Последние новости

"ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ" - ПОКОРЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ

Случаются в нашей культурной жизни события, о которых почему-то не бьют в барабаны и не трубят в трубы. А между тем значение их трудно преувеличить, как трудно преувеличить открытие страны – открытие страны своей собственной перед не просто европейским зрителем, но европейским театром высочайшего класса. Именно к таким событиям можно отнести показы спектакля "Юлий Цезарь" Ереванского драматического театра им. Капланяна в постановке народного артиста РА Армена Хандикяна на Международном театральном Шекспировском фестивале в Крайове.

В ГОД, КОГДА ВЕСЬ МИР ОТМЕЧАЕТ 450-ЛЕТИЕ ВЕЛИЧАЙШЕГО ДРАМАТУРГА всех времен и народов Уильяма Шекспира, самый авторитетный Шекспировский фестиваль Европы, фестиваль в румынской Крайове, которая уже сегодня объявлена культурной столицей Европы 2021 года, решил поднять планку, как никогда, и собрать на своей площадке весь цвет европейской театральной режиссуры, культовых, "великих и ужасных", тех, чье творчество формирует, а может, и диктует театральную, и не только, эстетику XXI века. Эдвард Холл и Деклан Донеллан, Юрий Бутусов и Оскарас Коршуновас, Януш Вишневский и, естественно, режиссер, едва ли не национальный герой, арт-лицо Румынии легендарный Сильвиу Пуркарете – это, на минуточку, в течение недели и под одной крышей! Ереванский драматический и Армен Хандикян приехали на фестиваль неведомыми артистами из почти неведомой земли, а вернулись, став не просто открытием, но громко заявив о себе, своем театре и своей стране, показав и доказав культовым и на весь мир распиаренным, что, как гласит армянская пословица, и в маленькой церкви случается большая служба.

"Я глубоко благодарен Союзу театральных деятелей и его председателю Акопу Казанчяну за то, что уже одиннадцатый год в Ереване проходит Шекспировский фестиваль, на который съезжаются директора самых известных фестивалей мировых. Это дает возможность показать себя непосредственно, наладить контакты, избегать длительных, а порой унижающих наше достоинство переговоров. Люди приезжают, воочию видят твой спектакль, и уже никому и ничего не надо доказывать. Я хочу выразить глубочайшую благодарность мэру Еревана Тарону Маргаряну. Едва успел изложить ему, почему я попросил приема, и услышал в ответ: "Не беспокойтесь – вы поедете на этот фестиваль". Мы благодарны Министерству культуры, которое также оказало финансовую поддержку, сделав эту поездку возможной", - говорит худрук Драматического Армен Хандикян.

Благодарность следует выразить и Армену Самвеловичу – его Шекспириана, созданная на сцене Драматического, не только спектакли, облагораживающие лицо отечественного театра, перед которыми снимают шляпу зритель и профессионалы. За последние годы шекспировские спектакли Драматического принимали участие в очень авторитетных фестивалях Польши и Венгрии, каждый раз возвращаясь с высоко поднятой головой. Фестиваль в Крайове – третий и архиавторитетный. При поддержке мэрии и Минкульта группа из 28 человек плюс солидные декорации выехали в Румынию, чтобы показать театральной элите спектакль, первым в истории удостоившийся Государственной премии Республики Армения. Финансирование на сей раз оказалось таковым, что театр побыл на фестивале десять дней, успел не только себя показать, но и на других посмотреть.

В Драматическом готовятся к премьере. И опять Шекспир. На сей раз комедия. „Двенадцатая ночь„ в постановке Григора Хачатряна. Пожелаем ей стать продолжательницей успеха Шекспирианы Драматического театра им. Капланяна."КРАЙОВА – ШЕСТОЙ ГОРОД РУМЫНИИ С НАСЕЛЕНИЕМ 250 ТЫСЯЧ, город, как и страна, отнюдь не богатый. Тем не менее там есть Оперный театр, филармония, несколько роскошных театральных зданий и лучший Шекспировский фестиваль Европы. Это государственная политика – проводить фестивали не в столицах, чтобы обеспечить равномерное культурное развитие страны. По договору, каждый спектакль – участник фестиваля был обязан сыграть кроме Крайовы в еще одном провинциальном городе. Нам достался город Тарго. Но даже там была такая атмосфера, такая чистота и красота, такие доброжелательные люди, а что касается зрителя, то это не зритель, а театральная публика!" - рассказывает Хандикян.

К этой публике Драматический тем не менее выходил "театром–Х". "В первые минуты я поймал себя на том, что беспокоюсь: кажется, в первый раз выхожу к зрителю, которого абсолютно не знаю и который абсолютно не знает меня", - говорит исполнитель роли Антония, заслуженный артист РА Грачья Арутюнян. И зритель, доброжелательный, но за двадцать лет существования фестиваля очень искушенный, устроил незнакомому театру настоящую овацию, и долго-долго не смолкали в зале Национального театра крики "браво!" в честь артистов, так неожиданно прочитавших редко ставящуюся пьесу Шекспира "Юлий Цезарь". А господин Гаспарян не пожалел четырех часов, чтобы приехать в Крайову из Бухареста из Посольства Армении, чтобы лично присутствовать на спектакле, испытать гордость за соотечественников и поделиться этой гордостью и благодарностью с теми, благодаря кому стала возможна эта поездка.

"Я не отношусь к тем людям, которые падают ниц перед любым нашумевшим именем, но за эти фестивальные дни нам довелось увидеть несколько действительно блистательных спектаклей, - говорит Армен Хандикян. – И особенно приятно, что в этой череде наш "Цезарь" не только не затерялся, но оказался явлением, особой краской, мы доказали, что у нас есть свое лицо, свой почерк. Ужасно не люблю подобные вещи и не стану повторять те комплименты, которые делались лично мне. Но то, что было высказано нашему послу известнейшими деятелями театра и шекспироведами, приехавшими на фестиваль, я позволю себе озвучить. Я ставил спектакль о том, что, когда сильные мира сего, стремясь к власти, пользуются всеми дозволенными и особенно недозволенными методами, они должны помнить, что на них смотрит народ, готовый повторить их деяния. А потом приходит момент, когда народом этим уже невозможно управлять, и тогда начинаются хаос и крах, первыми жертвами которых становятся поэты. Так вот, все отмечали, что в ряду изысканных, но во многом, даже в случае трагедий, направленных на развлечение спектаклей, наш отличался большой глубиной трактовки и форма спектакля, его внешний и внутренний масштаб полностью этой глубине соответствовали".

ИТАК, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ШЕКСПИРОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ В КРАЙОВЕ оповестил театральную Ойкумену о том, что в малоизвестной Армении есть такой театр и есть такой режиссер – способные с блеском выдержать конкуренцию рядом с культовыми, "великими и ужасными", на весь мир распиаренными, диктующими театральную эстетику XXI века. Увы, в нашем отечестве эта новость оказалась не слишком значительной. По крайней мере ажиотажа в СМИ явно не вызвала. А зря.

Впрочем, Армен Хандикян и его команда по этому поводу не сильно напрягаются. Армен Самвелович и к самому факту большой, настоящей европейской победы отнесся со свойственной ему сдержанностью. И не удержался от своей, ставшей классикой фразы: "Это все, конечно, приятно, но надо работать дальше". А дальше в Драматическом готовятся к премьере. И опять Шекспир. На сей раз комедия. "Двенадцатая ночь" в постановке Григора Хачатряна. Пожелаем ей стать продолжательницей успеха Шекспирианы Драматического театра им. Капланяна.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КАЗНАЧЕЙСТВО ДЕНЬГИ СОБИРАЕТ, КАЗНАЧЕЙСТВО ИХ НЕ ВЫДАЕТ
      2019-01-15 10:11
      508

      "Мы пойдем другим путем, и впереди нас ждет не что-нибудь, а счастье!" - провозглашало новое правительство. Тем не менее с редкостным упорством оно вцепилось в концепцию, выработанную правительством старым. Ладно концепция - все упирается в реализацию. С реализацией тоже вышла жесть. В результате отечественную культуру окончательно стремятся загнать в угол.

    • ПОСЛЕДНИЙ ПРИКАЗ ЛИЛИТ МАКУНЦ
      2019-01-14 13:13
      763

      Последним приказом в должности и.о. министра культуры Лилит Макунц не продлила договор директора Государственного русского драматического театра им. Станиславского заслуженного артиста РА Фреда Давтяна и назначила временно исполняющим обязанности директора актера Юрия Игитханяна.

    • РАДИ ВЕЛИКОГО "ПОТОМ"!
      2018-12-24 17:20
      4591

      Протестное движение, в последние месяцы накрывшее субъекты, находящиеся в ведении Минкульта, добралось до самого Министерства культуры. С одной маленькой разницей. Если предыдущие забастовки были направлены против "ставленников бывшей власти" и принимались властью новой на ура, теперь протест направлен на новую власть. Со дня ее победы на выборах прошло ровно 10 дней. И ровно через 10 дней вдруг изменились риторика, пафос любви и христосования. Хотели как лучше. Вышло как всегда.

    • ГОД ТЕАТРА
      2018-12-19 15:46
      744

      "Излечись сам" или скальпель хирурга? У нас в Армении Год театра начался раньше, чем в России. Только если в российских театрах он слагается из торжеств и блистательных премьер с присутствием первых лиц государства, а главное - из больших финансовых вливаний, направленных на дальнейшее развитие сферы, у нас все с точностью до наоборот.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Скончался Народный артист Армении Рафаэль Джрбашян
      2019-01-16 13:09
      53

      Заслуженный деятель искусств Армянской ССР Рафаэль Джрбашян скончался в Ереване.

    • ПОСЛЕДНИЙ ПРИКАЗ ЛИЛИТ МАКУНЦ
      2019-01-14 13:13
      763

      Последним приказом в должности и.о. министра культуры Лилит Макунц не продлила договор директора Государственного русского драматического театра им. Станиславского заслуженного артиста РА Фреда Давтяна и назначила временно исполняющим обязанности директора актера Юрия Игитханяна.

    • АРМЕНИЯ НА ВОЛЖСКИХ БЕРЕГАХ
      2018-12-21 16:00
      3675

      Колоритный и многогранный мир армянской культуры, армянских традиций, уходящих в глубь веков и продолжающих жить сегодня, смогли открыть для себя гости фестиваля "Армения - колыбель цивилизации", который прошел 15 декабря в Волгограде.

    • ГОД ТЕАТРА
      2018-12-19 15:46
      744

      "Излечись сам" или скальпель хирурга? У нас в Армении Год театра начался раньше, чем в России. Только если в российских театрах он слагается из торжеств и блистательных премьер с присутствием первых лиц государства, а главное - из больших финансовых вливаний, направленных на дальнейшее развитие сферы, у нас все с точностью до наоборот.