Последние новости

ТОЛЬКО ОБРАЩАЯСЬ К ИСТОКАМ, МЫ ВОЗРОДИМСЯ

Душа народа

Сцены не было, зала не было, а был автобус с группой армянских артистов и иностранцами. И звучала песня - грустно, мягко, приглушенно. Туристы притихли, растворяясь в незнакомой мелодии, пленяющей первозданной целомудренной чистотой...

- Жаль, что вы не послушали наших скрипачей, - обратилась моя спутница к одному из гостей.

- Нет-нет, - возразил он. - Мне именно это безумно интересно. В мире немало скрипачей высочайшего класса, и вряд ли кого-то этим можно удивить. А то, что я услышал, изумительно. Это сенсация, потому что услышанное не похоже на все то, к чему мы привыкли. Я открыл для себя неведомый доселе пласт культуры, обнаружил в нем неожиданную красоту.

КОНЕЧНО, СВОЯ ИЗЮМИНКА ЕСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЮБОГО НАРОДА. Народное искусство живет века, обогащая духовный мир человека и не проявляя признаков старения. Песня, идущая из глубины веков, выражает душу народа, его мироощущение...

Во все времена жили в армянских горах удивительные поэты и сказочники. Не зная грамоты, они слагали песни, способные состязаться с лучшими поэтическими творениями. Испокон веков армяне понимали и любили народную песню. Она делила с ними горе и радость, сопровождала от колыбели до самой могилы. И каждое новое поколение черпало в ней образы, традиции, язык.

Вслушайтесь, сколько поэзии, вдохновения, мысли в песнях Саят-Новы, Дживани, Шерама и других наших гусанов. Они привнесли в ашугскую песню особый колорит края, где родились, их песни вобрали в себя краски родины, выразив их самобытно и неповторимо. В их песнях чистота гор и родников, задушевность колыбельной песни и терпеливый труд каменотесов и пахарей. Эти песни шагнули через века, отозвались в сердцах людей.

Народной песней вдохновлялся Комитас, исследуя их, обрабатывая, превращая в подлинные шедевры. Народная музыка вдохновляла почти всех наших лучших композиторов. Сейчас и представить трудно, что было бы, если б в далеком 1939 году выдающийся мастер Татул Алтунян не создал Ансамбль песни и танца Армении, который сейчас носит его имя.

- НАРОДНОЙ ПЕСНЕ АЛТУНЯН ОТДАЛСЯ САМОЗАБВЕННО И ПОСВЯТИЛ ЕЙ всю свою жизнь, - говорит композитор Владилен БАЛЬЯН. - Таких ансамблей в стране и в мире тогда почти не было, а в Армении, пожалуй, даже и не знали о существовании подобного жанра. Но богатство пленительных мелодий, песенные сокровища были поистине неисчерпаемые. Вот как писал об этом Брюсов: "Немногие народные песни достигают такого художественного уровня, так изысканно пленительны, так оригинально самобытны при всей своей простоте и безыскусной откровенности".

Алтуняну было суждено создать ансамбль, где все было ново. Сколько сменилось потом руководителей, но ансамбль уже никогда не был таким, как при нем, не звучал так тонко, возвышенно, так по-алтуняновски. Удивительно чувствовал Алтунян народную песню! С первых же дней в поисках репертуара Алтунян обращался к поистине неисчерпаемой сокровищнице комитасовских записей. Гениальный Комитас, его творчество, высокий профессионализм были для него главным мерилом в развитии искусства своего народа.

Вспоминается такой случай. Как-то Татул Тигранович пригласил меня в свой класс и сыграл на рояле "О, моя яр, Назан". Из двенадцатитактовой мелодии Комитаса он взял лишь начальные четыре такта, а дальше сочинил, продолжил, развил. Но как сочинил! Какое чутье надо было иметь, чтобы не подпасть под гипнотическое влияние комитасовского авторитета, как тонко прочувствовать эту мелодию, чтобы вот так, единственно верно развить ее! Слушая сегодня эту песню, уже невозможно различить, где кончается народное и начинается композиторское творчество. Алтуняновскую мелодию восприняли как самостоятельную и уже саму ее обрабатывали и цитировали. Жорж Гарваренц использовал эту мелодию в фильме "Марко Поло". И вот уже в эстрадном приложении эта песня получила новую окраску. Недаром Арам Хачатурян писал, что, на его взгляд, песни гораздо труднее писать, чем симфоническое произведение. Хорошую песню - такую, чтобы миллионы полюбили и пели...

Шлягерный компот

К сожалению, сейчас в мире нашей песни происходят такие метаморфозы, которые грозят забвением национальных корней и традиций. Как это ни печально, в наши дни все реже встретишь афишу с интересной программой, составленной из народных песен.

СЕЙЧАС НА ЭСТРАДЕ ГОСПОДСТВУЕТ ВОЛЬНАЯ ТУСОВКА, предлагающая "расслабиться" под музыку. В такой расслабухе девальвируются не только национальные идеалы, но и человечность, достоинство, профессионализм. Уж кто оказался в плену дешевой попсы, так это мы, которым шоу-бизнес отшиб вместе с уважением к предкам понимание самих себя. Размагниченными оказались связи, которые человечество налаживало веками и вне которых жизнь обращается в непосильный груз, а о смысле некогда и задуматься.

А ведь еще совсем недавно наши ансамбли, певцы уделяли особое внимание изучению истоков народной песни, ее особенностей. Они знали, о чем поют, откуда песня произошла, и это помогало выбрать точные выразительные средства. Сейчас исполнители не обременяют себя знаниями. Песни перекраиваются, меняются ритм, музыкальная интонация, диалект, а в конечном итоге - и смысл. А ведь в них каждая нотка, каждое слово веками огранены. Безымянные мастера обо всем позаботились - надо только бережно относиться к песне.

Между тем отсутствие подлинной заинтересованности рождает на свет убогие поделки, особенно когда за народную песню берутся некоторые вокально-инструментальные ансамбли и рок-группы. Исчезают искренность и очарование песни, чья-то безжалостная рука забивает нежную акварель нюансировки разрушительным форте, оставляя лишь атаку ритма, выжимку мелодии.

Погоня за чистоганом

А чему может подражать юное поколение? К сожалению, наши большие коллективы давно перестали быть творческими лабораториями, перестали заниматься изучением фольклора. Одни и те же песни кочуют из программы в программу, ориентированные на неискушенные вкусы зарубежной аудитории.

НО, КАК ВЫЯСНЯЕТСЯ, И В ДИАСПОРЕ НЕ ВСЕМ ЭТО НРАВИТСЯ. Не раз ведущих солистов спрашивали наши соотечественники за рубежом, почему они не поставят заслон вульгарным проявлениям рабиса в исполнении некоторых певцов и коллективов, выезжающих на гастроли. Вот что по этому поводу отмечала в одной из наших бесед Раиса МКРТЧЯН:

- А что профессионалы могут сделать, если даже на TV и радио львиную долю эфира предоставляют рабису, если в Ереване на каждом углу продаются и звучат записи пошлых песен, шуток и анекдотов, тиражируемых в рабис-студиях.

В условиях, когда государство не оказывает должной поддержки такими мощными средствами пропаганды национальной культуры, как телевидение и радио, их сотрудникам приходится не отказываться от того, что предлагают. А предлагают часто недоброкачественный товар.

Раньше музыканты, композиторы, солисты не только берегли, но и совершенствовали национальные музыкальные традиции. Сегодня эти традиции строятся на вульгарных перепевах восточных мотивов и не свойственных нам заимствованиях. По существу, мы лишаемся своей национальной манеры вокального исполнения и инструментального звучания.

Мне кажется, что сегодня, в условиях вседозволенности, мы потеряли чувство меры, а шоу-бизнес, пользуясь этим и эксплуатируя спрос молодежи на шлягер, не заботится о сохранении национальных корней, о будущем нашего искусства. Девизом наших дней стала погоня за чистоганом.

Пока не поздно

Совершенно справедливо певица отметила материальную сторону дела. Именно она оказывает негативное влияние на развитие народных коллективов - оркестров, хоров, ансамблей. Сегодня исполнители на народных инструментах получают мизерную зарплату, продолжая выживать, а не развиваться.

КУДА ПОСОВЕТУЮТ ЗАБОТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ ПОСТУПИТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ - на отделение народных инструментов или?.. А мы хватаемся за голову и не можем понять: почему так катастрофически упал приток абитуриентов на народные отделения?

Пока не поздно, пока не утеряны последние нити, связывающие нас с нашим прошлым, надо бороться за возрождение и сохранение фольклора и возвратить его в нашу жизнь. Министерство культуры должно разработать и представить правительству государственную программу поддержки и развития армянской музыкальной и певческой традиции и очищения ее от чуждой шелухи, которая засоряет нашу культуру. Программу поддержки национальных ансамблей, композиторов, солистов, способную оживить музыкальное творчество и способствовать появлению новых песен.

P.S.Тема возрождения народной песни актуальна и неисчерпаема. Редакция готова предоставить свои полосы специалистам, которым есть что сказать по этой важной и насущной проблеме.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НЕУКРОТИМЫЙ
      2019-01-15 09:50
      1738

      Маэстро Ованесу ЧЕКИДЖЯНУ - 90 лет Под занавес ушедшего года Академическая капелла Армении в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна открыла цикл мероприятий, посвященных юбилею своего руководителя, - 90-летию со дня рождения великого хородирижера Ованеса Чекиджяна.

    • НАПЕРЕКОР ВРЕМЕНИ
      2018-12-24 17:58
      13820

      Художественные вершины уходящего года Никаких сожалений по поводу исчерпавшего себя года не испытываешь. Бурные политические события в республике вытеснили на обочину художественную жизнь, которая и без того никогда особенно не была в центре внимания властей. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что никакие времена не были расположены к художникам. Еще классик в XIX веке горевал по поводу того, что печальна участь поэтов всех времен. И особенно к ним неласкова власть нынешняя, добавим мы. Серенький, ничем не примечательный в художественно-музыкальном плане год с бедной фантазией и, видимо, такими же возможностями менеджеров и, как водится, с одними и теми же программами.

    • НЕПОСТИЖИМАЯ ЗАГАДКА МАСТЕРСТВА
      2018-12-19 15:58
      2824

      В этом году художнику Эдуарду КАКОСЯНУ исполнилось бы 70 лет Никогда не была лишена радости общения с крупными поэтами, музыкантами, художниками, пользовалась добрым отношением многих из них. Среди них удивительный мастер, ювелир, художник Эдуард Какосян, которому в этом году исполнилось бы 70. Не скажу, что это самый крупный художник из тех, с кем мне приходилось общаться в течение долгих лет. Но он - один из самых чистых и благородных истинных мастеров и в том, что сделал, и в тех замыслах, что не успел осуществить.

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32
      5098

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НАПЕРЕКОР ВРЕМЕНИ
      2018-12-24 17:58
      13820

      Художественные вершины уходящего года Никаких сожалений по поводу исчерпавшего себя года не испытываешь. Бурные политические события в республике вытеснили на обочину художественную жизнь, которая и без того никогда особенно не была в центре внимания властей. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что никакие времена не были расположены к художникам. Еще классик в XIX веке горевал по поводу того, что печальна участь поэтов всех времен. И особенно к ним неласкова власть нынешняя, добавим мы. Серенький, ничем не примечательный в художественно-музыкальном плане год с бедной фантазией и, видимо, такими же возможностями менеджеров и, как водится, с одними и теми же программами.

    • 40 ЛЕТ В СОЮЗЕ С МУЗОЙ
      2018-12-21 16:25
      5045

      Творчески активная осень композитора Нарине Зарифян, связанная с 40-летием ее деятельности, увенчалась авторским концертом, прошедшим на днях в Большом концертном зале им. "Арама Хачатуряна".

    • ДЕТСКИЙ ДЖАЗ-ОРКЕСТР В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
      2018-12-17 15:54
      1698

      Весьма показательными в последнее время стали выступления настоящего джазового оркестра Специальной музыкальной школы им. А.Спендиарова. Дети разных лет, учащиеся школы, в последние годы открывают все крупные джазовые мероприятия города. Как, кто, когда и зачем создал этот прекрасный коллектив - за ответами на эти вопросы отправился к директору школы Марине Викторовне Варданян.

    • В ОЖИДАНИИ ГОДО,
      2018-12-12 15:37
      2915

      или "Закон о театре примут, когда все театры развалятся" Не хотелось опускаться до банальностей типа "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих", но, видимо, без трюизма этого не обойтись. Законопроект о театре, за который в последний месяц взялось Министерство культуры, стал темой обсуждения президиума Союза театральных деятелей, в который входят все художественные руководители и директора отечественных театров. Проходило обсуждение бурно, тем более что этому способствовал возникший вокруг армянского театра бэкграунд.