Последние новости

ХУДОЖНИК, ДАРЯЩИЙ ТЕПЛО

В столице Грузии состоялась выставка тбилисского армянского художника Гарегина Мирзоева. В экспозицию вошли живописные работы, а керамика была представлена лишь фотографиями. Но я побывала в квартире художника, расположенной в старом тбилисском дворике на такой же старой - можно даже сказать исторической - улице, названной Ортачальской, в честь самой местности. Там и увидела его работы в ретроспективе - с начала 60-х годов до наших дней. Говорят, что художники так или иначе похожи на свои произведения. Работы Мирзоева независимо от того, живопись это, графика, керамика или скульптура, как и сам художник, генерируют тепло. Более того, им, как и этому мягкому, деликатному, застенчивому человеку, присуща не сразу улавливаемая самоирония.

Работа Гарегина Мирзоева

РОДИЛСЯ ГАРЕГИН В 1935 ГОДУ В СЕМЬЕ ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА ГРУЗИИ ГРИГОРИЯ МИРЗОЕВА, стоявшего у истоков создания творческого Союза грузинских художников. Одна из реликвий семьи - фотография, на которой Григорий Иосифович запечатлен рядом с Мартиросом Сарьяном. Творческие корни семьи еще глубже: дед Иосиф Мирзоев - известный инженер, был членом городской управы Тифлиса еще во времена Российской империи. О доме его упоминает в своей книге Николай Гумилев, сообщая, что отец его Степан Яковлевич Гумилев, приехав в Тифлис, остановился в доме инженера Иосифа Мирзоева в Сололаки, на Сергеевской улице. "Комфортабельная квартира с печами, отделанными изразцом, с двойными оконными рамами, с редким в Тифлисе электрическим освещением и со всеми прочими удобствами находилась в каменном роскошном доме. Дом был угловым и выходил на две живописные зеленые улицы. Два подъезда дома обслуживались двумя швейцарами".

Нынешняя квартира Гарегина Мирзоева ничем не похожа на апартаменты деда, она не велика, не роскошна, и только созданные художником картины, барельефы, скульптуры, керамика наделяют ее красотой. С детства находившийся в творческой атмосфере, впитавший запахи и краски мастерской отца, Гарегин никогда не помышлял о другой жизни. Он мечтал стать художником, хотя, как оказалось, с распростертыми объятиями в Тбилисской академии художеств его никто не ждал. Тройка по истории пересилила выполненные на отлично творческие задания. Поступил лишь со второй попытки, и то на факультет керамики, рассчитывая затем перейти на живопись. Но так увлекся, что менять ничего не стал. Академию закончил с отличием, однако не так важна эта официальная оценка, как то, что молодой художник одним из первых начал работать в новой технике "лощения" и "копчения" простого глиняного черепка.

Несколько работ той поры и сегодня находятся в квартире художника. Удивительно грациозные точеные черные фигурки. Тончайший кофейный фарфоровый сервиз и внушительный сервиз для вина и фруктов, выполненный в технике чернолощенной глины. А еще декоративные скульптуры: Дон Кихот и Санчо Пансо, Кахетинец, Пьяные старички и целый ряд других, очень живых и ярких персонажей. На стенах барельефы. В основе их стилизованные фигуры людей, животных. Для автора главное - пластичность самих изделий, игра контурных линий, в целом образующих изображения. Эту особенность творческого почерка можно проследить в таких объемных работах, как "Цирк", "Голубое ртвели"...

Говорит, что переломным моментом стала для него поездка в Дом творчества в Дзинтари. Общение с керамистами из разных стран и городов, знакомство с различными техническими материалами современной декоративной керамики отточили его творческие приемы, дали новую почву творческим устремлениям. В его керамических композициях невозможно что-то убрать и сдвинуть, настолько сопряжены все линии.

Работа Гарегина Мирзоева

С НАЧАЛА 90-х ГАРЕГИН ГРИГОРЬЕВИЧ УЖЕ НЕ РАБОТАЕТ В КЕРАМИКЕ (нет огня, необходимого для обжига глины), но уделяет много внимания живописи. Эти картины также необычны, как и все, что он делает. Любимый жанр - пейзаж, много этюдов и композиций посвящено Тбилисскому ботаническому саду, который он исходил вдоль и поперек, знает каждый уголок: "Роща Ботанического сада", "Сад под дождем", "Иудино дерево", "Красные листья"... Он бывает там ежедневно и зимой, и летом и даже не платит за вход - охранники пропускают его как певца Ботанического сада. Работает Гарегин Григорьевич в технике масляной живописи, гуаши и мозаики.

"Крыши старого Тбилиси", "Наш двор", "Портрет отца" выполнены в мозаике. "Русские березки" сделаны гуашью. Серия этюдов "Старый Тбилиси", букет полевых цветов, натюрморт под названием "Перец", еще один, с сыром и хлебом, написаны маслом. Но в какой бы технике ни работал Мирзоев, все картины свидетельствуют о его понимании души природы, ее переменчивости. "В пейзаже я искал и находил самого себя, смог больше раскрыть близкие мне чувства. В природе я нахожу настроения, состояния, волнующие меня... Это помогало мне уйти от ложных тематических картин... Я всегда писал и пишу то, что люблю". Творческий темперамент Мирзоева ощутим даже в его первой картине "Сирень", написанной еще в пору юности, в 1952 году.

Одна из последних работ - натюрморт со старой, видавшей виды керосиновой лампой. Он же - автопортрет художника. Такая вот грустная и ироничная исповедь. "Сейчас, - говорит художник, - чувствую, что свою программу выполнил. Работаю в основном на дощечках, выпиливаю, обрабатываю, пишу на них пейзажи, натюрморты, сценки из жизни Тифлиса, а потом сдаю в сувенирный магазин. Говорят, они хорошо раскупаются иностранцами. Конечно, я стараюсь подойти к каждой работе творчески, технику придумал собственную - работаю мозаичным принципом. Если что-то не понравилось, переписываю. На каждой такой дощечке стоит мое имя, и я не имею права снижать уровень. Воспитание обязывает".

Эти маленькие декоративные работы действительно красивы, а золотое небо придает им элемент сказочности. И еще они помогают художнику выжить в прямом смысле этого слова. Пенсия, назначенная за годы работы в "Продоформлении", где он занимался наглядной агитацией, писал плакаты, невелика, а родных у него нет. Семьей он так и не обзавелся, многие годы ухаживал за тяжело болевшей сестрой, а потом из жизни ушла и она.

Гарегин Мирзоев никогда не вписывался в какую-то определенную графу. Для него было и остается главным само искусство. Такое искусство, которое использует приемы и керамики, и скульптуры, и живописи, и графики, а нередко и карикатуры. Он был по жизни искателем, всегда стремясь отыскать новую, более высокую ступень, чтобы поднять на нее свое искусство. Персональная выставка Мирзоева - члена уже канувшего в Лету Союза художников СССР, проходила в "Айартуне" - культурном центре армянской епархии Грузии. Это была далеко не первая выставка в его жизни, он участвовал в них с 1962 года, всегда показывая нечто для себя новое. Так было и в этот раз.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПУСТЬ СБУДУТСЯ ВСЕ МЕЧТЫ
      2019-04-08 11:59
      1949

      В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.  

    • ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ФУНКЦИЯ
      2019-01-16 11:28
      6165

      Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.

    • МЫ НАТРЕНИРОВАНЫ НА ГЕНЕРАЦИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ,
      2018-12-21 15:36
      5989

      говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.

    • САРО ГАЛЕНЦ - ПАМЯТЬ, ДЕЛА, ТВОРЧЕСТВО
      2018-12-21 14:55
      1047

      Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек  редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПУСТЬ СБУДУТСЯ ВСЕ МЕЧТЫ
      2019-04-08 11:59
      1949

      В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.  

    • НЕОБЪЯТНЫЙ МИР ФАНТАЗИЙ
      2019-04-04 10:58
      3888

      С чувством особого волнения и настороженности шла я в Национальную картинную галерею Армении на открытие посмертной выставки одного из лучших армянских живописцев - Анатолия ГРИГОРЯНА. Как-то сразу этот художник кометой ворвался в наше искусство. И ушел из жизни так же неожиданно, оставив свой неизгладимый след.

    • Выставка карикатур Аброяна
      2019-04-02 09:50
      308

      В Российско-Армянском университете в День смеха, 1 апреля, открылась выставка работ лауреата многочисленных международных конкурсов карикатуры, заслуженного художника Армении Владимира Аброяна. Его работы отражают самые разнообразные оттенки юмористической мысли и эмоций. Выставка продлится в РАУ до 13 апреля.

    • "СЕВАН ЧЕТВЕРЫХ" В ГАЛЕРЕЕ "САРКИС МУРАДЯН"
      2019-03-15 09:55
      2066

      Казалось бы, художественная выставка, приуроченная к 8 марта и последующим женским праздникам, должна содержать экспонаты, связанные с женщинами, материнством, весной, цветами,  вызывать у посетителей лирическое настроение, настраивать на романтический лад. Такого рода ожидания усиливаются в том случае, если ее организаторы и участницы - женщины, имеющие большой опыт в изобразительном искусстве, а в творческой сокровищнице - десятки и даже сотни произведений искусства, в том числе посвященных теме красоты.