии стала опубликованная два года назад статья-исследование о беспрецедентном вкладе в культуру и науку бывшего мэра Еревана Тарона Маргаряна.

    • ВУДРО ВИЛЬСОН, ОЧЕРТИВШИЙ НАДЕЖДУ
      2019-02-15 14:51
      2911

      "Вы здесь не просто для того, чтобы прожить жизнь. Вы здесь для того, чтобы наполнить жизнь изобилием, видением перспективы, духом надежды и свершений. Вы здесь для того, чтобы обогатить мир. И вы обкрадываете себя, если пренебрегаете этим", - сказал когда-то 28-й президент США, лауреат Нобелевской премии мира, предтеча создания Лиги Наций и ООН Томас Вудро Вильсон. А еще в обозримом прошлом он единственный из мировых политиков, вплотную подошедший к мечте армянского народа: созданию единой страны после сотен лет расчленения. И документальный фильм, созданный компанией "Международное телевидение", так и называется: "Армения Вудро Вильсона - несбывшаяся мечта ХХ века".

    • ЗДОРОВО! Н. ГАРИБЯН НЕ ИМЕЕТ ПРАВА НОСИТЬ ОРУЖИЕ!
      2019-02-12 10:18
      2320

      С вопросом, какое удовольствие получила и. о. министра культуры Назени Гарибян оттого, что испортила праздник 500 детям в Гюмри, наверное, следует обращаться к ней самой. Но почему-то не хочется. Чиновник "блюдет законность". В итоге - ни законности, ни праздника, ни культуры.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Скромные результаты юных олимпийцев
      2019-02-15 13:59
      1673

      В столице Боснии и Герцеговины Сараево 16 февраля завершается XIV зимний Европейский юношеский Олимпийский фестиваль. Наши спортсмены закончили свои выступления, сообщает armnoc.am.

    • "УРБАНАРТ" НА "УЛИЧНОМ ХОЛСТЕ"
      2019-02-14 12:28
      2582

      Деятель современного армянского искусства Мери Мун уверена: для самовыражения художнику не обязательно иметь под рукой холст, достаточно выйти на улицу, найти заброшенную или пришедшую в негодность поверхность, вертикальную или горизонтальную, и нанести на нее рисунок. Однако, чтобы придать "уличному холсту" достойный эстетический вид и сохранить гармонию с окружающей средой, надо иметь необходимые знания.

    • Рипсиме Аракелян: Это новые, гордые и культурные воры
      2019-02-07 16:32
      347

      Этой ночью в Государственном камерном музыкальном театре была совершена попытка кражи. Об этом написала на своей странице в «Facebook» директор театра Рипсиме Аракелян.

    • Юные олимпийцы получили экипировку
      2019-02-07 10:10
      759

      На рассвете 9 февраля пятеро представителей Армении отправятся в Сараево для участия в зимнем Европейском юношеском Олимпийском фестивале.