Последние новости

ГЕНИЙ И ВЕЛИКИЙ ТРУЖЕНИК МАЭСТРО КОЧАР

К 115-летию со дня рождения Художника

Личность и творчество Ерванда Кочара на протяжении всей его жизни вызывали дискуссию и яростные споры. Его нарекали гением и мистификатором. Но что было делать советским идеологам, если он ни одной гранью своего творчества не вписывался в "соцреализм", как мы его понимали. Его творчество с первых же работ стало загадкой. Кочара называли формалистом, не прощая ему его свободы, его права жить в соответствии с законами собственного творчества.

Он был популярен как личность, знаменит как художник. Творения свободного художественного языка - черта, присущая минувшему веку, и Кочар в этом отношении маэстро XX века. С этой чертой он родился. Биографы рассказывают, что Кочар был вундеркиндом: рисовать и держать в руках резец он научился раньше, чем ходить и говорить.

Ерванд Кочар

ОН С САМОГО НАЧАЛА ПОРАЗИЛ РАЗМАХОМ, ЯРКОСТЬЮ И СВЕЖЕСТЬЮ НОВИЗНЫ. Ему предназначено было открыть в армянском искусстве новую эпоху, создать мир новых художественных образов. Он был одним из самых ярких и значительных представителей армянской культуры, воплощением пытливой мысли, свободного духа, светлых устремлений. Его жизни сопутствовала ранняя слава художника "магеллановой крови", открывателя новых земель.

Где, когда, у кого он учился и кто мог научить его той несравненной одухотворенности линии, которая творит музыку иллюстрации к произведениям классиков армянской литературы? Большую роль в формировании художника сыграла атмосфера начала нового века - периода стремительного взлета музыки, театра, живописи, поэзии, времени активных дерзких экспериментов. В те далекие годы в искусстве закладывались основы многих последующих открытий и новаторства. Это была эпоха людей активных, деятельных, воображением и руками которых творилась художественная жизнь страны. А.Таманян, М.Сарьян, А.Исаакян, А.Коджоян, А.Хачатурян - ими обозначены новые вехи в искусстве Армении.

Родился Ерванд Кочар в Тбилиси. Ереван он увидел только в 1936 году. С будущим архитектором К.Алабяном поехал в Москву, где учился у П.Кончаловского. В 20 лет он открыл свою выставку. Спустя два года он уехал за границу. 15 лет, проведенные в Италии и Франции, не прошли даром. Эти годы сделали его видение острее, упорядоченнее. Изо дня в день он упорно работал. Огромный труд, изучение классиков и наблюдения дали возможность пробить путь к вершине - путь к себе.

Обрести собственное лицо в такой стране, как Франция, было нелегко. Кто сегодня не знает миф о Париже начала XX века. Само это явление коллективной гениальности было интернационально, индивидуалистично и ярко так, что до сих пор в мире светло, когда произносятся те имена. Какие имена!! Какие звуки! Гийом Аполлинер, Анри Матисс, Макс Жакоб...

Не написана еще история великой самоотверженности, труда и артистичности пестрой карнавальной Богемы тех лет. Было холодно, голодно, безденежно. Но было и самое главное: были внутренние связи, называемые "системными", т.е. связи духовно творческих, а не профессионально-деловых интересов. Было бескорыстное отношение к творчеству, которое никак невозможно создать ни лозунгами, ни призывами, ни примерами из истории. Тогда именно там была точка свершений. Богатые художественные традиции французской живописи, скульптуры и вдохновляли, и подавляли молодых художников. Что мог противопоставить тогда еще неизвестный Кочар таким авторитетам мировой живописи, как Матисс, Пикассо, Леже? Оказывается, мог. Он стал основоположником нового жанра в искусстве - пространственной живописи.

'Давид Сасунский' Ерванда Кочара - символ Еревана, памятник на все времена, символ бессмертия народа

"ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЖИВОПИСЬ КОЧАРА - НАИВЫСШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ XX ВЕКА, - отмечал известный французский критик Вольдемар Жорж. - Она открывает перед художниками и скульпторами новые пути. Это стоит на высоте века фантасмагории. Настало время заплатить Кочару ту дань, на которую он имеет право".

Кочар выставлялся с Пикассо, Матиссом, Кирико. Его имя упоминается рядом с именами Брака, Леже, Люрса, Делоне. Его произведения украшают стены галерей многих стран, в том числе Лувра, музеев Манчестера, Лондона. Но настал час, когда путник, странствующий за своей мечтой, осознал страстное желание вернуться домой... Решающим толчком послужили слова Чаренца: "Ты должен выситься в Армении, как высится Эйфелева башня в Париже".

В Армении в творчестве Кочара начался новый расцвет. Темп его творческой активности до предела напряжен. Его неуемная кипучая фантазия не мирилась с тем, что было уже сделано, его захватывали новые замыслы. Он создает ряд блистательных работ, в которых каждый раз ставит новые задачи. В них он сохраняет свою парадоксальность, ищет созвучные времени формы выражения. Бесконечно живой в каждой своей картине, в новой скульптуре, Кочар искал метафорический язык, адекватный бурному XX веку. Не случайно он любил повторять слова Делакруа о том, что надо работать средствами, присущими эпохе, в которой вы живете, иначе вас не поймут.

"Давид Сасунский" Ерванда Кочара - символ Еревана, памятник на все времена, символ бессмертия народа. Этим памятником он сразу и навсегда завоевал всемирное признание. Одного этого было достаточно, чтобы имя создателя вошло в число крупнейших художественных дарований эпохи.

- В искусстве без препятствий не бывает, - говорил Кочар. - И чем они были сильнее, тем скорее мне хотелось их преодолеть. Немало трудностей было и с Давидом. Я долго вынашивал его образ и ждал, когда смогу создать его. И вот мне как-то позвонили и предложили ваять его скульптуру. Было это в 1939 г., когда решили отметить 1000-летие народного эпоса о Давиде Сасунском. Десять веков было в запасе, а мне предложили, когда до юбилея оставалось полтора месяца...

Исполинской силой веет от его Давида. Напряжение свело тело богатыря в гигантские узлы мускулов. Это грозная сила народа воплотилась во всаднике. Поистине "он прекрасен, он весь как божия гроза". Эпический образ воплощен с такой оригинальной мощью, так поэтично, что, раз увидев его, невозможно забыть.

В превосходной пластике воссоздан и Вардан Мамиконян. Издали памятник напоминает летящую птицу, это летит конь Вардана, едва касаясь клубящейся пыли. Все четыре копыта его в воздухе.

В МУЗЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ЕРЕВАНЕ ОДНО ИЗ ЛУЧШИХ живописных полотен Кочара - "Ужасы войны". Огромное панно написано невероятно быстро. Образ картины был подобен пророческому откровению. В изображении ужасов войны проявилось "новое" качество войны. Не война, но бессмысленная жестокость, насилие, вседозволенность, развязывающая руки силам зла, возведенная в принцип: "Я силен, значит, все в моей власти", - тотальная безнравственность, ставшая традицией нашего мира. Изобразительный язык картины - язык деформации, сверхэкспрессии. Разорвать спокойствие зрителя, заставить напряженно мыслить. "Ужасы войны" - картина-предупреждение, символ апокалипсиса цивилизации, протест против уничтожения культуры и человечества.

Сейчас смотреть в "зеркало" этого панно страшно. Великий художник - всегда пророк. Художник XX века - пророк вдвойне. Он кричит и предупреждает, но его не слышат, не понимают, не хотят знать. Великий трагический пророк и ясновидец нашего времени был одновременно наивным юношей, влюбленным в жизнь, и самоироничным наблюдателем.

Свое неповторимое слово сказал Кочар и в области книжного оформления, и в сценографии. Он любил театр, ему нравилось работать в его напряженной изменчивой атмосфере, участвовать в создании новых образов в пространственном решении спектакля, присутствовать при возникновении особого, непредвиденного мира. Кочар удивлялся могуществу театра, его великой чудотворной магии и преклонялся перед такими мастерами, как В.Аджемян, В.Папазян, Г.Нерсесян...

Он был замечательным собеседником и на редкость точным в своей необузданной образности. Маэстро (так любовно называли его) никогда не говорил менторским тоном. К нему применимы слова Горького: "...в искусстве надо очень много знать, чтобы иметь право осторожно советовать".

Кочар не пропускал ни одного вернисажа. Особенно внимателен был к молодым скульпторам. Сосредоточенно, молчаливо рассматривал их работы. Он заходил сзади, обходил вокруг, смотрел сбоку, приседал и даже заглядывал снизу. Так мог смотреть только мастер, сам владеющий высоким ремеслом, на работу другого мастера. Такое внимание дается высокой культурой, напряжением ума и сердца.

В превосходной пластике воссоздан и Вардан Мамиконян

ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ ВОКРУГ КОЧАРА СТАЛА СКЛАДЫВАТЬСЯ АТМОСФЕРА ЛЕГЕНДАРНОСТИ. Его стремление окружать себя людьми, в особенности молодежью, восхищало всех. Вокруг него толпились люди всех чинов и званий. И без чинов и без званий. Он словно формировал вокруг себя климат. И все, как к магниту, устремлялись к нему, становясь постоянной орбитой, потому что вокруг него был светлый уют мудрости, нежной иронии, щедрости души. И было ощущение, что эти люди становились талантливее от соприкосновения с ним. Каждый открывал в себе какие-то удивительные новые качества, о которых даже не подозревал до общения с этим неповторимым человеком. Изречения Кочара передавались из уст в уста. Так действовал его талант, и в лучшие свои минуты Кочар было полон истинного величия.

На первый взгляд наиболее сосредоточенный и скрытый в себе, он внезапно озарял собеседников поразительными по смелости парадоксальными замечаниями и так же внезапно замолкал. Он говорил редко, но с убийственной точностью и восхитительной образностью. Очевидно, именно это качество маэстро имел в виду замечательный прозаик Рафаэль Арамян, заметивший однажды Кочару: "Если бы Вы, маэстро, не были выдающимся скульптором и живописцем, из вас вышел бы отличный писатель..." Но нам достаточно и того, что Ерванд Кочар действительно был подлинным художником-новатором, которые рождаются, может быть, раз в столетие.

Кочар был одним из тех немногих людей, в присутствии которых жалеешь, что рядом нет магнитофона. Почти каждое его слово таило в себе нечто яркое и полное смысла. Какое-то время мне удавалось заносить в свой блокнотик некоторые мысли маэстро. Но длилось это до тех пор, пока он это не заметил. Он рассвирепел не на шутку и пригрозил, что, если подобное повторится еще раз, он пустит в ход свою трость. А то, что это так и будет, у меня не оставалось сомнений. Бесконечно жаль, что его устные рассказы, реплики, экспромтом возникавшие в беседе, остались лишь в памяти слушавших. Какая это была бы умная книга!

Деликатный, уступчивый маэстро был решительно неумолим с теми, кто вызывал в нем раздражение. Однажды на выставке в Музее современного искусства я задержалась у натюрморта известного художника и вдруг затылком ощутила его сверлящий стальной взгляд.

- Тебе нравится этот натюрморт? Посмотри, что за овощи! Они ведь ядовитые? Коварство искусства в том, что в нем невозможно скрыть свою сущность! Все "плавает" на поверхности...

Я так растерялась от его натиска, что уже не понимаю, где у меня сердце, похоже, где-то возле ушей, потому что там что-то колотится и гудит. Кочар слегка наклонился и потому глядит на меня снизу, но глаз у него зоркий. Внимательный. Он всматривается с любопытством - жадным, серьезным. Его суровый голос скрывает иронию.

- Вероятнее всего, тебе и этот образ нравится? - продолжает маэстро, и слова скатываются с языка, отточенные и веские, как камешки с морского побережья. - Что же тебе нравится в этом образе? Желтый - цвет осени? Зеленый - цвет весны или вот этот ослик - символ вечности? - наступает он, подвергая меня гипнотизирующему воздействию своих неумолимо суровых глаз, - разве ты не чувствуешь, что образ ложный, что в нем есть слащавая красивость, что он жеманный и в общем пошловатый?

Сегодня я понимаю, что маэстро пытался мне внушить, что сила картины не только в ее образной наглядности, но и главным образом в значительности мысли и глубине переживания. Но тогда я искренне не понимала, чем вызвала его гнев: ведь я молча рассматривала работы, не выражая ни восторга, ни особого интереса.

Сегодня, вспоминая уроки Кочара, я выражаю благодарность своему кумиру, обогатившему мое представление о неисчерпаемом и неистребимом мире под названием искусство.

КОЧАР УМЕР В ЯНВАРЕ 1979 ГОДА. О НЕМ НАПИСАНО МНОЖЕСТВО исследований, статей, воспоминаний. Но вот в чем парадокс. Когда Томас Манн, например, пишет о Ницше, он не только владеет предметом, он пишет с равного уровня сознания, т.е. с того же духовного и интеллектуального уровня. Сквозь Кочара прошли все эпохи, все "измы", все поля нашего столетия, и осмысливать его творчество следует из той же точки, в которой он находился сам. А это очень трудно. Так, например, художественному сознанию Кочара свойственна как мифологическая, так и остро историческая образность. Актуальнейшая идея оживает подчас через архаическую мифологию, культурную историю. Сама пульсация "распада" и "возрождения", память всего, что было, и готовность все начать с начала ставит в тупик многопространственным мышлением.

Художественный опыт XX века сложен и настойчиво требует от зрителей и читателей усилия для знания. "Я не ищу - я нахожу", - говорил Кочар. Эти черты остались до конца одной из характеристик психологии его творчества. Гений от рождения, великий труженик в жизни. Человек перед лицом Совести. Таков Ерванд Кочар.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ ФРАНКОФОНИИ
      2024-03-27 10:45

      Этот неординарный концерт Армянского государственного симфонического оркестра под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Сергея Смбатяна в Большом зале имени Арама Хачатуряна был посвящен знаковому событию – Дню Франкофонии. Звучала исключительно французская музыка – сочинения Мориса Равеля, Франсиса Пуленка, Клода Дебюсси. Собравшаяся в огромном зале публика тоже была несколько необычной: представители посольств, Национального собрания (согласитесь, явление не столь частое!), широкая общественность, гости столицы. В зале также царила торжественная атмосфера.

    • СОВРЕМЕННИКИ НАВСЕГДА
      2024-03-22 10:46

      Второй концерт в рамках XV фестиваля армянского композиторского творчества, проводимого Государственным симфоническим оркестром Армении под управлением Сергея Смбатяна при содействии Министерства образования, науки, культуры и спорта РА, состоялся 19 марта в Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна. Зал был переполнен: недостатка в слушателях у этого оркестра никогда не бывает. Дело не только в интересной и яркой программе, но и в том, что почти в каждом концерте слушателей ждут особые артистические открытия.

    • ГЛУБИНА ВОПЛОЩЕНИЯ
      2024-03-19 09:48

      Стартовал 15-й фестиваль армянского композиторского творчества Знаменательной традицией Государственного симфонического оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна стали фестивали, посвященные творчеству армянских композиторов. Особый интерес вызван тем, что в фестивале нередко наиболее явственно прослеживаются процессы внутренней жизни музыки, подчас мимолетные, меняющиеся, но многогранно отражающие психологию, эмоциональный строй, характер нашего современника. Не секрет, что большинство наших исполнительских коллективов отдает предпочтение скорее классике, чем современной новейшей музыке. А в том, что яркие и интересные произведения создаются и сегодня, сомневаться не приходится, особенно когда слушаешь новейшие произведения современных авторов не просто в хорошем, а в превосходном исполнении.

    • В ПРОГРАММЕ – ФРАНЦУЗСКАЯ МУЗЫКА
      2024-03-14 10:05

      Этот концерт в Доме камерной музыки вызвал особый интерес публики. Впрочем, как и всегда, когда на сцене Государственный камерный оркестр (художественный руководитель и главный дирижер Ваан Мартиросян). Примечательным было то, что вся программа вечера состояла из произведений французских композиторов: "Павана" фа-диез минор Габриэла Форе, "Meditation" из оперы "Таис" Массне, "Последний сон Богородицы" Массне, "Кармен-сюита" Бизе-Щедрина. За пультом – главный приглашенный дирижер из Германии, наш соотечественник Рубен Казарян. Концерт прошел в рамках мероприятий, посвященных Франкофонии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВСПОМИНАЯ СУСАННУ АМАТУНИ
      2024-03-04 10:34

      Исполнилось 100 лет со дня рождения известного музыковеда-теоретика, профессора Ереванской консерватории Сусанны (Шушаник) Бабкеновны Аматуни.  Выпускница историко-теоретического факультета Московского музыкального педагогического института имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных)  сделала свои первые шаги в преподавании в стенах ереванской средней специализированной музыкальной школы им. Чайковского, в кузнице одаренных музыкантов республики.

    • ПРОРАБ ДУХА
      2024-01-22 10:56

      "Прорабы духа"... Этот термин возник благодаря Андрею Вознесенскому - его знаменитому стихотворению и одноименному эссе. "Художнический характер, проявившись не профессионально, а в деятельности ради искусства, часто создает свое в искусстве через других. Не будь помощи таких людей - не появился бы шедевр. Это подвижники, двигатели культуры, поршни духовного процесса, строители надстройки, общественники культуры - я бы назвал их «прорабами духа»"...

    • ОДИНОКИЙ ГЕНИЙ, ФАНТАЗЕР, МИСТИК – СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ
      2024-01-08 13:20

      В Армении 9 января начнутся мероприятия, посвященные 100-летию великого кинорежиссера и художника Сергея Параджанова. В этот день в Доме кино откроется памятник Параджанову и выставка картины Давида Галстяна "Джоконда: метаморфозы", а также будут демонстрироваться фильмы мастера. Вечером в Музее Параджанова состоится концерт "Параджановские мотивы" с участием солистов ансамблей "Гурджиев" и "Берекамутюн".

    • "ГОЙ" - В РОЛИ ЮБИЛЯРА И ИСТЦА
      2023-11-29 10:02

      Через несколько дней исполнится 35 лет со дня открытия Государственного экспериментального театра "Гой". В лучшие времена в связи с юбилеем театр бы облагодетельствовали и навешали медалей, в нынешние, как известно, на него навешали ярлыки и приняли правительственное решение об оптимизации и слиянии его с Национальным театром им. Сундукяна.