ВРЕМЕНИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ?

Отметки на часах против хаоса

Для человека время определенно есть: мы просыпаемся утром, проживаем день и в какой-то момент ложимся спать, а во сне тоже продолжаем двигаться вперед во времени. Старая пословица "время не ждет" кажется вполне справедливой - не так ли?

ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛИСЬ, КОГДА ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ЭЙНШТЕЙНА , описывающая законы физики в больших масштабах, столкнулась с квантовой физикой - областью, которая пытается описать мельчайшие частицы во Вселенной, и теория корпускулярно-волнового дуализма, утверждающая, что свет одновременно является и волнами, и частицами, впервые подверглась проверке.

В течение долгих лет физики пытались объединить две не соответствующие друг другу области путем составления Великого Объединяющего Уравнения, полагая, что, несмотря на масштаб, все во Вселенной должно быть связано между собой, от частиц до галактик.

Чуть больше 40 лет назад два гениальных физика Джон Уилер и Брайс Де Витт разработали такое уравнение. Тем не менее их открытие сразу показалось спорным, потому что если уравнение правильное, то такого понятия, как время, вообще не существует на самом фундаментальном уровне материи.

Хотя концепция сбивает с толку, она может быть правдой, и то, что мы субъективно воспринимаем как "время", на самом деле является измеримым эффектом глобальных изменений мира вокруг нас. И чем больше мы углубляемся в мир атомов, протонов и фотонов, тем менее актуальным становится понятие времени.

Это мнение подтверждается Национальным институтом стандартов и технологий. НИСТ - хранитель самых точных в мире атомных часов, по которым сверяются все остальные часы во всем мире. Ученые из НИСТ утверждают, что их сверхточные часы не измеряют время вообще: время определяется отметками на часах. По сути, время позволяет нам создать порядок в жизни: не придумай мы такого понятия, как "время", вокруг был бы полный хаос.

Копнем еще глубже

Современная философская наука определяет пространство и время как всеобщие формы существования, координации объектов.

ПРОСТРАНСТВО ИМЕЕТ ТРИ ИЗМЕРЕНИЯ: ДЛИНУ, ШИРИНУ И ВЫСОТУ, А ВРЕМЯ - лишь одно: направление от прошлого через настоящее к будущему. Пространство и время существуют объективно, вне и независимо от сознания. По этому определению время еще одна форма существования объектов.

Но может ли быть вторая форма существования? Может ли существовать кусок древесины и в форме стула, и вместе с тем в форме стола? Не проясняет вопроса и формулировка: время имеет лишь одно измерение - это направление от прошлого через настоящее к будущему.

Что такое будущее? Будущее ирреально, оно не существует в реальности, это образ. Настоящее тоже условно и может находиться где-то на стыке между будущим и прошлым, с нулевыми координатами.

Прошлое - это то, чего уже нет, это скорее символ, тот же образ. Все эти понятия не имеют физического смысла, что ставит под сомнение и само понятие времени как формы существования материи.

В науке главным аргументом является опыт. Кто и когда ставил эксперименты, доказывающие существование времени в природе?

Движение Земли во времени

В природе все движется и постоянно изменяется. Планета Земля, пройдя отрезок пути по своей орбите, не только изменяет свои координаты в пространстве, но и изменяется сама. Она становится другой.

МЫСЛЕННО ЗАФИКСИРОВАВ ЗЕМЛЮ В КАКОЙ-ЛИБО ТОЧКЕ, МЫ НЕ ПОЛУЧИМ ее такой же в любой другой точке. Поэтому можно ли говорить о том, что Земля прошла такой-то отрезок пути за такое-то время, когда "той" Земли уже нет? Мы не можем вернуться "во вчера" Земли не потому, что время имеет одно направление, а потому, что "вчерашней" Земли уже нет. Она, как и все в природе, меняется постоянно.

Наблюдатель, находящийся в средних широтах на Земле, видит день и знает, что несколько часов назад была ночь. Из своего опыта он делает логичное заключение, что по прошествии нескольких часов ночь наступит снова. Отсюда он делает вывод о периодичности происходящих событий и что они существуют во времени. Также для него периодически существуют во времени лето и весна, зима и осень.

Но если этого наблюдателя поместить в космический корабль, летящий по орбите вокруг Солнца, то смены дня и ночи он наблюдать не будет. День у него всегда будет со стороны корабля, обращенной к Солнцу, а ночь на противоположной стороне. Периодичность в таком случае пропадает.

Находясь на экваторе Земли, наблюдатель не сможет определить смены времен года. На экваторе их нет. Отсюда следует, что периодичность смены дня и ночи, а также времен года не может служить подтверждением объективно существующего времени.

Часы

Американский физик Ричард Фейнман, один из основателей квантовой электродинамики, придерживался определения: время - это просто часы. "Московское время 12 часов, - слышим мы по радио, - в Новосибирске 16 часов, во Владивостоке 19". У японцев в Токио разница с Москвой всего пять часов. Им так удобнее.

ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ - АБСОЛЮТНОЕ ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ, С КОТОРЫМ МОЖНО ТАК ВОЛЬНО ОБРАЩАТЬСЯ? Поищем ответ на этот вопрос. Для этого произведем эксперимент. Мысленно. Представим, что мы на стадионе и видим, как спортсмен пробежал стометровку за 11 секунд. Во втором забеге он улучшил свой результат до 10,5 секунды. Что же произошло? Второй раз спортсмен бежал быстрее, и время его забега сократилось. Время - величина вторичная, время зависит от того, как быстро бежал спортсмен, и расстояния.

Оставим пока понятие абсолютного времени в покое, а сами вернемся к удобному для понимания бытовому времени. Возникновение его в сознании человека уходит в глубь веков. Изобретали и строили всевозможные приборы: солнечные, водяные и песочные часы, маятниковые часы с гирей и т.д. И все они заменяют нам то, чего нет в природе.

Время рядом?

Время существует всегда и везде. В философском осмыслении бытия материи мы соглашаемся с тем, что одна из мельчайших частиц вещества - атом - медленно движется в пространстве и что движение и пространство, быстрота и расстояние определяют время.

НО ТУТ ЖЕ ИЗ ПОДСОЗНАНИЯ ВОЗНИКАЕТ КОНТРАРГУМЕНТ: ВСЕ СУЩЕСТВУЕТ ВО ВРЕМЕНИ! Время существует всегда! И неосознанно время делается каким-то надпространственным образованием, этаким всепоглощающим монстром, и только потому, что временем переполнено подсознание.

Предположить, что время существует параллельно с пространством, тоже нельзя потому, что пространство бесконечно. Ничто, в том числе и время, не может существовать рядом с пространством.

Пчелы во Вселенной

Теория относительности Эйнштейна обнаруживает тот факт, что одновременность событий не абсолютна, а относительна. Данное мгновение не может охватывать всю Вселенную. Одного и того же мгновения для всего мира не может быть. В мире нет единственного "сейчас", разделяющего все прошлые события и события будущего. Каждая система имеет свое "сейчас", свое прошлое и будущее.

ТАКИХ СИСТЕМ В МИРЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕОБОЗРИМОЕ МНОЖЕСТВО. Но достаточно взять две системы, чтобы понять: между ними должна быть граница существования времени. Все мировое пространство в таком случае будет напоминать пчелиные соты, каждая со своим временем и пространством. К такому выводу нас приводит иллюзия существования времени.

Кто открыл в природе время и где зарегистрировал свое открытие? Какими свойствами оно обладает? Определение времени как длительность, продолжительность какого-либо процесса требует инструмента для его измерения.

Если мы начнем замерять время между какими-либо фазами состояния вещества с помощью ритмично работающего механизма, допустим, часов, то время всегда будет отличаться при разных его замерах. Потому что следующий замер будет происходить в другое время. В эксперименте будет свое время, мы сами будем тоже в своем времени, и тот, кто не участвует в эксперименте, тоже будет жить в своем времени.

Остается надеяться на какое-то всемирное время, которого, если исходить из специальной теории относительности, не может быть. Не может быть единого "сейчас" в силу того, что никакая информация не может передаваться со скоростью большей, чем скорость света. В каждой системе отсчета будет свое условное время.

ru - an.info