Последние новости

"ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЛОРИ" - ГЛАВНЫЕ ИТОГИ ВПЕРЕДИ

Не завершающим аккордом даже, а гимном международного фестиваля "Театральный Лори", посвященного 85-летию народного артиста СССР Соса САРКИСЯНА, да и вообще Лори, театрального и нетеатрального, стало открытие памятника великому актеру и армянину в его родном городе Степанаване.

Сос Саркисян – исключительное "я" и тронное "мы"

Сос Саркисян – исключительное 'я' и тронное 'мы'

Погода, неожиданно испортившаяся самым подлым образом, не помешала не празднику даже, а событию, наполненному самыми глубокими и искренними чувствами. Уже с одиннадцати в центральном парке Степанавана собирался народ – жители города, представители его администрации и театральная публика, приехавшая в Степанаван из разных концов, чтобы отдать долг памяти тому, кого уважали и любили не согласно табели о рангах, а всерьез – от души и сердца. Ждали премьер-министра Овика Абрамяна, а когда глава правительства и "вся королевская рать" прибыли в точно в назначенный срок, началось действо.

МУЗЫКА ТИГРАНА МАНСУРЯНА К ФИЛЬМУ "БЕЛЫЕ МЕЧТЫ", В КОТОРОМ Мастер сыграл главную роль, звучала в парке, разносилась по-над Степанаваном, еще больше усиливая лирическое, "родное" настроение. После небольшой вступительной эссе-биографии великого артиста белый покров был сорван… За последние годы не раз приходилось присутствовать на открытиях памятников, когда, несмотря на торжественные речи, в толпе зависает ропот: "Разве это он? Совсем не похож!" А здесь собравшиеся не просто увидели его – Соса Саркисяна. Увидели и сразу узнали эту худощавую фигуру, нервные, тонкие пальцы, выразительной лепки лицо. Казалось, сейчас зазвучит такой знакомый голос: "А почему я должен думать и чувствовать иначе? Я не француз, не бельгиец, не датчанин. Я армянин и горжусь этим"…

Автор памятника, заслуженный скульптор РА Давид Минасян с 1996 года был главным художником в театре "Амазгаин" - театре Соса Саркисяна. Почти двадцать лет проработал бок о бок с Патриархом. И явил собравшимся своего Соса Саркисяна. Нашего Соса Саркисяна. Артиста, которому удалось воплотить в жизнь тезис "Артист в Армении больше чем артист". Которому удалось стать камертоном духовности, нравственности и национальной самости, главным хранителем имманентных ценностей бытия.

Белая драпировка была сорвана. Под музыку Мансуряна и бурные аплодисменты присутствующих в небо взлетели белые голуби - как белые мечты. По установившейся традиции, открытие памятника благословил священнослужитель. А потом было слово – слово о Сосе Саркисяне. Давид Мурадян говорил в данном случае не только как писатель, но и как человек, которому досталась нелегкая планида возглавить Институт театра и кино, институт в котором так долго был Патриарх, так много для него сделавший.

"МЫ СОБРАЛИСЬ, ЧТОБЫ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ СКЛОНИТЬ ГОЛОВЫ перед великим мастером Сосом Саркисяном, который отныне будет жить в родном городе всегда, - начал Давид Мурадян. - Сегодня мы опять собрались вокруг него, потому что всю свою жизнь - как артист, как гражданин, как человек - он собирал, объединял людей, он напоминал нам о нашей самости. Это была исключительная личность, исключительное "Я", но именно ему удалось стать воплощением нашего "Мы", именно он вселял в нас осознание, корневое чувство, ощущение этого "Мы". Глядя на лепку его лица, я каждый раз думал: насколько с годами он становится похожим на наш горный рельеф, на наш армянский пейзаж. Я думал, насколько он становится похожим (особенно когда смотрел фильм "Матенадаран") на наших вечных дпиров, художников-миниатюристов, на наших землепашцев. Он был не просто великим артистом – ему удавалось пробуждать в каждом из нас глубокое чувство родины.

Говорят, каждый человек воспринимает свою страну в своем масштабе, а Сос Саркисян воспринимал свою страну в масштабе всех армян. Сегодня в ереванском Институте театра и кино его присутствие еще больше подчеркивается его отсутствием. Годы, которые он провел в этом очаге образования и воспитания, придали особую ауру нашему институту. Его уже называли институтом Соса. Работать в институте Соса сложно, почетно, ответственно. У армянского народа есть интересное свойство: больших артистов, тех, кого действительно любит, он зовет по имени. Говорит: Фрунзик, Хорик. Говорит: Сос, как о члене семьи. Сос Сакрисян - замечательный друг, учитель, отец многих здесь присутствующих, дед наших студентов. Ведь они называли его дедом: "Дед пришел. Дед ушел. Дед смотрит спектакль! "И, наконец, сын этого города, этой земли, этого удивительного лорийского края, человек, который мог стать достойным собеседником Ованеса Туманяна, если бы был его современником. Ведь он был мудрым продолжателем туманяновского корня, сеятелем его семян. Вечное уважение его делу, пройденному им пути, его памяти, его настоящему и будущему и той малой родине, которая подарила нам Соса Саркисяна!"

Мастера приветствовали маленький Гикор и темпераментная Агун из спектакля "Осеннее солнце", по рассказу еще одного великого лорийца, Гранта Матевосяна, его приветствовали персонажи, которых он воплотил на сцене и экране. Собравшиеся говорили слова благодарности тем, кто обеспечил вечное присутствие Соса Арташесовича в Степанаване – скульптору Давиду Минасяну, мэру Степанавана Микаелу Варосяну, российскому бизнесмену с лорийским корнем Арташесу Бархударяну…

Торжество закончилось. Гости стали разъезжаться… А Сос Саркисян остался. Остался навсегда. В родном городе и в сердцах своих почитателей и поклонников. Остался воплощением нашего единого национального "мы". Остался хранителем имманентных основ нашего бытия.

'Театральный Лори' благодарил и награждал всех, кто подарил ему праздник.

…До следующего праздника!

Буквально через пару часов снова пришлось стать свидетелем большого скопления народа, несмотря на все ухудшающуюся погоду, нарядного и возбужденного. На сей раз – перед Культурным центром Алаверди. "Театральный Лори" в последний раз в нынешнем сезоне встречался со зрителем. А до начала торжественной церемонии закрытия фестиваля мы беседуем с его директором Грачья Папиняном.

"В ПРИНЦИПЕ Я ДОВОЛЕН. В ОСНОВНОМ МЫ ВЫПОЛНИЛИ ЗАДУМАННОЕ. В этом году в значительной мере расширили не только охват театров, но географию марза – четыре города, спектакли, встречи, лекции. Вы имели возможность убедиться, как активно люди ходили на спектакли, насколько они скучают не только по театру, но и вообще по встречам с деятелями культуры. Как они ждали артистов, как стремились поговорить с ними, выразить свою признательность! Ведь в последние двадцать лет культура у нас работала достаточно стихийно. Все концентрировалось в столице, а ведь есть регионы, в которых не годами даже, а десятилетиями не видели спектаклей, - говорит Грачья Папинян. - Наверное, самое большое достоинство нашего фестиваля в том, что он родился не директивно. Никто "наверху", даже театральные деятели, не принимал решения – давайте сделаем красиво. Началось с малого – самодеятельных групп, потом народные театры. В эти дни мы очень много обсуждали дальнейшую судьбу "Театрального Лори" и с его организаторами, и с членами экспертного совета, и с приехавшими крупными деятелями театра. Конечно, ставить перед собой задачу стать большим международным фестивалем на этом этапе было бы слишком амбициозной задачей. Пока что мы стремимся удовлетворить жажду жителей марза в духовной пище. Поэтому, если вы обратили внимание, пока речь идет, может быть, даже о неконтролируемом многообразии жанров, форм, стилей, форматов. Пока мы считаем, что необходимо показать максимально большое количество. Зритель будет расти, научится оценивать адекватно, обретет вкус – тогда, наверное, мы скорректируем систему отбора. Сейчас не будем оценивать, хорошо это или плохо, но в этом году мы отказали в участии многим самодеятельным группам. Зритель дал понять, что его больше не удовлетворяет театр такого качества. О формате для аматеров мы еще будем думать. А пока есть желание расширяться, привозить даже спектакли из-за рубежа, пускай на языках, которыми зритель не владеет, лишь бы было высокое художественное качество. Ну и, конечно, если в этом году "Театральный Лори" проходил уже в четырех городах марза, то мы будем и в дальнейшем расширять географию фестиваля. Почему бы и нет – во многих селах есть прекрасные дома культуры, так что с площадками проблемы не возникнет".

В АЛАВЕРДИ ФЕСТИВАЛЬ ПРОХОДИЛ НА ДВУХ ПЛОЩАДКАХ - в уже упомянутом Культурном центре и в огромном зале Дома культуры в Сараарте. Последний хотя и впечатляет "советскими" размерами, но нынешнее его состояние оставляет желать лучшего. Правда, зрителя не смущал собачий холод в зале, а артистов – птичий помет, который мог упасть откуда-то сверху, из зияющих в крыше дыр. "Отмеченные" улыбались – это к счастью. Ситуация не напрягает, потому что надежда на то, что она вскоре изменится, основана не на слепой вере. Капитальный ремонт зала в Сараарте считается актуальнейшей задачей, которая находится в фокусе внимания марзпета Артура Налбандяна. Уже в этом году он выделил 11 миллионов драмов на ремонт. Но этой суммы было очевидно недостаточно, а приводить здание в порядок по частям значило поставить под удар достойный фестиваль "Театральный Лори -2014". На то, чтобы единовременно поставить на ноги Сараарт, требуется порядка 50 миллионов драмов, и, видимо, без серьезного государственного вмешательства здесь не обойтись. А пока местные 11 миллионов было решено перевести на Культурный центр. И фестивальные спектакли здесь шли на заново оборудованной световой и звуковой аппаратурой сцене, актеры переодевались в евроотремонтированных гримерках, а публика сидела в хорошо отапливаемом зале. Здесь состоялось и торжественное вручение призов и закрытие фестиваля.

Художественный руководитель "Театрального Лори" Ваге Шахвердян – признанный мастер постановки не только спектаклей, но и юбилеев и вечеров. Следует ли говорить, что все было "ком иль фо" - и убранство сцены, и концертные, и театральные номера, и текстовые "подводки" к каждому герою дня, и сам Ваге Суренович, ведущий действо. "Театральный Лори" благодарил и награждал всех, кто подарил ему праздник.

Золотые фигурки на обсидиановой подставке – воплощение памяти о прекрасной театральной лорийской осени – получали артисты и режиссеры. Некоторые участники получили от фонда имени Соса Саркисяна награды из рук Нелли Гургеновы Саркисян, вдовы артиста. Председатель СТД Акоп Казанчян вручил дипломы организаторам "Театрального Лори", а его главный координатор Нвард Асатрян, которая буквально положила на фестиваль три месяца жизни, удостоилась золотой медали театрального Союза. Ну а главная награда, имени Соса Саркисяна, которому был посвящен нынешний фестиваль, была вручена марзпету Лори Артуру Налбандяну. Власть, которую любят, - явление редкостное. Власть, которая любит и ценит искусство, готовая всерьез поддерживать его материально, – явление в наших палестинах более чем редкостное…

Но самые горячие слова благодарности звучали не в адрес учинителей фестиваля, и даже не в адрес артистов, а в адрес жителей Лори. В адрес тех, кто имеет чувство собственного достоинства и желание жить не как-нибудь, а как-нибудь по-человечески – не хлебом единым. В адрес тех, благодаря устремлениям которых появился "Театральный Лори" - фестиваль, рожденный не по директиве.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1067

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      617

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН
      2018-11-07 16:50
      910

      К завершению XIII Международного шекспировского фестиваля Международный шекспировский фестиваль прошел в Ереване уже в 13-й раз. Число "13" вовсе не оказалось для фестиваля с серьезной репутацией роковым. Если подходить к ситуации без фатализма, а аналитически, можно зафиксировать: Ереванский шекспировский помнит былую славу и надеется на славу грядущую.

    • "ТОЛЬКО ДИЛЕТАНТ НЕ УВАЖАЕТ МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА"
      2018-10-31 15:31
      2726

      Просвещение культурой задвинулось в долгий ящик Октябрь уж наступил. Более того - он закончился. Системе школьного абонемента на посещение очагов культуры, разработанной совместными усилиями министерств культуры и образования и поданной под громкие фанфары, которую планировалось запустить с 1 октября, так и не дан старт. Вот и хорошо. Только зачем надо было "стулья ломать"?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПАМЯТНИК КАРО АЛАБЯНУ
      2018-11-16 16:03
      565

      В этом году Каро Алабяну исполнилось бы 110 лет. Но и сейчас, несмотря на то что прошло столько времени и уже подрастают его правнуки, Каро Александрович с гордостью подмечает в них замечательные человеческие черты деда - благородство, щедрость, уважение к близким.

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      672

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1067

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • ПОБЕДИТЕЛИ 14-го "РОЛАНА"
      2018-11-14 16:34
      596

      Закрытие XIV Международного фестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан" в Красном зале столичного кинотеатра "Москва" прошло при полном аншлаге. На сцене - организаторы "Ролана", его основатель и директор Нуне Манукян, ведущий вечера Айк Петросян, юные исполнители песенных и танцевальных жанров. Среди зрителей - гости, участники и друзья фестиваля, а также воспитанники творческих центров, школ и детдомов, студенты и военнослужащие, вошедшие в жюри разных номинаций.