Последние новости

​СИМФОНИЯ ГОР

В первый раз поистине нереальный звук этого инструмента ереванцы услышали лет 15 назад, во время гастролей российского музыканта Аркадия Шилклопера. Тогда этот признанный во всем мире разносторонний музыкант играл джаз. И вот в рамках проекта "Оркестр+" новая встреча с альпийском горном. На сей раз на нем вместе с симфоническим оркестром Театра оперы и балета под управлением Карена Дургаряна играла исполнительница из Швейцарии Элиана Бурки.

ПРОЕКТ ЭТОТ, ИНИЦИИРОВАННЫЙ ШМАВОНОМ ГРИГОРЯНОМ, доставляет много радости любителям интересной музыки. Дуэты симфонического оркестра и экзотических инструментов любопытно не только слушать, но и наблюдать. А на сей раз и слушать, и смотреть было приятно. Эффектная молодая блондинка, элегантно "расправляясь" с громоздким инструментом, выдувала из него красивейшие мелодии.

По словам Элианы Бурки, она начала играть на альпенгорне с пяти лет (на удивленный вопрос о том, как может 5-летняя девочка не только держать его в руках, но и выдувать из него звуки, подобные тем, что, наверное, издавала иерихонская труба, она просто улыбалась и отвечала, что ей просто очень этого хотелось. Мать Элианы, профессиональная пианистка, отдала дочь заниматься фортепиано. Но однажды отец Элианы, велогонщик, участвовал в гонках, а его маленькие тогда дочки стояли у финиша и ждали папу. И, когда он пришел первым, в честь победителя заиграл квартет альпийских горнов. Маленькая девочка увидела и услышала это и сразу же решила, что она научится на нем играть. Родители пытались ее отговорить, но долго спорить с дочкой не стали. Упорные занятия дали свои плоды - в девять лет она уже играла свой первый концерт на большой сцене. Почувствовав вкус к игре и поняв, что без этой музыки она уже не мыслит своего будущего, Элиана уезжает продолжать обучение в консерватории Берна, а затем специализируется в джаз-колледже в Базеле.

Правда, в первое время она больше играет фольклорную и классическую музыку, написанную специально для этого инструмента, но постепенно переходит на молодежную танцевальную. Собирает свой рок-квартет и выступает с ним по всей Европе и записывает альбомы. На сегодняшний день со своей музыкой она объездила уже многие страны мира, включая Японию и Арабские Эмираты. Ее диски издаются в Китае, где она также пользуется большой популярностью. В довершение к общей картине Элиана берет уроки вокала, и теперь на многих своих композициях она еще и поет.

К нам она приехала, чтобы, выступив на сцене Оперного театра, показать все возможности этого уникального инструмента. А они оказались широкими. Инструмент, созданный сотни лет назад в швейцарских Альпах, использовался пастухами для передачи сигналов на расстояние от одного стада до другого на альпийских пастбищах, а также для сбора людей в церковь или в случае, например, военной угрозы или пожара. Это один из самых крупных духовых инструментов в мире. Его длина достигает 2-4 м. Горн обычно изготавливают из молодых деревьев, растущих в горах, таких как сосна, липа и тополь. Древесину расщепляют пополам и удаляют сердцевину. Затем половинки соединяют вместе и скрепляют полосками коры. По крайней мере так было до настоящего времени. Несмотря на то что тональный диапазон альпийского горна достигает трех нот, хорошие исполнители умудряются играть на нем довольно сложные партии.

НА КОНЦЕРТЕ В ЕРЕВАНЕ ЭЛИАНА БУРКИ ПРЕДСТАВИЛА два симфонических произведения, написанных специально для альпенгорна и симфонического оркестра. Первое буквально с первых же нот унесло слушателей к вершинам заснеженных Альп. Казалось, что это некий саундтрек, музыкальное оформление к видовому фильму о природе и красотах Швейцарии. Казалось, что ты видишь горы, покрытые лесами, стада тучных коров, мирно щиплющих травку на лугах, и веселых детишек, танцующих во дворе богатой фермы на сельском празднике. Казалось, что и ты можешь запросто присоединиться к танцующим где-то на полянке. Минут 10-15 сплошного отдыха и полного отключения от мирских забот. Не знаю, такая ли на самом деле Швейцария, но музыка утверждала, что именно так все и есть. Следующее произведение было гораздо более "серьезное" и показало, что на этом, на первый взгляд простецком инструменте можно играть музыку любой сложности.

Всех, кто присутствовал на встрече с Элианой Бурки, интересовал вопрос "не тяжело ли такой элегантной девушке таскать с собой этот громоздкий инструмент?" Заулыбавшись, очевидно, готовая к подобному вопросу, она с легкостью подняла свой горн. Как оказалось, он, несмотря на свои устрашающие размеры, весит всего пару-тройку килограммов. Скажем, виолончель или тем более контрабас гораздо тяжелее и неудобнее при транспортировке. Горн разбирается и складывается в небольшую сумку.

В середине концерта всех ожидал приятный сюрприз. Маэстро Дургарян пригласил на сцену мастера дудука Геворга Дабагяна. Вместе с очаровательной гостьей они исполнили В.Шарафяна - обработки народных мелодий и переложения Комитаса. Дуэт армянского дудука и альпийского горна прозвучал весьма органично, в очередной раз продемонстрировав, что, во-первых, музыка не признает национальных границ, а во-вторых, что все фольклорные инструменты имеют общую душу. Элиана не просто играет на горне, она его изучила и создала свой вариант инструмента - Burkihorn - с тремя клапанами, как на тубе, что позволило расширить возможности инструмента.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНЦЕРТА ГОСТЬЯ ВМЕСТЕ С ОРКЕСТРОМ исполнила зажигательное симфо-джазовое произведение, довольно необычное как для альпенгорна, так и для симфонического оркестра Театра оперы и балета. И тем ценнее был результат - публика буквально пританцовывала, сидя в креслах. Ну а на бис Элиана сыграла фанковую композицию соло, которая также вызвала бурю восторга у зала.

В мире не так уж и много исполнителей на этом экзотическом инструменте. Конечно, в первую очередь это упоминавшийся уже Аркадий Шилклопер, проложивший дорогу своим более молодым коллегам. Затем должны быть упомянуты швейцарцы Бальтазар Стрейф и Кристиан Зендер. Экспериментирует с этим инструментом также и немец Ганс Кеннел. Элиана Бурки - самая молодая из музыкантов, играющих на горне. Она играет на нем практически все - джаз, рок, фанк, блюз, симфоническую и народную музыку. А еще и поет и танцует. Правда, в Ереване мы всего этого не видели и не слышали. Этот вечер был отдан серьезной музыке.

И хотя с нашим оркестром и маэстро Кареном Дургаряном мы знакомы давно и хорошо знаем его возможности, хочется еще раз отметить смелость маэстро, активно работающего с этим интересным "многосерийным" проектом, и поблагодарить автора идеи Шмавона Григоряна за доставленное в очередной раз большое удовольствие. С нетерпением будем ждать нового партнера оркестра в проекте "Оркестр+".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АУДИОНОВИНКИ УХОДЯЩЕГО ГОДА
      2018-12-10 16:00
      138

      Учитывая, что скоро появятся музыкальные альбомы, датированные уже 2019 годом, захотелось "закрыть" год уходящий последней группой интересных записей. Начнем с интересного, но довольно спорного альбома Микаела Абазяна Something More. Записывался он в течение года в ереванской студии "Бревис".

    • ВТОРОЙ ФЕСТИВАЛЬ КНИГИ В ЕРЕВАНЕ
      2018-12-05 12:01
      834

      То, что многочисленные слухи о скорой смерти печатной книги оказались сильно преувеличенными, уже абсолютно очевидно. Об этом говорят и регулярные книжные ярмарки по всему миру, и большие книжные магазины во всех городах цивилизованных стран, и открывающиеся и у нас новые книжные магазины, в которых, кстати, постоянно толпятся люди.

    • МУЗЫКА, НЕ ПОХОЖАЯ НИ НА ЧЬЮ ДРУГУЮ
      2018-11-30 15:27
      829

      Впервые студия эта заработала во Дворце культуры села Нор Ерзнка на рубеже 1978-79-х годов. Там гитарист, певец и композитор Егише Петросян с друзьями и единомышленниками создал почти подпольную студию звукозаписи и место для репетиций своей рок-группы. В те времена рок не приветствовали в СССР, а тем более какие-то "своевольные" шаги в области искусства. Чтобы покрыть расходы, на начальном этапе приходилось записывать все подряд – от рабиса до фольклора, от поп-музыки до рока. И лишь после перестройки в 1989 году была основана официальная полноценная звукозаписывающая студия "Ардзаганк". Потом к ней прибавились продюсерский центр и радиостанция. Студия продолжает активно функционировать.

    • ПЯТЬ МЮЗИКЛОВ НА БОЛЬШОМ ЭКРАНЕ
      2018-11-28 15:00
      579

      Любители киномюзиклов, более года назад видевшие фильм "Красавица и Чудовище", уже успели соскучиться по сказочным красотам, созданным дизайнерами компании Уолта Диснея, и по прекрасной музыке Алана Менкена. Однако, судя по всему, грядущие зима и весна принесут нам новые приятные встречи с многочисленными любимыми героями сказок и классической литературы в других мюзиклах.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Адам БАРРО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
      2018-12-10 16:06
      197

      В день трагической даты для армянского народа - тридцатилетия Спитакского землетрясения - 7 декабря в Гюмри в церкви Пресвятой Богородицы (Семь ран) состоялся концерт известного французского оперного певца, выходца из Ленинакана Адама Барро (Мурада Амирханяна).

    • АУДИОНОВИНКИ УХОДЯЩЕГО ГОДА
      2018-12-10 16:00
      138

      Учитывая, что скоро появятся музыкальные альбомы, датированные уже 2019 годом, захотелось "закрыть" год уходящий последней группой интересных записей. Начнем с интересного, но довольно спорного альбома Микаела Абазяна Something More. Записывался он в течение года в ереванской студии "Бревис".

    • Шесть человек погибли, еще 120 пострадали из-за давки на рэп-концерте в Италии
      2018-12-08 10:11
      94

      Шесть человек погибли и около 120 пострадали в результате давки на рэп-концерте в итальянском клубе. Отмечается, что причиной происшествия стало распыление неизвестного вещества в помещении, что в итоге спровоцировало панику, передает RT со ссылкой на Repubblica.

    • ВТОРОЙ ФЕСТИВАЛЬ КНИГИ В ЕРЕВАНЕ
      2018-12-05 12:01
      834

      То, что многочисленные слухи о скорой смерти печатной книги оказались сильно преувеличенными, уже абсолютно очевидно. Об этом говорят и регулярные книжные ярмарки по всему миру, и большие книжные магазины во всех городах цивилизованных стран, и открывающиеся и у нас новые книжные магазины, в которых, кстати, постоянно толпятся люди.