Последние новости

С ЛЮБОВЬЮ К ПЕВЦУ МОРЯ

В типографии издательства Printinfo вышел седьмой альбом серии "Узнай и полюби", адресованный юным любителям живописи. Автор - составитель серии - известный искусствовед, заслуженный деятель искусств РА Шаэн ХАЧАТРЯН. Неудивительно, что инициатором издания является именно он, этот бескорыстный подвижник, вернувший отечественной культуре забытые имена ее деятелей, десятки, сотни бесценных творений талантливых мастеров Армении и диаспоры.


Известный искусствовед, заслуженный деятель искусств РА Шаэн Хачатрян

ТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ Ш.ХАЧАТРЯНА ПОСВЯЩЕНЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ крупнейших мастеров армянского изобразительного искусства. Всем книгам-альбомам серии свойственны важность и актуальность анализируемых тем, умный и впечатляющий, с большим вкусом сделанный выбор художников и их произведений, а также подлинная и безусловная серьезность и ценность связанного с этими художниками круга идей и размышлений. Эти книги вносят много нового в представления и знания о тех художниках, которых он выбрал для своего анализа.

О ком бы ни писал в своих книгах Ш.Хачатрян - о Якове Экизлере, первом дарителе Национальной картинной галерее Армении части своей коллекции, о художниках Петросе Контраджяне, гениальном Сарьяне, Минасе, Аршиле Горки, Акопе Акопяне, везде перед глазами читателя встает органически целостный и живой образ художника-творца во всем своеобразии его склонностей, вкусов, особенностей творческого почерка.

Недавно вышедшая книга этой серии посвящена великому маринисту Ивану (Ованесу) Айвазовскому. Написанная во всеоружии фактических данных, она не повторяет ни одной из банальностей, сказанных во славу Айвазовского, который всегда был объектом неподдельной любви и восхищения автора. В тексте книги точно и четко определена прогрессивная, масштабная роль творчества Айвазовского не только для русской, армянской, но и всей мировой культуры. Обозревая наследие Айвазовского в его целостности, Шаэн Хачатрян отмечает, что без него невозможно рассматривать армянское искусство и процесс его исторического развития, "а глядя на Айвазовского только как на русского художника, не учитывая армянских истоков его искусства, нельзя полностью понять его творческую индивидуальность. Вот почему, принадлежа русской культуре, он в равной степени принадлежит и культуре армянской".

Иван (Ованес) Айвазовский. Портрет Анны - жены художника. 1882 г.

ЧИТАТЕЛЕЙ КНИГИ-АЛЬБОМА ЖДЕТ НЕМАЛО УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ создания тех или иных картин великого мариниста, ставших классикой еще при жизни художника. Более 150 иллюстраций подобраны таким образом, чтобы дать представление обо всем многообразии этапов творчества живописца, причем впервые отдельно дается раздел работ, посвященных армянской тематике. Многие из них известны весьма узкому кругу зрителей. Мы попросили самого автора рассказать о некоторых особенностях книги.

- В эту книгу вошли репродукции картин, принадлежащих к числу лучших произведений Айвазовского, - говорит Ш.Хачатрян. - Часть из этих картин обнаружена мною в разных странах. Во вступительной статье читателю откроются среди прочего малоизвестные страницы его жизни и творчества.

Айвазовский получил широкую известность и признание как русский художник. Однако в последнее время искусствоведы в России обратили серьезное внимание на его связи с родным народом, которые прежде не учитывались. Первым долгом назовем вышедшую в 2005 году вторым изданием книгу Н.Мамонтовой "Иван Айвазовский" (Москва, Арт-Родник), где имеется отдельный раздел "Айвазовский и армянская культура". В ней автор, в частности, пишет: "Айвазовский был и остается для армян фигурой легендарной, символом нации и одним из выдающихся ее представителей. Свою художественную известность он поставил на службу своему народу. Айвазовский стремился содействовать просвещению армянского народа и связать разбросанных по всему миру армян в единое культурное целое". Свою роль сыграл здесь и сборник биографических материалов, составленный М.Саргсяном и переведенный феодосийцем Е.Барашьяном (Москва, 2010).

Каждый талантливый художник всю свою творческую жизнь поддерживает духовные связи с породившим его народом. Так было и с Айвазовским. Когда в 1845 г. 28-летний маринист, снискавший в Европе и России необычайный успех, вернулся в Феодосию, он обратился с письмом к Католикосу Нерсесу Аштаракеци, с которым познакомился в пору учебы в Санкт-Петербурге. В письме он заявил о "своей готовности служить родному народу и его культуре". Это была своего рода клятва на верность. Он подтвердил эту клятву всей своей жизнью.

Иван (Ованес) Айвазовский. Портрет М.Лорис-Меликова. 1888 г.

- Мы говорим об Айвазовском как об одном из самых ярких самобытных художников XIX века. В чем его своеобразие, на ваш взгляд?

- Особую роль в творчестве Айвазовского играет идея света, свет как идея. Внимательный зритель почувствует, что, изображая море, облака и воздушное пространство, художник по сути дела изображает свет. Свет в его искусстве - символ жизни, надежды, веры, символ вечности. Это не что иное, как по-своему переосмысленная идея созидательного света, света познания, имеющая давнюю устойчивую традицию в армянской культуре и получившая блестящее воплощение у позднейших армянских мастеров. Эту традицию Айвазовский воспринял через прославляющие солнечный восход средневековые песнопения, которые он хорошо знал и постоянно слышал в армянских церквах. На последних полотнах Айвазовского - "Корабль Мария", "Среди волн" - свет испускается из невидимого источника, мощным снопом прорезая тьму.

Более половины его работ - это виды штормового моря. И, как правило, изображая разбушевавшуюся стихию, художник изображал и борющихся с нею, помогающих друг другу людей. Человек не сдается, человек победит - в этом девизе художника отразился народный оптимизм и жизнестойкость. Основа романтики Айвазовского - вера человека, "пылинки Вселенной", в природу и жизнь, неизбывная вера в родной народ, который в политических штормах XIX столетия упорно боролся за самоутверждение.

Как можно определить творческое кредо художника?

- Творческое кредо художника заключалось в духе борьбы и свободы, с одной стороны, выражало запросы эпохи, а с другой - было связано с историей и судьбой его народа. Вдохновленный успешной борьбой греков за освобождение, Айвазовский мечтал и об освобождении Армении.

Иван (Ованес) Айвазовский. Автопортрет. 1874 г.

- Какие самые примечательные эпизоды вы могли бы отметить из жизни великого мариниста, связанные с родным народом?

- Он часто бывал в Москве и подарил Лазаревскому институту восточных языков семь своих картин. Сейчас они находятся в экспозиции нашей Национальной галереи. Посещая Новый Нахичеван (ныне район Ростова-на-Дону), Тифлис, Константинополь, Грецию, Египет, где он в 1869 г. присутствовал на открытии Суэцкого канала, Францию, США, художник писал тамошние пейзажи. И неизменно интересовался жизнью местного армянского населения, помогал соотечественникам, отзывался на их нужды. В 1880 г. его избрали членом президиума Объединенных армянских союзов. В 1882 г. он женился на Анне Бурназян. В отличие от первого, этот брак оказался долгим и счастливым, и художник признался, что благодаря женитьбе "еще больше приблизился к своему народу". Тогда же, в 1880 г., он основал вблизи своего дома картинную галерею - третий в России общедоступный музей.

Посетив Тифлис в 1868 году, Айвазовский остановился в доме почтенного армянина. В Тифлисе он писал картины, организовал выставку своих работ, а также задумал и предложил возвести мемориал, посвященный генералу П.Котляровскому - освободителю Арцаха, Мегри, Ахалкалаки и армянских территорий вдоль Аракса. В 1877 г. армяне с воодушевлением восприняли весть о том, что русские войска под командованием генерала М.Лорис-Меликова взяли древний город Карс - одну из средневековых столиц Армении. Радуясь вместе со всеми, Айвазовский написал большое полотно "Взятие Карса ночью". К сожалению, неизвестно, где оно находится сейчас; возможно, картина пропала, как пропали для армян Карс, Ардаган и Артвин, отданные большевиками Турции как дань победившей революции...

В 1890 году в парижском зале "Дюран-Рюэль" Айвазовский выставил овеянную вселенским светом картину "Ной спускается с Арарата". Беседуя с соотечественниками, он показал им на нее: "Вот она, наша Армения". Он не продал эту картину, а привез через 5 лет в Новый Нахичеван и подарил там армянской школе. В толпе зрителей стоял и 15-летний школьник Мартирос Сарьян. В годы гражданской войны именно он спас величественное полотно и в 1921 г. привез его в Ереван.

В 1894-1896 годах, чтобы закрыть Армянский вопрос, султан Абдул-Гамид учинил резню, жертвами которой пали сотни тысяч людей. Были разрушены и сожжены многие памятники церковного зодчества. Потрясенный чудовищными злодеяниями турок, Айвазовский обратился с письмом к Католикосу Мкртычу Хримяну. Он швырнул в море турецкие ордена, много лет назад пожалованные ему султаном в благодарность за картины. Запечатлел на полотне эпизоды армянской резни и выставил эти картины в нескольких русских городах. Создал картины, на которых изображены страшные штормы и люди, которые, стремясь к спасению, борются со стихией; эти работы воспринимаются как иносказание об армянской трагедии. Сгусток боли и гнев являет собой полотно, над которым работал Айвазовский в последний день своей жизни, 2 мая 1900-го, - "Взрыв турецкого корабля".

Айвазовский мечтал организовать союз, который сплотил бы рассеянных по свету мастеров армянского искусства. Певца моря предали земле в Феодосии, на подворье армянской церкви Сурб Саркис. Надгробная надпись - высеченные по-древнеармянски слова историка V века Мовсеса Хоренаци - гласит: "Родился смертным, оставил по себе бессмертную память". Завершить беседу мне хотелось бы словами академика Ирины Антоновой, которая свыше полувека была директором Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве. В каталоге выставки картин из нашей Национальной галереи она написала: "Айвазовского с равным успехом можно считать и русским, и армянским художником".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВМЕСТО ГОЛОСА ЗВУЧАЛА ФЛЕЙТА
      2017-10-17 14:37
      1489

                      Вот отзвучала волнующая мелодия, растаяли в огромном пространстве музыкальные фразы - и в благостную тишину замершего зала Метрополитен-опера вливаются удивительно чарующие звуки прекрасного голоса Рене Флеминг, выступающей в роли Ринальдо в редко исполняемой опере "Армида" Россини. Партию Астароте исполняет наш соотечественник, замечательный певец Егише Манучарян, который неоднократно был партнером блистательной оперной дивы на главной оперной сцене Америки. 

    • "Я СЛОВНО ПТИЦА НАД ТОБОЮ ПЛАМЕНЕЮ..."
      2017-10-09 15:29
      3097

      К 85-летию Сэды ВЕРМИШЕВОЙ Каждое время выдвигает на первый план свои ожидания. В конце 80-х жгучим ожиданием была свобода, которой и ответила перестройка. Эта свобода всколыхнула умы, помогла решить некоторые застарелые проблемы, но вместе с тем способствовала развалу установившейся мировой системы, вызвала конфликты и межнациональные войны. Она обернулась к людям своей неожиданно жесткой, хотя и неизбежной, видимо, стороной. Быть может, это издержки свободы или неожиданная за нее плата. Во всяком случае не приходится удивляться тому, что со временем в народе возник спрос на справедливость и ответственность. Это нормальный ответ общественного сознания на перманентную боязнь завтрашнего дня, на душевную бездомность, на отчуждение от самого государства. В отличие от некоторых упертых трибунов, об этом хорошо знали наши писатели, поэты и среди них замечательный поэт, публицист, экономист и общественный деятель Сэда Вермишева.

    • ТАЛАНТ ПОД СТАТЬ ПОДВИГУ
      2017-10-04 15:37
      6767

               Один из мощных аккордов в новом сезоне уже состоялся в Национальном театре оперы и балета им. А.Спендиарова. Это связано с именем одного из ярчайших виолончелистов современности - Александра Князева. Звуки его виолончели навсегда вселились в пространство этого зала. Сколько прекрасных мгновений подарил нам виолончелист в этот вечер вместе с Симфоническим оркестром Оперного театра под управлением маэстро Константина Орбеляна.           Контакт между сценой и залом устанавливается сразу. По-разному воспринимающая музыку публика мгновенно подчиняется воле исполнителей, а совместная слушательская причастность к нему становится общественным актом, актом настоящего духовного испытания.

    • С ПОЧТЕНИЕМ И ВОСТОРГОМ,
      2017-10-02 17:26
      5236

      или Явление квартета им. Бородина        В наши дни слова "у времени в плену" превратились в метафору, своего рода интеллектуальную индульгенцию, обозначающую готовность иных ретивых художников откликаться на злобу дня. Но, к счастью, подлинное искусство неподвластно времени. В этом мы вновь могли убедиться в минувшую пятницу на концерте Государственного квартета им. Бородина в Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЖИВАЯ АНТОЛОГИЯ АРМЯНСКОГО ДЖАЗА
      2017-10-03 11:50
      2949

      Концерт, состоявшийся на днях, был своеобразным отчетом целого жанра музыки за весь период своего существования у нас в Армении. Подобного музыкального праздника любители джазового искусства ждали. И он состоялся в заполненном Большом зале Армфилармонии, где армянские джазмены демонстрировали достижения армянского джаза за 75 лет его существования.

    • ВИГЕН ОВСЕПЯН: "НАРОДНАЯ МУЗЫКА - ЭТО НАСТОЯЩЕЕ СОКРОВИЩЕ!"
      2017-09-20 14:23
      4253

      Относительно недавно появилась плеяда молодых музыкантов, играющих на народных инструментах. Они серьезно изучают и великолепно исполняют настоящую, чистую, без чуждых примесей армянскую народную музыку. 

    • "ЕГО ФИЛЬМЫ - ЭТО ОН САМ. ЕГО ФИЛЬМЫ – ЭТО МЫ ВСЕ"
      2017-09-11 15:37
      2923

      "Генрих Малян – это гора в панораме армянского искусства", - сказал о нем кто-то из коллег… Мы и наши "горы". "Мы и наши горы"… "Его фильмы – это он сам. Его фильмы – это мы все" - так называется одна из глав книги-альбома, выпущенной к 90-летию корифея отечественного кино, и она как нельзя более точно характеризует не только творчество режиссера, но и суть книги, ему посвященной. 

    • ДВА АЛЬБОМА: ОВНАТАНЯН И ГАРЗУ
      2017-08-28 15:04
      5982

      Свыше десяти лет типография Printifo выпускает серию книг-альбомов "Узнай и полюби", адресованную юным любителям живописи. Инициатором издания является известный искусствовед, заслуженный деятель искусств Шаэн Хачатрян, вернувший отечественной культуре забытые имена ее деятелей, десятки, сотни бесценных творений  талантливых мастеров Армении и диаспоры. Достаточно отметить, что ему удалось обогатить музыкальные собрания республики приблизительно пятьюстами живописных и графических работ.