Последние новости

МОДНИЦЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Кандидат экономических наук Ирина Ваниян не получила профессионального творческого образования, но это не помешало ей однажды увлечься прикладным искусством и добиться мастерских высот. Вот уже много лет она изготовляет куклы, которые пользуются большим успехом не только у местных, но и у зарубежных любителей рукоделия. Облаченные в армянские национальные костюмы куклы Ирины Ваниян давно разбрелись по всему миру и сегодня обитают в Канаде, США, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии, России, Литве, Грузии и других странах.

НА ДНЯХ ИРИНА ВАНИЯН ПОРАДОВАЛА СТОЛИЧНУЮ ПУБЛИКУ НОВОЙ КОЛЛЕКЦИЕЙ КУКОЛ, акцент в которой сделан на одежду и аксессуары. "Русская мода Серебряного века" - так названа выставка, подготовленная мастером по заказу Музея русского искусства (коллекция проф.А.Абрамяна) в Ереване и представленная в одном из его залов. 20 экспонатов необычной выставки представили посетителям тенденции моды, которым следовал высший женский свет российского общества конца XIX – начала XX вв. Это была эпоха расцвета духовной культуры - литературы, философии, музыки, театра, живописи, появления в обществе широкого слоя образованных и просвещенных людей, что по-своему сказалось и в моде. Что носили россиянки в то время? Как модные течения сменяли друг друга? Какие революционные перевороты происходили в одежде? – ответы на все эти вопросы постаралась дать в своей авторской коллекции Ирина Ваниян.

Традиция изготовления кукол уходит вглубь веков. Как отметила на открытии выставки директор Музея русского искусства Ануш Тер-Минасян, одно из первых упоминаний о куклах относится к Древнему Египту и связывается с именем царицы Клеопатры, имевшей солидную коллекцию кукол, служившую ей своеобразным журналом мод. Царица нередко заказывала себе церемониальные наряды, идеи которых были заимствованы из одеяний мини-манекенщиц.

Искусство изготовления кукол популярно и в Армении, однако наши мастерицы, как правило, наряжают своих героев и героинь в национальные таразы, известные своим региональным, социальным и ритуальным многообразием. Ирина Ваниян также прошла через этот этап в своем творчестве. Именно армянская кукла и послужила толчком для раскрытия ее творческого дарования.

"Рукоделием я увлеклась еще в школьные годы, помню, очень хотела изготовить национальную куклу, - вспоминает мастерица. – Однажды папа купил книгу о куклах, я попыталась воспроизвести представленные в ней образцы, пустила в ход пластилин и другие подручные материалы… Затем этот интерес пропал, и искусство не стало моей профессией. Но в глубине души я всегда ощущала тягу к творчеству, рукоделию, дизайну и в один день вновь вернулась к детскому хобби".

Облаченные в армянские национальные костюмы куклы Ирины Ваниян давно разбрелись по всему миру

НАРЯДУ С ХОББИ ИРИНА ВАНИЯН ПРОДОЛЖАЛА совершенствоваться в избранной профессии, защитила кандидатскую диссертацию, окунулась в научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность в сфере экономики городского хозяйства. Она сотрудничала с крупными зарубежными организациями, участвовала в многочисленных международных программах. К окончанию каждого проекта зарубежные коллеги Ирины Ваниян получали от нее в подарок сувенир – куклу в армянском наряде. "Мне всегда хотелось, чтобы гости из других стран забирали с собой частичку Армении, которая всегда напоминала бы им о широте армянской души, тепле, гостеприимстве и таланте нашего народа, - говорит Ирина. - Я долго творила для себя, пока Ануш Тер-Минасян не убедила меня в том, что мои работы – произведения искусства. И я поверила в свои силы, согласилась попробовать себя в новом амплуа и обратиться к русской моде Серебряного века, представленной через кукольное искусство".

Ирина Ваниян подошла к работе со свойственной ей серьезностью и ответственностью, изучая литературу по изготовлению кукол в разных странах в разные времена, в частности, в России Серебряного века. Она знакомилась с атмосферой, увлечениями и привычками высшего общества, тенденциями в моде, которые с достаточной быстротой сменяли друг друга. При этом мастерица проявила свойственный ей научный подход, с одной стороны, и художественный вкус - с другой. Это уникальное единство ученого и художника и помогло Ирине создать не только коллекцию уникальных нарядов и сопутствующих им аксессуаров, но и живые образы представительниц высшего общества, каждая из которых наделена особым характером. Неслучайно все 20 дам-манекенщиц имеют свое собственное имя.

Известно, что в России кукла всегда считалась живым существом, обладающим чудодейственными свойствами и оберегающим хозяйку от бед. Неслучайно почти в каждой крестьянской семье хранились тряпичные куклы, которые передавались по наследству от матери к дочери. Ирина Ваниян учла и эту символику российского куклоделия, и поверье, требующее, чтобы мастер-изготовитель приступал к работе с добрыми помыслами: лишь в этом случае кукла сохранит свои волшебные свойства и будет служить на благо хозяйке. Глядя на удивительные творения армянской мастерицы, сразу ощущаешь позитивный настрой и безграничную доброту, исходящую от каждой из этих кукол.

Куклы Ирины Ваниян

ОКАЗЫВАЕТСЯ, НА РУБЕЖЕ ХVIII-ХIХ вв. В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ были в моде платья с каркасом-обручем из китового уса или ивовых прутьев, который надевали под юбку. Эти так называемые панье придавали платью пышность. За ними пришла эпоха ниспадающих драпированных юбок. Дамы носили платья из мягких тканей с гладкой фактурой, кружевной отделкой и цветными вставками. В начале ХХ века русская мода тяготела к использованию отечественных материалов и в первую очередь кружев. Русская мода всегда отличалась тяготением к декору, что сказывалось в вышивках, лентах, аппликациях. Женщины любили носить украшения из драгоценных и полудрагоценных камней или просто бижутерию. Яркие цвета одеяний объяснялись климатическими условиями и географией. Большое место в наряде занимали аксессуары – сумочки, боа, шляпки. Это богатство русской моды Серебряного века Ирине Ваниян удалось представить всего в 20 куклах, изготовленных, по признанию автора, из полимерной глины.

"Создание кукол совмещает несколько видов искусства – скульптуру, дизайн, моделирование, вышивку, рукоделие… Это сложная работа, которую Ирине Ваниян удалось выполнить на высоком профессиональном уровне", - заметила художница, известный мастер гобелена Асмик Казарян. "Я не художник, скульптор или дизайнер в том смысле, который вкладывают в характеристику специалиста, получившего академическое образование, - уточняет Ирина Ваниян. – Творчество живет во мне в той мере, в какой оно присутствует практически в каждом армянине: готовясь к выставке, я обнаружила, что вокруг меня много разных мастеров – вышивальщиц, художников, мастеров гобелена, керамистов и т.д., для которых творчество – это любимое хобби, частица души".

Добавим, что выставка "Русская мода Серебряного века" продлится до 11 июля. А затем сотрудничество Ирины Ваниян и Музея русского искусства продолжится в новом формате.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "НАУЧНЫЙ АРЦАХ" ОТКРЫТ ДЛЯ УЧЕНЫХ
      2019-02-22 13:02
      205

      День возрождения Арцаха, 20 февраля, в Ереванском государственном университете отметили презентацией весьма важного и актуального периодического издания "Научный Арцах", ставшего результатом сотрудничества ЕГУ и организации "Объединение молодых ученых и специалистов Арцаха" (ОМУСА). Пятью днями ранее журнал был представлен в Степанакерте и вызвал широкий резонанс в научных кругах Арцаха и других стран: в дебютный сборник вошли труды более 70 как именитых, так и молодых ученых из двух армянских государств, а также России, Беларуси, Польши, Германии, США и других стран.

    • ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СССР!
      2019-02-22 12:27
      224

      Можете ли вы сегодня представить себе свадебную процессию, состоящую из желтых советских такси ГАЗ-24 "Волга", к тому же в сопровождении желтенького "жигуленка" с синими полосами - машины ГАИ, за рулем которой сидит самый настоящий советский "дядя Степа"? Нет, это не сон и даже не съемки фильма о советской эпохе. Это самый настоящий такси-сервис, несколько месяцев назад открывшийся в Ереване в рамках проекта "Музей советской эпохи" и вызвавший живой интерес как у местных жителей, так и зарубежных гостей.

    • КУРИТЬ ИЛИ НЕ КУРИТЬ?
      2019-02-21 11:01
      578

      Этот вопрос, легший в основу законопроекта "О снижении и предотвращении негативного влияния использования табачных изделий", не первую неделю будоражит умы нашей общественности - курящей и не курящей. Рьяные курильщики считают подобное решение правительства нарушением своих прав, противники курения активно поддерживают предполагаемые ограничения, нередко украшая свои профильные фотографии рамками со слоганом "Армения без дыма".

    • "МУХА" В ТЕЛЕФОНЕ
      2019-02-20 11:42
      1089

      Известный дизайнер, художник, скульптор и просто мечтатель Арман Нур вернулся из турне по Европе, где в очередной раз заявил интересующейся культурой общественности об Армении. На прошедшем в итальянском городе Бари международном биеннале BIBART его скульптурная работа "Иисус" удостоилась главной награды - "Приза критиков".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "МУХА" В ТЕЛЕФОНЕ
      2019-02-20 11:42
      1089

      Известный дизайнер, художник, скульптор и просто мечтатель Арман Нур вернулся из турне по Европе, где в очередной раз заявил интересующейся культурой общественности об Армении. На прошедшем в итальянском городе Бари международном биеннале BIBART его скульптурная работа "Иисус" удостоилась главной награды - "Приза критиков".

    • ДЕТИ РИСУЮТ МИНАСА
      2019-02-13 10:38
      1605

      В Национальной картинной галерее Армении открылась необычная выставка, занявшая два экспозала. Все более 60 работ посвящены одной картине: знаменитому полотну "Джаджур" Минаса Аветисяна и представляют собой репродукции, сделанные в смешанной технике живописи и коллажа.

    • Армянская керамика Иерусалима в списке ЮНЕСКО?
      2019-02-08 19:27
      478

      Израильская газета The Jerusalem Post опубликовала примечательную статью, в которой представлены явления, характерные для конкретной страны, которые должны быть включены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

    • СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ ВНОВЬ ЗАЯВЛЯЕТ О СЕБЕ
      2019-02-08 15:45
      2459

      В Союзе художников Армении произошла смена руководства: в должность председателя СХ с 17 января этого года вступил художник Сурен САФАРЯН, знаменитый дед-тезка которого в советскую эпоху 16 лет возглавлял это творческое объединение и сыграл немалую роль в его развитии.