Последние новости

...ЛИШЬ СОБСТВЕННОЙ ТРУСОСТИ НАДО БОЯТЬСЯ

"Не бойтесь врагов - они могут только убить вас. Не бойтесь друзей - они могут только предать вас. Бойтесь равнодушных - это с их молчаливого согласия случаются все предательства и убийства на земле", - заметил когда-то Бруно Ясенский. А Антон Павлович Чехов призывал по капле вытравлять из себя раба... На этих двух постулатах строится новый спектакль "Случай в метро", который на сцене Национального академического театра им. Г. Сундукяна поставил молодой режиссер Давид Арутюнян.

СОРОК ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД ПО ПЬЕСЕ НИКОЛАСА БАЕРА "ИНЦИДЕНТ" режиссер Лари Пирс создал настоящий киношедевр - о безразличии, трусости, отсутствии чувства собственного достоинства, о том, что слаб человек, вплоть до подлости. Обличающее, правдивое, но вместе с тем очень неприятное и жесткое кино. За очень короткое время римейк голливудского фильма 1967 года возникает на отечественной сцене уже второй раз. В позапрошлом году под названием "Крысы" он появился на сцене Гюмрийского драматического театра им. В. Аджемяна, и тоже в постановке молодого режиссера Людвига Арутюняна. Спектакль был на ура! принят публикой и удостоился премий. Теперь вот Давид Арутюнян решил поведать о "Случае в метро" с главной театральной площадки страны.

Почему молодых потянуло на "Случай в метро"? Может быть, потому, что призыв "Бойтесь равнодушных!" обрел сегодня свое окончательное визуальное, эмблемное таки воплощение? На смену человеку, смотрящему мимо, пришел человек, самозабвенно вперившийся в свой телефончик. А там хоть трава не расти!

Кстати, единственное, что связывает два абсолютно разных спектакля, аджемяновский и сундукяновский, - это общность двухъярусной декорации установки. Люди, наблюдающие жизнь "сверху", проживающие ее на бегу, не заглядывая вглубь, авось пронесет. Но больно много скопилось там, наверху, всего того, о чем пишут газеты, но о чем не хотелось бы знать, - безработные, наркоманы, люди без дела. Хостел! Как он возник? Как наказание за все попытки отгородиться. Бродим по жизни, как призраки, ни о чем понятия не имеем, ни за что не отвечаем. Не реагируем. И это не какой-то исключительный случай, это модель всей теперешней жизни.

Два зарвавшихся отморозка, с одной стороны, и кучка разрозненных обывателей, обремененных своими делами и заботами - с другой, в полупустом вагоне метро, едущем к последней станции. Что их может связывать? Ничего, кроме ограниченного пространства, из которого нет выхода. Раздражитель в виде двух уродов, вся власть которых в наглости, физической силе и безнаказанности, и молчаливое раздражение перепуганных пассажиров. Перед зрителем, как в калейдоскопе, проплывают все нюансы человеческой психики - от робкого возмущения и бессильной ярости, до низменной трусости и гаденького предательства: ведь чувство самосохранения, инстинкт, заложенный самой природой, в очередной раз берет верх, заглушая звуки хемингуэйевского колокола, который звонит по всем нам.

"СЛУЧАЙ В МЕТРО" НА СЦЕНЕ НАЦИОНАЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО - спектакль эпохальный по определению. Хотя бы потому, что кроме мастеров в лице Джульетты Бабаян и заслуженного артиста РА Размика Хосроева, пришедшим поддержать молодых коллег, весь исполнительский состав спектакля - новое поколение актеров главного театра страны. И, хотя зритель успел узнать и полюбить их благодаря телеэкрану, в театре они достаточно долго находились на вторых ролях. А тут взрослые и руководящие отважно решили: баста! И пустили на сцену свежую, молодую струю бурным потоком. Кстати, формат спектакля - полтора часа сценического времени - тоже инновация для тяжелоформатной во всех смыслах академической сцены.

Но дело не в том, что Давид Арутюнян взялся за спринтерский рекорд. Его спектакль вовсе не дайджест для торопливых прохожих или школьников, которым нужно рассказать знаменитый сюжет, да поживее, но концептуальная и острая сегодняшняя версия. Важно не то, сколько молодой режиссер отсекает, а то, сколько оставляет, чтобы дать возможность актерам сыграть свои роли эффектно, сильно и жестко. Чтобы история била наотмашь, и не темой своей, а качеством энергии.

Инцидент в метро играют в узком пространстве вагона, организованным художником Кареном Григоряном. В этом пространстве у каждого свое кресло-место, на котором они сидят, зажатые и напряженные. И вроде бы можно выпрямиться во весь рост, но пассажиры почему-то предпочитают сгибаться, вбирать голову в плечи, кособочиться и искажаться - воплощенное искажение человеческих нравов. Каждый старается прошмыгнуть, пересесть подальше от глумливых хамов, устроивших в вагоне потеху. Но они зажаты в тиски, и чаша унижения никого не минет. Постепенно, по мере развития истории, все вовлекаются в круг "шуток" двух подонков. Хотя вообще-то здесь не до шуток...

Оставаясь рациональной режиссерской затеей, "Случай в метро" запоминается острой и содержательной игрой каждого из актеров. Ощущение сельди в бочке, экстремальные условия игры не сковывают труппу, напротив, словно концентрируют, собирают в пучок эмоциональную энергию каждого. Минимальные по текстовому объему роли словно дисциплинируют исполнителей и одновременно дают любому шанс запомниться зрителям надолго. Каждый нашел свою краску, нанес на это большое полотно свой выразительный мазок. Марджан Аветисян, Анаит Мутафян, Гарегин Чепчян - лаконичные, но такие точные и бьющие по нервам актерские высказывания. Для центральных антигероев - Нарека Айказына и Александра Тадевосяна - этот спектакль не просто главная роль, но первый большой шанс, которым они сумели при поддержке режиссера умело и находчиво воспользоваться. Эти парняги не дешевые гопстопники. В какие-то минуты весь в черном и покрытый затейливыми тату Джо воспринимается как истинный сатана-искуситель, и, скорее всего, несмотря ни на что, этот длинноногий Волан-де-Морт, Джо Ферроне в исполнении Нарека будет являться юным зрительницам в мечтах. Что до его подельника - сентиментального садиста с гнусной ухмылкой, которого очень точно играет Алик, от него становится страшно совсем не понарошку.

В СПЕКТАКЛЕ "СЛУЧАЙ В МЕТРО" ЕСТЬ ТАКОЙ ПЕРСОНАЖ - СОЛДАТИК в исполнении Армена Кушкяна, паренек со сломанной рукой, который сумел-таки дать отпор и поставить наглецов на место. А может, у мальчика попросту сдали нервы? Молодой, наивный, но, так или иначе, именно он сыграл роль сорванного ниппеля и позволил пару вырваться наружу и не разорвать к чертям собачьим этот наполненный сначала равнодушием, а потом липким страхом вагон.

Последние двадцать минут спектакля, может, самое ценное, что в нем есть, это чувство наэлектризованности, возникновение которого сложно объяснить словами и ощущение которого зрителя держит, не отпускает...

Словом, молодая команда сундукяновцев не просто громко и выразительно заявила о своих правах и возможностях. Вместе с Давидом Арутюняном она соединилась в общем неподдельном чувстве и стремлении к откровенному театральному высказыванию, суть которого - если сегодня здесь и сейчас не дать, фигурально выражаясь, в морду подонку, если не вспоминать о том замечательном чувстве, которое именуется чувством собственного достоинства, если всегда прикрываться установкой "моя хата с краю", жизнь непременно приложит тебя. Мордой об асфальт. И будет больно, стыдно и мучительно.

Может, когда-нибудь мы перестанем бояться...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНСЕРВАТОРИЯ - НА СВОЕМ МЕСТЕ, ПРОКУРАТУРУ - В ПРИГОРОД
      2024-03-21 09:44

      Правительство поставило на рестарт, казалось, уснувшую навсегда тему оптимизации вузов вообще и арт-вузов, в частности. Культурная и, особенно, музыкальная общественность возмущена - Консерватория им. Комитаса протестует и собирает подписи под петицией... Режиссер, заслуженный деятель искусств РА и председатель Совета директоров театральных и музыкальных очагов культуры Рубен БАБАЯН уверен, что если бы власть научилась диалогу с профессионалами, шуму было бы меньше, а пользы - больше.

    • Сати СПИВАКОВА: "АРМЕНИЯ - МОЯ РОДИНА, КОТОРУЮ Я БУДУ ЛЮБИТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА"
      2024-03-15 10:10

      "За последние годы работа обрушилась на меня лавиной и впервые, приезжая в Ереван, я, с одной стороны, чувствую себя как дома, а с другой – будто я приехала в очень дорогое мне место, но как гость. Сейчас есть деловые предпосылки к тому, чтобы бывать в Армении чаще...", - говорила летом 2022-го Сати СПИВАКОВА, приехавшая в родной Ереван презентовать армянский релиз своей книги "Нескучная классика. Еще не все".

    • СТРАСТИ ПО КОНСЕРВАТОРИИ, или СДОХНЕМ ЛИБО МЫ, ЛИБО ИШАК
      2024-03-15 09:55

      "Мы, музыканты, которые учатся в музыкальных школах и в Консерватории, считаем предложение о переносе или объединении нашего учебного заведения абсурдным и неприемлемым. Эта Консерватория является символом культурного наследия Армении, уже более 100 лет существует и уже 50 лет как располагается в том же здании, что само по себе делает это здание нашим культурным наследием... Планируемое объединение ВУЗов может привести к потере этого символа", - такими словами начинается петиция, сбор подписей под которой организовала не просто музыкальная общественность, а, на минуточку, музыкальная молодежь. "Помогите нам сохранить Ереванскую Государственную Консерваторию имени Комитаса в Ереване!", - призывают они.

    • ПРЕМИЯ "МОНОКЛЯ" - АРМЯНСКОЙ "ВАРЕЧКЕ"
      2024-03-12 09:12

      "После продолжительных оваций полного зала, диплом участника фестиваля был вручен режиссеру и актрисе спектакля "Балерина Варечка", - сообщил сайт XIV Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» в Санкт-Петербурге в первый день весны, после того, как гости из Армении отыграли свой спектакль. Но дипломом участника дело не закончилось. 1-ая Премия "Монокля" вручена Лиле МУКУЧЯН за спектакль «Балерина Варечка» - режиссер Елена Варданян, продюсинг Международного фестиваля ARMMONO, Ереван, Армения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • ФЕСТИВАЛЬ В АРТАШАТЕ - ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ
      2023-11-01 14:00

      Арташатский Драматический театр им. Амо Харазяна отмечает нынче двойной юбилей - 90-летие со дня своего основания, точнее, предоставления ему статуса государственного, и 80-летие со дня получения собственного здания. Именно к этому событию приурочен Республиканский театральный фестиваль, который пройдет в Арташате с 1-7 ноября и который организован Союзом театральных деятелей Армении и самими харазяновцами при поддержке администрации марза. Подарок к юбилею - себе и, конечно, местному зрителю!

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!

    • ТЕАТР, КОТОРЫЙ ПЛАНИРУЕТ СТАТЬ БРЕНДОМ АШТАРАКА
      2023-07-31 09:14

      Децентрализация культуры и арт-прорыв в регионах возможен только в том случае, если этого хотят "на местах" - этот многократно доказанный тезис получил недавно очередное яркое подтверждение. Решением совета общины города Аштарак один из ведущих молодых театральных режиссеров страны Гор Маркарян назначен художественным руководителем театра, который был мечтой и которому предстоит стать реальностью. Во времена, когда один театр был закрыт и уничтожен, а второму грозит та же участь, такое театральное рождение впору назвать Рождеством.