Последние новости

БАРАБАНЫ СУДЬБЫ

В самом конце октября джазовый мир постсоветского пространства облетела печальная новость: в Москве на 88-м году жизни скончался один из ветеранов советского джаза Борис Аветисович Багдасаров. Он был одним из старейших действовавших до последнего дня своей жизни джазовых музыкантов России. 30 июля этого года он отметил свой последний, 87-й день рождения. Еще этим летом он как всегда приезжал в московские джазовые клубы, слушал молодых музыкантов, давал советы, высказывал свое мнение, а иногда даже играл вместе с ними. До сих пор по интернету гуляют видеоролики, где хорошо видно и слышно, как ветеран играет на концертах, репетирует дома, объясняет молодым барабанщикам все премудрости барабанного дела.

ОН РОДИЛСЯ В БАКУ В 1927 ГОДУ. СЕМЬЯ КОРЕННЫХ БАКИНЦЕВ жила на одной из центральных улиц города в красивом дореволюционном доме с мраморной лестницей, вензелями над парадной дверью, но в коммунальной квартире. Семья Бориса Аветисовича была очень музыкальной (как, кстати, и многие армянские семьи, проживавшие в Баку в те годы). Почти все члены семьи играли на одном, а то и на двух струнных инструментах – мандолине, гитаре, балалайке. А вот брат матери, дядя Бориса был профессиональным музыкантом.

В школьные годы Борис занимался акробатикой и играл на барабанах. В музыку он пришел практически случайно. Шел по улице, услышал, как из окна доносится музыка. Зашел в здание, а там оркестр репетирует. Посидел в зале, послушал, осмотрелся – ему понравилось. Без боязни подошел к руководителю и попросил дать ему поиграть на трубе. Пока разглядывал инструмент и пытался понять, как, собственно, играть на нем, услышал игру барабанщика и тут все сразу поменялось в желании – буду играть на барабанах! Ему было десять лет.

Он активно занимался музыкой в Доме пионеров, делал успехи. Но началась война, отец ушел на фронт. Ушел на фронт и руководитель ансамбля, в котором играл Борис. А когда уезжал, предложил мальчику поехать с ним. Все равно оставаться было не с кем. Тот согласился. На фронте мальчонка стал ординарцем, а затем полковым минометчиком. Воевал он в Ингушетии, под Малгобеком. Потом были Краснодарский край. Там же во время одного из боев от верной смерти его спас счастливый случай. Вместе с лейтенантом они сидели в окопе. И в минуту затишья тот ему приказал сгонять за продуктами в головной блиндаж. Борис сбегал. А когда вернулся, увидел, что в тот самый окоп попала бомба. Никто не выжил... Судя по всему, служил он верой и правдой. За отличную службу ему подарили именной револьвер, бельгийский. А шел ему тогда всего лишь четырнадцатый год... Кстати, к концу войны китель его украшали уже многочисленные ордена и медали. Он ими очень гордился и всегда носил на уже гражданском пиджаке.

ПОТОМ ЕГО ОТПРАВИЛИ В УЧИЛИЩЕ. ОН СТАЛ ЕГО ВОСПИТАННИКОМ, ИГРАЛ В ОРКЕСТРЕ УЧИЛИЩА. В год окончания войны он учился в бакинском военно-морском подготовительном училище. Тогда в Баку ждали приезда Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина. Он должен был присутствовать на параде Победы. Музыкантов выбирали более чем тщательно. Были отобраны 10 военных оркестров. Бориса тоже включили в оркестр. Оркестры играли, а по рядам ходил главный дирижер парада и выбирал музыкантов для единого сводного оркестра. В конце остались всего четверо из десяти барабанщиков. Дирижер послушал и сказал: "Этих троих убрать. Ты будешь играть на параде!" Он указал пальцем на Бориса. парад Победы в Баку на главной площади республики барабанной дробью открывал Борис Аветисович Багдасаров. За это его наградили морским бушлатом, бескозыркой и флотскими брюками.

Отец Бориса пропал на фронте без вести. Мальчик пошел в 209 полк МВД, опять в качестве воспитанника. Там он тоже играл в оркестре, в котором тогда было много хороших музыкантов, с ними позже его свела судьба уже на джазовой сцене. Он постоянно поддерживал с ними связь.

В 1951 году Борис Аветисович играл в бакинском ансамбле вместе с известными впоследствии музыкантами - аккордеонистом Владимиром Рубашевским, кларнетистом Тофиком Ахмедовым (будущим руководителем Государственного джазового оркестра Азербайджана), гитаристом Даниилом Кагнером и пианистом Константином Певзнером. Параллельно с обычным ежевечерним музицированием Бориса всюду приглашали, когда надо было сделать какую-нибудь официальную важную запись на радио или выступить на ответственном концерте. Причем вне зависимости от жанра. Так, он играл с симфоническим оркестром Азербайджана и принимал участие в записи гимна Советского Азербайджана. В официальных документах на радио так и было записано: "Партия ударных - Борис Багдасаров". А еще знаменитую "Лезгинку" композитора и дирижера Ниязи на записи для радио также исполнял Багдасаров. В следующий раз Ниязи и Багдасаров встретились при исполнении оркестром Театра оперы и балета "Болеро" Равеля. Ниязи дирижировал, а Багдасаров вел знаменитую партию ударных.

Через пару лет его пригласили работать в Ростов. Из донской столицы вместе с оркестром он выезжал на гастроли во многие города страны. На афишах обязательно отдельно отмечалось имя барабанщика, так как одним из коронных номеров оркестра было его обязательное длинное и изощренное соло.

В 1960 году он вернулся в Баку. Ему надоела кочевая жизнь, устроился в оркестр ресторана "Дружба" и долгие годы работал там. Там же он встретился с молодой тогда звездой азербайджанского джаза, пианистом Вагифом Мустафа-заде. "Очень горячий был музыкант, он так прыгал. Вся сцена подскакивала ему в такт. Очень хороший был человек, прямо золотой", - вспоминал Борис Аветисович. Тогда же он женился, поработал еще пару лет в Баку, а потом уехал по приглашению друзей в Москву. Уже навсегда.

В СЕРЕДИНЕ 60-Х В СССР ПРИЕЗЖАЛО МНОГО ЗАПАДНЫХ ГАСТРОЛЕРОВ. Приезжали певцы без своих оркестров, музыкантов им подбирали на месте. И Борис Аветисович всегда попадал в такие оркестры. Он играл для Мика Мишеля, Жаклин Франсуа и многих других известных и популярных в те годы певцов. А в 1969 году ему позвонили от Эди Рознера с предложением перейти в его оркестр. С этим легендарным оркестром он также много гастролировал. И даже сделал на Всесоюзном радио уникальную запись вдвоем с Рознером – труба и барабаны.

После Рознера его пригласили играть в эстрадный оркестр Москонцерта, затем в оркестр Всесоюзного радио п/у Вадима Людвиковского. Туда его порекомендовал известный в те времена трубач этого оркестра Радомес Шакаров. Играл и в московском ресторане бывшей гостинцы "Гранд отель", в культовом кафе 60-х годов "Времена года", где музицировал с другими легендарными музыкантами периода становления советского джаза – Андреем Товмасяном, Владимиром Сермакашевым, Виталием Клейнотом, Алексеем Зубовым. Всех оркестров и ансамблей, в которых доводилось играть Борису Аветисовичу, и не упомнить.

А еще у него была страсть – голуби. Младший брат Бориса Аветисовича еще в Баку держал голубей. И он тогда пристрастился к этому делу. А когда переехал в Москву окончательно, завел себе собственную голубятню, а еще аквариумных рыбок. В последние лет 30 он занимался уже только голубями. Так и жил – днем голуби, вечером эстрада.

Когда его спрашивали о разнице в музыкантах и музыке "его" времени и времени настоящего, он всегда отвечал, что сейчас есть очень хорошие молодые музыканты. Техничные, быстрые, умные. В его время таких было мало. Правда, играли они, на его взгляд, с большей душой и были более преданы музыке.

Этим маем на большом концерте в честь Дня Победы "Ветераны московского джаза - ветеранам войны" в первом ряду зрительного зала находился и Борис Багдасаров. Когда его заметили музыканты на сцене, ветерана джаза и войны вызвали на сцену, он поднялся и сыграл с ними. Зал был потрясен и приветствовал стоя!

Читая многочисленные отклики на смерть замечательного человека и большого музыканта, можно отметить несколько повторяющихся определений в высказываниях самых разных людей - "один из наиболее ярких, известных и востребованных барабанщиков российской джазовой сцены на протяжении многих десятков лет", "глаза Бориса Аветисовича горели очень ярко и сильно до самого последнего дня жизни, особенно, когда он играл свинг со своими коллегами и любимыми музыкантами".

Буквально за месяц до смерти Бориса Аветисовича я попросил московских друзей организовать виртуальную – онлайн или телефонную встречу с ним. Обещали. Вопросы подготовил. Но ведь это же Москва. Пока они собирались, готовились – человек ушел. Вот только фотографии и видеоролики остались. И еще, конечно, добрая и светлая память.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОВЕР ПРЕЗЕНТОВАЛИ В НОЧЬ МУЗЕЕВ
      2018-05-23 15:39
      175

      Два года назад мэр столицы, побывав на фабрике рукодельных ковров "Мегерян карпет", упомянул, что планируется широкомасштабное празднование 2800-летия Еревана и президент компании обещал сделать достойный подарок родному городу.

    • ГОД КИНОМЮЗИКЛА
      2018-05-21 15:58
      339

      Когда на мировые экраны пару лет назад вышел киномюзикл "Ла Ла Лэнд", критики констатировали, что мировой кинематограф (и уж точно, Голливуд), решил вновь, после многолетнего перерыва, взяться за песни и танцы. В конце прошлого года внимание любителей музыки привлекла работа режиссера Майкла Грейси "Величайший шоумен", а 2018 год обещает побить все рекорды по музыкальным премьерам на большом экране.

    • МУЗЫКА ХАЧАТУРЯНА – ОТ МАЛЬТЫ ДО УРАЛА
      2018-05-18 15:42
      2338

      Вот уже шестой год в столице республики Мальта - Валетте проводится колоссальный по охвату и грандиозный по значимости фестиваль классической музыки с участием мировых звезд первой величины. В этом году в рамках фестиваля прошли Дни культуры Армении. Обо всем этом состоялся разговор с участницей фестиваля пианисткой "ХачатурянТрио", директором Дома-музея Арама Хачатуряна, профессором государственной консерватории Армине ГРИГОРЯН.

    • ВСПЫШКА В СОЗВЕЗДИИ ЛЕБЕДЯ
      2018-05-14 15:22
      548

      Cygnus в переводе с латыни означает "лебедь". А вот что обозначает словосочетание Cygnus Flare, до недавнего времени я не знал. Оказывается, это лондонское музыкальное трио с интернациональным составом. Трио составилось благодаря общей любви к джазу, латиноамериканским ритмам и классической музыке. Все трое артистов - большие поклонники музыки знаменитого пианиста и композитора Чика Кориа и Тиграна Амасяна. Их творчество наложило свой отпечаток на стилистику, которую разрабатывают молодые музыканты. Участники трио играют только свою музыку, которая представляет собой хитрый сплав музыки в стиле прогрессив-джаз с латиноамериканским и армянским акцентом.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВСПЫШКА В СОЗВЕЗДИИ ЛЕБЕДЯ
      2018-05-14 15:22
      548

      Cygnus в переводе с латыни означает "лебедь". А вот что обозначает словосочетание Cygnus Flare, до недавнего времени я не знал. Оказывается, это лондонское музыкальное трио с интернациональным составом. Трио составилось благодаря общей любви к джазу, латиноамериканским ритмам и классической музыке. Все трое артистов - большие поклонники музыки знаменитого пианиста и композитора Чика Кориа и Тиграна Амасяна. Их творчество наложило свой отпечаток на стилистику, которую разрабатывают молодые музыканты. Участники трио играют только свою музыку, которая представляет собой хитрый сплав музыки в стиле прогрессив-джаз с латиноамериканским и армянским акцентом.

    • ХУРИ ДОРА АПАРТЯН
      2018-05-11 15:53
      974

      На сцене как дома Из всех новых музыкальных жанров, появившихся за последние, наверное, сто лет, самым, на мой взгляд, оригинальным и, главное, всеобъемлющим является world music, т.е. музыка народов мира, адаптированная под североамериканские и европейские стандарты, и наоборот, современная западная музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки различных культур мира и классической музыки неевропейских традиций, инструментов, манер исполнения и т. п.

    • "МАМА РАССКАЗАЛА МНЕ МНОГО ХОРОШЕГО ОБ АРМЕНИИ"
      2018-04-18 18:41
      955

      Раньше, в советские годы, были распространены так называемые трудовые династии. Это когда, скажем, на одном заводе трудился дед, потом приходил сюда же его сын, а за ними осваивал ту же профессию и внук.. И ничего плохого в этом, кстати, не было. Так до сих пор живут и работают, например, в Японии. Трудовые династии рождаются и в семьях представителей культуры.

    • ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ
      2018-04-13 16:01
      2589

      Уроки Армена Уснунца К чему обычно сводятся все разговоры о пропаганде настоящего искусства? К популяризации этого искусства. Иначе конец известен - полное поглощение искусства суррогатом, дешевой поделкой, ресторанщиной, а в нашем случае еще и рабисом. Это все понимают и призывают принять меры. Прежде всего начать обучение основам искусства с детства и проводить музыкальные лекции, открытые уроки и тому подобное.