Последние новости

ВИРТУОЗЫ-РОЖЕЧНИКИ

В разгар весны 2010 года в Санкт-Петербурге произошло чудо: с плывущего по Неве парохода вдруг зазвучала чарующая музыка, привлекшая внимание прохожих по обоим берегам реки. Это играли музыканты Российского рогового оркестра (РРО), решившие возродить некогда популярную, но утраченную в середине XIX века традицию, – концерты роговых коллективов, проплывающих на плотах и лодках и соревнующихся в мастерстве. Подобные турниры устраивались, как правило, в белые ночи, наводняя прибрежные районы Питера красивой музыкой.

"НЕВСКИЕ СЕРЕНАДЫ", КАК ИМЕНУЮТ КОНЦЕРТЫ НА ВОДЕ, НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ ренессансный проект Российского рогового оркестра, вновь вернувшийся к жизни благодаря энтузиазму группы музыкантов и их идейного лидера Сергея Поляничко. Появление на музыкальной арене мира подобного коллектива - явление невероятное. Известно, что музыкант может извлечь из рога всего одну ноту, и лишь при совместной игре отдельные ноты связываются в единое целое. Если учесть историю роговых оркестров, около 120 лет главенствующих в России и имевших спрос как при царском дворе, так и во время народных гуляний, а затем считавшихся безвозвратно утерянными, то нетрудно осознать великую миссию современных музыкантов-рожечников и их коллег по оркестру – трубачей, валторнистов, тромбонистов, тубистов, литавристов, гастролирующих сегодня по разным континентам с большим успехом.

Единственный в мире Роговой оркестр Санкт-Петербурга недавно побывал в Ереване, где произвел фурор среди знатоков и любителей неординарной музыки. Присутствующие в зале Дома камерной музыки им.Комитаса, где проходил концерт, отмечали виртуозность исполнителей, быстро и умело менявших инструменты: ведь здесь каждый музыкант играет одновременно на 3-4 рогах. Потрясающее звучание оркестра, схожее с органной музыкой, но, в отличие от нее, более живое и затрагивающее душу, очаровало публику, а интонационная чистота оркестра была высоко оценена ведущими музыкантами-духовиками Армении, не упустившими возможности послушать необычных коллег.

По словам Поляничко, роговая музыка звучала не только на официальных церемониях при дворе, но и во время публичных концертов. Однако спустя более века на смену роговым коллективам пришли новомодные европейские оркестры. Для охотничьих инструментов наступила эпоха забвения. Попытки возродить роговые оркестры предпринимались не раз, но не имели былого успеха. Звуки последнего рогового оркестра прозвучали в 1896 г. на церемонии коронования Николая II. Лишь в 2006 г. при поддержке музыкантов Санкт-Петербурга Сергей Поляничко вновь вернул на мировые подмостки роговую музыку, посвятив себя возрождению уникального пласта российской музыкальной культуры.

"МНЕ КАК ВАЛТОРНИСТУ ПО ПЕРВОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ было интересно открыть для себя незнакомый доселе вид духовой музыки, - говорит С.Поляничко. - Хотелось также вернуть родному городу красоту невских серенад. Но в основном меня спровоцировала строка в Большой Советской Энциклопедии о том, что роговая музыка на Руси утеряна безвозвратно. Я решил опровергнуть это мнение".

Вместе с единомышленниками Сергей принялся изучать архивы, засиживаться в библиотеках, выискивая любой след роговой музыки. Первые годы все работали на голом энтузиазме. Мастером роговых инструментов для будущего оркестра стал профессиональный музыкант Владимир Головешко, изобретший способ изготовления рогового комплекта на основе музейных экспонатов и архивных материалов путем детальных расчетов, разработки формул, что позволило найти нужные пропорции для качественного звучания инструментов. К 2006 г. рожечники при поддержке настоятеля храма Святых апостолов Петра и Павла при РГПУ им. А. И. Герцена, священника Артемия Скрипкина открыли свою мастерскую, где Вл. Головешко изготовил вручную коллекцию из 74 разных рогов с прямыми концами и диапазоном в 4 октавы, затем освоил искусство аранжировки партитур для этих инструментов. Звучание каждого рога зависит от его формы, толщины металла и усовершенствованных мундштуков. В отличие от старинных рогов, изготовляемых из вредного материала – меди, современные представляют собой сплав меди, латуни и иных металлов, что делает их безопасными для здоровья музыканта. Более того, по исследованиям Московского НИЦ музыкальной терапии и восстановительной технологии тембр звука роговых инструментов оказывает на человека лечебное воздействие.

Сегодня в мастерской оркестра выпускают также копии инструментов для императорской охоты прошлых веков. Головешко в постоянном поиске и экспериментах продолжает работать над тембром рогов, записал диск с охотничьими сигналами. В составе коллектива – 20 музыкантов, студентов и выпускников Санкт-Петербургской консерватории, лауреатов всероссийских и международных конкурсов, артистов разных музыкальных оркестров и ансамблей. "Роговой оркестр не должен замыкать творческую жизнь музыканта", - считает Сергей Поляничко. Кстати, РРО – чисто мужской оркестр, ибо требует огромной физической силы и напряжения и работает в сложном гастрольном графике.

Первое произведение, с которым Российский роговой оркестр вышел на люди, было "Утро" Грига, затем музыканты обратились к Шостаковичу и другим именитым композиторам. Сегодня репертуар оркестра многообразен, постоянно расширяется, вбирая в себя как сочинения композиторов прошлых веков, так и произведения современных авторов - гимны, фанфары, русскую народную и духовную православную музыку, марши, европейскую музыку. При этом нередко используются нестандартные решения для реализации самых невероятных проектов. К концу этого года оркестр планирует представить на суд слушателя весь цикл "Времен года" Антонио Вивальди, что, по словам главного дирижера, выходит за пределы человеческих возможностей и сравнимо разве что с выступлением пилотов "Формулы 1", во время виражей которых рассчитана каждая секунда.

БОЛЬШОЙ УДАЧЕЙ ПОЛЯНИЧКО СЧИТАЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЕ "РЕКВИЕМА" ОСИПА КОЗЛОВСКОГО, исполнявшегося во время погребения польского короля Станислава Августа Понятовского (1798 г.). В нем композитор впервые использовал смешанный хор, солистов, орган и роговой оркестр. Позже, во второй редакции, Козловский убрал из "Реквиема" роговой оркестр. Сергею Поляничко удалось найти в архивах библиотеки Питерской консерватории старинную версию "Реквиема", восстановить ее, используя всего 16 музыкантов вместо авторских 40. Над проектом работали 3 года, 29 апреля 2010 г. 50-минутный "Реквием" с участием хора Санкт-Петербургской академической капеллы, 4 певцов-солистов и органа был представлен публике. "Прозвучало сумасшедше красиво, - вспоминает главный дирижер РРО. – Благодаря Козловскому и его "Рекивему" мы вошли в Книгу рекордов России и сейчас номинированы на Книгу рекордов Гиннесса".

В настоящее время оркестр действует как Центр роговой музыки, при котором создан также молодежный Фанфарный роговой оркестр, который, в отличие от РРО, использует изогнутые инструменты наподобие старинных. Здесь молодежь притирается к новому жанру, набирается опыта, после чего получает возможность войти в состав головного коллектива.

В Ереван Российский роговой оркестр прибыл из Симферополя, где участвовал в празднествах по случаю Дня России. Концерт в Доме камерной музыки состоялся в рамках Дней культуры России в Армении и был инициирован министерствами культуры РА и РФ. Необычный музыкальный вечер открыл Сергей Поляничко, взявший на себя также роль конферансье. Приветствуя публику на армянском языке, дирижер сказал о своих армянских корнях: его маме - нашей соотечественнице зал бурно рукоплескал. Впрочем, как и самому оркестру, который потряс публику слаженностью и мастерством исполнения, уникальным чувством единства, в котором высочайшее индивидуальное мастерство каждого музыканта сливается с профессионализмом другого, обеспечивая бесподобное звучание и успех всего коллектива. Бах, Чайковский, Россини, Каччини, Шилклопер, Равель – наряду с музыкой этих композиторов оркестр преподнес сюрприз, сыграв с известным армянским дудукистом Эммануэлем Ованнисяном.

"Дудук для меня волшебный инструмент, а Ереван – город, в который стоит возвращаться. Думается, наш оркестр еще не раз встретится с армянской публикой", - заметил Сергей Поляничко.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОБЕДИТЕЛИ 14-го "РОЛАНА"
      2018-11-14 16:34
      818

      Закрытие XIV Международного фестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан" в Красном зале столичного кинотеатра "Москва" прошло при полном аншлаге. На сцене - организаторы "Ролана", его основатель и директор Нуне Манукян, ведущий вечера Айк Петросян, юные исполнители песенных и танцевальных жанров. Среди зрителей - гости, участники и друзья фестиваля, а также воспитанники творческих центров, школ и детдомов, студенты и военнослужащие, вошедшие в жюри разных номинаций.

    • 15-й "КИН" ОТКРОЕТСЯ 15 НОЯБРЯ
      2018-11-12 15:33
      492

      В том, что женщин в мировом кинематографе становится все больше, сомневаться не приходится. Особенно если перелистать мировую статистику и даже заглянуть на Международный кинофестиваль женских фильмов "Кин", который в этом году пройдет в Ереване с 15 по 19 ноября. Шутка ли, 15-й юбилейный кинофестиваль получил более 500 заявок из нескольких десятков стран.

    • ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЦАХКАДЗОР ПРИНИМАЕТ ПОЭТОВ, ПРОЗАИКОВ И КРИТИКОВ
      2018-11-09 16:09
      1221

                 С 25 по 29 октября в Армении проходил IV Литературный фестиваль молодых писателей, пишущих на русском языке. Форум дебютантов и мастеров русскоязычного пера прошел в одном из красивейших курортных городов Армении - Цахкадзоре, знаменитом не только горнолыжным отдыхом и историко-культурными достопримечательностями, но и прославленным литературным прошлым. 

    • "ШВЕЙЦАРЕЦ КРИС" И ДРУГИЕ ПОБЕДИТЕЛИ РЕАНИМАНИИ
      2018-11-05 15:41
      796

      10-й Международный фестиваль анимационных фильмов и комиксов "РеАнимания" подвел итоги и преподнес немало приятных сюрпризов. Особенно молодежи, оказавшей фестивалю как волонтерскую, так и зрительскую поддержку.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КОНЦЕРТЫ АНСАМБЛЯ "НОР СЕРУНД" В США
      2018-11-07 15:36
      1721

      Из гастрольной поездки по городам США вернулся в Ереван детский ансамбль "Нор серунд". Эти гастроли стали возможны благодаря инициативе культурной ассоциации "Амарас Арт Алианс".

    • "ЖДАТЬ НЕЧЕГО - НАДО РАБОТАТЬ"
      2018-10-31 15:29
      3019

      Ванадзорский Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна на днях вернулся из Америки, где молодые артисты успешно показали спектакль "Берегите мужчин". Художественный руководитель театра, народный артист РА Ваге ШАХВЕРДЯН радуется успеху своих питомцев, а вот их будущее, как и будущее армянского театра в целом, мэтру армянской режиссуры оптимизма не внушает.

    • МАГ ВИОЛОНЧЕЛИ
      2018-10-26 15:45
      1279

      30 октября в Доме камерной музыки им. Комитаса ожидается выступление американского виолончелиста, вокалиста и композитора российского происхождения Яна МАКСИНА. Критики его называют "Магом виолончели". И не случайно, ведь он создал свой собственный уникальный стиль игры и своим исполнительским мастерством дарит слушателям волшебные музыкальные мгновения.

    • СИНТЕЗ ПОДЛИННОСТИ И НОВИЗНЫ
      2018-10-22 16:34
      6680

      Гастроли Юрия БАШМЕТА и руководимого им камерного ансамбля "Солисты Москвы" На прошлой неделе в культурной жизни Еревана произошел мощный всплеск - после пятилетнего перерыва в Большом концертном зале филармонии им. А. Хачатуряна мы вновь встретились с легендарным альтистом и дирижером Юрием Башметом и руководимым им камерным ансамблем "Солисты Москвы". Единственный концерт прославленного коллектива состоялся в рамках беспрецедентного по нынешним временам XIX международного фестиваля "Ереванские перспективы".