Последние новости

ПРОЩАНИЕ С ВААНОМ МИРАКЯНОМ

Он был одним из самых ярких певцов современности. Ему аплодировали крупнейшие театры разных стран, считая для себя честью принимать его на своих сценах. И так происходило более полувека.

ВААН МИРАКЯН РОДИЛСЯ И ВЫРОС В ЕРЕВАНЕ, ОКОНЧИЛ ВОКАЛЬНОЕ отделение Ереванской консерватории (класс профессора Тамары Шахназарян). Дебют молодого певца в 1956 году на сцене Академического оперного театра им. Спендиарова ознаменовал появление одаренного певца. В дебютанте оценили прежде всего тонкость, раскованность, естественность и свободу, абсолютную веру в создаваемый образ. В.Миракян вошел в искусство не только как певец высокой сценической культуры, но и как сердечный, душевно щедрый человек, явивший собой благородный пример беззаветного служения делу, художническому долгу.

Голос Ваана Миракяна отличался неповторимой тембровой окраской и мягкостью звукоизвлечения. Этим музыкальным инструментом, каковым для него являлся голос, Миракян владел в совершенстве. Время, в котором талант Миракяна сверкал как звезда первой величины, вошло в историю армянского оперного искусства именами блестящей плеяды армянских певцов - Гоар Гаспарян, Нара Тер-Ованесяна, Татевик Сазандарян, Авака Петросяна, Гоар Галачян и многих других. Это было время, когда каждый спектакль приносил артистам ни с чем не сравнимую радость ансамблевого содружества, той счастливой зависимости от партнеров, которая давала музыкантам свободу творчества.

В 1963 году Ваан занял первое место на Всесоюзном конкурсе теноров и отправился с группой певцов в Милан, где стажировался у знаменитого профессора Барри. В Ла Скала он выступил с большой концертной программой. Вернувшись через 3 года в СССР, Ваан Миракян подписал контракт с Большим театром, где работал вплоть до эмиграции. В этот период он исполнял многие лирические роли русского и итальянского оперного репертуара, участвовал в гастролях не только по крупнейшим городам СССР, такими как Ленинград, Киев, Одесса, Тбилиси, Рига, но и за рубежом - Будапешт, Бухарест, Варшава, Прага, Белград...

ТРЕВОЖНЫЙ ОДУХОТВОРЕННЫЙ ПЕВЕЦ. КАКИМИ СЕКРЕТАМИ ОН ОБЛАДАЛ? Когда нисходило к нему вдохновение, то, казалось, в оперный зал врывался ветер. Разметавшийся огонь переходил и на сцену других театров мира. Взрывая традиционное, он шел к собственному классному таланту. Он избегал филигранности, дробления действия на множество граней. Эмоции он собирал в один удар, в единый аккорд страсти. В минуту подъема ему ничего не стоило завоевать зал. Была в его искусстве и невысказанная, неутихающая боль. Она не всплывала на поверхность, она клокотала в недрах таланта. Искусство В.Миракяна - это искусство светлое, трагическое, очищающее, оно просветляло и возвышало человека. Взрывной волной миракяновского темперамента смывалось все притерпевшееся в театральной жизни. Он звал нас к возвышенным испытаниям духа. Но призывы не всегда находили отклик. Порой они замирали в настороженной тишине. Вечная борьба между взметнувшимися и испуганно припавшими к земле, борьба часто неравная и сообщала трагическую интонацию искусству Миракяна. Волнение артиста передавалось залу. Да и как могло быть иначе, если сила его властно владела публикой! Словно настраивая слушателей по собственному камертону, артист заставлял в каждом звучать новые, еще неведомые дотоле струны.

Ваан Миракян был подлинно оперным артистом. Чтобы быть им, одной техники мало. Когда же чувство сливалось с техникой и достигало совершенства в своем воплощении - рождался настоящий Артист. В лице Миракяна прелесть музыки и слова находили совершенные средства, способные раскрыть всю их красоту, яркость и мощь. Уже в первые годы своих зарубежных гастролей Ваан Миракян достиг полной художественной зрелости. Он обладал многими вокальными данными и, сознавая свою ответственность перед искусством, стремился вникнуть в самую суть сценических образов - с психологической, исторической, эстетической точек зрения. Это был артист, который на каждом спектакле отдавал всего себя без остатка.

- МНЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ВЫСТУПАТЬ ВМЕСТЕ С ВААНОМ МИРАКЯНОМ в одних спектаклях, наблюдать его репетиции, - рассказывает народная артистка Армении Эльвира Узунян. - Я всегда буду вспоминать встречи с Вааном с чувством благодарности за то прекрасное, что он сумел подарить мне и моим коллегам в наши молодые годы. Он вел себя настолько тактично, насколько был поглощен главным - искусством сцены. Он незаметно приобщал всех к высокой театральной культуре, которой уже тогда обладал в большой степени. В наше время и в будущем исследователи и мемуаристы, обращаясь к истории армянского музыкального театра, неизменно будут отдавать дань уважения и признательности Ваану Миракяну. Всегда с волнением и трепетом души будут вспоминать дорогое имя, пробуждающее далекое и близкое прошлое, глубокие, теплые чувства. Какое счастье было находиться рядом с Вааном на сцене, общаться с ним! С ним было легко, весело работать, он удивительно просто умел создавать на сцене теплую, приятную, добрую атмосферу, а для творчества это просто и крайне необходимо.

И каждый раз, когда я перебираю в памяти эти события, мне всегда хочется говорить о пении Ваана, как о видимой музыке. Каждое движение замечательного певца словно рождало звучание, оттеняло тончайший музыкальный нюанс. Его исполнение отличалось силой и красотой, он завоевывал зрителя, который, наслаждаясь искусством, жаждал жизни. Ваан с большой гибкостью преодолевал трудности, овладевал ими полностью: не было ни одного фрагмента, ни одной ноты, ни одного вздоха, ни одной слезы, которые не соответствовали бы целиком требованиям партитуры, требованиям неуемной логики, законам сцены. Он жил страстью своего героя и заставлял зрителей переживать ее. Наверное, все помнят его в "Травиате" в роли Альфреда. Последние ноты содрогали душу. После напряженной муки - взрыв аплодисментов. Зал тонул в шквале оваций.

Наше оперное искусство всегда было богато индивидуальностями, но творчество Миракяна наряду с самыми яркими звездами составило эпоху в современном оперном искусстве, стало олицетворением вдохновенного содержания. Идут годы, артист давно уехал из театра, но то особенное сияние духовного благородства, которое всегда отличало созданные им образы, обретает в наших глазах все большую силу, все больший блеск. Миракяновские роли - Ленский, Эдгар, Хозе, Радамес, герцог Альфред, Саят-Нова, Саро... Вспомните эти роли и вы увидите героев Чайковского, Бизе, Верди, Тиграняна, Арутюняна. Тот же высокий полет чувств, та же безграничная самоотверженность. В творениях замечательного певца вместе с тем ощущалось властное дыхание эпохи, воздействие ее идей.

ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ИЗ СТРАНЫ АРТИСТ ВЫСТУПАЛ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ, в Австрии, преподавал в Венской консерватории. В 1983 г. он спел в опере "Норма" вместе с итальянской примадонной Монсеррат Кабалье. Последние гастроли Миракяна в Ереване состоялись в 2002 году, когда он пел с сыном Арменом. С 2005 года жил и работал в США.

Вчера его предали армянской земле. Многие могут рассказать о незабываемых встречах с его высоким вдохновенным искусством, которое несло людям радость, дарило веру в торжество красоты, волновало искренностью и глубиной чувств. Мы всегда будем помнить артиста, искусство которого являло собой редкостное гармоническое соединение великолепного голоса, блестящего актерского дарования, незаурядных внешних данных.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВМЕСТО ГОЛОСА ЗВУЧАЛА ФЛЕЙТА
      2017-10-17 14:37
      833

                      Вот отзвучала волнующая мелодия, растаяли в огромном пространстве музыкальные фразы - и в благостную тишину замершего зала Метрополитен-опера вливаются удивительно чарующие звуки прекрасного голоса Рене Флеминг, выступающей в роли Ринальдо в редко исполняемой опере "Армида" Россини. Партию Астароте исполняет наш соотечественник, замечательный певец Егише Манучарян, который неоднократно был партнером блистательной оперной дивы на главной оперной сцене Америки. 

    • "Я СЛОВНО ПТИЦА НАД ТОБОЮ ПЛАМЕНЕЮ..."
      2017-10-09 15:29
      3049

      К 85-летию Сэды ВЕРМИШЕВОЙ Каждое время выдвигает на первый план свои ожидания. В конце 80-х жгучим ожиданием была свобода, которой и ответила перестройка. Эта свобода всколыхнула умы, помогла решить некоторые застарелые проблемы, но вместе с тем способствовала развалу установившейся мировой системы, вызвала конфликты и межнациональные войны. Она обернулась к людям своей неожиданно жесткой, хотя и неизбежной, видимо, стороной. Быть может, это издержки свободы или неожиданная за нее плата. Во всяком случае не приходится удивляться тому, что со временем в народе возник спрос на справедливость и ответственность. Это нормальный ответ общественного сознания на перманентную боязнь завтрашнего дня, на душевную бездомность, на отчуждение от самого государства. В отличие от некоторых упертых трибунов, об этом хорошо знали наши писатели, поэты и среди них замечательный поэт, публицист, экономист и общественный деятель Сэда Вермишева.

    • ТАЛАНТ ПОД СТАТЬ ПОДВИГУ
      2017-10-04 15:37
      6739

               Один из мощных аккордов в новом сезоне уже состоялся в Национальном театре оперы и балета им. А.Спендиарова. Это связано с именем одного из ярчайших виолончелистов современности - Александра Князева. Звуки его виолончели навсегда вселились в пространство этого зала. Сколько прекрасных мгновений подарил нам виолончелист в этот вечер вместе с Симфоническим оркестром Оперного театра под управлением маэстро Константина Орбеляна.           Контакт между сценой и залом устанавливается сразу. По-разному воспринимающая музыку публика мгновенно подчиняется воле исполнителей, а совместная слушательская причастность к нему становится общественным актом, актом настоящего духовного испытания.

    • С ПОЧТЕНИЕМ И ВОСТОРГОМ,
      2017-10-02 17:26
      5162

      или Явление квартета им. Бородина        В наши дни слова "у времени в плену" превратились в метафору, своего рода интеллектуальную индульгенцию, обозначающую готовность иных ретивых художников откликаться на злобу дня. Но, к счастью, подлинное искусство неподвластно времени. В этом мы вновь могли убедиться в минувшую пятницу на концерте Государственного квартета им. Бородина в Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Скончался Левон Айрапетян
      2017-10-18 12:11
      255

      Сегодня утром в возрасте 68 лет скончался армянский бизнесмен и благотворитель Левон Айрапетян, сообщает aysor.am.

    • Серж Танкян впервые исполнит в Армении свою Симфонию Орка № 1
      2017-10-16 13:49
      84

      Знаменитый американский рок-музыкант армянского происхождения, солист System of a Down Серж Танкян совместно с Государственным молодежным оркестром Армении во главе с дирижером Сергеем Смбатяном 19 октября впервые исполнит в Армении свою Симфонию Орка № 1, сообщает newsarmenia.am.

    • ХАЧАТУРЯН-ФЕСТ ОБЕЩАЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ
      2017-10-09 15:42
      2113

      11 октября в Ереване открывается V международный фестиваль им. Хачатуряна. За прошедшие годы он завоевал популярность не только в Армении, но и за рубежом. Неудивительно, ведь его программы всегда интересны, насыщенны и нестандартны. А его участники - именитые музыканты. Знаменательно, что наравне со звездами мирового уровня на фестивале предоставляется возможность выступить и молодым талантливым музыкантам, только начинающим свою профессиональную карьеру. И именно в таком творческом переплетении на фестивале не раз появлялись новые интересные проекты как для самих артистов, так и для зрителей.

    • МУЗЫКА, ТРАНСФОРМИРОВАННАЯ В ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
      2017-09-29 15:13
      2955

      Музей Арутюна Галенца - это та творческая площадка, где воплощаются в жизнь самые интересные художественные программы. В этом еще раз можно было убедиться во время прошедшей в стенах музея встречи с художником Константином Руссо из Румынии и музыкантом Питером Стивенсом из США. Художник и музыкант познакомились в Париже, будучи уже достаточно известными каждый в своей стране. Знакомство переросло в интересный творческий тандем. Руссо трансформирует музыку Стивенса в визуальный рисунок, а Стивенс создает музыку, восприняв идею, заложенную в графических линиях Руссо.