Последние новости

СОТРУДНИЧЕСТВО НА РАСИСТСКОЙ ОСИ

В статье "Панславизм покинул арену мира", опубликованной в "ГА" от 21 августа, мы постарались на примере украинских событий показать, что панславизм именно как политический фактор давно исчерпал себя и на сегодняшний день нет необходимых и достаточных условий говорить о его возрождении в обозримой перспективе. Аналогичное можно сказать и в отношении других европейских интеграционных идеологий, зародившихся в позапрошлом столетии, которые на отдельных исторических отрезках пытались занять пустующие ниши и даже занимали их с разной степенью востребованности. Но метаморфозы прошлого века оказались в конечном итоге значительно сильнее и масштабнее этих идеологий, предопределив неизбежность медленного угасания последних или в лучшем случае их растворения в более свежих интеграционных направлениях общеевропейского масштаба.

ИНАЧЕ ОБСТОИТ ДЕЛО С АЗИАТСКИМИ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ВЕКТОРАМИ, в частности с панисламизмом и особенно с пантюркизмом – расистской идеологией, взрастившей в известной степени нацизм. Очередной демонстрацией высокого иммунитета пантюркистской идеологии стало выступление Нурсултана Назарбаева на прошедшем в середине августа турецко-казахстанском форуме в Стамбуле. На церемонии поднятия флага тюркского совета лидер нации заявил: "Как сказал Ататюрк: "Придет время, когда все тюрки объединятся". Между Алтаем и Средиземным морем свыше 200 миллионов братьев живут. Если мы все объединимся, то будем очень эффективной силой в мире".

Напомним, что за неделю до турецко-казахстанского форума в Стамбуле кандидат в президенты Турции Реджеп Эрдоган, участвуя в рамках своей предвыборной кампании в одной из телепередач, заявил: "Что только ни говорили мне о моем происхождении, меня оскорбляли, называли грузином, но что еще хуже, извините, меня даже армянином называли. Однако я скажу, что узнал от моего отца и матери, что я – турок".

Можно ли представить кандидата от той или иной германской партии (баллотирующегося на пост канцлера Германии), который в рамках своей предвыборной кампании заявил бы, например: "Что только ни говорили мне о моем происхождении, меня оскорбляли, называли славянином - русским, но что еще хуже, извините, меня даже евреем называли. Однако я скажу, что узнал от моего отца и матери, что я – немец"? Возможно ли представить победу подобного кандидата?

Международное сообщество все еще не склонно рассматривать разные тюркские форумы или отдельные заявления лидеров тюркских государств в качестве деструктивного, дестабилизирующего фактора, а уже тем более – фактора угрозы в отношении той или иной страны, того или иного народа. Но подобное равнодушие - не самая адекватная реакция на историю: с конца XIX в. термин тюрок (тюркский) стал понятием не только этнолингвистическим, но и идейно-политическим. Именно в таком качестве его применяли и извращали сами основатели и проводники пантюркизма. Процесс переложения научной терминологии на почву расистской идеологии стартовал еще в позапрошлом столетии, успешно прогрессировал на рубеже веков и самым чудовищным образом был испоганен и вульгаризирован младотурками и нацистами посредством трансформации изначально безобидных этнолингвистических понятий "тюрок" и "ариец" в человеческую патологию.

ТАК ЧТО НЕТ НИЧЕГО ПАРАНОИДАЛЬНОГО В ТОМ, ЧТО В СВОЕМ АРМЯНСКОМ (но не только одном армянском) восприятии термин "тюрок" имеет крайне негативный и абсолютно конкретный смысл – тот самый, который и был вложен в него не армянами, нет, а самими разработчиками и проводниками этой расистской идеологии. Он никак не связан с отношением армян к тюркским народам вообще – мусульманским или православным (чуваши, кряшены, нагайбаки и т.д.). Повторимся: точно такой же трансформации было подвергнуто позднее нацистами понятие "ариец" - изначально и вовсе безобидное этнолингвистическое понятие. Сегодня же одно лишь употребление этого термина возбуждает в памяти десятков народов жуткие напоминания, пробуждает страшные ассоциации и провоцирует категорический протест. Согласимся, что сегодня невозможно вообразить саму возможность спокойного проведения где-нибудь в центре Европы форумов "стран арийского братства" с участием глав германоязычных (в широком смысле) государств.

Нюанс здесь в том, что отсутствие принятого в международном масштабе всеобъемлющего акта, осуждающего Геноцид армян, ассирийцев, понтийских греков и других жертв пантюркистской идеологии, соответственно, отсутствие международного осуждения самой пантюркистской идеологии как таковой создало предпосылки для спокойного применения понятия "тюркская солидарность", равно как и для жонглирования этим термином (представления – в случае необходимости – термина "тюрок" в безобидной, якобы исключительно в этнолингвистической и демографической плоскости). Это очень удобная вуаль, так как ею прикрываются совсем не безобидные вещи.

Как известно, с 1907-1908 гг. пантюркизм стал официальной идеологией Османской империи. Однако, как показало время, он оказался гибче грядущих политических потрясений и не уступил свою нишу последующим формациям. Крах Османской империи никоим образом не ознаменовал крах пантюркизма, как это имело место в германском случае, когда гибель Третьего рейха ознаменовала и гибель нацизма путем его юридического разоблачения на Нюрнбергском процессе.

В 1933 году, в период похолодания отношений между Москвой и Анкарой, лидер и основатель десятилетней к тому времени республиканской Турции Мустафа Кемаль (годом позже совсем не случайно названный Ататюрком - отцом всех турок) открыто провозгласил известный пантюркистский тезис и даже утрировал его: "Однажды Россия потеряет контроль над народами, которых сегодня держит крепко в руках. Мир выйдет на новый уровень. В тот самый момент Турция должна знать, что ей делать. Под властью России находятся наши братья по крови, по вере, по языку. Никто не должен ожидать от нас того, что мы не будем беспокоиться о судьбе нашего народа, живущего за пределами наших границ. Нам дорога даже культура и язык якутов – тюрок, которые живут за Байкалом, в тысячах километров от нас. Мы должны быть готовы поддержать всех братьев. Наш общий язык – наш мост, наша общая вера – наш мост, наша общая история – наш мост. Мы должны вспомнить о своих корнях. Мы не должны ждать, когда они к нам потянутся, мы должны сами к ним приближаться. Россия в один прекрасный день падет".

СОПОСТАВИМ ЭТОТ ЗАВЕТ ВОСЬМИДЕСЯТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ С ВЫСТУПЛЕНИЕМ уже на прошлой неделе казахстанского лидера Назарбаева в Стамбуле: "Как сказал Ататюрк - придет время, когда все тюрки объединятся. Мы живем на родине всего тюркского народа. После того как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией Российского царства, затем Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии. С помощью Всевышнего мы в 1991 году провозгласили независимость. Ваши предки, уходя с исторической родины, из Тюркского каганата, забрали с собой название тюркского народа. Сегодня между Алтаем и Средиземным морем свыше 200 миллионов тюркских братьев. Если мы все объединимся, то будем очень эффективной силой в мире".

Обозначенный Ататюрком "восточный вектор" всегда оставался важнейшим тюркским ориентиром и цитировался весьма часто. Так, в феврале 1994 года азербайджанский президент Гейдар Алиев, выступая с трибуны турецкого парламента, счел нужным в свою очередь обратиться к завету Ататюрка. Сделал он это осторожно - исходя из политических соображений (тогда активизировались взаимоотношения с Россией и республика становилась членом Договора о коллективной безопасности, нынешний ОДКБ).

Вот в какой форме он это сделал: "Хочу напомнить вам одно ценное изречение Мустафы Кемаля Ататюрка, потому что оно свидетельствует, насколько велика обязанность, которая легла на Турцию, и насколько дальновидным был Мустафа Кемаль Ататюрк. В своем выступлении по случаю 10-й годовщины Турецкой Республики он сказал: "Советский Союз является сегодня нашим другом, соседом, союзником. Нам необходима эта дружба. Но сейчас никто не может предвидеть, что произойдет завтра. Нации, которые ныне удерживаются крепкой рукой, завтра могут разбежаться. Баланс в мире может измениться. И Турция должна знать, что ей делать в таком случае. Мы должны быть готовы взять их под свое покровительство. Не молчаливо ждать этого дня, а быть готовыми к нему. Шестьдесят лет назад Мустафа Кемаль Ататюрк, предвидя эти дни, сделал это завещание. Сейчас это время настало".

Практически сразу после распада СССР и вступления Азербайджана и четырех центрально-азиатских тюркских государств в ООН в марте 1992 года официальная Анкара приступила к организационным работам по закладыванию традиции проведения официальных саммитов глав тюркоязычных государств. Первый форум прошел в октябре того же 1992 года в Анкаре, а уже через год – по итогам визитов президента Турции Тургута Озала в Центрально-Азиатский регион и Азербайджан – шестью президентами был подписан протокол о создании Содружества тюркоязычных государств.

Что это за саммиты?

К ПРИМЕРУ, В ОКТЯБРЕ 2009 ГОДА В НАХИДЖЕВАНЕ СОСТОЯЛСЯ IX САММИТ тюркоязычных государств с участием глав Азербайджана, Турции, Казахстана, Кыргызстана, а также высокопоставленных чиновников из ряда других тюркоязычных стран. Уже в своей вступительной речи президент Ильхам Алиев озвучил несколько иные ориентиры тюркского сотрудничества, нежели анонсированное перед мировой общественностью "углубление экономического и культурного развития между братскими республиками".

Вот выдержки из выступления азербайджанского лидера: "Добро пожаловать в Азербайджан, на древнюю азербайджанскую землю – Нахчыван! Это древняя азербайджанская земля, имеющая древнюю историю и культуру. Наш народ столетиями жил и творил на этой прекрасной земле. Расположенные в Нахчыване исторические и архитектурные памятники показывают, как велик талант азербайджанского народа. Нахчыван является единственным сопредельным с Турцией регионом Азербайджана. Отделение в свое время от Азербайджана его исторической, исконной земли – Зангезурского региона – и присоединение к Армении, можно сказать, географически расчленило великий тюркский мир. То есть деятельность тюркского мира как единой семьи, единой силы была приостановлена на десятилетия… Сегодня между нами расположен Зангезурский регион – древний азербайджанский край, находящийся сейчас в составе Армении".

Показательна также речь турецкого президента Абдуллы Гюля на том же нахиджеванском саммите: "Нахчыван является родным и дорогим как для Азербайджана, так и для Турции. Граница между Азербайджаном и Турцией в Нахчыванском регионе физически мала, но в политическом смысле значение границы протяженностью 10-12 километров чрезвычайно велико. Эта наша граница является очень символическим переходом, который географически соединяет Турцию с тюркскими республиками".

В Нахиджеване выступил и казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев: "Несмотря на то что политико-экономическое сотрудничество между тюркоязычными государствами ведется на высоком уровне и имеются совместные проекты в различных отраслях, не хватает общего органа для координации и контроля взаимоотношений. Сегодня я вношу от Казахстана на рассмотрение саммита предложение о создании совета сотрудничества тюркоязычных государств, обладающего всеми необходимыми признаками политического регионального объединения, правовым статусом и определенными организационными структурами, или иначе – Тюркского совета, для того чтобы добиться единства тюркоязычных братских государств, о котором мечтал Ататюрк".

В ОКТЯБРЕ 2011 ГОДА В КАЗАХСТАНСКОЙ СТОЛИЦЕ СОСТОЯЛСЯ I САММИТ Совета сотрудничества тюркоязычных государств – нового института "тюркской солидаризации", о котором и говорил Назарбаев. Выступивший на этом форуме Ильхам Алиев заявил: "Тюркский мир – великий мир. Мы должны сделать так, чтобы тюркский мир сплотился еще теснее. В первую очередь есть сильная политическая воля. Наши народы связывают общая история и общие корни. Очень рад, что наши встречи стали уже прекрасной традицией: в 2009 году такая встреча была проведена в Нахчыване, в 2010 году - в Стамбуле, а сегодня - в Алматы".

И далее: "Признанная международным сообществом территориальная целостность Азербайджана нарушена. Со стороны Армении против азербайджанцев была проведена политика этнической чистки. В результате этой политики около 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и переселенцев на родной земле, оккупировано 20 процентов наших земель… В ходе этого конфликта Азербайджан также подвергся терроризму. В нашей стране были совершены многочисленные террористические акты, в результате которых погибло более двух тысяч мирных людей. Пользуясь случаем, мы вновь выражаем глубокие соболезнования братской Турции, турецкому народу в связи с совершенным недавно террористическим актом, желаем семьям погибших терпения. Как всегда, мы и сегодня рядом с Турцией, всегда оказывали и будем оказывать поддержку правому делу Турции в борьбе с терроризмом. Тюркский мир – великий мир".

В августе прошлого года в Габале прошел очередной саммит Совета тюркоязычных государств с участием президентов Азербайджана, Турции, Казахстана и Кыргызстана. По итогам саммита была принята совместная декларация по Нагорному Карабаху, в которой подчеркивалась необходимость разрешения конфликта на основе неприкосновенности границ Азербайджана. По словам турецкого президента, одной из главных проблем тюркского мира является армянская проблема, и он, между прочим, озвучил желание организовать один из будущих тюркских саммитов в Нагорном Карабахе: "Оккупация 20 процентов азербайджанских территорий неприемлема. Я желаю, чтобы саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств в будущем был проведен в Нагорном Карабахе". Это примерно то же самое, что и проведение нацистского съезда в Тель-Авиве.

Таким образом, пантюркизм (в отличие от панславизма, пангерманизма, панрумынизма, панскандинавизма, паниранизма, панарабизма и т.д.) продолжает развиваться именно как политический фактор и успешно адаптироваться к новым историческим условиям. С учетом этого обстоятельства Армении нужно очень осмотрительно подходить к блоковому сотрудничеству вообще и к Евразийскому экономическому союзу в частности. Совершенно очевидно, что в перспективе тюркский фактор в ЕАЭС будет только нарастать и усиливать свои позиции.

Армянские интересы вполне могут быть положены на алтарь "тюркской солидарности": недавнее (майское) заявление того же Назарбаева на заседании Высшего евразийского экономического совета о том, что Еревану, если он намерен вступать в ЕАЭС, следует забыть про Карабах – это не только сигнал, это еще цветочки.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "КЛОУН - ЭТО МОЕ ХОББИ"
      2016-03-17 14:27
      2514

      15 марта Леониду Енгибарову исполнился бы 81 год За пять минут до смерти он еще добивался свидания. Молоденькая медсестра, которая собиралась делать ему укол в сердце, не знала даже, как себя вести в столь неординарной ситуации: в училище этого не преподавали. Она, как, впрочем, и сам врач, вообще мало что соображала в этот вечерний час: 25 июля 1972 года в Москве было действительно жарко.

    • "ЕРЕВАН: С КРЕСТОМ ИЛИ НА КРЕСТЕ"
      2016-02-17 16:32
      2599

      Арис КАЗИНЯН: "Прошлое и будущее в Азербайджане моделируется на основе указов и программных выступлений президента" Столица Республики Армения, Ереван, превратилась в особую мишень азербайджанской информационной войны: с начала 1990-х официальный Баку тиражирует тезис об "исконно азербайджанской принадлежности" как армянской столицы, так и земель, на которых она располагается. Об этом пишет армянский журналист и исследователь Арис Казинян в предисловии к книге "Ереван: с крестом или на кресте", являющейся попыткой фиксации и осмысления чрезвычайно пестрого спектра процессов, прямо или опосредованно слагавших характер развития данной территории, предопределив неизбежность превращения именно Еревана в главный центр Восточной Армении, а позже – в столицу восстановленного армянского государства.

    • "СВЯЩЕННЫЙ ДЖИХАД" ПРОТИВ АРМЯН ОБЛОМИЛСЯ В КАРАБАХЕ
      2015-11-30 13:34
      2907

      Именно в Карабахе, в ходе "священной войны" против армян, прошли первичную апробацию некоторые формы террористических действий, равно как и формы координации этих действий, которые ввиду преступного безразличия международного сообщества, приобрели позднее глобальный охват

    • ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ СПОСОБНА СТАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИМ ФАКТОРОМ
      2015-06-29 12:48
      1876

      Продолжение интервью с известным журналистом и исследователем Арисом КАЗИНЯНОМ - В отношении армянского протестного движения есть десятки разных ракурсов восприятия и толкования – внутриполитический, внешнеполитический, экономический, социальный, административно-бюрократический, нравственный, интеллектуальный, художественный… Кто-то видит в них в большей степени одно, другой выделяет в большей степени другое. В чем, по вашему мнению, главная особенность этого движения?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Из-за экономических проблем армяне уезжают из Ирана, молодежь не может смириться с чадрой – редактор газеты «Алик»
      2018-03-13 17:21
      219

                   Пропаганда пантюркизма является антииранской, и государство решает проблемы в присущей персидской дипломатии манере - крайне сдержано и тихо. В отношении Азербайджана и Турции Иран также ведет нейтральную внешнюю политику. Об этом в беседе с Tert.am сказал главный редактор газеты Тегерана «Алик» Дереник Меликян.  По его словам, позиция Ирана по Геноциду армян и нагорно-карабахскому вопросу созвучна желаниям Армении, но внешне они выражают нейтральную позицию, дабы не воспламенить страсти 30-миллионного турецкоговорящего контингента. Благодаря этой политике, по его словам, в Иране нет сепаратизма.

    • ГДЕ ЖЕ ВЫ, БОЛЬШИЕ ПОЛИТИКИ?!
      2017-04-19 16:40
      865

      Интеллектуальная часть политической элиты Запада вполне адекватно представляет реальность, в которой очутилась теперь Европа, однако политические решения принимаются совсем на другом уровне и других основаниях, простым смертным неведомым.

    • БАКУ МОЖЕТ СМЕНИТЬ ИДЕОЛОГИЮ: ТЮРКИЗМ НА АЗЕРБАЙДЖАНСТВО
      2017-03-06 18:23
      1469

      Большой Ближний Восток в кризисе этнической идентичности и геополитики Когда председатель комитета Милли меджлиса Азербайджана (парламента) по региональным вопросам Ариф Рагимзаде в интервью российскому информационному порталу КМ.ру затронул вопрос об этнической идентичности азербайджанцев, нам показалось, что его быстро "заклюют". Хотя бы потому, что когда после развала СССР и обретения независимости современного Азербайджана этот вопрос в разных формах и в разное время поднимался азербайджанской исторической академической наукой, он тут же приглушался официальной властью. Но в Баку стали относиться к этому терпимо, хотя он не отказался от доктрины выстраивания отношений с Турцией по принципу "одна нация — два государства", декларирующей наличие общего языка, общей истории и общих культурных и религиозных ценностей. Итак, Рагимзаде заявил следующее: "Наша беда в том, что в России нас считали турками, но азербайджанцы не турки. Это ошибка! Да, мы, азербайджанцы, имеем общие корни с турками, но народы — совершенно разные. Азербайджанцы использовали религиозную идентичность и называли себя — "мусульмане". В России это же самое население называли татарами. В любом случае, мы не турки, турки — совсем другие".

    • "ТУРЦИЯ ВВЯЗАЛАСЬ В АВАНТЮРУ, КОТОРАЯ БУМЕРАНГОМ УДАРИТ ПО НЕЙ ЖЕ", -
      2014-11-10 12:20
      2199

      заявил в интервью "ГА" директор Института востоковедения НАН РА Рубен САФРАСТЯН - Рубен Арамович, давайте поговорим о концепции создания так называемой новой Турции, всячески пропагандируемой нынешним президентом Эрдоганом и его окружением. Судя по озвучиваемым планам, Эрдогана просто распирает от имперских амбиций… - Сегодня уже вырисовываются контуры этой новой Турции, которую нынешнее руководство страны хочет построить к 2023 году, то есть к столетию образования Турецкой Республики. Об этом очень много говорит как сам Эрдоган, так и ставший премьер-министром Давутоглу.