Последние новости

ПАМЯТИ "ТИХОГО ГЕНИЯ"

В ряду светящихся имен выдающихся мастеров армянского изобразительного искусства особое место принадлежит Ваграму Гайфеджяну. В этом году ему исполнилось бы 135. И вот спустя 54 года после его ухода из жизни фасад дома N21 по столичному проспекту Маштоца, где жил художник (там была и его мастерская), недавно украсила красиво выполненная мемориальная доска. Инициатор - дочь художника, искусствовед Элен Гайфеджян, которую с готовностью поддержала мэрия Еревана. Это дань памяти уникальному живописцу и педагогу, воспитавшему не одно поколение замечательных армянских художников. Автор проекта - председатель Ахалцихского общества творческих работников им. Ваграма Гайфеджяна, скульптор и педагог Александр Игитханян, архитектор Левон Варданян.

Работа Ваграма Гайфеджяна

НА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ ПРИСУТСТВОВАЛИ официальные лица, деятели культуры, художественная общественность столицы, многочисленные поклонники таланта Гайфеджяна. Открывая церемонию, председатель Союза художников Армении Карен Агамян отметил огромную роль художника, творчество которого на протяжении более полувека определяло художественный уровень наших выставок, было эталоном профессионального качества. С особой теплотой говорил Агамян о педагогической деятельности Гайфеджяна, его плодотворном воздействии на молодых художников, которое сказывалось не столько на стиле творчества, сколько на стиле мышления, не столько на приемах изображения, сколько на принципах понимания действительности и отношения к натуре. Он учил, развивал и воспитывал, давал молодым художникам не только основы профессиональной культуры, но и помогал их становлению в искусстве.

Об этом говорили и другие выступающие - директор Национальной картинной галереи народный художник Армении Фараон Мирзоян, искусствовед Мартин Микаелян и те, кому посчастливилось учиться у прекрасного педагога. По их словам, Гайфеджян мог часами говорить о призвании художника, живописи, передавать свои впечатления от картины, не мешая свободному творчеству учеников, изредка делая короткие поощрительные замечания или поправляя ошибки. Он учил видеть главное и не ждать вдохновения, потому что оно приходит только в труде. И молодые трудились со страстью, впитывая каждое слово Учителя. Он не навязывал своего почерка, своей манеры, а поддерживал и приветствовал живое проявление самобытности. Его миссия была в том, чтобы развивать и углублять понимание искусства, прививать любовь к нему, помочь овладению тонким рисунком, композицией, цветом, научить наблюдать жизнь во всем ее многообразии. Тонкий и просвещенный мастер, Гайфеджян был не только учителем и советником своих воспитанников, но и их мудрым другом. Его принципиальность в вопросах искусства производила глубокое впечатление. Мало к кому прислушивались так внимательно, как к Гайфеджяну, и мало кто так сильно влиял на студенческую молодежь. Это происходило потому, что он во всех своих словах и поступках, в каждом движении своей мысли был художником. Он казался живым воплощением духа артистизма.

Работа Ваграма Гайфеджяна

ОСОБЕННО ЖИВЫМ И ЯРКИМ БЫЛО СЛОВО ПОЭТА, ПРОЗАИКА, ЭССЕИСТА икультуролога Рубена Ангаладяна. "Говоря о Ваграме Гайфеджяне, я ловлю себя на мысли, что часто начинаю со слов "талант, труженик, нравственность", - сказал Р.Ангаладян. - В период первой половины XX века ситуация внутри национальной жизни требовала у ведущих деятелей национальной культуры определенных человеческих качеств, где среди очень важных было и высокое назначение учителя, его скромность и нравственность. Ведь если рассматривать биографию первых и последующих учащихся и выпускников училища (конца 20-х - начала 40-х), они, как правило, были либо сироты, либо беженцы, либо из очень бедных семей... И здесь важен негромкий чистый голос Гайфеджяна, его отцовское отношение к каждому ученику в отдельности. Но были еще и творчество самого Ваграма Гайфеджяна, его художественный поиск, его понимание этого мира, в котором происходили необъяснимые политические сдвиги, управляющие художественным процессом... Своим творчеством он учил определенному такту, умению не только высказываться, но и слушать и видеть, умению оценивать чужую мысль или художественное произведение. И учился сам - последнее крайне важно для понимания роста и масштаба его таланта... Армянская школа живописи, жизнестойкая, многообразная, имеет очень сильные корни. И среди этих новых, молодых, ищущих мы видим его самого, выдающегося живописца, графика, подлинного хранителя высокоморальных качеств человека, одну из ключевых фигур создателей этой школы в пределах Армении, наряду с Вардкесом Суренянцем, Егише Татевосяном, Геворгом Башинджагяном, Мартиросом Сарьяном, Александром Бажбеук-Меликяном, Джотто, Ервандом Кочаром. Он - Учитель поколений, чьи корни уходят в глубь рода, где есть и безымянные мастера, и великие труженики, и справедливость, и достоинство как почва для объективной оценки. Его ученики помнят его показы, его случайно оброненные замечания, его уроки, гордятся общением с ним, вспоминают его через всю свою жизнь. Этот воистину большой художник, как и подобает его личности, не расталкивает локтями других, не лезет в чужую душу, не отстаивает истину в последней инстанции, а размышляет, оценивает остро и глубоко, объективно, но ничего не выставляя напоказ..."

На открытии памятной доски выступил также основатель и председатель армянской компании "Соврано" и общества "Джавахк", благотворитель Сос Саакян. Пару лет назад в Ахалцихе, где родился художник, открылась мемориальная доска В.Гайфеджяна (автор - скульптор А.Игитханян, по эскизам художника В. Ованесяна). Этот небольшой, уютный город подарил миру множество великих и замечательных людей. Ярчайшей звездой среди них - писателей, художников, артистов, просветителей - светится имя Ваграма Гайфеджяна. В Ахалцихе начало не только его жизни, но и искусства, ставшего дорогим и близким многим. Напомним, что в организации мероприятий по увековечению памяти живописца участвовали мэрия Ахалциха, министерства культуры и диаспоры Армении, спонсоры Сос Саакян, Самвел Агекян, члены Союза театральных деятелей Ахалциха. За короткий срок эта творческая организация провела ряд интересных мероприятий, организовав, в частности, юбилейные вечера, посвященные Гайфеджяну, несравненной певице Лусине Закарян, поэту Деренику Чарахчяну, рано ушедшему из жизни из-за ранения в годы Великой Отечественной войны, выдающемуся соотечественнику Шарлю Азнавуру. Несколько лет назад в знаменитой ахалцихской крепости "Рабат" великий шансонье дал концерт, поблагодарив власти Ахалциха "за поддержку и содействие возрождению армянской культуры в Ахалцихе, которая была отличительной особенностью этого города".

В ЛИЦЕ ВАГРАМА ГАЙФЕДЖЯНА ПЕРЕД НАМИ ПРЕДСТАЕТ НЕ ТОЛЬКО ОДИН из наиболее талантливых и знаменитых живописцев первой половины XX века, но, может быть, и самый поэтичный. Все его произведения - его изысканные красочные полотна, пейзажи, композиционные картины, портреты, натюрморты - это искусство такого художественного уровня, что его значение не только не уменьшается со временем, а все возрастает. К сожалению, несмотря на обилие материалов о нем, мы еще не в полном объеме оценили творчество своего соотечественника, хотя и понимаем ценность его художественных исканий и принципов. В популяризации творчества художника особую роль сыграли его дочь - искусствовед Элен Гайфеджян, художник и искусствовед Николай Котанджян, один из ярчайших деятелей нашей культуры Генрих Игитян.

Работа Ваграма Гайфеджяна

Признаваясь в личной симпатии к этому замечательному человеку и художнику, Игитян писал о его духовной утонченности, особом артистизме, особых средствах, ведущих к созданию художественного стиля, который в многоликой пестроте культурной жизни XX века выделяется своей неповторимостью. Резюмируя свои мысли о художнике, он дает краткое, но емкое определение: "Есть такое понятие - "тихий гений". К Гайфеджяну оно приложимо целиком. Скрытая от огня рампы его внутренняя духовная жизнь была озарена светом искусства. Оно было его утешением, его единственной музой, его всепоглощающей страстью... Так повелось, что в целом творчество Гайфеджяна было принято рассматривать в русле общеевропейского импрессионизма, семя которого на специфической почве художественной культуры Армении дало поросль ярких индивидуальных форм. Между тем ныне совершенно очевидно, что импрессионизм Гайфеджяна, переосмысливший на свой лад стадиальные особенности стиля, не только подошел к самой крайней черте "свободы внедрения" в ее импрессионистском понимании, но и на определенном этапе перешагнул эту черту в беспредельное. По существу, "Цветовые композиции" художника, элементами пуантилизма еще привязанные к импрессионизму в его заключительной фазе, не что иное, как первенцы абстракционизма".

Вся жизнь В.Гайфеджяна, состоящая из непрерывного труда и исканий, служила и служит для всех последующих поколений примером подвига во имя искусства. Мучительный поиск правды пронизывает весь многолетний труд, находя прекрасное воплощение на всех этапах творческого развития. Наследие Гайфеджяна открывает все новые грани своего духовного богатства.

И сейчас, бывая в Государственной картинной галерее Армении, нельзя обойти зал Гайфеджяна. Идешь не просто любоваться его живописью, а проникаешься душой к чему-то чистому, возвышенному. Картины этого художника буквально околдовывают, заставляя отбросить все обыденное, увлекая особой правдой и красотой. Это светлый родник, к которому не устаешь припадать.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СЕЗОН ОТКРЫЛСЯ КОНЦЕРТОМ-ПРАЗДНИКОМ
      2018-09-24 16:21
      281

      В музыкальном смысле осень всегда долгожданна: начинается очередной концертный сезон. И всегда надеешься на лучшее - новые имена, интересные программы. Вот и недавно с яркой, неординарной программой выступил в Доме камерной музыки Государственный камерный оркестр Армении (художественный руководитель и главный дирижер Ваан Мартиросян).

    • МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ОСЕНИ
      2018-09-12 16:44
      3477

      В Ереване стартовал XII Международный фестиваль классической музыки Это прекрасный подарок слушателям в начале нового сезона. Как всегда, разнообразная программа, избранные солисты, приглашенные украсить фестивальные концерты. Такие насыщенные марафоны и яркие артистические имена нам необходимы: это одна из эффективных форм концертной жизни, привлекательная и для публики, и для государства, частично финансирующего и тем самым осуществляющего свои функции по культуре. Выгодными они оказались и для спонсоров. Собирая музыкантов из разных стран, в числе которых и проживающие там наши соотечественники, фестивали способствуют новым контактам и впечатлениям, открывают новые имена, поднимают уровень музыкальной культуры.

    • ДВЕ ОПЕРЫ НА ФИЛАРМОНИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ
      2018-09-05 16:03
      4397

      В этот вечер, за две недели до открытия концертного сезона, Большой зал филармонии напоминал в буквальном смысле бастион. Афиша предвещала встречу с двумя операми итальянских классиков:  Леонкавалло и Пуччини. И публика, уставшая от бесконечных политических шоу, устремилась в филармонию, несмотря на летнюю жару, демонстрируя неутолимую потребность в изысканности, красоте, одухотворенности, которыми она так обеднена в своей будничной жизни.

    • ИСПОВЕДЬ АСМИК ПАПЯН
      2018-09-03 17:38
      3388

      Выдающаяся певица дала сольный концерт в родном Ереване Дом камерной музыки давно не видел такого наплыва публики. Предстоял сольный концерт любимой певицы - Асмик Папян, встреча с которой всегда выливается в праздник искусства. В афишах давно не пишут "народная артистка"... и прочее - слушателей привлекают не звания и награды, а подлинный талант этой исключительной во всем певицы. Во временном свитке истории армянского вокального искусства, на фоне светящегося ряда фамилий - лишь несколько имен сияют в своей исключительной отдельности. И Асмик Папян - среди них. Она сделала большую карьеру благодаря своему таланту и преданности высокому искусству. Пела почти во всех крупных театрах мира, на оперных сценах всех континентов, где ее встречал восторженный прием.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 100 ВЫСТРЕЛОВ В КАРТУ И АРМЯНСКИЕ ЗАЙЦЫ
      2018-09-24 16:07
      143

      На прошлой неделе в столичной галерее "Альберт и Тове Бояджян" открылась выставка работ представителей творческого союза Wallauer Fachwerk Германии. 2 недели, 45 экспонатов и 13 представителей разных направлений изобразительного искусства - столь объемная выставка прошла с соответствующим ей размахом и привлекла внимание ценителей современного искусства, профессионалов сферы и студентов. В экспозиции представлены живопись, гравюра, фотография и скульптура, созданные с применением самых разных технологий и подпитанных богатой фантазией авторов.

    • Трое полуфиналистов в Турции
      2018-09-14 06:55
      320

      На проходящем в Стамбуле международном турнире по боксу памяти Ахмета Джомерта трое представителей Армении из шести вышли в полуфинал, гарантировав как минимум бронзовые медали.

    • Армения - Турция: 4:0 в боксе
      2018-09-13 15:59
      305

      На стартовавшем в Стамбуле международном турнире по боксу памяти Ахмета Джомерта 5 из 6 представителей сборной Армении начали свое выступление с победы.

    • Президент Армен Саркисян присутствовал на открытии выставки к 100-летию Ованеса Зардаряна
      2018-09-01 10:56
      204

      В Союзе художников Армении президент Армен Саркисян принял участие в открытии выставки "Акунк" ("Исток"), посвященной 100-летию Народного художника СССР Ованеса Зардаряна. Об этом NEWS.am сообщили в пресс-службе президента Армении.