АРЦАХСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Книга "Арцахские свидетельства" (составитель Максим Восканян) принадлежит к редкому в наши дни жанру, основанному на сборе и записи устных историй, имеющих в той или иной степени отношение к вере и религии. Автор подчеркивает, что напечатанное взято из рассказов очевидцев, и зачастую прибегает к толкованию различных эпизодов посредством цитат из Библии и собственной оценки случившегося.
СЛОЖНЫЙ (НЕ В СМЫСЛЕ ФОРМЫ, А НАПРАВЛЕННОСТИ КНИГИ) ЖАНР в эпоху буйного цветения и плодоношения "общечеловеческих ценностей", попирающих ряд основополагающих библейских канонов, не так-то просто воспринимается читателем, прошедшим определенный путь развития по сравнению с эпохой возникновения христианства. Сегодня гораздо сложнее собирать продвинутое человечество под знамя Христоса, чем в эпоху поголовного невежества современников сына Марии. Автор стремится укрепить в вере читателя посредством свидетельств, а, может быть, и откровений. И в ряде случаев это у него получается.
МАКСИМ ВОСКАНЯН
РАССКАЗЫВАЕТ О РАЗНЫХ ИСТОРИЯХ, ЗНАМЕНИЯХ, ДЕТАЛЯХ, взятых из современной истории
Арцаха. По законам жанра рецензенту полагается сначала похвалить, а потом
подсунуть ложку дегтя. Но я как атеист поступлю наоборот. Оно и понятно, ведь на
странице 82 автор утверждает, что "написал эту книгу для верующих. Потому
что человек безверия - суть преступник прежде всего против себя". Проглочу
и поведаю преступным образом еще о некоторых, явно неприемлемых для меня
суждениях.
Не надо ни историку, ни очевидцу, ни военному, ни
близкому к событиям журналисту углубляться в сложные нюансы потери Арцвашена и
Шаумяна с попыткой начисто подредактировать роль во всем этом Вазгена
Саркисяна. Как скромный восприниматель факта падения Арцвашена, я до гробовой доски
буду помнить прозвучавшее тогда в прямом эфире АТ (и прокрученное в записи
вечером) выступление Вазгена Саркисяна о том, что в падении Арцвашена
виноваты... сами арцвашенцы. Думаю, эти слова из уст министра обороны
запомнились не только мне.
Не хочу продолжать тему Вазгена Саркисяна и в событиях
вокруг Шаумяновска. Об этом прямо и аргументированно писал хотя бы честнейший
полковник Днеприк Багдасарян в своей книге "Противостояние".
Почитайте и врубитесь. Прибавлю лишь (раз речь о Шаумяне), что мысль Восканяна
(стр. 59) о том, что Шаумяновский район пал (видишь ли) потому, что жители
этого района отдалились от веры (???), - прямой путь к русской поговорке об
одном человеке, который получил травмы легкой степени тяжести ввиду особого
усердия при выполнении определенных религиозных обрядов.
А ТЕПЕРЬ О ТОМ,
ЧТО ПОДОБРАЛОСЬ, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ЦЕННОГО В СВИДЕТЕЛЬСТВАХ. Впрочем, читатель сам найдет и
оценит легенду-быль о том, как азербайджанцы наступали на Каринтак (деревню под
Шуши), и защитники взмолились о передышке, паузе перед боем, чтобы успеть
эвакуировать детей и женщин. И Господь наслал тучу, на полчаса отделившую
нападавших от защитников. Потом был бой, из защитников полегли семеро,
азербайджанцы потеряли 79 человек, остальные удрали.
Восканян с любовью вспоминает о поэтессе Метаксе (недавно
ушедшей из жизни), о ее призыве вязать варежки и носки для бойцов в Арцахе. О
подвигах, а точнее - житие Вардана Степаняна (Душмана), парня, ушедшего воевать
в Арцах с 4-го курса юридического факультета ЕГУ. Ушел, потому что правосудие и
патриотизм нужно было отстаивать и доказывать там. Он не принадлежал ни к одной
из партий, ибо, подобно Нжде, считал, что партийность - роскошь для армян.
Сегодня мало кто воздает должное Душману, и Восканян стремится восполнить этот
пробел.
Среди множества историй и персонажей есть одна, тянущая
на киносценарий. Автор со слов художника Никола Агабабяна рассказывает об одном
французском армянине из Прованса. Когда-то у него была возлюбленная,
француженка, но молодые расстались, причем парень не знал, что его подруга
носит под сердцем ребенка. Прошли годы. Родился и подрос мальчик.
Неосведомленный отец женился на армянке, а француженка ни слова не сказала сыну
об армянских корнях.
Пришло Карабахское движение, и мальчик по имени Жак
(Акоп) почему-то живо заинтересовался тем, что происходит в Армении. Потом
вдруг почувствовал, что хочет быть там, и сказал об этом матери.
- Сын мой, - сказала француженка. - Я хотела, чтобы ты
вырос французом. Но не получилось. На все воля Божья... Твой отец армянин.
Только он не знает о твоем существовании...
- Я его найду, - ответил сын. - А пока еду в Арцах.
Парень уехал на войну и не только победил, но еще и нашел
любовь в Арцахе и привез любимую в Париж. Теперь у них две дочери. И семья
живет наполовину в Париже, наполовину в Арцахе. А заодно Акоп отыскал своего
отца Ованеса и повез его в Ереван - показать отцу армянскую землю. С тех пор
они часто наведываются на родину всех армян.
Вот такой занятный сюжет есть в "Арцахских
свидетельствах". И другие интересные истории и повороты. Почитайте. И
извлеките из прочитанного мораль, как это советует М.Восканян, завершающий
большинство эпизодов традиционным "Аминь", к которому мне нечего
прибавить.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-04-26 10:58
По уровню политической сложности (начиная с безопасности сторон) вопрос на уровне логического мышления школьников 5-го класса советской школы и 2-го курса сегодняшних вузов - они сегодня сравнялись. Придется обосновать в двух словах.
-
2024-04-26 10:41
Константин, Семен и Степан - родные братья из армянской семьи Аладжаловых. Правда, старший (1900-1987) родился в Нахичевани-на-Дону, а Семен (1902-1987) и Степан (1903-1969) - в Баку. Профессию они выбрали одну, хотя прожили в разных странах.
-
2024-04-18 10:35
Сын армянских беженцев Шант Аведисян родился в Каире в 1951 году и жил в двух кварталах от книжного магазина "Читательский уголок", владельцем которого был Джордж Микаелян, один из основателей комитета "Друзья армянской культуры". Это обстоятельство сыграло важную роль в судьбе Шанта. Он дружил с четырьмя сыновями Джорджа, делал с ними первые шаги в живописи. Их учительницей в студии была Нора Азадян, помогавшая юноше организовать первые выставки.
-
2024-04-12 09:35
У армян принято называть новорожденных по имени известного в роду человека. Ну а о ком именно идет речь, можно разобраться по отчеству и дате рождения. Два Сергея Теряна родились в селе Бананц (Гардман) в разное время. Оттуда же корнями Татьяна Минасян - автор ряда публикаций в "ГА". Из ее рассказов сложились образы этих незаурядных личностей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-04-25 10:44
"Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь. В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.
-
2024-04-05 10:32
Вопрос в заголовке не из простых. Люди, интересующиеся армянской историей, придерживаются существующей уже длительное время точки зрения, согласно которой Ереван считается 12-й столицей. Однако не все с этим согласны. Книга писательницы Сильвы Сукиасян, вышедшая в 2005 году, называлась "28 армянских столиц". Историк, писатель-публицист Ваге Лоренц издал в конце прошлого года работу "Столицы Армении". В ней автор упоминает 37 городов.
-
2024-01-26 10:04
Кавказской Албании давно уже нет на карте мира, как и подавляющего большинства государственных образований, зародившихся до нашей эры. Однако историки продолжают исследовать и комментировать дела давно минувших дней, открывая то, чего не знали.
-
2023-12-13 18:22
Состоялась презентация книги легендарного футболиста "Арарата", заместителя генерального директора ФК "Урарту" по вопросам развития Эдуарда Маркарова "Футбол с улыбкой", сообщает официальный сайт ереванского клуба.