Последние новости

В ГЛАВНОЙ РОЛИ - ТУБА

Наше время настолько наполнено какой-то неумолимой стихийностью событий, что уже не хочется острых ощущений. Жаждешь простой теплоты общения с искусством в обстановке несуетной и лишенной сенсационной шелухи. Это полузабытое чувство удалось испытать недавно на камерном вечере в рамках проекта фойе - концертов в Академическом театре оперы и балета им. А. Спендиарова (музыкальный руководитель - Карен Дургарян, автор проекта - Шмавон Григорян).

В КАЧЕСТВЕ СОЛИСТА ЭТОТ КОНЦЕРТ ПРЕДСТАВИЛ НАШЕГО соотечественника, живущего ныне в Германии, замечательного тубиста Ара Рубиняна. Поразительная встреча: исключительное мастерство, необыкновенная легкость и простота в сложнейших сочинениях и еще многое, чему нет определений в языке. Концерт был необычный: мы привыкли слушать тубу в составе целого оркестра. Обычно этот самый низкий из медных инструментов применяется в симфоническом и оперном оркестрах в качестве баса группы тромбонов или вместо контрабасового тромбона. С введением этого инструмента завершилось формирование симфонического оркестра. Как правило, его роль ограничивается исполнением на октаву ниже партии третьего тромбона. Иногда для тубы пишут и самостоятельную басовую партию. Сольные эпизоды встречаются у нее крайне редко.

Тем приятнее было слушать тубиста Ара Рубиняна. В каком-то смысле его сольный концерт стал для слушателей откровением, ибо многие не представляли себе, что туба - это не только фундамент симфонического оркестра или ансамбля, но и тонкий, изысканный инструмент. А в руках виртуозного исполнителя туба стала героем вечера. Конечно, в Армении нередки концерты музыкантов-исполнителей на духовых инструментах, где программы составлены из сольных произведений для флейты, гобоя, валторны, но туба всегда оставалась на задворках оркестра. А за рубежом, в Европе и Америке создаются даже ассоциации тубистов - сольных и аккомпаниаторов. Ара Рубинян представил тубу прежде всего как сольный инструмент, развеяв стереотипы его восприятия. В этот день она звучала в необычном сочетании - с фортепиано.

Слушателям была представлена интересная и увлекательная программа: Концерт для тубы и оркестра (здесь он прозвучал в переложении на фортепиано) крупнейшего английского композитора первой половины XX века Ральфа Уильямса, Сонатину для тубы и фортепиано нидерландского композитора и дирижера Яна Куцера, посмертно получившего высокую награду Международной ассоциации тубы и зуфониума, "Вокализ" С.Рахманинова, исполненные А.Рубиняном в ансамбле с пианисткой Аревик Халатян и Сонату для тубы и фортепиано Хиндемита в ансамбле с пианистом Василием Роличем.

...НЕУЛОВИМОЕ ДВИЖЕНИЕ ГУБ - И МУЗЫКА ВОЗНИКАЕТ БУКВАЛЬНО ИЗ ВОЗДУХА. Едва различимый вначале, голос инструмента набирает мощь, заполняя собой помещение. Ощущение, что слышишь не два инструмента, а целый оркестр. Инструменту Рубиняна доступно все - от светлых мужественных мелодий до мрачных и зловещих. Великолепны и его монологи, которые звучат нежно, певуче и мягко. Интерпретация стилистически точна, своеобразна. Слушая Рубиняна, убеждаешься, что артист обладает сильно развитой, врожденной интуицией: в его руках инструмент звучит чисто и профессионально. Нельзя было не заметить слитность звучания фортепиано и тубы, ее гибкость и эмоциональную отзывчивость на малейшие детали интерпретации, умение солиста погашать страсти, чтобы эффект и ощущение мощи, напористости движения никуда не исчезли. Доминирует особая виртуозность и... одухотворенность - черта, как правило, не столь часто отличающая исполнителей на духовых инструментах. Весь концерт прозвучал на одном дыхании, и аудитория благодарила нашего гостя - искренне и признательно.

Как известно, у каждого подлинного музыканта свое творческое счастье. Ара видит его в том, что ему довелось жить, работать и общаться с людьми, которые во многом ему помогли в выборе профессии. А любовь к инструменту, который сопутствует ему всю жизнь, возникла в детстве, когда он каждое лето проводил в пионерском лагере, где часто звучал духовой оркестр. Там и облюбовал Ара тубу - инструмент, с которым он не расставался никогда. Потом полтора года учился в Музыкальном училище им. Романоса Меликяна. Затем свое дальнейшее образование продолжил в Москве. А служба в Советской Армии была для него хорошей школой и в профессиональном смысле, потому что в духовом военном оркестре, где Ара играл, он встретил одного из выдающихся музыкантов, играющего на духовых инструментах.

После армии А.Рубинян вернулся в Ереван, поступил в Ереванскую консерваторию, но через год снова уехал, на сей раз в Санкт-Петербург, и поступил в консерваторию в класс известного педагога-тубиста Валентина Галузина. Несколько лет Ара работал в оркестре Академического оперного театра им. Спендиарова и уже более 12 лет живет в Германии. Работал он во многих оркестрах, много гастролировал. По словам музыканта, сейчас он - свободный художник, выступает по приглашению в ансамблях, проводит мастер-классы. Во время своих гастролей в Ереване Ара Рубинян провел мастер-класс в специальной музыкальной школе-интернате N13 и подарил школе 2 тубы.

- Я ОЧЕНЬ БЛАГОДАРЕН ОРГАНИЗАТОРАМ КОНЦЕРТА, - ГОВОРИТ АРА РУБИНЯН. - Очень хорошо, что действует фонд содействия оперному театру. Благодарен автору проекта Шмавону Григоряну за содействие. Рад был снова встретиться со своими старыми друзьями.

Фонд содействия оперному театру действительно реализовал массу проектов. Состоялись уже более 30 концертов в фойе. Пять концертов с участием приглашенных артистов прошли в рамках программы "Оркестр +" с участием симфонического оперного оркестра. По инициативе фонда 9 спектаклями и одним концертом дирижировали приглашенные музыканты из Германии, Швейцарии, Австрии. Для наших артистов мастер-классы провели музыканты из Франции, Швейцарии, России, Грузии. Были организованы благотворительные концерты в Ереване, Гюмри, Ванадзоре.

Благодаря фонду театр получил 3 высококлассных инструмента. Фонд содействует пропаганде армянского оперного и балетного искусства за рубежом, о чем "ГА" уже писал. Осенью этого года прошел концерт симфонического оркестра и солистов в Ереванском педагогическом университете им. Х.Абовяна. Особой поддержкой фонда пользуются артисты Оперного театра. Усилиями фонда возвращен репетиционный зал. В июне текущего года фонд содействия Оперному театру подарил музыкальной школе Гюмри новые инструменты - 2 трубы и один кларнет. Большая программа намечена фондом на 1915 год. Генеральным партнером фонда является ВиваCell-МТС.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АВТОПОРТРЕТ ДУХА
      2018-06-22 15:39
      117

      Так можно охарактеризовать выставку замечательного живописца Вагана Ананяна, прошедшая недавно в Доме художника Армении. Для многих зрителей, которые едва помнили его работы по экспозициям 70-80-х годов, выставка эта прозвучала как откровение. Она представила художника неординарного, ищущего, чье живописное и графическое наследие не без основания рассматривается как своего рода прелюдия к тому многообразному и неоднозначному феномену, которое именуется современным искусством.

    • ХАЧАТУРЯНОВСКАЯ ТРИАДА
      2018-06-11 17:06
      4326

      В Национальном академическом театре оперы и балета им. А. Спендиарова проходит фестиваль балетных спектаклей А. Хачатуряна, посвященный 115-летию со дня рождения композитора.

    • "ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ" НА ФОНЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА
      2018-06-06 15:44
      4821

      Маэстро Константин ОРБЕЛЯН не перестает удивлять нас сюрпризами: он имеет устойчивую привычку устраивать нечто особенное, неординарное. В наше непростое в финансовом отношении время ему удается заполучить не просто именитых зарубежных солистов, но и целые коллективы.

    • ОДУХОТВОРЕННОЕ МАСТЕРСТВО
      2018-05-25 15:46
      5429

      В мастерской Фараона МИРЗОЯНА появилось панно, посвященное 100-летию Сардарапатской битвы Если бы существовал на свете прибор, определяющий, к чему человек наиболее способен, уверена, приставь этот чудесный аппарат к сердцу Фараона Мирзояна, на шкале, где обозначены все профессии, стрелка остановилась бы напротив слова "художник".          Поражает его одержимость искусством. Он живет им. Увлеченность и преданность профессии - абсолютны. Вне искусства его жизнь непредставима, хотя он не лишен той общественной жизни, которой нередко увлечен. Но вместе с тем он до такой степени готов к творчеству, что малейшего повода достаточно, чтобы возникло состояние, когда "...душа стесняется лирическим волненьем, трепещет и звучит, ищет как во сне излиться, наконец, свободным проявлением".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МУЗЫКА ДИАНЫ ГУЛКАСЯН
      2018-06-22 15:32
      137

      Недавно пришлось побывать на концерте, в программе которого прозвучали произведения композитора Дианы Гулкасян из Бостона (США), имя которой достаточно широко известно в западном мире и, к великому сожалению, практически неизвестно на исторической родине - в Армении. Концерт состоялся в зале Музея Комитаса.

    • ГАСТРОЛИ АРАМЭ В ТБИЛИСИ
      2018-06-20 15:35
      2213

      Недавно российская компания Aram Production преподнесла тбилисцам незабываемый подарок. Грузию впервые посетил известный армянский поп-певец Арамэ. В огромном зале Конгресс-холла на Агмашенебели два дня подряд был аншлаг. Впрочем, после первых же песен певца ростом с великана места моментально пустели и в пляс пускались и стар и млад. А когда он спел свой знаменитый хит "Майрик", поклонники его таланта согрели зал теплом своих сердец и экранами мобильных телефонов.

    • ЮБИЛЕЙ "КОРОЛЯ" ИНСТРУМЕНТОВ
      2018-06-20 15:26
      294

      В этом году знаменитый бренд Steinway & Sons отмечает юбилей - 165 лет со дня основания компании.

    • ГОСТИ "ЕРЕВАНСКИХ ПЕРСПЕКТИВ" - ЭСТОНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ
      2018-06-15 14:23
      1156

      19-й сезон международного музыкального фестиваля "Ереванские перспективы" открыл Эстонский национальный симфонический оркестр и один из лучших дирижеров современности 81-летний Неэми Ярви - почетный доктор Эстонской академии музыки и театра, университетов в Детройте, Абердине (Шотландия), Гетеборге, лауреат Государственной премии СССР.