Последние новости

ОПЕРА "ОГНЕННОЕ КОЛЬЦО" В ШУШИ

Исключительный подарок любителям современной классической музыки - обращение коллектива Академического оперного театра к опере "Огненное кольцо" выдающегося композитора XX века Авета Тертеряна. Автор проекта и художественный руководитель Сарине Автандилян. Премьера оперы в Шуши 1 сентября пройдет под высоким патронатом первой леди Риты Саргсян. Инициатива автора проекта и Академического оперного театра с готовностью подхвачена Министерством культуры РА.

АРМЯНСКАЯ ПУБЛИКА ДАВНО ОТКРЫЛА ДЛЯ СЕБЯ МУЗЫКУ ЭТОГО самобытного композитора-новатора и проявляет к его творчеству немалый интерес. И сейчас в репертуаре Академического театра оперы и балета им. Спендиарова его опера "Землетрясение", до этого осуществленная в Германии профессором Высшей музыкальной школы им. К.Вебера, дирижером Дрезденского государственного театра и Гостеатра Gartnerplatz в Мюнхене Эккехардом Клемом, с именем которого связана постановка оперы Тертеряна на немецкой сцене. В свое время на сцене театра в Галле с исключительным успехом шла его опера "Огненное кольцо", потом прозвучала Пятая симфония, а в 2003 году Клемм впервые осуществил постановку "Землетрясения" в Мюнхенском театре.

Что же касается "Огненного кольца", то эта опера - одна из вершин первого этапа творчества Авета Тертеряна. По словам маститого музыкального критика, доктора искусствоведения Георгия Тигранова, обращение к лирико-героической опере, да еще в период кризисного состояния жанра в армянской музыке, было поистине смелым решением тогда еще молодого композитора. Опера была создана на либретто В.Шахназаряна по мотивам повести "Сорок первый" Б.Лавренева, поэм Е.Чаренца "Сома" и "Неистовые толпы". Опера была новаторской не только по жанровому решению, но и по всему комплексу выразительных средств. Она написана для хора, солистов, большого симфонического оркестра. "Мы хотели, - пишет автор либретто В.Шахназарян, - чтобы вы взглянули на драматические события первых лет революции глазами людей сегодняшнего дня. Ведь прошлое отражается в настоящем и бросает отсвет на грядущее".

Впервые на армянской сцене оперу поставила в 1967 году постановочная группа, в составе которой были видный советский режиссер Л.Михайлов, режиссер и участник спектакля (он выступал в роли поэта) В.Багратуни, выдающийся художник Минас Аветисян, талантливый дирижер Г.Тертерян. Опера удостоилась премии на Всесоюзном конкурсе музыкальных спектаклей, посвященных 50-летию Октябрьской революции. Во второй раз театр обратился к этой опере в 1977 году в новой редакции, под названием "Навстречу солнцу". Постановщик и автор либретто Т.Левонян. В этой постановке опера была показана на сцене Кировского театра оперы и балета в Ленинграде.

"ОГНЕННОЕ КОЛЬЦО" - НЕ ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ САРИНЕ АВТАНДИЛЯН, ОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ В ШУШИ. С большим успехом здесь был реализован и ее первый проект - опера "Арцваберд" Андрея Бабаева. Энтузиазм нынешней постановочной группы, в составе которой дирижер Рубен Асатрян, хормейстеры Роберт Млкеян, Сона Ованнисян, режиссер Мария Саакян, сценограф А.Степанян, хореограф Ара Асатрян, позволяет надеяться, что премьера в Шуши пройдет на должном уровне, тем более, что в ней задействованы замечательные коллективы и солисты - симфонический оперный оркестр (худрук и главный дирижер Карен Дургарян), балетная труппа (худрук Вилен Галстян), молодежный хор "Спехани" под руководством Сарине Автандилян, Государственный камерный хор Армении под управлением Роберта Млкеяна, солисты Гурген Бавеян (баритон), Рузан Манташян (сопрано), Липарит Аветисян (тенор), Арман Маргарян (чтец), Рима Пипоян (танец).

Премьера "Огненного кольца" в Шуши посвящена Дню независимости Арцаха и юбилею Авета Тертеряна - 85-летию со дня рождения. Начало концертного сезона этого года пройдет под знаком этого крупнейшего музыканта современности. Премьера его оперы "Огненное кольцо" в Шуши - это значительный вклад в ознаменование его юбилея.

Каждая эпоха сама отмечает великих. Вторая половина XX века отметила Авета Тертеряна. В 1956 году, когда Лазарь Сарьян впервые выделил его имя, он вряд ли мог предугадать место Авета Рубеновича в истории мировой музыкальной культуры. А между тем художественные достоинства его музыки, ее беспримерное воздействие ощутимо на протяжении всего этого времени, полного катаклизмов и творческих взлетов. За это время о нем написано множество статей, исследований, книг, среди которых яркая монография Маргариты Рухкян. Все они продиктованы безграничным преклонением перед музыкой Тертеряна, которая до сих пор остается неразгаданной тайной.

Музыка Тертеряна не для слабых духом. Она требует полного погружения и вдумчивости. Только тогда раскрывается ее несколько парадоксальный замысел. Все творчество композитора - это его автопортрет, сопоставимый с его мировосприятием. Однажды в беседе, которых, к счастью, у меня с ним было много, он сказал: "Я понял, что художнику не надо искать свою тему, твоя тема с тобой, в твоем сердце, в твоем мозгу, в отношении к миру"...

И действительно, этот серьезный, сосредоточенный труженик никогда не искал сюжетов, всегда стремясь только к тихому свершению. Не потому ли он искал уединения и целых 30 лет провел в десятом коттедже в Дилижане, где в день его рождения по инициативе СК Армении была установлена мемориальная доска.

ПОКОЙ, ЦАРЯЩИЙ В ЭТОМ РАЙСКОМ УГОЛКЕ АРМЕНИИ, УКАЗЫВАЛ ЕМУ ВЕРНЫЙ ПУТЬ. Тертерян не раз признавался, что воздух Дилижана наполнен музыкой. Последние годы жизни он провел на берегу Севана, недалеко от храма Айриванк. Вырываясь из городской суеты, он воскресал, обретая новое дыхание. Весь сонм забот, бед, огорчений, от которых в городе никуда не деться, отступал. Именно природа была его полноправной музой. А люди - часть Космоса, часть мироздания. Наедине с природой ему дано было глубоко ощутить радость слияния человека с волнующей тайной Космоса. Только художнику открыто это глубокое понимание, эта сокровенная связь человека и природы, человека как воплощения природной стихии. Может, отсюда ощущение невероятной цельности духа творца.

Означает ли это, что Тертерян был оторван от нашей действительности? Нет! Разве в партитурах Тертеряна с их мудрой этичностью нет остроты сегодняшнего понимания вечных нравственных проблем? Видимо, просто этот образ жизни конкретизировался, когда он выносил свои творения на суд слушателей, на суд мировой музыкальной общественности. Именно мировой, ибо сквозь армянские черты музыка его давно прибрела всемирный масштаб.

На нашей памяти - тертеряновские праздники. Это первый значительный успех в Москве, исполнение вокально-симфонического цикла "Родина" в Колонном зале Дома союзов Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио под управлением А.Жюрайтиса. В исполнении того же оркестра под управлением брата композитора - Германа Тертеряна была дописана опера "Огненное кольцо", в свое время поставленная в Ереване и Германии. Событиями стали и его четыре симфонии в исполнении незабвенного Давида Ханджяна.

Несомненно, стал праздником и концерт, когда в один вечер выдающийся дирижер Геннадий Рождественский в Большом зале Московской консерватории исполнил сразу две его симфонии. Уникальным было исполнение Шестой симфонии солистами оркестра Большого театра в Москве под управлением А.Лазарева. Эту симфонию в записи мне довелось слушать вместе с маэстро в его знаменитом 10-м коттедже. До сих пор помню потрясающее впечатление от музыки, ее напряженные медитации, словно отрешенные от всего земного. Духовность пронизывала всю симфонию, оттого-то и возникла ее особая сила.

В такой же тишине, но уже без маэстро мы с группой композиторов и музыковедов слушали его Седьмую симфонию, созданную неисчерпаемым вдохновением композитора, ярким самобытным языком. Таинственным величием веет от этой симфонии. Как это часто бывает у Тертеряна, толковать ее не решаешься. У этой симфонии - множество смыслов, мысли проходят над ней, словно тени, и вновь остается она - новая и загадочная. Как верно отметила Марина Берко, "искания Тертеряна вписываются в тот ряд образного отражения действительности, что связано с Востоком гениального Мартироса Сарьяна, с его библейской символикой, ритуальностью картин Минаса, с их чинным спокойствием под адским бушующим красным цветом, со скупым и бесконечным драматическим изложением жития поэта и музыканта в фильме Сергея Параджанова "Цвет граната".

Не всем дано соответствовать масштабу времени. Тертерян соответствовал. Все его творчество - мощнейшая борьба Духа, Воли и Философии. Это святая преданность музыке, отечественной культуре. Именно сейчас особенно очевидны человечность в музыке Тертеряне, его глубокий, веселый и горький сарказм, его мощная духовная суть. Именно эта суть - связь его души с вечными идеалами - высвечивают память о нем. И мы низко кланяемся этой памяти.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЯВЛЕНИЕ КАРМЕН
      2018-11-14 16:20
      1739

      Новая постановка шедевра Бизе на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова Что бы там ни говорили присяжные панегиристы нашего оперного театра, гастроли его коллектива за рубежом, последние премьеры, концерты с участием мировых звезд заметно оживили жизнь театра, вернули зрителя в зал. Отсутствие премьер, новых имен исполнителей, скудный репертуар - все эти докучные проблемы омрачали официальную безмятежность руководства театра. А между тем время требовало существенной перестройки, конкретности дел, принципиально иных творческих и организационных методов работы.

    • ОБРЕТЕНИЕ ПАМЯТИ
      2018-11-09 16:03
      2500

      В эти дни замечательному кинорежиссеру, народному артисту, лауреату Государственной премии РА Нерсесу Оганесяну исполнилось бы 80 лет

    • ПОЧЕМУ СМЕЯЛИСЬ ЧАЙКИ
      2018-10-31 15:15
      2858

      В отличие от книг, живописных полотен, скульптур, фильмы стареют быстро. Даже те, которые в свое время являлись событием.

    • СИНТЕЗ ПОДЛИННОСТИ И НОВИЗНЫ
      2018-10-22 16:34
      6369

      Гастроли Юрия БАШМЕТА и руководимого им камерного ансамбля "Солисты Москвы" На прошлой неделе в культурной жизни Еревана произошел мощный всплеск - после пятилетнего перерыва в Большом концертном зале филармонии им. А. Хачатуряна мы вновь встретились с легендарным альтистом и дирижером Юрием Башметом и руководимым им камерным ансамблем "Солисты Москвы". Единственный концерт прославленного коллектива состоялся в рамках беспрецедентного по нынешним временам XIX международного фестиваля "Ереванские перспективы".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ПОКЛОНИТЕСЬ ОТ МЕНЯ СПАССКОМУ..."
      2018-11-16 15:27
      414

      К 200-летию И.С.Тургенева Спасское-Лутовиново. Дуб. Пруд. Луг за усадьбой. Голубые огоньки колокольчиков в скошенной траве. Липы старого парка. Сидели на старом спиленном стволе, который при жизни Ивана Сергеевича, возможно, был живым могучим деревом.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      580

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • ЯВЛЕНИЕ КАРМЕН
      2018-11-14 16:20
      1739

      Новая постановка шедевра Бизе на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова Что бы там ни говорили присяжные панегиристы нашего оперного театра, гастроли его коллектива за рубежом, последние премьеры, концерты с участием мировых звезд заметно оживили жизнь театра, вернули зрителя в зал. Отсутствие премьер, новых имен исполнителей, скудный репертуар - все эти докучные проблемы омрачали официальную безмятежность руководства театра. А между тем время требовало существенной перестройки, конкретности дел, принципиально иных творческих и организационных методов работы.

    • ОБРЕТЕНИЕ ПАМЯТИ
      2018-11-09 16:03
      2500

      В эти дни замечательному кинорежиссеру, народному артисту, лауреату Государственной премии РА Нерсесу Оганесяну исполнилось бы 80 лет