Последние новости

ОДНА ИЗ ЛЕГЕНД НАШЕГО ДЖАЗА

В российском профессиональном журнале создали специальную рубрику "Легенды советского джаза" - Лундстрем, Гаранян, Козлов... Если нечто подобное сделать у нас, то в этот почетный список наряду с Константином Орбеляном, Татевик Оганесян, Давидом Азаряном и многими другими обязательно следовало бы включить пианиста и композитора Арташеса Карталяна. О нем наша музыкальная общественность как-то подзабыла. А ведь он продолжает активно, как и в советский период, работать. Правда, теперь уже в Америке.

Окончив в 1980 году музыкальное училище им. Р.Меликяна, а затем Ереванскую консерваторию (оба заведения с отличием), где его педагогом по композиции был Эдуард Мирзоян, фортепиано - Эдуард Абрамян, оркестровке - Авет Тертерян, он в 1985 году поступает в аспирантуру. После окончания аспирантуры Арташес возглавил джазовое отделение музучилища им.А.Бабаджаняна - этот жанр все больше увлекал молодого человека. Именно у него учились талантливые и успешные в будущем джазмены Артур Сатян, Александр Агамян и другие. Еще в период учебы в консерватории Карталян стал музыкальным руководителем Камерного театра, где работал вплоть до своего отъезда.

Там же он создает свое трио, с которым весьма активно выступает и представляет Армению на всесоюзных фестивалях. На престижном в те годы джаз-фестивале "Осенние ритмы" в Ленинграде он и его партнеры по трио - барабанщик Александр Григорян и басист Рубен Бархударян были признаны "Открытием года", его композиция "Эскиз" для джаз-трио заняла второе место на Всесоюзном конкурсе композиторов, посвященном 40-летию победы в Великой Отечественной войне, на 8-м Всесоюзном конкурсе артистов эстрады они становятся победителями, на фестивале в Тбилиси Карталяну как уникальному пианисту была вручена памятная медаль... Трио гастролирует по СССР, Франции, Чехословакии, Венгрии, Сирии, Америке.

Карталян не забывает и о своей основной профессии - он пишет произведения для разных инструментальных ансамблей, духового секстета, для камерного оркестра, вокальные сочинения и даже симфонию, а его симфоническая поэма в 1988 году была исполнена симфоническим оркестром радио Армении. Наконец в 1986 году трио записывает и через год выпускает на всесоюзной фирме "Мелодия" свой дебютный диск-гигант, составленный целиком из композиций лидера трио. Эта пластинка стала событием в музыкальной жизни Армении. Пожалуй, первым примером настоящего армянского этно-джаза. Практически все композиции были основаны на армянском фольклоре, и это стало своеобразной визитной карточкой всего творчества Арташеса Карталяна и в будущем. Этой пластинкой заслушивались все те, кто хоть слегка имел какое-либо отношение к джазу в те годы. И до сих пор, после переиздания на лазерном носителе, она продолжает радовать джазовых фанатов и является неким эталоном для молодых джазменов, пытающихся работать с фольклором. Тонкий вкус, бережное отношение к музыкальному наследству своего народа, мягкая манера игры - вот что отличало музыку Арташеса Карталяна и его трио.

В 1988 ГОДУ ТРИО ПРЕОБРАЗОВЫВАЕТСЯ В КВАРТЕТ - В СОСТАВ ВЛИВАЕТСЯ саксофонист Армен Уснунц. Музыканты в то время готовились к записи второго сольного альбома, но тут наступили смутные времена, жить стало гораздо труднее всем, а музыкантам особенно. И вот в 1991 году всей семьей Карталяны переезжают в США. В Лос-Анджелесе жило много родственников, так что это было некое воссоединение семьи. Но еще до этого окончательного отъезда Карталян приезжал в Лос-Анджелес, где сыграл несколько концертов, причем разной стилистической направленности. В ходе этих выступлений и вообще за весь тот период пребывания ему удалось наладить кое-какие связи в профессиональных кругах, и после окончательного переезда они оказались весьма полезны. Оба члена его ереванского трио тоже жили в этот период в Лос-Анджелесе, и поэтому им удалось быстро собраться и начать полноценную музыкальную жизнь. Они выступали в лучших и самых знаменитых клубах Лос-Анджелеса - La Ve Lee и Сatalina, где собирали полные залы. А после одного из выступлений они были отмечены местной прессой как "Джазовое событие недели". Кроме того, их приглашали на радио, где они играли вживую в прямом эфире, выступали с концертами на различных площадках Америки. А еще Арташес много работал в студии, записывал музыку и давал частные уроки.

Но, как и многие другие (до него и после) приезжавшие в Штаты наши джазовые музыканты, он понял, что путь джазмена в Штатах не усыпан розами и, чтобы заработать себе на жизнь, нужно быть или уж очень известным, или играть не совсем то, что тебе хотелось бы. И это еще при условии, что ты хороший и успешный музыкант. Потерпев некоторое время, Карталян взялся и за другую музыку - эстраду, народную, выполнял заказы на аранжировки песен для вокалистов. Он создал свой оркестр специально для коммерческих выступлений и сопровождения певцов, выступал во многих странах мира, в больших залах, вмещавших от 5 до 20 тысяч зрителей. Все эти коммерческие проекты занимали его все больше и больше, оставляя очень мало времени для любимого джаза.

Но вот однажды он решил собрать группу уже из американских музыкантов и дать настоящий этно-джазовый концерт. Причем фишка состояла в том, что американские музыканты должны были играть его аранжировки армянских народных мелодий, произведения Саят-Новы, Комитаса... И играть их практически без репетиций, без предварительной подготовки. Выступление прошло успешно, и как результат - оно было записано и выпущено на двух лазерных дисках в 2000 году - No Problem и Out of Standards. Альбомы эти широко известны у нас в Армении и в свое время были достаточно популярны - звучали в радиоэфире и издавались на пиратских копиях (а это самый лучший показатель популярности).

КАЗАЛОСЬ, ДЖАЗ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ЖИЗНЬ КАРТАЛЯНА. НО ВОТ ОБРАЗ жизни диктовал свои условия, и довольно жесткие. С течением времени Арташес все меньше занимался джазом и все больше времени уделял коммерческой музыке. А иногда даже уходил в классику. Написанный им Струнный квартет исполнялся два года назад, а Струнный октет американские музыканты сыграли в самом начале этого апреля. И когда он время от времени получает предложения от промоутеров выступить с джазовым концертом, часто вынужден отказываться. Из опыта он хорошо знает, что джаз - менее оплачиваемая музыка и, если отказаться от выгодного приглашения в пользу джаза, результат для семейного бюджета может быть достаточно болезненным.

Конечно, Арташес Карталян следит по мере возможности за тем, что происходит в жизни Армении и в джазовой - в особенности. Он принял участие в Первом международном джаз-фестивале в 1998 году. Последний вопрос, который мы с ним обсуждали, касался судьбы армянских музыкантов, которые собираются выезжать в Америку. По словам Карталяна, многие из них могли бы достичь успеха. Правда, смотря что подразумевать под словом "успех". Если это лишь вероятность получить работу в каком-то клубе - это возможно. Если имеется в виду высший уровень - лучшие клубы, большие площадки, крупные фестивали, некоторые из них, может, смогут добиться и этого. Но вот в том, что никто из них не сможет заработать больших денег, играя джаз, Карталян абсолютно уверен: рынок маленький. Затратив огромные усилия на достижение успеха и не получив ничего достойного взамен, многие музыканты разочаровываются. Это, очевидно, одна из причин, по которой многие хорошие музыканты не выходят на высокий уровень, которого достойны. Для тех, кто не должен думать о хлебе насущном, не обременен семьей и всякого рода проблемами, может быть, такой образ жизни и приемлем - играть ту музыку, которую хочешь, довольствоваться малым, лишь бы играть в престижных местах и общаться с известными музыкантами, но среднестатистическому музыканту, пусть и талантливому, это вряд ли подойдет. Если даже предположить, что он легенда советского джаза.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • РОСТОВСКАЯ АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА ОТМЕЧАЕТ СВОЕ 30-ЛЕТИЕ
      2018-11-19 14:33
      971

      Армяне - вторая по численности этническая группа, проживающая в Ростове-на-Дону с 1779 года, после переселения из Крыма. Это четвертая по величине армянская диаспора России среди субъектов федерации, численностью свыше 100 тысяч человек. В Ростове-на-Дону армяне составляют 3,4% населения.

    • МОЛОДОЙ 80-ЛЕТНИЙ АРМЯНСКИЙ ДЖАЗ
      2018-11-05 15:53
      943

      Ровно восемьдесят лет назад решением правительства республики был создан Государственный джаз-оркестр Армении. Тогда за дело взялся композитор и виолончелист Артемий Айвазян. Его потом на долгие годы сменил композитор и замечательный пианист Константин Орбелян. В новейший период после небольшого перерыва оркестр вновь занял достойное место среди музыкальных коллективов республики и мирового джазового сообщества - его, по сути, возродил композитор Армен Мартиросян. И вот уже почти восемь лет как художественным руководителем и главным дирижером оркестра является саксофонист и композитор Армен Уснунц.

    • ТОП-МОДЕЛИ СНГ В ЕРЕВАНЕ
      2018-11-02 13:23
      1261

      Наири МНАЦАКАНЯН, владелец туристического агентства "Наири Травел", уже три года еще и учредитель, и организатор конкурсов "Мисс СНГ" и "Топ-модель". В прошлом году наша столица принимала финал конкурса "Мисс СНГ", и мы воочию могли увидеть, что собой представляет подобное мероприятие, когда концентрация красавиц в городе начинает зашкаливать. На этот раз в Ереване уже пару недель находятся профессиональные модели из 16 стран, борющиеся за звание лучшей.

    • СТЕНОГРАФИИ СЕРДЦА
      2018-10-31 14:59
      247

      Арег Григорян родился в семье химика и учительницы в самое, пожалуй, тяжелое для современной Армении время, когда не было света и тепла. Он получил прекрасное воспитание, а в дальнейшем и образование.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНСКИЙ ДЖАЗ В THE HISTORY OF EUROPEAN JAZZ
      2018-11-09 15:51
      1019

      На дни рождения, а тем более на юбилеи принято делать подарки. Так вот в год своего восьмидесятилетнего юбилея армянский джаз получил замечательный подарок. В прекрасно изданной британским издательством Equinox книге The History of European Jazz - The Music, Musicians and Audience in Context собрана информация о джазовой музыке и музыкантах всей Европы. Получила свое представительство в книге и Армения. Эта практически энциклопедия почти на 750 страницах содержит информацию, которую предоставили 45 журналистов, критиков и музыковедов Европы.

    • МОЛОДОЙ 80-ЛЕТНИЙ АРМЯНСКИЙ ДЖАЗ
      2018-11-05 15:53
      943

      Ровно восемьдесят лет назад решением правительства республики был создан Государственный джаз-оркестр Армении. Тогда за дело взялся композитор и виолончелист Артемий Айвазян. Его потом на долгие годы сменил композитор и замечательный пианист Константин Орбелян. В новейший период после небольшого перерыва оркестр вновь занял достойное место среди музыкальных коллективов республики и мирового джазового сообщества - его, по сути, возродил композитор Армен Мартиросян. И вот уже почти восемь лет как художественным руководителем и главным дирижером оркестра является саксофонист и композитор Армен Уснунц.

    • Умер композитор и дирижер Борис Темирканов
      2018-10-26 17:06
      88

      Российский дирижер и композитор, главный дирижер симфонического оркестра Кабардино-Балкарской государственной филармонии Борис Темирканов скончался на 82-м году жизни после продолжительной болезни. Об этом сообщили агентству "Интерфакс" в пресс-службе Минкультуры Кабардино-Балкарии, передает aysor.am.

    • 10 ЛЕТ БЕЗ МУСЛИМА МАГОМАЕВА
      2018-10-24 15:15
      1297

      25 октября исполнится 10 лет, как не стало великого певца Муслима Магомаева, любимца всего Советского Союза. К сожалению, некоторые недобросовестные люди и эту дату попытались использовать для нагнетания нездоровых страстей. В частности, 13 и 21 октября по НТВ показывали фильм Татьяны Митковой "Муслим Магомаев. Возвращение".