Последние новости
0
1614

ЗНАКОВОЕ ИЗДАНИЕ АРМЯНСКИХ ИРАНИСТОВ

Проблема езидов - народа с уникальной культурой и специфической синкретической религией - сегодня чрезвычайно актуальна. И отнюдь не только в силу недостаточной академической изученности езидизма, но и, увы, вследствие разыгравшейся на Ближнем Востоке драмы, повлекшей за собой исход из региона целых народов, среди которых и представители этой этноконфессиональной общины.

НАДО ОТМЕТИТЬ, ЧТО УЖЕ НА ЗАРЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКОЙ НАУКИ АРМЯНСКИЕ исследователи стали пионерами в изучении езидизма. Так, одно из наиболее ранних обобщающих исследований по езидам, написанное еще в середине XIX века, принадлежит перу блестящего армянского интеллектуала Хачатура Абовяна. Его работа "Курды и езиды", вышедшая на немецком языке, была, по сути, первым в Российской империи трудом в этой области. Вопросы происхождения и религии езидов, а также юридический быт - общественное устройство, административное деление, вопросы управления и проч. - довольно подробно рассмотрены в конце XIX века армянским этнографом С.А. Егиазаровым. Им же в 1900 году был впервые опубликован езидский текст с переводом.

Для современной армянской школы иранистики, имеющей серьезный авторитет в международных академических кругах, исследования по езидизму - один из главных брендов. Достаточно упомянуть тот факт, что кафедра иранистики ЕГУ, пожалуй, единственная в мире, где введен специальный курс по этноконфессиональности с особым акцентом на феномене езидизма. Современными армянскими учеными издано множество работ по теме в целом ряде престижных международных академических изданий, опубликованы корпусы религиозных текстов и т.д.

Вполне закономерным выглядит тот факт, что работа The Religion of the Peacock Angel: The Yezidis and their Spirit World ("Религия Ангела-Павлина: езиды и их мир трансцендентного") армянских востоковедов Гарника Асатряна и Виктории Аракеловой, вышедшая недавно в британском издательстве ACUMEN в интереснейшей серии Gnostica, уже получила массу позитивных откликов.

"Новое, авторитетное и очень своевременное исследование религии малоизвестной и зачастую неверно воспринимаемой ближневосточной общины - езидов. Анализ их поразительной веры и ее интригующего синкретизма представляет собой важный вклад в сравнительное религиоведение", - отмечает профессор Мартин Шварц, Университет Калифорнии, Беркли.

Адриано Валерио Росси, профессор Восточного Университета Неаполя, считает издание "первой академической попыткой представить завершенный анализ веры езидов во всех ее деталях".

НА ДАННЫЙ МОМЕНТ КНИГА В НАИБОЛЕЕ ПОЛНОЙ МЕРЕ, ПОЖАЛУЙ, отвечает на вопрос "во что верят езиды?" Авторы представили так называемый народный пантеон, вобравший в себя несколько ступеней духовной иерархии: единого бога (xwade), его инкарнации - Малак-Тавуса, Шейха Ади и Солтана Езида, божеств-покровителей, езидских святых и проч. Авторы не просто дают описание всех персонажей, анализ их функций и характеристик, но и определяют их сложную систему взаимоотношений, а следовательно, и их не всегда однозначные ниши в системе иерархии. Но самое существенное - авторами прослеживается генезис всех персонажей, восходящих порой к совершенно разным религиозным очагам и традициям.

Анализ позволяет дать наиболее развернутую картину езидского религиозного синкретизма, выявить его корни и наиболее существенные очаги влияния на езидизм в период его формирования, а если более конкретно - картину его происхождения.

Один из основных акцентов исследования - анализ Малак-Тавуса, одного из наиболее загадочных персонажей ближневосточной недогматической среды, засвидетельствованного также у мандеев и в крайнешиитском сектантстве.

Очень ценно, что авторы работают с первичным материалом, - многие важные открытия и неожиданные выводы стали возможны благодаря полевым материалам, собранным авторами на протяжении ряда лет в среде езидов разных стран. Сам по себе анализ религиозных езидских текстов - задача архисложная, так как тексты, передаваемые столетиями из уст в уста, изобилуют искаженными терминами - как арабскими, так и курдскими. Только комплексный подход к подобному устному наследию - анализ текста на фоне культурных и исторических реалий разных периодов - позволяет авторам верно восстановить и интерпретировать ряд проблемных пассажей, за которыми порой скрываются целые забытые пласты религиозной традиции. Так, например, восстановлена альтернативная религиозная версия о происхождении езидов, не сохранившаяся в современной фольклорной традиции. Если в современном езидизме доминирует версия, восходящая к авраамической традиции (хотя и в недогматическом варианте род езидов восходит только к Адаму, но не к Еве), то восстановленная авторами история - явно иранских корней - повествует о том, как прародительница езидов сберегла езидское семя, с тем чтобы от него пошел народ езидов. Еще одна находка авторов - сохранившиеся в современной традиции пережитки поклонения фаллическому божеству. Элементы культа, не сохранившегося практически нигде на всем новоиранском пространстве, также восстановлены благодаря полевым материалам авторов.

ИНТЕРЕСЕН СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЯДА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАЗДНИКОВ и сопровождающих их ритуалов. Одна из наиболее интересных частей книги - та, в которой рассматриваются элементы поклонения природе, пережитки культа животных и растений в езидизме.

В целом издание - весомый и очень своевременный вклад в религиоведение, в частности, в область недогматической ближневосточно-переднеазиатской среды, позволяющий более детально выявить корни езидизма, составляющие его синкретической природы, а также определить нишу езидизма в недогматической среде региона. Книга расширяет представления не только о езидизме, но и о прочих синкретических традициях, затронутых в сравнительном контексте.

Несомненно, что "Религия Ангела-Павлина", несмотря на свой академический характер, заинтересует не только ученых, но и всех интересующихся религиозным многообразием, в частности религией и культурой наших исторических соратников - езидов, для которых Армения вот уже два века безусловная и надежная родина.

Самвел МАРКАРЯН, кандидат исторических наук, доцент кафедры иранистики ЕГУ

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КАК ЗАМЕДЛИТЬ АРМЯНСКОЕ ВРЕМЯ?
      2018-08-20 17:23
      308

      Памяти Николая НИКОГОСЯНА В одночасье столкнулись два армянских мира: 17 августа проходит митинг в поддержку Никола Пашиняна и хоронят в Пантеоне народного художника СССР Николая Багратовича Никогосяна. Неделя напряжения, и все-таки выбор судьбы пал на Армению. Любому кладбищу Москвы Никогосян оказал бы честь, не был бы там одинок, столько друзей и почитателей его дара и гражданской позиции у него было. Но покоиться в Армении с ее сегодняшними реалиями, девальвацией, напряженным поиском - это значит еще раз рядом с Комитасом, Сильвой Капутикян, Сергеем Параджановым и другими выдающимися, великими людьми подтвердить ценность и уникальность творца, принадлежащего армянскому и всему миру.

    • SMS-УВЕДОМЛЕНИЯ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ РОУМИНГОМ ВИВАСЕЛЛ-МТС
      2018-08-20 16:34
      332

      Сведения о посольствах и консульствах Республики Армения уже доступны для находящихся за границей пользователей ВиваСелл-МТС.

    • МЫ СМОГЛИ ЗАЯВИТЬ О ПРАВЕ НА СОБСТВЕННОЕ ГОСУДАРСТВО, ГОВОРИТ В ИНТЕРВЬЮ АЛЬАКРАМ ГУММАТОВ
      2018-08-02 19:09
      5628

      - Глубокоуважаемый президент Альакрам Алекперович, как известно, 7 августа 2018 года исполняется ровно 25 лет с того дня, как вы со своими соратниками провозгласили Талыш-Муганскую Автономную Республику, в связи с чем хотел бы поздравить Вас и весь наш талышский народ. Вы для нашего народа феноменальная личность, имя которого, вне сомнения, останется в истории не только талышей, но и всего региона.

    • ИНЕРТНОСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА СПОСОБСТВУЕТ АГРЕССИИ
      2018-07-27 17:39
      6808

      Заявление о ситуации вокруг Армянской Апостольской Святой Церкви и Католикоса Всех Армян Пунктом 1 статьи 18 Конституции РА установлено, что Республика Армения признает исключительную миссию Армянской Апостольской Святой Церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития ее национальной культуры и сохранения национальной самобытности.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В ПАМЯТЬ О ДРУГЕ
      2018-08-20 17:29
      522

      Двадцать лет назад, в 1998 году, академик Левон Мкртчян издал "Книгу скорбных песнопений" Григора Нарекаци (в переводе Наума Гребнева). Это было очередное обращение Мкртчяна к главному произведению гениального армянского поэта X века. Первым была небольшая книжечка Нарекаци на русском языке, вышедшая в 1969 году. В ней было всего несколько глав из "Нарека" (перевод того же Н.Гребнева).

    • Сергей ПАРАДЖАНОВ: ГОДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
      2018-07-27 17:24
      3972

      Вышла в свет книга "Сергей Параджанов. Изоляция". В ней представлено 240 писем Сергея Иосифовича из мест заключения (1974-1977 гг.), а также различные документы и материалы, имеющие отношение к гонениям на кинорежиссера. Составитель издания Завен Саргсян, директор ереванского Музея Сергея Параджанова.

    • ДУЭТ НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ
      2018-07-25 14:46
      2514

      На днях столичный Дом камерной музыки им. Комитаса принимал ливанского музыканта и хормейстера Закара Кешишяна и его супругу Камилу Ерканян-Кешишян. В нынешний свой приезд супруги решили преподнести нашей публике совместный сюрприз. Музыкальный дуэт Закар-Камила, не раз выступавший на сценах разных стран, впервые предстал перед ереванцами. Но это была лишь часть творческого подарка соотечественникам. Вечер, организованный ансамблем армянской старинной музыки "Тагаран" под руководством заслуженного деятеля искусств Армении Седрака Ерканяна, завершился презентацией очередного поэтического сборника Камилы Ерканян-Кешишян "Расцветшая боль".

    • ПОЭЗИЯ ИЗ ГЮМРИ
      2018-07-23 15:29
      650

      В Российском центре науки и культуры г. Гюмри состоялась презентация книги "Женская поэзия Армении" (автор - поэт-переводчик Ара Геворкян), на которой было объявлено, что отныне при центре будет действовать творческая студия "Орфей", которая представит гюмрийской общественности исполнительское мастерство местных музыкантов, творчество живописцев и литераторов, пишущих на русском языке.