Последние новости

ЕСТЬ РЕЗЕРВ, НО НЕТ СИЛЬНЫХ ФИГУР

Известный российский кинокритик и культуролог Кирилл Разлогов частый гость на "Золотом абрикосе". Всегда открытый к диалогу, он весьма заманчивая фигура для журналиста. Беседовать с ним можно недолго, но насыщенно, затрагивая самые разные вопросы, – от его армянских корней до перспектив развития мировой, в том числе и отечественной кинематографии. Читателям "ГА" мы предлагаем интервью с Кириллом Эмильевичем.

- Половину своей жизни моя мама прожила как дочь соратника Ленина, известного советского дипломата, государственного и политического деятеля Александра Бекзадяна, который затем был заклеймен как враг народа, в 1937 году репрессирован и через год расстрелян. Конечно, позже вместе с остальными жертвами сталинских репрессий он был посмертно реабилитирован, однако я так и не успел застать деда живым. Тем не менее я психологически чувствую себя носителем армянской культуры, хотя (к своему стыду) так и не выучил армянского языка. По изначальной профессии я - теоретик искусства, киновед, потому традиции, христианскую культуру и многоликое искусство Армении мне хорошо известны. Мои отношения с армянским кинематографом начались с Амо Бекназарова, который был одной из центральных фигур немого советского кинематографа, а дальше все пошло по исторической хронологии. Одно из незабываемых впечатлений, о котором я люблю рассказывать, это моя поездка в Лос-Анджелес с Генрихом Маляном. Во время перелета мы 12 часов без перерыва играли в шахматы, и он хронически выигрывал. Со временем я обрел много друзей из числа армянских кинематографистов, в том числе и живущих вне Армении, в их числе и Роман Балаян. С Арутюном Хачатряном я также познакомился давно, в конце 1980-х гг., когда его картина "Конд" была запрещена в Армении, но была принята в России. Так что с армянским кино у меня давние связи, поэтому ваш фестиваль для меня очень важен и интересен.

- Когда вы впервые оказались в Армении?

- Это было в конце 1960-х гг. Я осуществлял проект Союза кинематографистов СССР: ездил по республикам с запрещенными зарубежными фильмами. Один из первых визитов был в Закавказье, затем в Сибирь, на Дальний Восток, в Поволжье, Прибалтику… В Армению я приезжал дважды в год, затем прибыл на Всесоюзный кинофестиваль в Ереван, встречался с Демирчяном. Затем общая для всех нас страна развалилась, и в моих контактах с Арменией наступила пауза. Понадобилось много лет, чтобы армянское кино вновь встало на ноги. Решающую роль сыграл "Золотой абрикос", ставший послом армянского кино в мир.

- Как вы оцениваете современный армянский кинематограф?

- Я внимательно отслеживаю его, и мнение у меня складывается неоднозначное. К сожалению, профессиональный уровень весьма средний, нет ярких, сильных фигур, сравнимых с Г.Маляном, Ф.Довлатяном, А.Хачатряном... Прекрасный дебют, безусловно, одаренной Марии Саакян многое обещал, но сегодня её творчество не так интересно, как ожидалось. В армянском кино есть тенденция к сериальному, телевизионному мышлению. Фильм "Романтики" Шогик Татевосян и Арега Азатяна намного удачнее. Авторы – молодые режиссеры, это второе поколение современного армянского кино. А вот картина "Ненужный" Аршака Закаряна точно выверенная, хорошо сделанная и профессионально сыгранная. Ценю также творчество Анны Меликян. Словом, буду следить за армянским кино и дальше.

- Чем объяснить присутствие на российском кинорынке большого числа армян?

- Так сложилось, что наши с вами соотечественники довольно активны в этой сфере. Шахназаров, Медведев, чисто армянская компания "Парадиз"... Можно перечислять бесконечно. Иное дело, что не все представители российского кинорынка признаются, что они армяне, тем более не всегда поддерживают кинематограф Армении, считая, что армянский рынок для них бесперспективен. Однако есть немало интересных режиссерских работ, которые не мешало бы поддержать, тем более что Армения имеет мощнейшую диаспору. Хочу надеяться, что в этом плане есть надежда на перспективное развитие.

- Что вы скажете о российском кино?

- Единственное, что меня пугает в современном российском кинематографе - это то, что все хотят унифицировать кино, свести его к одной военно-патриотической теме, которая была бы важна для всех. Но, к счастью, наряду с этими темами есть и другие, которые развиваются молодыми художниками. Это их первые сильные впечатления, ощущения, первые попытки работать с материалом современной массовой культуры, той культуры, в которой они живут. Я верю в будущее кинематографа, в том числе и армянского, но пока у меня нет ощущения, что армянская кинокультура содержит в себе нечто специфическое, самобытное, которым она отличалась в советскую эпоху.

- Сегодня мировое кино насыщено жестокостью, насилием и даже извращениями, что мы видим и в фильмах нашего фестиваля. Чем вы объясняете эту склонность?

- Это темы, которые интересуют массовую аудиторию, а сегодня кино, в том числе и фестивальное, хотят сделать максимально востребованным. Психологически это объяснимо: людей интересует то, чего у них нет - сильные ощущения, запретные темы и т.д. И вообще потребность творить возникает тогда, когда есть проблемы. Швейцария – благополучная страна, поэтому у нее нет кинематографа. Когда у нас все будет благополучно, это станет концом для кино. Я вот не стал режиссером, а выбрал стезю киноведа, видимо, потому что не был в достаточной степени несчастным. Но в общем я хорошо отношусь ко всем видам кино - блокбастерам, артхаусу, продукции для детей, студенческому кино и т.д. Кино должно быть разным. Разнообразие и есть залог его дальнейшего развития.

- В последние годы на "Золотом абрикосе" фильмы-победители в разных номинациях тематически были связаны с войной, чем вы это объясните?

- Война – среда, которая проявляет подлинную натуру человека, то, что в мирное время скрыто. Хороший человек или плохой, устоит он перед искушением или нет, поведет себя как герой или трус и т.д. Военное время – лакмусовая бумажка, которая выявляет человеческий характер, такие качества, как милосердие, добро, готовность помочь, волю к победе… Думаю, эта особенность фильмов о войне важна для международного жюри. Ведь военные события можно найти в учебниках истории, а то, как человек ведет себя в тяжелой ситуации, проявляется в искусстве.

- А почему бы не привлечь в программу фестивалей комедии?

- Комедии успешно существуют в прокате, а фестивали созданы для того, чтобы дополнять прокат. Поэтому фестивальным движением нужно поддерживать то кино, которое в прокат не попадает. Вот наш известный режиссер Алла Сурикова уже не первый год проводит фестиваль комедийных фильмов, который также пользуется успехом. Это камерное событие, на которое съезжаются актеры и режиссеры, получают колоссальное удовольствие и положительные эмоции.

- А как насчет "Золотого абрикоса"?

- У меня нет ощущения, что ереванский международный фестиваль ослабил позиции. Наоборот, люди приезжают, общаются, что-то меняется в лучшую сторону. Недавно я с большим интересом посмотрел картину Ангелины Никоновой "Велкам хом" (Welcome home), в которой рассказывается об армянах и русских Нью-Йорка. Казалось, этот фильм – самый подходящий для программы "Армянская панорама" "Золотого абрикоса", но его тут не оказалось. Как объяснил Арутюн Хачатрян, руки не дошли до столь большого числа фильмов-заявок. А пока есть вещи, которые проходят мимо, есть резерв для роста вашего фестиваля.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • БУРЯ ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ-2,
      2019-01-18 12:01
      1074

      или Почему "Врата в рай" мешают Гянджалиеву Азербайджан вновь устроил охоту на кинорежиссера Дживана Аветисяна, известного своей приверженностью арцахской тематике. На днях команда создателей его нового фильма "Врата в рай" (Gate to Heaven) попала под информационный обстрел наших соседей, выразившийся в бойкотировании еще не успевшей выйти на экраны картины.

    • 40 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
      2019-01-17 10:56
      1250

      В конце ушедшего года Музей народного творчества, основанный живописцем и патриотом Ованесом Шарамбеяном, отметил важную дату: 40-летие своего существования. Поздравить сотрудников музея пришли видные общественные деятели и работники культуры Армении: Фараон Мирзоян, Гагик Гюрджян, Геворк Дабагян и другие. Пока собиралась публика, в одном из залов знаменитого здания на "плани глух" звучала музыка в исполнении трио флейтистов.

    • КРАСАВИЦА-АРМЕНИЯ ТЕДА И НУНЕ
      2019-01-17 10:20
      1173

      Зимняя Армения привлекает иностранцев, как правило, горнолыжными курортами, обещающими приключения и запас адреналина на целый год. Но есть и другой вид туризма, отличающийся в зимний сезон не меньшим экстримом, чем спуск с вершин Цахкадзора, Джермука, Севана. Это фототуры, позволяющие разъезжать по историческим уголкам Армении и делать потрясающие снимки армянских монастырей, храмов, крепостей и неповторимых утопающих в снегу пейзажей. Именно этот вид отдыха выбрали для себя наши соотечественники из США Тед АНДРЕАСЯН и Нуне КАРАМЯН, пустившиеся в "фотоплавание" по Армении после новогодних праздников.

    • ЗИМНЯЯ СКАЗКА В МЭРИИ ЕРЕВАНА
      2018-12-24 18:16
      9535

      Уже три недели не прекращается поток посетителей в здание столичной мэрии. Жители Еревана - и стар и млад - спешат посмотреть необычную выставку, открывшуюся в расположенном здесь Музее истории Еревана и знакомящую широкую публику с рукодельными куклами лучших мастеров Армении, и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Продюсеры США назвали лучший фильм 2018 года
      2019-01-22 09:41
      57

      Американская Гильдия продюсеров назвала ленту режиссера Питера Фаррелли "Зеленая книга" лучшим фильмом 2018 года, передает panarmenian.net.

    • БУРЯ ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ-2,
      2019-01-18 12:01
      1074

      или Почему "Врата в рай" мешают Гянджалиеву Азербайджан вновь устроил охоту на кинорежиссера Дживана Аветисяна, известного своей приверженностью арцахской тематике. На днях команда создателей его нового фильма "Врата в рай" (Gate to Heaven) попала под информационный обстрел наших соседей, выразившийся в бойкотировании еще не успевшей выйти на экраны картины.

    • СЫН КИНОМАСТЕРА НАЙДЕН МЕРТВЫМ
      2019-01-14 13:06
      748

      Сын знаменитого армянского кинорежиссера Амо Бек-Назарова Кирилл найден мертвым в своей квартире в Тверском районе Москвы. Такое сообщение распространил информационный канал Mash Telegram.

    • СМЕНА ВЛАСТИ В "АБРИКОСОВЫХ" РЯДАХ
      2018-12-19 16:37
      981

      Новость шокировала. Руководство Ереванского международного кинофестиваля "Золотой абрикос" – Арутюн Хачатрян, Микаэл Стамболцян, Сусанна Арутюнян – сложило свои полномочия. С этим заявлением знаменитая тройка основателей и директоров фестиваля выступила на встрече с журналистами. Как отметил теперь уже бывший исполнительный директор МКФ "Золотой абрикос" Арутюн Хачатрян, настало время больших перемен, требующее новых веяний и вовлечения в работу фестиваля свежих сил в лице молодежи. Назрела необходимость смены отношения к искусству, в том числе и к кино, фестивалям, их форматам и организационному подходу.