Последние новости

​ЛАУРЕАТЫ КОНКУРСА MADE IN NEW YORK

Джазовая история с хорошим концом

Ребята из этноджазовой группы "Микаэл Восканян и друзья" в самом начале 2013 года получили письмо по электронной почте от организаторов джазового конкурса Made in New York. Организатор конкурса Михаил Бровкин, очевидно, услышал их музыку где-то на просторах Интернета, заинтересовался и прислал приглашение принять участие в онлайн-конкурсе. Когда первое удивление и некая дрожь в коленках от необычного и почетного приглашения прошли, ребята решили попробовать свои силы. После долгих споров отобрали композицию, которая уже прошла обкатку на ереванской и тбилисской сценах, и послали в оргкомитет.

Онлайн-голосование шло почти целый год. Свои заявки на конкурс прислали около 250 групп из самых разных стран. В голосовании принимали участие все желающие из любой точки мира. И вот осенью стали известны результаты - по итогам голосования группа из Армении заняла второе место! Первое было присуждено музыкантам из Македонии. Жюри голосовало отдельно, и по его решению первое место было отдано певице из Италии. А чтобы был понятен уровень конкурса, надо перечислить членов жюри: саксофонист Джо Ловано, трубач Рэнди Брекер, ударник Ленни Уайт. Если читатель хоть чуть-чуть знаком с мировым джазом, то ему все сразу станет ясно. А если нет, то - поверьте на слово - это сегодняшние гиганты джаза.

"Микаэл Восканян и друзья" - группа, уже не нуждающаяся в представлении. Появившись на нашей сцене как-то сразу, она без раскачки выбилась в лидеры. На ее счету победы в различных радио-конкурсах, участие в фестивале "Кавказ Джаз" в Тбилиси и практически постоянные выступления в ереванских клубах. Без них сегодня не обходится ни один сборный джазовый концерт, а сам Микаэл, играющий на таре во всех жанрах, - желанный гость в обществе и джазменов, и рокеров, и народников.

Приглашение получили, казалось бы, следует радоваться и... ехать. Но не тут-то было. Дело в том, что организаторы лишь приглашают принять участие в конкурсе. А вот все расходы должны нести сами конкурсанты и даже победители. Как догадывается читатель, у молодых музыкантов таких денег нет. Несколько месяцев у них проходят в бесплодных поисках спонсоров, без них группа не сможет двинуться с места. И тут на помощь приходит родное Министерство культуры. Оно оплачивает проезд группы, а расходы по проживанию в городе "Большого яблока", то бишь Нью-Йорке, взял на себя фонд Children of Armenia Foundation (COAF). Частично приняли участие в спонсорстве также Armenian Network и AGBU. Так, с миру по нитке, ребята и полетели в Мекку джаза.

РЕПЕРТУАР ГРУППЫ НА 90% СОСТАВЛЯЮТ АВТОРСКИЕ КОМПОЗИЦИИ САМОГО Микаэла. Аранжировки делают все вместе. Это классический или даже ортодоксальный этноджаз. Фольклорный инструмент в качестве основного солирующего, армянский мелос как основная составляющая всех композиций, экзотическая восточная перкуссия - все это звучит очень колоритно и достаточно необычно. По крайней мере для уха человека, мало знакомого с армянской музыкой.

И вот через год ребята, наконец-то, в Нью-Йорке. Назовите мне такого джазмена (да, наверное, представителя и любого другого жанра), который не хотел бы показать себя искушенной, пресытившейся всем, чем только можно, нью-йоркской публике. Что уж говорить о молодых армянских музыкантах. В самом начале поездки с ними произошел курьез. Их никто не встретил в аэропорту. Помыкавшись, помучившись, они еле-еле успели к началу генеральной репетиции. И вот представьте себе картину - в зал, где собрались звезды джаза, многочисленные участники конкурса, победители из разных стран, вваливаются уставшие, невыспавшиеся после почти 12-часового перелета ребята из Армении с чемоданами, сумками и инструментами в руках. Но ничего. Быстро сориентировавшись, ребята входят во вкус. Чемоданы и сумки быстро летят в сторону, инструменты в руки - и на сцену. Репетиция проходит "на ура". Более того, практически все, кто был в этот момент в зале, с любопытством рассматривают диковинный инструмент - армянский тар, трогают его и с интересом слушают его звучание. Даже знаменитый Ленни Уайт, объездивший весь свет, подходил и интересовался - как же играют на этом инструменте.

И вот пришло время гала-концерта победителей. В нем участвуют музыканты из Черногории, России, Венгрии, Италии, Бразилии, Аргентины. Наши отыграли три композиции. Две свои и один джазовый стандарт. Причем программа была составлена так, чтобы музыканты как бы передавали друг другу очередь на сцене, сыграв вместе "стыковочную" композицию. Две армянские мелодии в исполнении группы Микаэла Восканяна, затем знаменитый "Караван" Хуана Тизола вместе с черногорской группой - в ходе концерта было много смешанных выступлений. Так, наш саксофонист Давид Мелконян играл с трио, аккомпанировавшим итальянской певице, перкуссионист Эдуард Арутюнян музицировал с венграми. Ну а в заключение на сцену вышли все участники концерта и вместе со звездами джаза отыграли джэм-сейшн, когда каждый мог показать, чего он стоит в музыке и джазовой импровизации.

После окончания к армянским музыкантам подошел Ленни Уайт и сказал, что „Микаэл Восканян и друзья„ - самая оригинальная группа из всех участников. А оценка музыканта такого уровня дорогого стоит.

ЭТОТ ЗНАКОВЫЙ КОНЦЕРТ ПРОХОДИЛ В ЗНАМЕНИТОМ ЗАЛЕ BMCC TRIBECA PERFORMING ARTS CENTER, заполненном до отказа. После окончания к армянским музыкантам подошел Ленни Уайт и сказал, что "Микаэл Восканян и друзья" - самая оригинальная группа из всех участников. А оценка музыканта такого уровня дорогого стоит.

На следующий день ребята не удержались и пошли по клубам, где весьма и весьма активно участвовали в джэм-сейшнах. Как они сами признались, наиболее рьяно участвовал в совместных вступлениях Давид Мелконян, которого американские музыканты явно зауважали.

По приглашению армянской общины группа выступила 6 мая в одном из клубов Нью-Йорка, после чего также собрала большое количество положительных отзывов. В ходе репетиций и выступлений к Микаэлу подходили разные музыканты, продюсеры, организаторы - устанавливали контакты на предмет возможного приглашения на гастроли. Наиболее реально на эту тему говорил Яков Мейман, саксофонист, член жюри и один из организаторов конкурса. А еще в этом вопросе был весьма заметен знаменитый российский музыкант Леонид Винцкевич, которому тоже очень понравились армянские музыканты и он пожелал увидеть их у себя на фестивале.

Денег ребята не заработали - неоткуда было получать деньги, наоборот, спонсорские, да еще и свои пришлось потратить. Но они довольны поездкой. Шутка ли - выступали на международном конкурсе в Нью-Йорке в качестве "серебряных" призеров! А что же тогда дала им эта поездка на практике? "На протяжении всех этих дней мы много играли, репетировали, просто общались с музыкантами, имена которых для нас звучали как музыка, а уж их музыкой мы всегда заслушивались до умопомрачения. Это бесценный опыт для нас. А кроме того, мы постарались представить армянский фольклор, наш народный инструмент - тар и джаз как можно лучше. Очень хочу надеяться, что это нам удалось", - сказал лидер группы после возвращения.

ЕСЛИ КТО-ТО ДУМАЕТ, ЧТО, ВЕРНУВШИСЬ ИЗ СТОЛЬ ВНУШИТЕЛЬНОЙ ПОЕЗДКИ, музыканты отдыхают или, еще хуже, почивают на лаврах, то он жестоко ошибается. Буквально через два дня после приезда, еще не успев отоспаться, они уже выступают в клубе. А еще они вновь принялись за работу в студии над записью своего дебютного альбома. И если в этом проекте идеи - группы, то "бензин" - ШАРМ-холдинга, который взял на себя все расходы по записи и выпуску альбома. Презентация альбома должна состояться в августе.

По полученной из Тбилиси информации, организаторы фестиваля "Кавказ Джаз"-2014 вновь собираются пригласить тариста Микаэла Восканяна, бас-гитариста Гургена Газаряна, ударника Мовсеса Газаряна, саксофониста Давида Мелконяна, клавишника Армана Пештмаджяна и перкуссиониста Эдуарда Арутюняна, т.е. группу "Микаэл Восканян и друзья", выступить у них в городе. Что на это можно сказать? Только то, что у грузинских организаторов хороший вкус!

<aut>Армен МАНУКЯН

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГРАН-ПРИ КОНКУРСА - У SEVEN EIGHT BAND
      2017-12-11 15:15
      1019

      23 ноября 2017 года в Центральном доме художника Москвы состоялось торжественное вручение единственной российской премии в области этнической музыки - Russian World Music Awards. Вот уже два года организаторы и учредители RWMA поддерживают и мотивируют тех профессиональных музыкантов, чье творчество не вписывается в современный стандарт популярной музыки, а черпает вдохновение в глубинных традициях этнической культуры России. 

    • "НАЗАН" ПО РЕЦЕПТУ БАБУШЕК
      2017-12-04 15:39
      1138

      Погода пока балует. Особенно отрадно, что за прошедший осенний период она была особенно благосклонна в дни столичных праздников – "Эребуни-Ереван", фестиваль пива у Лебединого озера и последнего большого мероприятия, проведенного под эгидой мэрии города, фестиваль кофе и чая. И вот, пользуясь случаем, я там перепробовал чуть ли не все представленные на фестивале чаи. 

    • КУХНЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ ТУРИЗМА
      2017-12-01 15:04
      3951

      Бывают же совпадения! Совсем недавно наткнулся на статью в газете "Лос-Анджелес таймс", озаглавленную "Поженив мексиканскую и армянскую кухни". В ней женщина мексиканского происхождения по имени Лоренца Нуньес рассказывает о своей истории и чем она знаменательна для нее. 

    • ДЖАЗОВЫЙ ФОРУМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
      2017-12-01 14:47
      1900

      Известна фраза: "Интернет был создан, чтобы объединять людей". На деле же он их разъединяет. Нет, конечно, штука удобная, но согласитесь, что 20-минутный разговор по душам при личной встрече, да еще с чашечкой кофе может заменить сотню электронных писем. Об этом думалось при возвращении из Санкт-Петербурга, где довелось принять участие в Международном джазовом форуме-фестивале Jazz Across Borders.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ДЖАЗ – РОКОВЫЙ ЛЕНИНАКАН. 1964-1988"
      2017-12-13 14:49
      422

      Прошлое отдаляется от нас со стремительной быстротой: начинают забываться даже значимые начинания и события, люди, которые когда-то своей жизнью скрашивали жизнь гюмрийцев. Так теряется связь и преемственность поколений. Вот почему, когда на днях Людмила Билбилиди пригласила на презентацию книги "Джаз – роковый Ленинакан. 1964-1988", я попытался вспомнить музыкальные коллективы тех лет, насчитал их не более шести, на презентации же выяснилось, что их было более пятнадцати…

    • ДЖАЗОВЫЙ ФОРУМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
      2017-12-01 14:47
      1900

      Известна фраза: "Интернет был создан, чтобы объединять людей". На деле же он их разъединяет. Нет, конечно, штука удобная, но согласитесь, что 20-минутный разговор по душам при личной встрече, да еще с чашечкой кофе может заменить сотню электронных писем. Об этом думалось при возвращении из Санкт-Петербурга, где довелось принять участие в Международном джазовом форуме-фестивале Jazz Across Borders.

    • ПОЛЕЙ САЖЕНЦЫ
      2017-11-29 15:59
      3344

      Искусство инструментального джаза достаточно сложное. А искусство джазового вокала еще сложнее. Большинство молодых людей, имеющих природные вокальные данные, выбирает более легкий путь и предпочитает заниматься популярной музыкой. Однако это не только наша беда. Просто в силу ограниченности возможностей и узости поля деятельности и применения собственных талантов у нас это происходит чаще и быстрее. В результате после ухода представителей взрослого поколения армянская джазовая сцена испытывает острый недостаток в молодых вокалистах. 

    • ОН ПОЛУЧАЛ ОТ ЖИЗНИ МНОГО СЮРПРИЗОВ
      2017-11-24 18:21
      1822

      22 ноября выдалось поистине черным для любителей музыки. Ушли из жизни Дмитрий Хворостовский, Джон Хендрикс - один из лучших джазовых певцов всех времен, американец и легендарный продюсер, джазовый критик Джордж Авакян.