Последние новости

"ТУРЦИЯ ВВЯЗАЛАСЬ В АВАНТЮРУ, КОТОРАЯ БУМЕРАНГОМ УДАРИТ ПО НЕЙ ЖЕ", -

заявил в интервью "ГА" директор Института востоковедения НАН РА Рубен САФРАСТЯН

- Рубен Арамович, давайте поговорим о концепции создания так называемой новой Турции, всячески пропагандируемой нынешним президентом Эрдоганом и его окружением. Судя по озвучиваемым планам, Эрдогана просто распирает от имперских амбиций…

- Сегодня уже вырисовываются контуры этой новой Турции, которую нынешнее руководство страны хочет построить к 2023 году, то есть к столетию образования Турецкой Республики. Об этом очень много говорит как сам Эрдоган, так и ставший премьер-министром Давутоглу.

- И что же будет представлять собой эта новая Турция?

- Ключ к пониманию сути концепции дает одно из выступлений Давутоглу двухгодичной давности. "Наша нация, наша страна готовятся к осуществлению великой миссии, и заключается она в установлении нового миропорядка", - провозгласил тогда Давутоглу. Если раскрыть скобки, то более детально он говорил о том, что в период с 1911 по 1923 гг., когда была установлена Турецкая Республика, Османская империя перестала существовать, потеряв огромные территории. "И сейчас начинается период восстановления нашего влияния, влияния новой Турции на эти утраченные территории", - говорил Давутоглу. Он имел в виду и Египет, и Тунис, и Ливию, и Сирию, и Ирак.

Директор Института востоковедения НАН РА Рубен САФРАСТЯН

- То есть фактически к 2023 году Турция представляется ее нынешнему руководству в виде этакой реинкарнированной Османской империи?

- Именно. Ядром провозглашаемой великой державы должна стать территория Турции с определенными территориальными приращениями. И вокруг нее территория Османской империи в виде вассальных государств, которые плясали бы под дудку Турции. Обратите внимание на карту новой Турции. Она была опубликована в турецких газетах, и фактически никем публично еще не опровергалась. На карте видны территориальные приобретения за счет Греции, приращения за счет Сирии, Ирака, Кипр в целом в составе Турции, видны территориальные приращения за счет Ирана. Мы видим Нахиджеван и Батуми в составе Турции. Причем в газетах так и пишут: вот, мол, новая территория Турции.

- Глобально…

- Именно к этому турки стремятся. Другое дело, насколько им удастся воплотить в жизнь подобные амбиции. Но таков их идеал в территориальном отношении: новая территория Турции и бывшая Османская империя как сфера влияния современной Турции. Для достижения этой цели использовались все доступные методы, в частности, арабская весна. Турция начала поддерживать силы, выступавшие против президента Асада в Сирии, поддерживала "Братьев мусульман", выступавших против правительства Египта, и т.д. Внешнеполитическая концепция Турции сводится к тому, чтобы сделать ее к 2023 году такой, какой она видится руководству.

- А как насчет внутриполитического аспекта? Ведь и здесь происходят существенные изменения.

- Безусловно. В контексте той же концепции новой Турции внутриполитический аспект отмечен главным образом процессом усиления политического ислама во всех областях жизни. То есть новая Турция должна быть мусульманским государством, причем не просто мусульманским, но и чисто суннитским, - основанным на суннитском толковании ислама как основы политической жизни страны. "Мягкий ислам", проповедовавшийся в начале 2000-х годов, отходит в прошлое. Сегодня в Турции наблюдается полный отход от принципов светского государства…

- Выходит, Евросоюз туркам уже не снится?

- На словах Турция пока еще выступает за членство в Евросоюзе. Но реально, по наблюдениям многим экспертов, она уже к этому не стремится. Никаких реальных шагов ко вступлению в ЕС Турция не предпринимает. Процесс евроинтеграции Турции остановился. Основная причина, конечно, Кипр. Турция оккупирует часть территории государства – члена ЕС и в то же время хочет стать членом европейского сообщества, что, конечно, невозможно. Кроме того, Турция не проводит в жизнь демократических реформ, таким образом, не выполняет взятых на себя обязательств. Так что тут застой и тупик.

- А как в имперские амбиции руководства Турции вписываются интересы Запада, в частности США?

- Конечно, Турция не может не учитывать позицию Запада и в первую очередь - позицию США. Но в этом контексте нельзя не обращать внимания на следующее обстоятельство: США заинтересованы в Турции как своем партнере на Ближнем и Среднем Востоке. Так как Турция играет в геополитическом отношении роль, которую пытается использовать в своих интересах и целях США, последние просто закрывают глаза на, как вы сказали, имперские амбиции Эрдогана. Думаю, в определенной степени играет роль и недооценка личности Эрдогана. Его серьезно не воспринимают, скорее относятся как к человеку, который может ляпнуть все что угодно. Однако на самом деле речь идет о глобальной политической цели: создании новой Турции, и подобные идеи следует воспринимать очень серьезно.

- Вы сказали о США, но ничего не сказали о позиции Израиля…

- Что ж, с Израилем у Турции отношения испорчены. Хотя сохраняется сотрудничество в плане обмена разведывательной информацией, действуют определенные каналы связи, но в целом турецко-израильские отношения весьма далеки от уровня, который был еще несколько лет назад. И это определенно результат целенаправленной политики Эрдогана, стремившегося, обостряя отношения с Израилем, получить определенные дивиденды в арабском мире.

- Недавно было озвучено, что, если Турция прекратит финансировать террористов, она может войти в число "друзей Сирии". Исходя из всего вышесказанного это просто какие-то пустые реверансы, не имеющие под собой никакой реальной основы.

- Вне всякого сомнения. И об этом действительно стоит сказать подробнее, но прежде я хотел бы акцентировать следующее. Фактически Турция недавно потерпела крупное дипломатическое поражение в Совете Безопасности ООН при попытке стать непостоянным членом Совбеза. Причем подобный ход, то есть членство в СБ ООН, рассматривался властями Турции как чисто пропагандистский ход, призванный олицетворять новую, успешную турецкую дипломатию. Преподносилось все это довольно оригинально: дескать, если Турция будет избрана членом СБ, то это станет беспрецедентным явлением (потому что она второй раз подряд получила бы это место) и доказательством успешной дипломатии тандема Эрдоган - Давутоглу. Об этом, кстати, Эрдоган сам говорил неоднократно. Словом, они были полны надежд, а вышел полный провал. Турция получила всего 60 голосов (значительно меньше, чем 5 лет назад), хотя 140 государств обещали ей свой голос. В итоге, не набрав необходимого количества голосов, Турция не стала членом СБ ООН. И это надо расценивать не иначе как результат нереалистичной, авантюрной внешней политики, проводимой Турцией, из-за которой она оказалась в изоляции. Причем, по всей видимости, против Турции голосовали и западные государства, и большинство мусульманских стран. Сыграли свою роль, конечно, и Саудовская Аравия, ныне выступающая против великодержавных притязаний Турции, и лично Фетхуллах Гюлен, пользующийся огромным авторитетом в африканских государствах.

- Кстати, о Гюлене… Имеет ли Гюленовское движение перспективы стать когда-либо противовесом власти Эрдогана?

- Гюленовское движение, конечно, получило мощный удар со стороны Эрдогана и его союзников. В течение всей антигюленовской кампании, проводимой перед парламентскими выборами в Турции и в ходе парламентских выборов, было ясно, что успех партии Эрдогана неоспорим, а позиции Гюлена сильно потеснены. Гюлен не смог ничего противопоставить Эрдогану, это факт. Но тут надо учитывать 2 обстоятельства. Во-первых, у Гюлена сильные связи в США, и, по-видимому, он имеет хорошие, весьма крепкие контакты с американским политическим истеблишментом. Можно предположить, что американцы рассматривают самого Гюлена и его организацию "Хизмат" в качестве противовеса и альтернативы Эрдогану. Факт сокрушительного удара Гюлену со стороны Эрдогана как раз обусловлен тем, что Эрдоган отлично осознает: усиление Гюлена и его крепкие позиции в США могут реально угрожать власти самого Эрдогана. Поэтому он нанес упреждающий удар. Тем не менее Гюленовское движение сильно и авторитетно, оно действует не только в Турции, но и по всему миру. Так что Гюлен остается реальной угрозой для Эрдогана. Но есть еще второй фактор – это фигура Абдуллы Гюля, бывшего президента Турции, которого Эрдоган не смог или сознательно не захотел включить в систему своей новой нарождающейся власти. Гюль фактически остался не у дел.

- И вы не исключаете возможность того, что при определенных обстоятельствах Гюль может стать во главе нового оппозиционного движения в Турции?

- Не исключаю. Также нельзя исключать возможность раскола правящей партии. Все-таки Гюль - это личность, не столь харизматичная, как Эрдоган, но тем не менее весьма сильная. На данный момент он отошел от активной политики, но долго это продолжаться не может. Так что эти два обстоятельства могут сыграть ключевую роль в серьезной угрозе власти Эрдогана. Кстати, в последнее время появляются факты, свидетельствующие о том, что правящая партия "Справедливость и развитие" теряет свои позиции в восточных вилайетах Турции, в курдонаселенных вилайетах. Курды поддерживали эту партию в своем большинстве и получали взамен должности в органах местного самоуправления в качестве членов правящей партии, которая в подавляющем большинстве случаев выигрывала местные выборы. Но, повторюсь, есть свидетельства того, что курды начинают отходить от правящей партии в свете событий на севере Сирии… Есть сведения о том, что наряду с Курдской рабочей партией активизируется другая организация, о которой меньше известно, но которая имеет довольно серьезные позиции среди курдов. Речь идет о курдской "Хезболле", не шиитской, а суннитской, действующей только на территории Турции.

- То есть курдское движение начинает набирать обороты?

- Это только начало подъема, но старт дан, о чем красноречиво свидетельствует выступление по всей стране курдов в поддержку своих соплеменников в Сирии. Курды в курдонаселенных областях начинают переходить к решительным действиям, которые могут принять форму массовых выступлений. При этом может начаться процесс создания параллельных органов власти в вышеупомянутых областях.

- В какой степени эта внутриполитическая турбулентность (в частности курдский фактор) может нарушить имперские планы Турции 2023г.?

- Они уже нарушены в результате, повторюсь, авантюрной внешней политики Турции. Сегодняшняя Турция не имеет союзников на Ближнем и Среднем Востоке. Посмотрите, Египет минимизировал свои дипломатические отношения с этой страной. В Египте последовательно свертывают торговлю с Турцией, начинают запрещать все турецкое, включая даже трансляцию турецких сериалов. Это сильный удар. Турция поддерживала "Братьев мусульман", а те вынуждены были уйти с политической авансцены, потерпев поражение. К власти пришли военные во главе с Абделем Фаттахом ас-Сиси и другие светские силы, резко повернувшие против Турции. Турция не имеет союзников даже среди суннитских государств, таких как Саудовская Аравия, причем отношения с последней испорчены до такой степени, что недавно депутат от правящей партии Турции заявил: "Саудовская Аравия не в состоянии подобающим образом осуществлять контроль и поддерживать порядок в священном для мусульман городе - Мекке - во время хаджа (паломничества). И потребовал, чтобы в период хаджа священные для мусульман места находились в управлении всех мусульманских государств, в том числе Турции. То есть депутат потребовал, чтобы там был установлен режим вроде Ватикана. Представляете, какой это удар по авторитету Саудовской Аравии?! Так что отношения серьезно испорчены. То же самое происходит в отношениях с Сирией, Израилем и т.д. Единственным союзником Турции на всем Ближнем Востоке остался Катар.

- И вы полагаете, изоляция Турции будет усугубляться?

- Думаю, да. Это ключевой вопрос. И вот здесь давайте обратимся к Сирии подробнее. Турки делали ставку на падение режима Башара Асада, на победу так называемой оппозиции, также они активно поддерживали "Исламское государство". Но Асад тогда говорил: турки пошли против нас, и они получат хаос у себя в стране. Давайте вспомним, ведь Эрдоган и Асад были в свое время ближайшими друзьями, причем дружили семьями, вместе отдыхали, проводили совместные заседания кабинетов правительств. То есть были наитеснейшие отношения. И вдруг Турция резко повернула курс и нанесла удар в спину ближайшему другу. Турки сделали ставку на то, что в течение нескольких месяцев режим Асада падет, все произойдет по ливийскому сценарию. Но этого не произошло. И сегодня в Турции начинается то, что предсказал Асад, – хаос. Он начинается в курдонаселенных областях Турции. И по мере усиления позиций курдов на территории Ирака, Сирии хаос в Турции будет усиливаться. Впервые курдская организация "Партия демократического единства", являющаяся крупнейшей политической силой среди курдов на севере Сирии и связанная с Курдской рабочей партией, получила статус союзника США. Американцы, как известно, снабжают ее оружием. По всей видимости, США уже берут курс на создание основы для будущего курдского государства. И если оно будет создано, это станет мощнейшим ударом по Турции. Потому что курды в Турции тоже поднимутся. Так что процесс ослабления позиций Турции в регионе будет продолжаться. Эта страна ввязалась в авантюру, которая бумерангом ударит по ней же.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КАК НЕООСМАНИЗМ ПОГЛОЩАЕТ БАЛКАНЫ
      2021-07-29 09:55
      3914

      Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 20 июля заявил о том, что Турция «работает над увеличением числа стран, признавших Косово». Какое место Турция хотела бы занять на Балканах и на какие балканские страны она в первую очередь рассчитывает в осуществлении своих планов, ИА REGNUM рассказывает автор телеграм-канала «Балканская сплетница».

    • Эксперты: Пантюркизм набирает обороты
      2021-04-08 09:01
      1164

      Власти Армении за последние дни отметились целым рядом неоднозначных заявлений о необходимости пересмотра отношения к Турции и налаживания добрососедских связей.

    • КТО И КАК ОПРЕДЕЛИТ НАШЕ БУДУЩЕЕ?
      2021-01-08 10:41
      2767

      Будущее нашего народа и государства будет определяться в ближайшие 5 лет. Многие могут сразу задаться вопросом - почему этот срок? Ответ прост – пребывание российских миротворцев в Арцахе определено в 5 лет с возможностью пролонгации, и не факт, что их мандат может быть продлен всеми сторонами.

    • Эрдоган использует синкретизм неоосманизма и пантюркизма для построения Великой Турции
      2020-11-28 06:55
      1755

      Многие утверждают, что Турция и Азербайджан представляют собой «два государства, одну нацию», хотя это мнение не разделяют периферийные пантюркские ультранационалисты, но об этом регулярно заявляют президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его азербайджанский коллега Ильхам Алиев. Пантюркизм основан на вере в то, что носители тюркоязычных языков в Западном Китае, Средней Азии, Сибири, на Кавказе, в Крыму, на Кипре, на Балканах, в Анатолии и в регионах Ближнего Востока составляют единую нацию, пишет Пол Антонопулос в Greek City Times.