Последние новости

​ПРОЩАНИЕ С КОРОЛЕВОЙ СМЕХА

Ушла из жизни народная – воистину народная - артистка Светлана ГРИГОРЯН… Нет, не ушла – погасла. Погасла звезда, многие десятилетия дарящая тысячам и тысячам зрителей свет своей души и уникального таланта. "Я не знаю другого случая, чтобы имя человека до такой степени ему подходило: Светлана, свет дарящая", - заметила народная артистка СССР Вардуи Вардересян, поздравляя коллегу с 80-летним юбилеем, который, кажется, отмечали вчера и который запомнился ярким, радостным светом, как сам юбиляр.

О МАГИИ СЦЕНЫ СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ЛЕГЕНД – о ее власти излечивать печали и хвори, торжествовать над возрастом. В случае со Светланой Рубеновной это следовало бы назвать не легендой, но правдой жизни. На каком-то очередном юбилее артистке предстояло выступить с речью. Находящееся в праздничной ажитации театральное закулисье смолкло – с тем трогательным, невероятным трепетом, которым окружали пароняновцы своего Мастера. Светлану Григорян под руки сопровождали на выход Ерванд Казанчян – ее режиссер, в спектаклях которого она сыграла свои знаменитые роли, и директор театра Каро Шахбазян. Артистка шла медленно, тяжело, на секунду остановилась в кулисах, перевела дух и… выбежала на сцену с девчоночьим темпераментом. Зал потрясли аплодисменты, а уже через минуту публика хохотала, потому что даже в юбилейный панегирик Светлана Григорян сумела внести тот огонь и свою неповторимую григоряновскую краску, благодаря которой ее когда-то официально провозгласили Королевой смеха.

Листая страницы творческой биографии, начинаешь понимать секрет столь долгого неувядания актрисы. Артиста разрушают замыслы, которые он не сумел осуществить. Светлана Григорян не старела, потому что жила, более того, жила интенсивно многообразными судьбами своих героинь.

За 60 лет на сцене родного театра им. Пароняна Светлана Григорян сыграла более 150 ролей. Вдумайтесь – 150! Многие из них стали для зрителя культовыми. Она пришла в Театр музыкальной комедии в 1949 году по приглашению великого Аджемяна, чтобы остаться в нем на всю жизнь, а в его истории, в истории армянской культуры – навсегда. Наверное, судьба любит светлых и радостных. Никогда Светлана Рубеновна не мучалась отсутствием или недостатком ролей – они лились на нее как из рога изобилия: великие оперетты, европейская и мировая классика, современная мировая и национальная драматургия. Ее партнерами по сцене были артисты-легенды - Изабелла и Гайк Данзасы, Тадевос Сарьян, Шара Тальян, Тигран Айвазян, Арменак Тер-Абрамян, Вардуи Шахсуварян и, конечно же, неповторимый Карп Хачванкян.

ГЛЯДЯ НА ФОТОГРАФИИ ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ, ПОНИМАЕШЬ: она была не только талантливой артисткой, но и человеком невероятного мужества. Вот она, хрупкая фарфоровая куколка в шляпке, с прической голливудских звезд тридцатых-сороковых годов, и все сильвы, марицы, коломбины, принцессы цирка – весь набор героинь словно по ней скроены. А когда внешность изменилась, она не впала в депрессию, не превратилась в мегеру, сживающую со свету молодых коллег. Она по-григоряновски выпятила губу, вздернула брови и – превратилась в Королеву смеха.

Такой она и запомнилась. Комический темперамент, бьющий через край в этой полной подвижной артистке. Загримированная, она узнавалась мгновенно. Она излучала юмор, глаза горели каким-то дьявольским сценическим нетерпением, веселым сценическим аппетитом. Азарт игры владел ею всецело. Рискованные актерские шутки были ее коньком, она упивалась ими почти по-ребячески, и театральные реплики превращались почти в цирковые репризы. Светлана Григорян всегда смаковала свои роли как гурман, любила сочное театральное лицедейство. Яркость ее приемов, голосовых, мимических, пластических, была велика, была окрашена, может быть, избыточной красочностью. Из вольного фейерверка условных приемов и строго отобранных подробностей возникал персонаж вроде бы бытовой, но отчасти и театрально-фантастический, персонаж, вышедший прямо из жизни, но вместе с тем и неузнаваемо преображенный. Когда все это соединялось – грим, гримасы, старые трюки и острые наблюдения над людьми, - рождалась роль в том смысле, какой это слово получало, наверное, у вахтанговцев.

Ее влекли запретные удовольствия игры вроде отсебятин, реплик а парт или шуток с нажимом. Мы же – мы одобряли не все и аплодировали не всему, мы уже были зрителями с хорошим вкусом. А она так и не желала становиться актрисой "с хорошими манерами", наверное, памятуя о своем имени и призвании приносить людям радость и смех.

"Милая наша Светлана! В эти тяжелейшие для национальной культуры дни очень трудно принести нашему разочарованному и утратившему веру народу тепло и веру языком искусства, а рассмешить народ, кажется, задача непосильная. И эту неосуществимую задачу осуществляешь ты, наша прекрасная, талантливая Светлана. Твой здоровый народный юмор и неистребимое жизнелюбие – залог тому, что не все еще потеряно", - писала когда-то о ней Гоар Гаспарян.

… ХОЛОДНОЙ ЗИМОЙ 1989 ГОДА В РАЗРУШЕННЫЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕМ Ленинакан пароняновцы привезли свой культовый спектакль "Такси! Такси!". Светлане Григорян и Карпу Хачванкяну было предложено выйти к сидящей в заиндевелом зале укутанной в сто одежек публике не в сценических костюмах, а с "учетом условий". "Нет таких условий, при которых можно работать спустя рукава!" - заявили актеры. А потом впервые за страшный год в Ленинакане зазвучал смех – настоящий, веселый, животворящий, "залог тому, что не все еще потеряно".

В день 80-летия Ерванд Казанчян посоветовал публике сохранить пригласительные билеты – они станут пропуском на чествование 100-летнего юбилея артистки. Побывать на нем ей уже не придется… Теперь свет звезды по имени Светлана Григорян будет литься откуда-то сверху, согревая души и память.

Основная тема:
Теги:
  • Ася 15-Май-2014
    Очень жаль.Глубокие соболезнования родным и близким
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
    2018-11-14 16:40
    1067

    Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

  • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
    2018-11-14 16:37
    617

    Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

  • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
    2018-11-07 16:50
    910

    К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.

  • "ТОЛЬКО ДИЛЕТАНТ НЕ УВАЖАЕТ МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА"
    2018-10-31 15:31
    2726

    Просвещение культурой задвинулось в долгий ящик Октябрь уж наступил. Более того - он закончился. Системе школьного абонемента на посещение очагов культуры, разработанной совместными усилиями министерств культуры и образования и поданной под громкие фанфары, которую планировалось запустить с 1 октября, так и не дан старт. Вот и хорошо. Только зачем надо было "стулья ломать"?






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
    2018-11-14 16:43
    672

    Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

  • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
    2018-11-14 16:40
    1067

    Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

  • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
    2018-11-14 16:37
    617

    Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

  • ПОБЕДИТЕЛИ 14-го "РОЛАНА"
    2018-11-14 16:34
    596

    Закрытие XIV Международного фестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан" в Красном зале столичного кинотеатра "Москва" прошло при полном аншлаге. На сцене - организаторы "Ролана", его основатель и директор Нуне Манукян, ведущий вечера Айк Петросян, юные исполнители песенных и танцевальных жанров. Среди зрителей - гости, участники и друзья фестиваля, а также воспитанники творческих центров, школ и детдомов, студенты и военнослужащие, вошедшие в жюри разных номинаций.