Последние новости

В ПЛАНАХ - РЕСТАВРАЦИЯ ЕРЕРУЙКСКОЙ БАЗИЛИКИ,

сообщила в интервью "ГА" итальянский архитектор Гаянэ КАЗНАТТИ

C 4 по 6 июня в Ереване прошла международная конференция "Сохранение историко-культурного наследия", которая подвела итоги совместной трехлетней программы "Содействие армянским учреждениям по обеспечению и сохранению местного культурного наследия", реализуемой Министерством культуры РА и МИД Италии. Соглашение, подписанное в апреле 2011 года, является важным вкладом в дело сохранения культурного и исторического наследия Армении.

Корр. "ГА" в этой связи побеседовал с директором Центра документирования и исследования армянской культуры в Милане, итальянским архитектором Гаяне Казнатти.

ВПЕРВЫЕ НА СВОЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ РОДИНУ г-жа КАЗНАТТИ ПРИЕХАЛА сразу после Спитакского землетрясения 1988 года. Ученица известного архитектора Адриано Альпаго Новелло, Гаянэ смело взялась за дело и вместе с группой итальянских специалистов приступила к разработке проекта восстановления историко-архитектурных памятников, поиском его участников и источников финансирования. Начали с пилотного проекта, а с 1999 г. появилось небольшое, но ежегодное финансирование для осуществления реставрационных работ в Армении. Часть средств выделило Министерство культуры РА, часть - МИД Италии и Миланский политехнический университет. Так, в 2006 г. правительство Италии предоставило 35 тыс. евро, а Посольство Италии в Армении - 29,5 тыс. евро на сохранение и реставрацию историко-культурных памятников Армении, считая подобное участие лучшей формой культурного диалога между двумя странами.

- Я давно мечтала попасть на историческую родину, о которой много слышала от деда, армянина по происхождению. В 1988 году мы с коллегами в числе представителей других стран не только помогали Армении, но и впервые познакомились с ее богатым наследием, поняли, что наши знания и опыт в сфере архитектурной реставрации здесь могут пригодиться. Начали с проекта реставрации церкви в Мармарашене. Так возникла мысль о создании научного центра армяно-итальянского сотрудничества.

В Аруче на основе полученных в аудитории знаний студенты проводили обмеры, исследования, очистку храма от птичьего помета, диагностику памятника.

- Г-жа Казнатти, какова цель этой важной программы?

- Реставрация и охрана объектов культурного наследия - перманентный процесс, нуждающийся как в постоянном внимании со стороны государственных органов, специалистов широкого профиля и самих граждан, так и в серьезной подготовке кадров. И если во многих странах этот процесс налажен давно, то Армения делает первые шаги, в особенности в подготовке реставраторов. Взрастить квалифицированных специалистов, владеющих как традиционными, так и новейшими методами работы - такова цель программы

- Расскажите о ней подробнее...

- Сегодня мы работаем с Арменией на официальной основе, у нас есть договоры с госструктурами. Главное, мы поняли, что Армения нуждается в обмене опытом как на профессиональном уровне, так и на стадии преподаватель - студент. Италия богата культурным наследием, опытом исследовательских и реставрационных работ, и многие наши специалисты готовы участвовать в проекте безвозмездно.

Что касается образовательного проекта, в Ереванском государственном университете архитектуры и строительства он состоял из нескольких компонентов. Первый - цикл уроков под названием "Мастер", который блестяще провел профессор Франческо Ауджелли для 50 студентов. Другой компонент - создание так называемой строительной площадки, где специалисты из Италии и Армении совместно со студентами ЕГУАС изучали памятники, составляли чертежи по реставрации и т.п. Мы также обеспечили армянских реставраторов соответствующим инструментарием и оборудованием. В частности, ультразвуковыми аппаратами для исследования стен и потолков, влагомерами и т.д.

В рамках программы в музее-заповеднике "Эребуни" создан центр исследования фресок, где итальянские мастера Анна Луккини и Элизабет Канна читали для студентов лекции по технике создания фресок, причинам их разрушения, лабораторным исследованиям, методам их реставрации и сохранения. Урок был продолжен в Гюмри, где 18 участников проекта приняли участие в работах последнего этапа по реставрации фрески Минаса "Армянская пастораль" под руководством Фабрицио Якобини. Это очень важная работа. В Армении, признанной стране камня, есть немало ценных деревянных конструкций, требующих соответствующего профессионального ухода, а значит, и специалистов по диагностике и реставрации. Если их не воспитать, то встанет угроза потери части исторического наследия.

- Кстати, о фресках. Итальянские и армянские специалисты уже второй год работают в Кобайре...

Кобайр - один из самых уникальных храмовых комплексов Армении, жемчужина армянского зодчества.

- Кобайр - один из самых уникальных храмовых комплексов Армении, жемчужина армянского зодчества. Прежде чем приступить к реставрации фресок, укрепили кровли часовни-ризницы при главной церкви, восстановили дренажные траншеи, укрепили сохранившиеся кровельные плиты, а открытые участки кровли взяли под защитный слой.

- Ваши специалисты работали и в монастырском комплексе Аруча...

- В Аруче на основе полученных в аудитории знаний студенты проводили обмеры, исследования, очистку храма от птичьего помета, диагностику памятника. В свою очередь итальянские специалисты провели историческое исследование монастырского комплекса, с церкви Катогике взяты небольшие образцы для проведения лабораторных исследований в Италии.

В Аруче также был проведен учебный практический курс на тему "Археология и межпредметные подходы". Студенты факультета археологии ЕГУ под руководством итальянского археолога Матильды Мардзулло летом 2013 г.участвовали в раскопках на территории села. Итальянские специалисты Анна Луккини, Элизабет Канна и Симона Кареччиа провели в Аруче теоретический урок о причинах разрушения фресок и реставрационной технике, после чего прошли практические занятия.

- Г-жа Казнатти, не секрет, что сегодня в Армении с сохранением историко-культурных памятников существует ряд серьезных проблем. Как можно, на ваш взгляд, их решить?

- Не думайте, что проблема сохранения памятников существует только в Армении и в странах постсоветского пространства. В Италии 20 лет назад были те же проблемы. У нас отсутствовало соответствующее законодательное поле, памятники разрушали. Но мы сумели вовремя остановиться, хотя многое потеряли. Не хочется, чтобы Армения прошла этот путь. Нужно учиться на чужих ошибках.

- Программа, к сожалению, завершена. А будет ли ее продолжение?

- Я на это очень надеюсь. Все зависит от финансирования. Нам предстоит еще многое сделать. Очень хочется восстановить еще один армянский бриллиант - Ереруйскую базилику.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • САМОЕ ГЛАВНОЕ - НАЙТИ ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОЕ ДЛЯ СЕБЯ РЕШЕНИЕ,
      2018-07-27 16:18
      5118

      говорит в день своего 70-летия, отвечая на вопросы "ГА", доктор архитектуры, заслуженный архитектор РА Арсен АРУСТАМЯН

    • АНИ. ПУТЬ К ГОТИКЕ
      2018-07-25 15:20
      2904

      Выставка открыта до 26 августа В Национальном музее-институте архитектуры им. А. Таманяна 11 июля открылась выставка "Поэзия камней. Ани". Она осуществлена совместными усилиями организации "Анадолу-культур" (Турция), Фонда "Евразия" и Институтом исследований культурного наследия Норвегии.

    • ЛЕТНИЙ КИНОТЕАТР "МОСКВА" - ШЕДЕВР МОДЕРНИЗМА
      2018-07-25 14:54
      2694

                  Экстерьер и интерьер кинотеатра "Москва" плавно перетекают один в другой, связь между зданием и окружающей средой настолько гармонична, что практически не ощущается, разница стерта

    • КАК ПЕРЕЖИТЬ ЗНОЙ В ГОРОДЕ
      2018-07-25 12:42
      3727

      На конец июля - начало августа приходится пик отпусков. Так что выезжающим за пределы Еревана и Араратской долины аномальная жара не грозит. Но что делать, если по тем или иным причинам человек не может выехать из города?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СОЛНЦЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      8666

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • MIME-Fest им. Л. ЕНГИБАРОВА НАКРЫЛСЯ ХРИЗАНТЕМОЙ
      2018-07-20 15:37
      4603

      Не хватило то ли денег, то ли порядочности Те, кто рассчитывал в начале августа провести несколько дней в Цахкадзоре, не только прячась от ереванской жары, но имея возможность смотреть пластические спектакли из разных уголков мира, могут спокойно заниматься своими делами. Международного MIME-Fest-а им. Л. Енгибарова, уже по традиции проходящего в курортном городе, на сей раз не будет. У Министерства культуры не оказалось на него денег.

    • ЗВЕЗДОЧКИ ПОД ЗВЕЗДОЙ МЕРИ КАРАПЕТЯН
      2018-07-20 15:33
      4232

      Оказывается, Батуми не только курорт, где в летний сезон отдыхают граждане Армении, но и место, куда наши соотечественники ездят на фестивали и конкурсы и возвращаются с букетом наград. Вот и недавно группа начинающих певцов под руководством Мери Карапетян побывала в Батуми на Международном конкурсе юных талантов "Супер Стар-2018", где добилась небывалых успехов. Три первых приза и три вторых - все 6 учеников Мери Гамлетовны оправдали ее надежды. И это происходит не впервые.

    • УЛЫБКИ ОСЕННЕГО ВОЗРАСТА
      2018-07-20 15:26
      2640

      Чувство юмора в человеке или существует, или его нет. И это ни от возраста, ни от профессии не зависит. Доказательством тому является выпущенная в июле книга Юрия ГАГЯНА "Осенние улыбки". Он по профессии не филолог, не журналист, окончил физико-математический факультет Ереванского пединститута имени Х. Абовяна, работал учителем, печатался в различных отечественных газетах и журналах, а идея собрать и издать напечатанное пришла к нему не скоро. На пороге 80-летия.