Последние новости

КАК МНОГО КРАСОК В ЕЕ ПАЛИТРЕ!

Так отозвался о творчестве Кнарик Вартанян замечательный прозаик Рафаэль Арамян, восторженно разглядывая на республиканской выставке серию ее работ.

В ее палитре действительно было много красок, начиная с ее ранних работ 40-50-х гг. и кончая последними полотнами, созданными в начале 90-х. И сегодня, разглядывая ее картины, явственно понимаешь, что таким незаурядным дарованием - живописным и человеческим - обладают единицы.

Художница Кнарик Вартанян

МОЕ ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИЦЕЙ ПРОИЗОШЛО где-то в середине 70-х годов на выставке в Доме художника. Меня ей представил художник Александр Григорян. Вокруг Кнарик толпились почти все присутствующие. Впрочем, как художник тогда она особого впечатления не произвела. В те годы у меня были свои особые увлечения - Кочар, Вруйр Галстян, Минас, Лавиния Бажбеук-Меликян, Мариам Асламазян, Ашот Ованесян... Как много было тогда художников, которые не просто рисовали, но делали нашу жизнь более насыщенной, богатой и, не побоюсь сказать, возвышенной! В этот круг она не входила.

Как талантливый художник она открылась мне значительно позже, когда уже знала все этапы ее творческого пути, пути поисков и надежд. Природа ей многое дала: хорошее образование, духовность. Владение профессией, мастерством - очень важно в изобразительном искусстве, как, впрочем, и в музыке, кино, литературе. Но вот духовность - такого предмета нет в художественных вузах. За многие годы служения искусству она сумела не расплескать этот дар, не уйти в суетливую мелкотравчатость, так свойственную многим. Требовательность прежде всего к самой себе, умение отказаться от проходных тем позволяли ей каждый раз находить что-то новое, неизведанное.

Во всем, что касалось искусства, Кнарик Григорьевна была бескомпромиссна к окружающим, она писала только по велению совести и сердца. К сожалению, часто ее недооценивали даже те, кого она боготворила. Но и тогда она не сворачивала с пути. Художница не пропускала ни одной выставки, приходила прямо к открытию и уходила вместе с последними посетителями, усталая и взволнованная. Сердце ее билось как в юности, она заново открывала для себя свои прежние привязанности. Подъем в армянской живописи, ее яркие, трепещущие краски вселяли в нее новые силы. Она влюблялась в яркое искусство Минаса, творчество талантливых молодых художников.

Эта жизненная сила присутствует во всех ее работах. Она не покидала ее до тех пор, пока художница могла держать кисть. Свои убеждения отстаивала не только кистью. Вряд ли кто из художников умел лучше нее излагать словесно видение мира, анализировать собственные работы. Кнарик умела. У нее была ясная и четкая система взглядов на творчество, на традиции и современность. Эти взгляды она и воплощала в своих работах. Осуществлять свои замыслы, по-молодому восторгаться природой и жизнью, дожить до глубокой старости и не оставлять кисть - все это ей было дано свыше.

Ее мазок обладает динамикой, широко используются соотношения контрастных цветов, сопоставляется холодная и теплая гаммы, свет и тени.

В КАЖДОЙ РАБОТЕ ОНА НЕ ПОВТОРЯЛАСЬ, ШЛА ТОЛЬКО ВПЕРЕД, не остывала ее горячая мысль, пылала душа. Кнарик огорчалась своим промахам даже тогда, когда работа получала высокую оценку специалистов. Радовалась успехам коллег, всегда была в гуще жизни. В отношении к искусству испытывала, можно сказать, святые чувства, хотя знала, что оно имеет и ремесленную сторону, но нужно было видеть ее оживление, ее озаренность, бесконечное добродушие, когда она заговаривала о любимом предмете, о его загадках, трудностях, переживаниях, с ним связанных. Было в ее отношении ко всему этому много почти физически ощутимой духовной и нравственной непорочности. Кнарик вся буквально искрилась, показывая свои работы.

...Однажды весенним дождливым днем в начале 90-х я стучалась к художнице. Дверь открыл ее муж. В похудевшем, осунувшемся человеке трудно было узнать прославленного солиста Национального оперного театра Давида Погосяна. Блокадная промозглая зима оставила свой неизгладимый след. И только глаза - мудрые, лукавые - сохранили свое прежнее живое выражение.

- Войдите, - улыбнулся артист, широким жестом приглашая в комнату. Вхожу - и навстречу мне Кнарик Григорьевна. Она живет, не признавая ни усталости, ни возраста и не умея отдыхать, не замедляя темпов своей жизни. Во всем здесь - след ее пристрастий, трудов, настроений, след стремительной энергии, с которой она бросается к осуществлению своих замыслов. Она никогда не углублялась в будничные заботы. Может, поэтому эта квартира в Доме артиста на проспекте Маштоца мало походила на место, где можно с уютом и надолго расположиться. Здесь все было подчинено ремеслу, любимой профессии. И каждый день прожитой жизни - шаг к мечте, которой жить - как дышать.

- Осуществлять свои замыслы, по-молодому восторгаться природой и жизнью, дожить до этих лет и не оставлять кисти - все это сделалось для меня возможным благодаря Давиду, - говорила Кнарик Григорьевна.

Свой творческий путь Кнарик Григорьевна начала в середине 30-х годов. Это было время, когда поиски художественной выразительности ограничивались единственным направлением в советском искусстве - соцреализмом. Но Кнарик выбрала свой - самый извилистый и многообразный путь - путь непрестанных поисков своей темы, своего художественного языка. Настойчиво, эстетически лихо отзывалась художница на дела и надежды своего времени. Ее работы поражают торжеством цвета, упругостью композиции, необычностью видения. Если вспомнить такие ее картины, как "Бурение", "Велосипедисты", "Время", "Бег с препятствиями", то сразу же мы получим довольно определенное и ясное представление о ведущих творческих принципах художницы. Эти работы - результат напряженных поисков - отражают ее пристрастие к сверканию техники, к динамике "вращения", к "машинерии". Они находятся в ее мастерской, повернутые к холодной стене, греют одна другую теплом своего колорита.

Разглядывая ее картины, явственно понимаешь, что таким незаурядным дарованием - живописным и человеческим - обладают единицы.

УСПЕХ - ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ОТБРОШЕННЫХ НАХОДОК - это утверждение Пикассо могло бы служить девизом для Кнарик Григорьевны. Последние десятилетия отмечены новыми поисками художницы, стремящейся к обогащению живописных пластических средств для выражения бесконечной смены новых явлений и чувств. Определенная направленность в теме, композиции, колорите привлекла художницу к созданию своеобразного портрета космоса. Вводя "неживописные" объекты в свои полотна, она делала это так, что изображение становилось характеристикой времени. Первое впечатление от этих работ такое, словно попадаешь в зону высочайшего интеллектуального напряжения. Они требуют от зрителя особого, приподнятого душевного настроя. Поражает опоэтизированная жизнь космоса. Это потребность утверждения красоты космоса через симфонию цвета. Живописные образы планет дают ощущение их таинственного величия.

Изобразительная манера Вартанян индивидуальна. Ее мазок обладает динамикой, широко используются соотношения контрастных цветов, сопоставляется холодная и теплая гаммы, свет и тени. Цвету художница уделяла особое внимание как одному из важных звеньев непосредственного воздействия. Ее волновали проблемы движения. "Взрыв" в желтой гамме, "Полет", "Стыковка", "Солнечное возмущение", "Млечный путь"... Здесь очень сильно ощущение красоты света. Такое впечатление идет от сочетания гармонии света и драматического напряжения, выраженных колоритом и всей ритмикой композиции. Без движения эти композиции потеряли бы свою ценность, исчезло бы то эмоциональное состояние, которое определяет смысл названных полотен.

Как проникли космические мотивы в творчество художницы? По ее утверждению, тема космоса стала близкой ей в 80-е годы. Но, думается, подсознательно тема эта жила в ней давно. Началось с гагаринского "Красота-то какая!" Гагариным были замечены тончайшие оттенки цветовых переходов в атмосфере Земли на границе дня и ночи, которые он сравнивал с красками на полотнах Н.Рериха. Впоследствии эстетическое восприятие людей, находящихся в космосе, расширялось и конкретизировалось. Существуют любопытные цветовые феномены, о которых не подозревали "земные" живописцы. Например, чернота неба в космосе бывает пронизана солнечным светом, застилающим звезды, но тем не менее небо остается темным. Поверхность луны при ее близком рассмотрении в условиях безвоздушной среды не имеет собственного цвета, но способна приобретать множество цветов и оттенков в зависимости от силы и направления освещения. Безвоздушное пространство открывает цветовые и световые эффекты, не подмеченные раньше. В этом плане особый интерес для художницы представляли работы космонавта А.Леонова, где в космических фантазиях всегда присутствует бесценный и ничем не заменимый след кисти очевидца.

РАБОТЫ КНАРИК ВАРТАНЯН - ЭТО ПЕРВЫЙ В АРМЯНСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ опыт изображения космоса. Она неустанно варьировала не только в пределах одной темы, но и одной композиции. Например, серия "Сигнал из космоса", "Комета Галлея" и др. Ее мысль и воображение не исчерпывались одним произведением, они вызывали к жизни все новые и новые, в значительной степени обогащенные решения. Насыщенный цвет и движение форм в космических полотнах создают пластический и психологический полет, столь свойственный духу космоса: создается ощущение, что они начинают мерцать, перенося зрителя в бесконечность.

Еще в 60-х годах, просмотрев персональную выставку Кнарик, замечательная русская художница В.Бубнова, прожившая долгие годы в Японии, писала: "Огненные краски полотен Вартанян могли бы спалить стены музеев и других хранилищ искусства, но эти сияющие краски близки нашей сказочной эпохе лучей лазера, квантовых частиц и других чудес, нам еще неведомых!"

Взлет в искусстве возможен при строгой преемственности традиций, при сохранении начала живого и вечного. Вот это живое и вечное есть и в лучших произведениях Кнарик Вартанян, которой в этом году исполнилось бы 100 лет. Они-то и составляют волнующую прелесть ее искусства - наследства, оставленного нам.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЯВЛЕНИЕ КАРМЕН
      2018-11-14 16:20
      1739

      Новая постановка шедевра Бизе на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова Что бы там ни говорили присяжные панегиристы нашего оперного театра, гастроли его коллектива за рубежом, последние премьеры, концерты с участием мировых звезд заметно оживили жизнь театра, вернули зрителя в зал. Отсутствие премьер, новых имен исполнителей, скудный репертуар - все эти докучные проблемы омрачали официальную безмятежность руководства театра. А между тем время требовало существенной перестройки, конкретности дел, принципиально иных творческих и организационных методов работы.

    • ОБРЕТЕНИЕ ПАМЯТИ
      2018-11-09 16:03
      2500

      В эти дни замечательному кинорежиссеру, народному артисту, лауреату Государственной премии РА Нерсесу Оганесяну исполнилось бы 80 лет

    • ПОЧЕМУ СМЕЯЛИСЬ ЧАЙКИ
      2018-10-31 15:15
      2858

      В отличие от книг, живописных полотен, скульптур, фильмы стареют быстро. Даже те, которые в свое время являлись событием.

    • СИНТЕЗ ПОДЛИННОСТИ И НОВИЗНЫ
      2018-10-22 16:34
      6369

      Гастроли Юрия БАШМЕТА и руководимого им камерного ансамбля "Солисты Москвы" На прошлой неделе в культурной жизни Еревана произошел мощный всплеск - после пятилетнего перерыва в Большом концертном зале филармонии им. А. Хачатуряна мы вновь встретились с легендарным альтистом и дирижером Юрием Башметом и руководимым им камерным ансамблем "Солисты Москвы". Единственный концерт прославленного коллектива состоялся в рамках беспрецедентного по нынешним временам XIX международного фестиваля "Ереванские перспективы".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      623

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1029

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      580

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • ПОБЕДИТЕЛИ 14-го "РОЛАНА"
      2018-11-14 16:34
      561

      Закрытие XIV Международного фестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан" в Красном зале столичного кинотеатра "Москва" прошло при полном аншлаге. На сцене - организаторы "Ролана", его основатель и директор Нуне Манукян, ведущий вечера Айк Петросян, юные исполнители песенных и танцевальных жанров. Среди зрителей - гости, участники и друзья фестиваля, а также воспитанники творческих центров, школ и детдомов, студенты и военнослужащие, вошедшие в жюри разных номинаций.