Последние новости

РЫЦАРЬ АШУГСКОЙ ПЕСНИ

В Национальном академическом театре оперы и балета им. А.Спендиарова состоится концерт, посвященный 60-летию со дня рождения художественного руководителя ансамбля ашугской песни "Саят-Нова", профессора Товмаса ПОГОСЯНА.

НАДО ЛИ ДОКАЗЫВАТЬ, КАК ГЛУБОКО ВЛИЯНИЕ ЕГО АНСАМБЛЯ НА НАШУ КУЛЬТУРУ, какую роль в ней играет руководитель этого коллектива Товмас Погосян, его самоотверженное служение любимому делу. А ведь в наш прагматичный век таких людей найти непросто. Даже в его выразительном лице, кажется, проступают таинственные извивы многовековой истории народа, вобравшего в себя кровь, токи, гены тех, кого уже нет, тех, кто остался на нашей земле. На примере маэстро Товмаса Погосяна убеждаешься: и один человек в искусстве может сделать многое, если его стремление становится стремлением каждого, если его воля приводит в движение явные и тайные художественные возможности. Если свое понимание искусства он способен внушить другим.

В репертуаре ансамбля песни Саят-Новы, Дживани, Шерама, гусана Ашота и других ашугов, отстоявшиеся, как вино, словно идущие из самих истоков. К свету, небу, жизни тянутся эти песни, отдаваясь эхом в зале, словно приветствуя тех, кто после долгой разлуки вернулся на родину. Звучат эти песни в замечательном исполнении ансамбля. Нельзя не вспомнить слова В.Брюсова: "Немногие народы могут гордиться, что их народные песни могут достичь такого художественного уровня, так изысканно пленительны, так оригинально самобытны при всей их непосредственной простоте и безыскусственной откровенности. Истинно прекрасное создали лучшие из ашугов, среди которых первое место занимает Саят-Нова, поэт XVIII века, величественный, многообразный, по-тютчевски чуткий и, как Мюссе, страстный. Один из тех первоклассных поэтов, которые силой своего гения уже перестают быть достоянием одного народа, но становятся любимцами всего человечества".

Слушая песни Саят-Новы и других великих ашугов, мы ощущаем себя в живом окружении созданных этими титанами образов. Все было в их творениях ярко, взволнованно, глубоко национально. Нас и сегодня волнует эмоциональная сила, поэтичность и человечность этих песен, связанных корнями с психологией и духом народа. Петь на языке своего народа - таков путь к сердцу других народов, к сердцу всего человечества, что и стремится делать ансамбль.

Финал концерта, как правило, напоминает некую поэтически песенную импровизацию. Высокий тон этой импровизации исходит от художественного руководителя ансамбля. Товмас Погосян поет куплет песни, один за другим подхватывают солисты ансамбля. Это напоминает соревнование ашугов в давние времена, когда один пел, аккомпанируя на своем инструменте, и в песне задавал сопернику какой-нибудь вопрос, а тот отвечал ему тоже песней. Ашуг, который не мог уже задать вопрос или ответить на него, считался побежденным. В этих поэтических соревнованиях многие из наших ашугов были непобедимы, потому что в трагических звуках жизни того времени они улавливали нечто такое, что не оставляет равнодушными и нас сегодня.

...ИСТОРИЯ АНСАМБЛЯ ИМЕЕТ БОГАТЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ. Ведь у его истоков стоял Шара Тальян, создавший в 1927 году ансамбль "Армянские ашуги", в годы войны переименованный в ансамбль ашугской песни им. Саят-Новы. Этим ансамблем долгие годы руководил неповторимый интерпретатор ашугской песни, народный артист республики Вагаршак Саакян.

В последний год существования ансамбля (1972 г.) в его составе работал молодой певец Товмас Погосян, которому удалось спустя 20 лет возродить ансамбль к жизни. Его талант и самоотдача определили дальнейшую судьбу ансамбля и снискали славу одного из лучших коллективов республики. Десять лет назад на основе ансамбля "Саят-Нова" он создал Культурный союз "Саят-Нова", а затем через два года ашугскую школу им. Дживани и Союз армянских ашугов, в рамках которого основал ашуговедческий центр. В 2005 году Т.Погосян защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Неопубликованное наследие ашуга Дживани". В 2004 году он получил звание профессора Ереванской консерватории.

Живой, остроумный, деятельный Т.Погосян - душа ансамбля. При нем сразу же определились главные принципы работы, обеспечившие ему не только неизменный успех у слушателя, но и постоянный творческий рост. Очень серьезно он относится к подбору репертуара. Поддерживая песни, созданные новыми ашугами (Г.Григорян, Лейли, Уджанци, Алмаст Айказун, Ераз, Заруи...), он тщательно сберегает все ценное, когда-то созданное ими.

Итак, высокий художественный уровень исполняемых сочинений и предельная требовательность к работе с певцами. Как результат - богатейший репертуар, охватывающий ашугское творчество трех столетий. Высокий профессионализм, мастерство, обширные знания позволяют ему справиться со множеством премьер. Стремясь сохранить в интерпретациях то лучшее, что отличало искусство ансамбля в прежние годы, Товмас Погосян вносит в работу много нового, что сказывается на программах, исполнительском почерке ансамбля. Переоценить значение его ансамбля невозможно, ибо он научил любить и понимать ашугское творчество тысячи людей не только в Армении, но и далеко за ее пределами.

- Не хотелось бы говорить о том, что наш ансамбль по достоинству пользуется успехом. Надо просто ходить на наши концерты, чтобы убедиться в этом, - говорит Т.Погосян, приглашая меня после репетиции в свой кабинет. - Я должен поделиться мыслью о нашей культуре, загнанной в своего рода резервацию, превращенной из духовного хлеба в фейерверк, подгоняемый под законы рыночного спроса. Наш ансамбль и другие народные коллективы - это не шоу-бизнес, а культура, составляющая гордость и славу страны, ее самобытность. Она формирует человеческую душу и требует душевного труда. Вот почему я ставлю перед собой сложные задачи и строго спрашиваю в первую очередь с самого себя. Наверное, если идти по пути жестких требований и бескомпромиссности, можно достигнуть определенного успеха. Мне ближе другой путь - путь сотворчества, чуткое, гибкое отношение к певческому процессу. Истинного успеха, мне кажется, следует ожидать именно при таких отношениях в коллективе.

КОНЕЧНО, АНСАМБЛЬ НЕРЕДКО ВЫСТУПАЕТ ЗА РУБЕЖОМ, ДАЕТ КОНЦЕРТЫ для армянской диаспоры, но для каждого певца в ансамбле нет большей чести, чем служить отечественной публике. Мне кажется, что сегодня требуется безотлагательное стимулирование этого рода деятельности. Певческое дело - это не только проблема музыкантов-профессионалов, это вопрос государственной важности, касающийся духовной культуры народа, его нравственности. Думаю, нет народа на свете, который бы не пел, иначе он был бы подобен глухонемому, - продолжает Товмас. - Почти все наши ашуги были учениками народа. Человек творил, сознавая, что созданное им переживет его. Создания мастеров оказались долговечнее камня. Если множество памятников, храмов все же разрушено грозной силой времени и навсегда потеряно для нас, то песни и поныне живут в памяти, не потеряли своей свежести и силы. Слово оказалось прочнее камня. Почему я особенно люблю народную песню, ашугскую поэзию? Она и сегодня, в новом тысячелетии, способна воспитывать в человеке лучшие качества - мужество, стойкость, которые наши предки возвели в культ. На этих качествах держалась свобода родной земли.

Вдохнуть жизнь в каждую песню, идущую из глубины веков, значит быть органичным,естественным. У ансамбля все звучит чисто, первично, даже интонации. На каждой из исполненных песен - печать самобытности нашего народа, его подпись на этой земле. В наши дни, насыщенные звучанием всевозможных механических источников, это живое звучание человеческих голосов можно уподобить животворному роднику или уголку природы, сбереженному заботливыми руками человека. Сберечь ашугскую и народные песни - задача той же степени важности, что и сохранение языка, памятников архитектуры, истории.

Искусство ансамбля ашугской песни нам необходимо особенно сейчас, когда мы оказались в плену вульгарной поп-культуры, когда размагниченными оказались связи, которые человечество налаживало веками и вне которых смысл подменяет цель. Искусство ансамбля властно и вместе с тем бережно возвращает нас к смыслу, стержню, с которым жить не так безнадежно.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЯВЛЕНИЕ КАРМЕН
      2018-11-14 16:20
      878

      Новая постановка шедевра Бизе на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова Что бы там ни говорили присяжные панегиристы нашего оперного театра, гастроли его коллектива за рубежом, последние премьеры, концерты с участием мировых звезд заметно оживили жизнь театра, вернули зрителя в зал. Отсутствие премьер, новых имен исполнителей, скудный репертуар - все эти докучные проблемы омрачали официальную безмятежность руководства театра. А между тем время требовало существенной перестройки, конкретности дел, принципиально иных творческих и организационных методов работы.

    • ОБРЕТЕНИЕ ПАМЯТИ
      2018-11-09 16:03
      2126

      В эти дни замечательному кинорежиссеру, народному артисту, лауреату Государственной премии РА Нерсесу Оганесяну исполнилось бы 80 лет

    • ПОЧЕМУ СМЕЯЛИСЬ ЧАЙКИ
      2018-10-31 15:15
      2788

      В отличие от книг, живописных полотен, скульптур, фильмы стареют быстро. Даже те, которые в свое время являлись событием.

    • СИНТЕЗ ПОДЛИННОСТИ И НОВИЗНЫ
      2018-10-22 16:34
      6002

      Гастроли Юрия БАШМЕТА и руководимого им камерного ансамбля "Солисты Москвы" На прошлой неделе в культурной жизни Еревана произошел мощный всплеск - после пятилетнего перерыва в Большом концертном зале филармонии им. А. Хачатуряна мы вновь встретились с легендарным альтистом и дирижером Юрием Башметом и руководимым им камерным ансамблем "Солисты Москвы". Единственный концерт прославленного коллектива состоялся в рамках беспрецедентного по нынешним временам XIX международного фестиваля "Ереванские перспективы".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      202

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • ОБРЕТЕНИЕ ПАМЯТИ
      2018-11-09 16:03
      2126

      В эти дни замечательному кинорежиссеру, народному артисту, лауреату Государственной премии РА Нерсесу Оганесяну исполнилось бы 80 лет

    • МОЛОДОЙ 80-ЛЕТНИЙ АРМЯНСКИЙ ДЖАЗ
      2018-11-05 15:53
      917

      Ровно восемьдесят лет назад решением правительства республики был создан Государственный джаз-оркестр Армении. Тогда за дело взялся композитор и виолончелист Артемий Айвазян. Его потом на долгие годы сменил композитор и замечательный пианист Константин Орбелян. В новейший период после небольшого перерыва оркестр вновь занял достойное место среди музыкальных коллективов республики и мирового джазового сообщества - его, по сути, возродил композитор Армен Мартиросян. И вот уже почти восемь лет как художественным руководителем и главным дирижером оркестра является саксофонист и композитор Армен Уснунц.

    • АКАДЕМИИ НАУК - 75 ЛЕТ. ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
      2018-11-02 12:44
      4598

      Национальная академия наук Армении отметила свое 75-летие. К юбилею было приурочено несколько крупных международных конференций по разным научным направлениям, проведены форум ученых СНГ, выставка достижений НАН, встречи и обсуждения, торжественные мероприятия.