Последние новости

​СТАРТ ВЗЯТ С ВЫСОКОЙ НОТЫ

Взял старт X фестиваль "Национальная галерея". Он совпал с двумя ярчайшими художественными событиями в стенах Национальной картинной галереи: во Фресковом зале, где традиционно проходит этот фестиваль, до 1 июня будет действовать уникальная выставка известного современного итальянского живописца, скульптора и графика Бруно Бруни, а в трех залах первого этажа впервые нашему зрителю представлены работы знаменитого армянского художника из Франции (в последние годы он живет в США) Жана Казанчяна.

КОНЕЧНО, ПО МАСШТАБУ, ОБЪЕМУ ФИНАНСИРОВАНИЯ, по уровню исполнителей фестиваль "Национальная галерея" пока не может сравниться с раскрученными брендами, такими как "Декабрьские вечера" в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина или Пасхальный фестиваль, проводимый Гергиевым.

По-настоящему развернуться его организаторам - Мариам Шагинян и Гарику Назаряну - пока не удается, поскольку любой праздник требует больших финансовых жертв. И, кстати, немалых. Это видно, хотя организаторы фестиваля, всегда сохраняя бодрость духа, никогда не говорят о проблемах. Они проводят огромную работу, приглашая в Ереван именитых артистов, порой нарываясь на отказ, на вежливое "нет". И то, что им удается сделать в наше прагматичное время, - все равно достижение: почти каждый из прошедших фестивалей оставил заметный след. До сих пор вспоминая первые концерты, ощущаешь ту огромную эстетическую радость, которую дарили нам его участники - музыкальные коллективы и солисты. Фестиваль не ограничивался собственными артистическими силами: публика ждала новизны, открытий. Такими открытиями были (по крайней мере для большинства слушателей) замечательные пианисты, наши соотечественники Сергей Бабаян (США), Вардан Мамиконян (Франция-Германия), виолончелисты Александр Чаушян (Великобритания) и Микаел Ахназарян (Германия), прославленный струнный квинтет "Алиадж" и другие. Этот музыкальный марафон с первого для собирает огромную, небывалую для камерного жанра аудиторию. Каждый исполнитель ясно осознает, что он участвует не в обычном концерте.

Еще одно приятное обстоятельство - исключительное гостеприимство его организаторов: прямо со входа попадаешь в участливый и дружеский круговорот. Достоинством фестиваля является также наличие информации и отличные, красочные буклеты и программки. В этом проявляется уважение к делу: личная ответственность конкретных людей. Рождение подобной акции стало возможно благодаря финансовой помощи Общеармянского фонда "Айастан", генерального спонсора - компании VivaСell и при поддержке Министерства культуры РА.

ЧЕСТЬ ОТКРЫТИЯ X ФЕСТИВАЛЯ БЫЛА ПРЕДОСТАВЛЕНА известной меццо-сопрано, многократному лауреату международных конкурсов Вардуи Хачатрян, проживающей в последние годы в Швейцарии. В программе, которую певица предложила вниманию публики, прозвучали арии из опер "Ариоданте" и "Ринальдо" Генделя, "Торжествующая Юдифь" и "Баязет" Вивальди, "Севильский цирюльник" и "Золушка" Россини, "Милосердие Тито" Моцарта и другие произведения "на бис". Эти арии были исполнены в замечательном музыкальном сопровождении Государственного камерного оркестра Армении (худрук. и главный дирижер - Ваан Мартиросян) под управлением Арутюна Арзуманяна. Кстати, в исполнении оркестра прозвучали также 1 и 3 части симфонии N33 Моцарта.

Вардуи Хачатрян удовлетворила самые большие ожидания. И даже с избытком - тем волшебным избытком, который как раз и создается благодаря живому контакту исполнителя с аудиторией. На концерте выявилась присущая ее исполнению полнокровная, бьющая через край темпераментность - одна из определяющих важных черт ее искусства. Ее эмоция "отшлифована", но удивительным образом сохраняет свою первозданную силу. В этой первозданности, ясно ощутимой под покровом высокой культуры, - один из главных секретов неотразимой притягательности искусства певицы. Сам характер ее эмоциональности благоприятствует концертному стилю: это характер свободного излияния чувств - откровенного и красноречивого.

Исполнение Вардуи было безупречно и артистично в аспекте раскрытия содержания мелодической фразы. Своей трактовкой каждой из исполненных арий она явила апофеоз торжества блестящего виртуозного звучания голоса редкой красоты и динамической мощи. Талантливая певица, бесспорно, переживает сейчас пору интенсивного творческого взлета. Когда она пела свои арии из Вивальди, Моцарта, Россини, Генделя, перед слушателями прошла целая галерея живых человеческих характеров, серия любопытных картинок - запоминающихся, ярких. Это удается ей, потому что певицу волнует внутренний мир человека и ее кругозор не ограничивается узкопрофессиональными интересами.

Вардуи естественна и в жизни, и на сцене. Этот дар дан ей от Бога. Но я уверена, что этот дар, как всякий талант, потребовал немалых усилий для его развития - ведь способность органично жить на сцене дается немногим вокалистам. Вардуи умеет придать любому своему движению непосредственность, импульсивность человеческого жеста. Поразительно также ее мастерство, позволяющее создавать ощущение свободы и выразительности при строгом соблюдении законов оперной классики. Вот эта вокальная и драматическая органика присущи ей во многих выступлениях.

...Вардуи рано выпало счастье стать посетительницей театров, концертных залов, слышать в записи выдающихся певцов. Этому способствовала семья, в которой она выросла. Ее отец - известный певец Альберт Хачатрян, долгие годы работает в Академической капелле Армении, мать - педагог. Искусство в жизни ее семьи занимало важное место. Сколько себя помнит, Вардуи пела всегда. Когда была маленькой, очень любила эстрадную музыку, имитируя Эдит Пиаф, Мирей Матье, Аллу Пугачеву.

Правда, была еще одна, но пламенная страсть - Мария Каллас, чей голос, услышанный в записи, покорил ее на всю жизнь. Она стала восторженной поклонницей певицы. Быть певицей она не собиралась - ее самым большим увлечением была математика. И все же пение одержало верх.

ВОТ ЭТО ЖЕЛАНИЕ ПЕТЬ И ЗАСТАВИЛО РОДИТЕЛЕЙ определить Вардуи в школу для охраны детских голосов. На выпускном экзамене в школе присутствовала известный педагог по вокалу Лилит Карамян, которой очень понравился голос Вардуи, и она предложила продолжить учебу в музыкальном училище. Там она занималась по двум специальностям - фортепиано и вокал. Постепенно пение становилось единственным смыслом жизни. Именно тогда в полной мере проявились целеустремленность, упорство, твердость характера будущей певицы.

После окончания Ереванской консерватории, где она прошла и аспирантуру (классы профессоров Анжелы Арутюнян и Гоар Гаспарян), она стала солисткой Академического оперного театра. Ее дебют на оперной сцене - партия Парандзем в опере "Аршак II" Чухаджяна. Потом были другие роли - Золушка в одноименной опере Россини, Кармен - в опере "Кармен" Бизе, Азучена - в "Трубадуре", Амнерис - в "Аиде" Верди, Адальжиза - в "Норме" Беллини... Довольна ли она собой?

- Нет, ни в начале творческого пути, ни позже я никогда не была довольна собой, - говорит певица. - Этого просто нельзя себе позволить, и я уяснила это в своей профессии с самого начала. Надо постоянно работать, учиться и требовать от себя большего, чем смогла достичь.

По-настоящему осознать свои возможности Вардуи сумела, только участвуя в международных конкурсах. Это была школа, где она научилась не приспосабливаться, а искусно обходить запреты, сохраняя верность избранной профессии. Дважды она участвовала в международном беллиниевском конкурсе в Италии, оба раза удостоившись звания лауреата. А на традиционном конкурсе вокалистов им. Марии Каллас, выступив в ансамбле с великолепным аккомпаниатором Анной Мандалян, она получила вторую премию (первая никому не присуждалась).

Конкурс отличался особой сложностью: в программу входило 20 произведений - от Вивальди до русских и испанских песен, немецких Lied и сценического исполнения итальянских оперных партий. В престижное жюри входили такие великие имена, как Гундула Янович (председатель жюри), Джоан Сазерленд - близкий друг Герберта фон Караяна, Луиджи Альва из Италии и другие. Изумительный по красоте голос певицы, культура пения, музыкальность покорили жюри, а Джоан Сазерленд, поздравляя ее, сказала: "Вы напоминаете мне Каллас, я в восторге от армянских голосов".

Редко кто из певиц удостаивается чести петь вместе с такой знаменитостью, как Монсеррат Кабалье. После одного из конкурсов Вардуи была приглашена в Италию и спела с Кабалье дуэт двух королев из оперы Доницетти "Мария Стюарт", а с ее дочерью - Золушку из оперы Россини.

КСТАТИ, ЕРЕВАНСКУЮ КОНСЕРВАТОРИЮ ВАРДУИ ОКОНЧИЛА как камерная певица с колоратурным сопрано. Только после множества конкурсов (в десяти она была финалисткой) доказала, что является оперной певицей с драматическим меццо-сопрано. Она обладает поразительным легато, восхитительным пианиссимо, неисчерпаемыми верхними нотами, внутренним лиризмом и даром общения с партнерами.

Одна из самых блестящих ее удач - партия Адальжизи в опере Беллини "Норма". Здесь ярко раскрылся драматический дар певицы, ее пластичность, живость игры. Тщательно были продуманы все детали внешнего облика, виртуозно, колоритно исполнена вся вокальная партия. Это подтвердили и московские гастроли Большого театра. Публика Новой сцены Большого театра открыла для себя певицу высокого класса и профессиональной культуры. В ансамбле с другими певцами она обнаружила безошибочный вкус, тонкое ощущение музыки, соизмерение ресурсов своего голоса со звучанием других, что особенно важно в беллиниевской опере.

Активна и концертная деятельность Вардуи Хачатрян. Она тонкий интерпретатор камерного репертуара, любит сольные концерты. Это своего рода театр одного актера, где не спасут ни постановочные эффекты, ни динамичные мизансцены, ни партнеры. Это сложно, но и очень интересно. В свои камерные программы она включает произведения и средневековой армянской музыки, и европейскую классику - Бах, Моцарт, Шуман, Шуберт, и произведения современных армянских авторов.

Вардуи Хачатрян находится сейчас в той счастливой поре жизни, когда серьезный творческий труд начинает приносить ощутимый результат. Стремительно и заслуженно растет ее популярность. Она много гастролирует, регулярно выступает в Италии, Испании, Бельгии, Японии, США, Германии и других странах. Прошла мастер-классы у итальянских мастеров - Магды Оливери, Верджинии Дзеани, Дженет Беккер.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОН ДВИГАЛСЯ К ГЛУБИНАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
      2018-07-27 17:14
      11434

      Первая круглая дата - 80-летие со дня рождения Перча Зейтунцяна - без него. Пять и десять лет назад в эти дни газета поздравляла юбиляра. Теперь остается вспоминать. Вспоминать о драматурге, прозаике, публицисте, переводчике, который внес  неоспоримый вклад в армянскую литературу и театр, а в общественную жизнь - дух дискуссионности, разномыслия, критичности и остроты. Вспоминать о прекрасном человеке, который по-своему украшал нашу жизнь. Годы без него еще полнее высветили истинную суть всего, что создано им, доказали, что он не изменял себе. Его книги, пьесы, овеянные всеми ветрами XX века и полные философского раздумья, острая социальная публицистика составили одну из ярких страниц армянской культуры.

    • ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ДВИЖЕНИЯ
      2018-07-23 15:45
      4468

      26 июля 1972 года ушел из жизни Леонид Енгибаров Бывает, уходит человек - остается легенда. Леонид Енгибаров ушел от нас в возрасте, когда уходят гении, - в 37. Сорок шесть лет прошло с тех пор, как его нет с нами, а легенды о нем, складывавшиеся еще при жизни, все еще передаются из уст в уста. Он являл собой тот оптимистический парадокс актерского искусства, который может быть выражен формулой: настоящее не стареет. Во все, что он делал на сцене, он вкладывал свое сердце, благородство, вдохнув добрые чувства и надежду в тех, кто был непосредственным свидетелем его игры.

    • СОЛНЦЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      8581

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • ПЕТЬ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ!
      2018-07-09 16:40
      4288

      Эта песня наиболее полно отвечала жизненному кредо Надежды Саркисян, ее отношению к своей профессии. На прошлой неделе ереванцы простились с этой замечательной джазовой певицей. Твердый характер и умение отражать удары судьбы оказались бессильны перед роковой болезнью, которая унесла ее в 64 года.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СОЛНЦЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      8581

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • MIME-Fest им. Л. ЕНГИБАРОВА НАКРЫЛСЯ ХРИЗАНТЕМОЙ
      2018-07-20 15:37
      4521

      Не хватило то ли денег, то ли порядочности Те, кто рассчитывал в начале августа провести несколько дней в Цахкадзоре, не только прячась от ереванской жары, но имея возможность смотреть пластические спектакли из разных уголков мира, могут спокойно заниматься своими делами. Международного MIME-Fest-а им. Л. Енгибарова, уже по традиции проходящего в курортном городе, на сей раз не будет. У Министерства культуры не оказалось на него денег.

    • ЗВЕЗДОЧКИ ПОД ЗВЕЗДОЙ МЕРИ КАРАПЕТЯН
      2018-07-20 15:33
      4140

      Оказывается, Батуми не только курорт, где в летний сезон отдыхают граждане Армении, но и место, куда наши соотечественники ездят на фестивали и конкурсы и возвращаются с букетом наград. Вот и недавно группа начинающих певцов под руководством Мери Карапетян побывала в Батуми на Международном конкурсе юных талантов "Супер Стар-2018", где добилась небывалых успехов. Три первых приза и три вторых - все 6 учеников Мери Гамлетовны оправдали ее надежды. И это происходит не впервые.

    • УЛЫБКИ ОСЕННЕГО ВОЗРАСТА
      2018-07-20 15:26
      2559

      Чувство юмора в человеке или существует, или его нет. И это ни от возраста, ни от профессии не зависит. Доказательством тому является выпущенная в июле книга Юрия ГАГЯНА "Осенние улыбки". Он по профессии не филолог, не журналист, окончил физико-математический факультет Ереванского пединститута имени Х. Абовяна, работал учителем, печатался в различных отечественных газетах и журналах, а идея собрать и издать напечатанное пришла к нему не скоро. На пороге 80-летия.