Последние новости

НО ОСТАЛОСЬ ЕГО ИСКУССТВО...

И вот наступает миг, когда рядом с именем художника остаются две даты, разделенные короткой чертой, когда он уже не принадлежит самому себе. Отныне на наших улицах, на вернисажах больше не покажется высокая фигура Генриха Мамяна - замечательного человека, уникального графика, живописца-монументалиста, педагога, воспитавшего не одно поколение художников. Он был необыкновенно симпатичен и талантлив во всем - и в книжной иллюстрации, и в монументальной живописи.

Итак две даты: 1934-2014 гг. За этими датами - жизнь мастера, его всепоглощающий труд, равный каждодневному жертвоприношению себя искусству, жизнь, которая, как говорит поэт, требует "полной гибели всерьез".

Работа Генриха Мамяна

РАННЕЙ ВЕСНОЙ ГЕНРИХ АРАМОВИЧ ОТМЕТИЛ СВОЕ 80-ЛЕТИЕ. Основные вехи сложного творческого пути народного художника республики в чем-то главном отражают общие судьбы изобразительного искусства Армении определенного периода. Но как всякий истинный художник, он в своем творчестве был неповторим.

В последние годы, впрочем, как и всегда, он уделял много времени графическим наброскам. Свободная импровизация и богатое воображение рождали на листах бумаги жизненные сценки, соседствующие с вымышленными, подчас странными образами. Наиболее удачные из серии набросков подкупали богатством выдумки, меткостью наблюдений, экспрессивностью пластики.

Генрих Мамян был необыкновенно трудолюбив. Вся его жизнь была полна поисков, открытий, наполнена творчеством, - сложным и напряженным. Оно давало людям радость, расширяло их представление о многогранном мире.

Сегодня, когда вспоминаешь его работы в мастерской, на выставках, явственно понимаешь, что таким дарованием - профессиональным и человеческим - обладают единицы. Обычно, когда приходишь на выставку, сначала стараешься пробежать экспозицию, чтобы понять, где при осмотре остановить свое внимание, причем нередко задерживаешься у самых броских работ. Как правило, на выставках Мамяна лихо написанных работ не было. Графика Мамяна, его многочисленные иллюстрации к книгам, живописные пейзажи, портреты, рисунки были не из числа тех, что рассчитаны на беглый и рассеянный взгляд. Они требовали внимания и вдумчивости - только тогда раскрывался их несколько парадоксальный замысел. Он был из породы тех художников, которые раскрывают свое отношение к миру через постижение духовности всего, что нас окружает.

Особенно велико число иллюстраций художника. Он увлекался классиками древнеармянской поэзии, любил Блока, Чаренца, Лорку. В его мир входили Даниел Варужан и Паруйр Севак, Ваагн Давтян и Людвиг Дурян, Шант и современные авторы.

Работа Генриха Мамяна

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ МАМЯНА, ЕГО ИЛЛЮСТРАЦИЯХ К АРМЯНСКОЙ КЛАССИКЕ, произведениям современных поэтов, перед нами предстанет требовательный к себе художник, который проникал в сущность изображаемого и не признавал штампов. Для графического языка Мамяна характерны красота трактовок, лаконизм, гротеск. Вот почему его иллюстрации можно было легко найти на любой выставке - они не терялись в общей массе и не требовали уточнения фамилии автора. Хотя художник много работал, но о нем невозможно было сказать, что он брался за иллюстрации, перебегая от одного автора к другому. Нет, он стремился вникнуть в особенности личности и творчества того, чьи произведения иллюстрировал. К каждому автору у него был свой подход, в каждом конкретном случае - особый способ "чтения" и графического толкования.

Верную интонацию нашел Г.Мамян, иллюстрируя поэму Егише Чаренца "Неистовые толпы". Логическая обоснованность композиции, умение выделить и запечатлеть главное - вот что отличало его листы. Его иллюстрации неразрывно связаны со структурой книги и в то же время способны жить самостоятельно как станковые листы. Так, например, многие мотивы иллюстраций к поэме В.Давтяна "Сказание о любви и мече" мы без труда узнаем в станковых листах, привлекающих своей обобщенностью, образной емкостью. В контрасте решены черно-белые композиции к неопубликованным стихам Паруйра Севака - не иллюстрации в привычном понимании слова, а самостоятельные произведения, отразившие попытки художника найти графическое соответствие образам поэта.

Работа Генриха Мамяна

Конечно, при внимательном рассмотрении всех работ художника видишь, что не сразу накапливались опыт, мастерство. Порой нелегко отыскать ключ к образной символике того или иного автора. Художнику приходилось делать множество вариантов, чтобы выверить правду чувств.

Такие поэты, как М.Лермонтов, В.Терян, Д.Варужан, входят в нашу жизнь прочно, навсегда. Может, поэтому так велика ответственность художника при соприкосновении с ними. Его задача - трансформация мыслей и образов писателя языком своего искусства. Здесь армянская иллюстрация имеет великолепные традиции. Так вошли в нашу жизнь "Давид Сасунский" и "Книга пути" в запоминающихся образах А.Коджояна "Рустам и Зограб" Фирдоуси с прекрасными иллюстрациями М.Сарьяна, "Страна Наири" с иллюстрациями М.Арутчьяна.

Над иллюстрациями к поэме Лермонтова "Мцыри" работали многие художники. После долгих поисков Мамян создал тонкие по колориту цветные рисунки, хотя в цвете он работал не столь активно. Линия художника здесь эмоциональна и беспокойна, полна внутреннего движения. Он пытается найти графическое соответствие стилю и образам поэта, в напряженном ритме композиций передать выразительность его поэзии, тревожные интонации, романтический пафос. Обычно в иллюстрациях Мамяна образы предельно обобщены, а здесь много деталей, и каждая из них дополняет образ, вызывая новые ассоциации.

Генрих Мамян широко использовал возможности цинкографии, моногравюры, литографии, технику офорта. Основой метода художника была многомерность, ставшая ведущей чертой его художественной индивидуальности.

Работа Генриха Мамяна

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМИ БЫЛИ И ЖИВОПИСНЫЕ ПЕЙЗАЖИ ХУДОЖНИКА. Главное в них - минорное звучание тонких тонов, мягкий бег изящных линий. Выявление формы во многих работах достигалось гармоничным сплавом линии и красочного пятна, которое не имело четких очертаний, но благодаря тонкому движению цвета словно "таяло", растворялось внутри него.

В течение многих лет Генрих Мамян оставался верен своим темам и мотивам, что, однако, не мешало ему искать новые образно-художественные возможности. Камерные работы, множество зарисовок, особенно сирийская серия, доносят до нас живой трепет, волнение и радость художника от общения с натурой, ее естественную красоту и классическую ясность. В редком и драгоценном даре видеть живую душу в любом предмете и объекте и кроется тайна самобытности Мамяна.

Темпераментно, глубоко написаны и портреты деятелей нашей культуры - поэтов, писателей, архитекторов, кинематографистов. Кажется, здесь нет сложной психологической нюансировки, но человека видишь во всей его сложности. Схвачено нечто цельное, характерное. Приемы Мамяна не разрушали цельность облика, а высвобождали его сущность, словно ядро из ореха.

...В издательствах Армении готовятся к выходу новые книги армянских авторов и зарубежной классики. И во многих из них не очень крупным шрифтом будет скромно набрано: художник Генрих Мамян. Прочитав это, представьте, сколько горения, внутреннего огня, таланта и усердия понадобилось художнику, чтобы найти тот единственный образ, который предстанет перед вами в книге. Теперь автора этих работ нет. Но осталось его искусство.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НАША ВИКТОРИЯ НА БИЕННАЛЕ В ИТАЛИИ
      2023-08-26 10:35

      Известный художник-дизайнер Анна Арутюнян на днях вернулась из Италии, где представляла армянское изобразительное искусство. Около 40 полотен зрелых мастеров, имена которых вписаны в историю отечественной живописи, и порядка 70 работ юных художников – воспитанников разных культурных центров Армении Анна представила широкой международной публике в рамках проходящей в Римской Ривьере I Биеннале по искусству (I Biennale d’Art Della Riviera  Romana).

    • АРТ СТУДИЯ «СЕДРАКЯН» ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
      2023-07-01 09:54

      Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.

    • "ЖИВУ ИДЕЕЙ СДЕЛАТЬ НАШ МУЗЕЙ ЛУЧШИМ В МИРЕ"
      2023-06-23 10:09

      Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.