Последние новости

ГАСТРОЛИ В ИТАЛИИ - ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СТИМУЛ

Сегодня в итальянском городе Мерано Филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна даст концерт в рамках крупнейшего фестиваля "Эмилия Романия", который по традиции каждое лето проходит в Италии. В фестивале принимают участие лучшие оркестры мира, такие как Лондонский, Венский, Сеульский, Чешский филармонические оркестры, Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева и другие.

26 АВГУСТА УЖЕ СОСТОЯЛОСЬ ПЕРВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НАШЕГО ОРКЕСТРА В РИМИНИ, где, в частности была развернута и солидная выставка фотографии, посвященная христианству, а 27 августа оркестр принял участие в фестивале в Читто-де-Кастелло, сыграв свой второй концерт. Кстати, билеты разошлись за три месяца до начала фестиваля. Завершатся гастроли армянских музыкантов концертом в Равелло, где также проходит летний фестиваль оркестров мира. Здесь также участвуют самые крупные мировые коллективы.

То, что Филармонический оркестр Армении приглашен на этот престижный летний фестиваль в Италии, вполне закономерно. За последнее десятилетие оркестр сотрудничал едва ли не со всеми ведущими мировыми исполнителями, начиная с Алексея Любимого и Пласидо Доминго и заканчивая Иваном Монигетти и Берндом Глемзером. Эту линию оркестра продолжил и осенний Ереванский международный фестиваль, организуемый руководством Филармонического оркестра и известным виолончелистом Александром Чаушяном. Вместе с оркестром под управлением Э.Топчяна выступали исполнители международного класса, имена которых у всех на слуху.

Сегодня оркестр находится в хорошей форме. В нем живет отличавшее его всегда стремление играть с максимальной ответственностью и полной самоотдачей. В оркестре ведется тщательная работа над культурой звуковедения, интонацией, строем. Без решения таких, сугубо технических задач не было бы пути к свободе творческого поиска, который столь свойствен этому коллективу.

Под управлением Э.Топчяна оркестр сыграл множество программ западноевропейской, русской и армянской классики. Неоценим, в частности, его вклад в исполнительское осмысление многих произведений армянской музыки. Эдвард Мирзоян, Александр Арутюнян, Авет Тертерян, Тигран Мансурян, Арно Бабаджанян, Ерванд Ерканян и более молодые наши авторы нашли в лице Топчяна и его оркестра лучшего интерпретатора. Его чуткий контакт с оркестром, богатое чувство ритма, полет интерпретаторской мысли привлекают к нему интерес слушателей не только в Армении, но и за рубежом, где неоднократно гастролировал оркестр, представляя свою страну. Но особое завоевание оркестра и его руководителя - это яркость и размах фестивального движения.

КАК ОТМЕТИЛ НАКАНУНЕ ПОЕЗДКИ В ИТАЛИЮ Э.ТОПЧЯН, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ИТАЛИИ оркестр подготовил две программы, но их выбор зависел от приглашающей стороны. В одной из них прозвучит в оригинальном варианте "Ночь на Лысой горе" Мусоргского. В Ереване до этого оркестр исполнял вариант Римского-Корсакова. Но это два разных произведения. Оригинальная версия, как отметил Э.Топчян, - это нечто невероятное и малоисполняемое. Задачей оркестра было исключительно верно, красочно передать особенности замысла композитора. В этом симфоническом произведении, которое композитор начал писать еще в студенческие годы, он обратился к фантастике, к области народных поверий и сказаний.

Он нарисовал музыкальную картину шабаша ведьм на Лысой горе, изобразив последовательно сбор ведьм, их толки и сплетни, поезд Сатаны и сам шабаш в виде дикого, разгульного пляса, сопровождаемого воплями, криками и завываниями. Во всяком случае композитор тщательно следил за тем, чтобы не отступить от народного духа. Произведение не всем понравилось, но Мусоргский ничего не захотел менять. "Для меня важная статья - верное воспроизведение народной фантазии", - писал он. Вот этот оригинал и исполнен в Италии нашим оркестром. Помимо этого, в первую программу вошел Скрипичный концерт Арама Хачатуряна и симфоническая поэма "Шахерезада" Римского-Корсакова. Во вторую программу вошли "Спартак-сюита" Арама Хачатуряна, Концерт для флейты и арфы Моцарта и Шестая симфония Чайковского.

ПЕРЕД ОТЪЕЗДОМ В ИТАЛИЮ РУКОВОДСТВО ФИЛАРМОНИИ УСТРОИЛО прогон для близких друзей оркестра. В исполнении оркестра свежо, красочно и ярко прозвучала "Ночь на Лысой горе" Мусоргского. В качестве солистки в Скрипичном концерте Хачатуряна выступила талантливая скрипачка Ануш Никогосян. В исполнении молодой скрипачки композитор явился нам во всем своем величии: истинный, подвижный, вдохновенный. За благоуханной свежестью исполнения стояло подлинное духовное откровение непосредственной стихии жизни. И что поражает? Открытость А.Никогосян столь уникальным переживаниям. Это как бы указывает на первозданную полноту, силу и чистоту человеческого естества, всех изначальных чувств, данных природой человеку. По властной силе воздействия музыки можно догадаться о громадной духовной энергии, затраченной исполнительницей. Магия ее лица, утонченная красота и одухотворенность исполнения приводили в трепет. Это были музыкальные откровения, казалось, такие простые и ясные, но с неповторимостью ее трактовки и удивительной выразительности, которые остаются за чертой досягаемости.

На высоком градусе эмоций была исполнена оркестром и фантастическая симфоническая поэма "Шахерезада", прочно вошедшая в репертуар. Она погружает нас в атмосферу звучания прекрасной восточной музыки с ее характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический музыкальный колорит. Особенно прелестно звучало скрипичное соло в исполнении первой скрипки Кармен Торосян - нежная и томительная тема Шахерезады, в которой слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований. А оркестр выдал настолько мощный, плотный звук, будто лишний раз доказывая свое право называться национальным.

Итак, 30 августа гастроли Филармонического оркестра в Италии завершаются. Для наших музыкантов эти гастроли - огромный моральный стимул, награда за беспокойное служение Музыке.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ ОН СТАЛ ЛЕГЕНДОЙ
      2018-09-03 15:30
      1309

      "Географические границы государств проходят через моря и горы, а границы искусства через сердца людей, объединяя их". Эти слова композитора Роберта Амирханяна можно отнести и к всенародному любимцу Иосифу Кобзону, чей уход из жизни опечалил всех, кто знал этого удивительного человека и прекрасного певца.

    • ЧУХАДЖЯН: ЖИЗНЬ МУЗЫКИ И ПАМЯТЬ О НЕМ
      2018-06-08 15:32
      2292

      К 150-летию оперы "Аршак Второй" Юбилейный спектакль Аршак Второй, состоявшийся недавно на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова, прошел при полном аншлаге. Он был посвящен 150-летию создания этого крупного произведения Тиграна Чухаджяна, ознаменовавшего собой рождение оперного искусства как в армянской музыке, так и на всем Ближнем Востоке.

    • С ЛЮБОВЬЮ К ПЕВЦУ МОРЯ
      2017-07-28 14:46
      12021

      Выставка современных армянских художников, посвященная 200-летию И.АЙВАЗОВСКОГО Два века отделяют нас от даты рождения великого мариниста Ивана (Ованеса) Айвазовского, творчество которого определяет целую эпоху в истории мирового изобразительного искусства. Но интерес к его личности и искусству не ослабевает и сегодня. И без стремления сказать что-то свое, заслуживающее внимания читателей, писать об Айвазовском невозможно. Много интересного об Айвазовском мы узнали в последние годы из книг, альбомов, статей исследователя его творчества, заслуженного деятеля искусств Шаэна Хачатряна. Целью искусствоведа было по возможности шире представить армянскую сторону жизни и творчества художника, пока еще мало известную русским любителям искусства.

    • ФЕВРАЛЬСКАЯ МУЗЫКА В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ
      2016-02-26 13:36
      2738

      Музыкальные афиши, извещающие о концертах известных зарубежных артистов, свидетельствуют о том, что репертуарная палитра сегодняшней концертной жизни Еревана обещает стать достаточно насыщенной. Она включает произведения всех эпох, стилей национальных школ и направлений. И в этом заслуга многих наших коллективов и в первую очередь - Национального филармонического оркестра Армении под управлением Эдуарда Топчяна. Примечательно, что укрепляются контакты не только с нашими соотечественниками из Спюрка, но и с музыкантами из Европы, США - пианистами, скрипачами, виолончелистами, дирижерами. Контакты эти расширяются, обогащаются новыми формами, способствуют сближению культур.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВТОРОЙ ФЕСТИВАЛЬ КНИГИ В ЕРЕВАНЕ
      2018-12-05 12:01
      762

      То, что многочисленные слухи о скорой смерти печатной книги оказались сильно преувеличенными, уже абсолютно очевидно. Об этом говорят и регулярные книжные ярмарки по всему миру, и большие книжные магазины во всех городах цивилизованных стран, и открывающиеся и у нас новые книжные магазины, в которых, кстати, постоянно толпятся люди.

    • С ЛЮБОВЬЮ К ВЕЛИКОМУ ИМЕНИ
      2018-11-30 16:13
      1775

      Завершился VI Международный фестиваль имени Арама ХАЧАТУРЯНА Независимо от политической ситуации в стране осень в Ереване всегда богата художественными событиями. Но слушать в сумасшедшем темпе такое обилие музыки нелегко. Не вполне придя в себя от вечеров Международного фестиваля классической музыки, проводимого руководством филармонического оркестра и талантливым виолончелистом Александром Чаушяном (Великобритания), и концертов других фестивалей, как тут же стартовал VI Международный фестиваль им. Арама Хачатуряна.

    • МУЗЫКА, НЕ ПОХОЖАЯ НИ НА ЧЬЮ ДРУГУЮ
      2018-11-30 15:27
      796

      Впервые студия эта заработала во Дворце культуры села Нор Ерзнка на рубеже 1978-79-х годов. Там гитарист, певец и композитор Егише Петросян с друзьями и единомышленниками создал почти подпольную студию звукозаписи и место для репетиций своей рок-группы. В те времена рок не приветствовали в СССР, а тем более какие-то "своевольные" шаги в области искусства. Чтобы покрыть расходы, на начальном этапе приходилось записывать все подряд – от рабиса до фольклора, от поп-музыки до рока. И лишь после перестройки в 1989 году была основана официальная полноценная звукозаписывающая студия "Ардзаганк". Потом к ней прибавились продюсерский центр и радиостанция. Студия продолжает активно функционировать.

    • ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ МАРИАМ С НАШИМ ДЖАЗ-ОРКЕСТРОМ
      2018-11-21 16:24
      1983

      Интересное наблюдение: стоит только произнести в обществе это имя и фамилию, как у людей лица расплываются в улыбке и слышатся эпитеты - добрая, солнечная, талантливая, яркая. И это все о российской певице Мариам Мерабовой. Она не редкий гость на своей родине (да, Мариам родилась в Ереване), и каждый ее приезд это интервью, встречи с журналистами, приглашения на ТВ и радиошоу. Последние ее шаги в творчестве вызвали в обществе волну вопросов, и в канун ее очередного концерта в Ереване 29 ноября удалось получить на них ответы.