Последние новости

"ДАРЫ ВЕНЕЦИИ СЕРГЕЮ ПАРАДЖАНОВУ"

Сергей Параджанов был в Венеции всего один раз, в 1988г., когда участвовал в международном кинофестивале. К тому времени его имя было хорошо известно итальянскому зрителю: в 1977г. фильмы выдающегося режиссера были показаны в специальном "выпуске" Венецианского биеннале, посвященного художникам-диссидентам. Визит маэстро в этот город-сказку оказался первым и последним, однако этого хватило, чтобы Параджанов ощутил эстетическую близость и духовное родство с ним, почувствовал трепетное биение "сердца человечества", как он называл Венецию.

Работа с выставки 'Дары Венеции – Сергею Параджанову'

ТОНЧАЙШУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ СЕРГЕЕМ ПАРАДЖАНОВЫМ И ВЕНЕЦИЕЙ подметила и кинорежиссер, художник и поэт Татьяна Данильянц. Исследования этой темы вылились в доклады, с которыми она выступала на культурологических конференциях, вызывая огромный интерес к предмету искусствоведов, культурологов, киноведов и указывая на параллели между творчеством Параджанова-художника и Венецией. На днях Татьяна Данильянц представила широкой публике проект-выставку, подводящую итог этих исследований и озаглавленную "Дары Венеции – Сергею Параджанову".

"Параджанов очень любил делать подарки, он всю жизнь одаривал людей – своим талантом, советами, драгоценными коллажами и красивыми фильмами. Мне кажется, никогда не закончится время и нам отдавать ему должное, преподносить свои дары гению Параджанова. Моя выставка – это подарок Венеции, ее историков, музыкантов, богословов, знавших маэстро, и, конечно, всех нас, его поклонников", - заметила Татьяна Данильянц. Выставка открылась в Музее современного искусства Еревана и включила в себя 13 картин-коллажей, созданных Татьяной и близких коллажному творчеству Параджанова. В день открытия был также показан 24-минутный документальный фильм Татьяны Данильянц "Вспоминая Параджанова: Венецианские беседы", герои которого - св. отец Левон Зекиян и Пайкар Сивальзян – последние венецианские армяне, лично знавшие Сергея Иосифовича и общавшиеся с ним.

Проживая между Венецией и Москвой без малого 20 лет, Татьяна неожиданно выявила связь между, как она выразилась, "двумя удивительными личностями" – "многоликим Параджановым и многослойной Венецией". Эту связь она обнаружила в первую очередь в материалах, которыми Сергей Иосифович пользовался при создании коллажей. Старинные ткани, ткани со сложной фактурой, стекло, маски, перья, зеркала, кружева - все эти материалы можно назвать типичными для Венеции, связанными с ее традиционными промыслами. Татьяна Данильянц задумала найти через эту связь не только исторические, но и метафизические, стилистические параллели параджановского творчества и венецианской неповторимости.

Работа с выставки 'Дары Венеции – Сергею Параджанову'

РАБОТА ДЛИЛАСЬ ДОЛГО – ПРОЕКТ ЗАНЯЛ РОВНО ГОД. Идея Татьяны Данильянц была поддержана на самом старте как поклонниками творчества Параджанова, так и представителями СМИ и ее друзьями. Как рассказывает она, помощь поступала отовсюду. Старейшая текстильная компания Bevilaqua, существующая в Венецианской Республике с 1700 года, охотно предоставила ей ткань для создания инсталляционных коллажей, получивших экспозиционное название "Окна", галерея Venice in a Bottle проконсультировала в вопросах производства скульптур из муранского стекла и т.д. Экспозиция условно поделена на две части – фотографии венецианского быта, украшенные коллажными вкраплениями в духе Параджанова, и панно "Окна" из муранского стекла, сделанные в стеклодувной мастерской Джорджио Джурмана с использованием тканей Луиджи Бевильаква.

Работа с выставки 'Дары Венеции – Сергею Параджанову'

Толчком для работы послужило и очередное посещение ереванского Музея Сергея Параджанова – одного из ее излюбленных уголков столицы. Внимательно вглядываясь в коллажи маэстро, Татьяна буквально утопала в изобилии использованных в них материалов, непредвзятой красоте и идейной непостижимости художественных выплесков Параджанова, столь напоминающих ей хорошо знакомую Венецию. "Сергей Иосифович был теплым человеком и гениальным творцом, - говорит она. - Он работал с такой странной материей, как кино – весьма технологичным искусством. В то же время он очень любил творить руками, поэтому делал коллажи. Для него было важно прикоснуться, почувствовать, увидеть «движущиеся тени» (кино) и в то же время «ощутить» мир руками (коллажи)". Режиссер и художник Татьяна Данильянц пошла по следам Параджанова, решив

Работа с выставки 'Дары Венеции – Сергею Параджанову'

объединить в проекте технологичное кино и ручную работу.

По словам Татьяны, истоки параллелей Сергей Параджанова и Венеции кроются в самобытности Тбилиси – города, где родился маэстро и где в гуще мультикультурализма формировались его эстетика, подходы к искусству и воспитывалась его требовательность художника. Не случайно многие культурологи и исследователи творчества Параджанова сравнивают Тбилиси с Венецией. Именно поэтому Татьяна Данильянц задумала сделать выставку "Дары Венеции – Сергею Параджанову" передвижной и завершить ее в Тбилиси. До этого экспозиция отправится в Москву, Санкт-Петербург и Венецию, где также будет представлена широкой общественности. А пока в Ереване проходит абсолютная премьера проекта-выставки, которая продлится две недели.

Добавлю, что в этом году кинематографы мира отмечают 90-летний юбилей Сергея Параджанова, организуя в разных странах и городах показы его фильмов и фильмов о самом маэстро, снятых разными режиссерами в разное время, организуются презентации книг по параджановской тематике, фото- и другие выставки, посвященные этому бесконечно талантливому режиссеру и художнику. Проект-выставка Татьяны Данильянц "Дары Венеции – Сергею Параджанову" - своеобразный мост между Арменией и Италией, Ереваном и Венецией и персональное приношение автора своему гениальному коллеге.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЫСТАВКА НИНГЕ - СОЗЕРЦАНИЕ СОКРОВЕННОЙ КРАСОТЫ
      2023-08-01 09:15

      "...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...

    • АРТ СТУДИЯ «СЕДРАКЯН» ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
      2023-07-01 09:54

      Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.

    • "ЖИВУ ИДЕЕЙ СДЕЛАТЬ НАШ МУЗЕЙ ЛУЧШИМ В МИРЕ"
      2023-06-23 10:09

      Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.

    • «БРУТ» ОТКРЫТ ДЛЯ ВСЕХ
      2023-05-26 11:20

      Галерея-мастерская «Брут» (BRUT Studio & Showroom), расположенная в одном из зданий на перекрестке улиц Арзуманяна и Алабяна, не сразу бросается в глаза. Цокольный этаж, к которому ведут скрытые под навесом лестницы, скрыт от постороннего глаза. Тем не менее, это необычное место известно в Ереване многим, ведь именно сюда уже в течение нескольких лет ежедневно приходят десятки жителей нашей столицы, погружаясь в искусство  гончарного дела и керамики.