Последние новости

ОЖИДАЕТСЯ МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ?

В одну и ту же реку дважды не войти, однако повторить одну и ту же ошибку возможно, и это на протяжении веков. Так, от своей двуликой политики по отношению к Армении после разрушения царства Багратидов пострадал и сам второй Рим - Византия. Антиармянская политика большевиков стерла осуществимое победой союзников предречение "Москва - третий Рим", что спасло бы весь прогрессивный мир от ожидаемого апокалипсиса. Ожидается третий Рим или нет, но единственной преградой на пути к подготавливаемой пантюркистской империи от Балкан до Великой китайской стены и Дальнего Востока являются Россия, объединенная Армения с их естественными союзниками. Во время Первой мировой войны на Кавказском фронте русская армия освободила большую часть Западной Армении. Победное шествие русской армии, в рядах которой в 1914-1916 годах сражались 180000 армян, должно было продолжаться до армянской Киликии, с выходом к Средиземному морю.

1

После посещения Еревана руководителем Российского международного информационного агентства Дмитрием Киселевым 25 июня на сайте РИА Новости была опубликована статья Юрия Городненко "Куда плывет армянский ковчег?", а 4 июня на сайте ИА REGNUM - материал Гая Борисова "Афтершок" после посещения Киселевым Армении был довольно сильным". Между тем ковчег не плывет, а постепенно тонет в болоте, из-за чего с самого начала независимости Армении часть населения уже покинула страну и разбрелась по миру.

ГАЙ БОРИСОВ АКЦЕНТИРОВАЛ ВАЖНОСТЬ ТРЕБОВАНИЯ КИСЕЛЕВА, ВЫДВИНУТОГО В НС РА: принять русский язык в качестве второго государственного. Именно это вызвало бурное недовольство парламентариев. Игнорировалось его второе, в духе Ленина-Ататюрка требование, которое в сложных и тяжелых нынешних условиях слишком опасно для Армении, как и, безусловно, для России: сделать главенствующим принципом государственной политики идею единства всех наций, живущих на данной территории. И не обходить вопрос новой, объединяющей, а не основанной на национализме идеологии.

Первое требование вовсе не надо было обсуждать. Можно было просто объяснить, что русский язык и русская культура в Армении имеют глубокие корни, независимо от того, являются или не являются государственными, и нельзя делать из этого повод для столкновения. Можно обсуждать, оспаривать точку зрения любого человека, но, в особенности на данном дипломатическом уровне, в подобающей форме. Имеет ли такую возможность немалая масса необразованных парламентариев НС, большую часть убогого лексикона которых составляют ругательства? Как можно объяснить такому вот парламенту, что межгосударственные отношения и уличная словесная потасовка - разные вещи? Гай Борисов вынужден был напомнить, кто такой Дмитрий Киселев: "Можно было догадаться изначально: руководитель ведущего госинформагентства никак не может говорить исключительно то, что лично ему удобно, поскольку выступает не только в ипостаси журналиста, но и как видный деятель официальной информационно-идеологической сферы".

Борисов также разъяснил, что означало второе требование Дмитрия Киселева: позиция Москвы характеризуется направленностью закавказских государств на "новые, настроенные на интеграцию политические силы, не ставящие во главу угла национализм. Закавказье должно быть единым геополитическим и экономическим организмом в зоне российского влияния (...). Поэтому вполне допустимо, что после 2018 года, когда истечет срок президентских полномочий Сержа Саргсяна, Москва хотела бы получить в Армении не формальную, а реальную смену элит, реальную смену господствующей идеологии и качественно новые подходы к решению насущных проблем экономического и геополитического порядка". Ясно, что Россия по первому же подобающему поводу внесет изменения для установления своего геополитического подхода. Будет ли этот подход в стиле "у сильного всегда бессильный виноват", который предполагает ради объединенного Закавказья еще одну сделку в духе Ленина-Ататюрка? Случайно ли во время последней встречи в Сочи Серж Саргсян снова заговорил о взаимных уступках?

КАК ПИШЕТ ЮРИЙ ГОРОДНЕНКО, АКТИВНОСТЬ ПОСЛОВ США И ПОЛЬШИ подтверждает, что после Украины Армения может стать следующей целью США. "Послы проводят консультации с лидерами оппозиции - Левоном Тер-Петросяном и Раффи Ованнисяном, энергично участвуют в антироссийских мероприятиях". Аналитик мог бы не обратиться к важной разнице во взглядах этих политиков по вопросу Арцаха. Так, Тер-Петросян считал: "Статус автономии в составе Азербайджана вполне мог бы удовлетворить стороны конфликта, поскольку после получения автономии Карабах оставался в составе Азербайджана. То есть территориальная целостность Азербайджана сохраняется, а карабахцы в свою очередь будут иметь гарантированную жизнедеятельность. Вот это и является нашей позицией в вопросе НК, и мы готовы обсуждать это на любом уровне" ("Комсомольская правда", 5 марта, 1992 г.). В противоположность этому Ованнисян потребовал от НС признания независимости НКР и объединения республики с Арменией.

По утверждению Городненко, антироссийскую риторику оппозиционеры обосновывают непосредственным участием министра иностранных дел России Алексея Лобанова-Ростовского и наместника Кавказа Григория Голицына в Геноциде армян в Турции. По его мнению, например, Лобанов-Ростовский не является автором выражения "Армения без армян". В самом деле, оно несравненно древнее: относится к византийскому императору - вероятно, армянского происхождения - Маврикию (Морик) (539-602). Данная идея реализовывалась на протяжении веков, а с начала обретения независимости Армении по сегодняшний день этой программе с неотступным упрямством придавали большой размах собственно армянские власти. Только в годы правления Левона Тер-Петросяна страну покинуло более миллиона человек. Следующие два президента словно не имели других дел, кроме как вытолкнуть из Армении еще 700 тысяч.

Задачей настоящей статьи является рассмотрение не эпохи Лобанова-Ростовского и Голицына, а сегодняшней ситуации. Тем не менее стоит отметить следующее. В 1878-1879 гг. посол России в Турции, в1895-1896 гг. - министр иностранных дел Лобанов-Ростовский, своей протурецкой политикой способствовал истреблению в 1894-1896 годах 300000 армян, насильственной исламизации 100000 и изгнанию с родных земель еще 100000. Юрий Городненко пишет, что наместник Голицын "хотел уравновесить численность армян и азербайджанцев, служивших в аппарате наместника в Тифлисе, а также несколько ограничил имущественные права Армянской церкви". Этим "несколько" была конфискация всего недвижимого имущества и капитала Армянской церкви и духовных учреждений. К 1885 году царизм уже закрыл около 300 армянских школ, в 1896 году - еще 230, в 1900-м - армянское издательское товарищество Тифлиса и некоторые органы армянской периодики. Даже армянским благотворительным организациям было предписано не заниматься просветительской деятельностью.

ОТМЕТИМ, ЧТО В ТО ВРЕМЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАРОДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО, они назывались кавказскими татарами, которые, тем более в армянонаселенном Тифлисе, ни с какой точки зрения не могли сравниться с той ролью, которую играли армяне, и численное уравновешивание чиновников означало не что иное, как протурецкую политику. К "имущественным правам" мулл православный христианский правитель и пальцем не дотрагивался, но проявлял насилие в отношении просветительской христианской Армянской церкви. Подчеркнем, что позорная дискриминация прав армян, представляемая как политика уравновешивания, привела к слишком тяжелым последствиям как для Армении, так и для России.

Тем не менее проявляющиеся сегодня время от времени в армянских кругах антироссийские настроения вряд ли являются результатом антиармянской деятельности этих двух высокопоставленных чиновников прошлого. Многие даже и не слышали их имен и впали в заблуждение в основном вследствие проникающего с Запада влияния как антиармянской, так и антироссийской политики некоторых СМИ, а также - что самое главное - ряда представителей власти. Но подавляющее большинство армян и в прошлом, и в настоящем имеют прорусскую ориентацию. Однако этим нельзя злоупотреблять, прибегая к неприемлемым подходам и действиям, выдвигая определенные вопросы и требования, поверхностно представляя исторические факты, а то и открыто их искажая, что имело место в указанных выше статьях. Речь, к примеру, идет о попытке оправдания антиармянской политики Лобанова-Ростовского или осуждении освобожденных от турецкого ига русским оружием болгар, которые "занялись вместе с немцами антироссийской политикой". Армянский народ никогда, ни с какой силой совместно не выступал против России. Единственный случай, который приводят Городненко и Борисов, - это борьба Нжде против турецко-большевистского союза в защиту Зангезура, впоследствии - сотрудничество с немецкими фашистами.

Справедливо критикуя власти Армении за слабую идеологическую работу (правильнее - безыдейную, вредоносную), за коррупцию, превращение правящей партии в бизнес-клуб, российские аналитики одновременно убеждены, что "официальной идеологией правящей партии является армянский национализм - концепция "Цехакрон" военного деятеля Первой Республики (1918-1920) Гарегина Нжде. На самом деле, правящая партия не имеет морального права носить его имя. Гарегин Нжде служил своему народу самоотверженной борьбой и спас Армению от окончательной гибели, между тем РПА часто действует ради своей бизнес-выгоды, а не ради народа.

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПОЛКОВОДЦЫ ГАРЕГИН НЖДЕ И ДРАСТАМАТ КАНАЯН НАХОДИЛИСЬ В ЕВРОПЕ. Живущим там армянам и армянам-военнопленным, как и евреям, угрожала большая опасность. Некоторым армянским ученым удалось доказать немецким властям, что армяне являются арийцами, и им были выданы идентификационные карточки с отметкой: армянин, ариец. Кто и как понимал или манипулировал понятием "арийство" - отдельная тема, в действительности арийство - это историко-культурное явление, и армяне вместе с другими народами имели арийское прошлое, что не является ни преимуществом, ни недостатком.

Армянский легион, в отличие от войска генерала Власова, не воевал против Советской армии. Истинной целью легиона было войти в Армению вместе с немецкой армией для предотвращения турецкого вторжения с юга. О том, что могло произойти в противном случае, упоминал советник посла РФ в Армении Олег Шаповалов 9 мая с.г. в Ереване: "Если б мы не смогли победить, то здесь была бы большая трагедия, повторился бы Геноцид 1915 года, более ожесточенно, фашистскими методами". Добавим, что сосредоточенные у армянской границы турецкие подразделения ждали поражения советских войск под Сталинградом. И все те, кто обвиняет Гарегина Нжде в фашизме, пусть сами решают, оскорбительно ли героизировать его для потомков одной из стран - победительниц во Второй мировой войне?

2

Чем обосновывается национализм Гарегина Нжде? Юрий Городненко пишет: "Концепция этноверы (*)... сформулирована 100 лет назад. В век информационных технологий и глобализма мир настолько изменился, что представления столетней давности уже абсолютно архаичны. Кроме того, идеология Гарегина Нжде, как любой национализм, работает не на объединение, а на противопоставление, в частности - тюркам". Именно так: тюркам...

Глобализм, эпоха ИТ... И поЧти ежедневно акты вандализма и варварства, происходящие на глазах мирового сообщества. Все достижения цивилизации, насколько они способствовали развитию и прогрессу человечества, не в меньшей мере и несравненно с более разрушительной силой служили и служат все новым и новым преступлениям. Воспрепятствовал ли глобализм и ИТ, например, уничтожению армянского культурного наследия в Нахиджеване, в том числе уникальных хачкаров? Никакая глобализация, никакие высокие технологии, никакая цивилизация не способны изменить звериную сущность человека, в данном случае - туркоазербайджанцев. А что в арабском мире - неужели завороженные иллюзиями глобализма не видят этого? Вспомним лишь одну сцену из "арабской весны" - смерть после трехчасовых истязаний Муаммара Каддафи (или, возможно, его двойника), попавшего в руки кровожадной толпы.

Изучая литературное наследие Гарегина Нжде, легко убедиться, что концепция "Цехакрон" не связана с национализмом. В подтверждение достаточно привести две ее характерные формулировки: "самооборона - вот наша новая религия" и "здание отечества не должно подниматься на скале ксенофобии". Но поскольку Нжде критикуют с ленинско-ататюркских позиций, то, даже принимая его "национализм", мы не должны забывать, что, согласно ленинскому принципу, национализм угнетенных народов имеет национально-освободительное, политическое и экономическое стремление к независимости, общедемократическое и антиимпериалистическое содержание.

"Не будем говорить о достаточно наивной системе взглядов и противоречивой деятельности национального романтика Нжде", - пишет Гай Борисов. Но не говорить - значит оставаться в опасном заблуждении, так как вопрос касается не только личности Нжде и его противоречий, а того, чтобы, извлекая уроки из ошибок и потерь прошлых лет, не повторять их. 30 ноября 1920 года Нжде пишет военкому и начальнику красной военной части: "Вашими разнузданными действиями, изнасилованиями и убийствами женщин и детей вы напоминайте нам варварства, учиненные руками печально известных янычар. Вы камня на камне не оставляете. Происходят обычные убийства, изнасилования женщин и девушек, разбой... Под вашим флагом действуют османские паши-убийцы и армяноеды, являющиеся проклятием и позором Востока" (Нжде. Жизнь и деятельность, реликвии, свидетельства, Лос-Анджелес, 1989, стр. 139-140). Имея в виду требование воссоединения с тюрками, вспомним ответ Нжде большевикам: "Вы бесконечно говорите, пишете про дружбу и братство между армянскими и турецкими трудящими и одновременно во многих местах поднимаете турецких трудящих против армян, их руками проливаете кровь армян, разрушаете армянские деревни и таким способом углубляете национальный антагонизм. Москва и вы обмануты кемалистами... Революционными лозунгами Кемаль и компания скрывают свои наиболее реакционные панисламистские цели. Целью панисламистов, которых много под вашим флагом, является объединение с Азербайджаном, овладение городом Баку, соединение с Турцией и изгнание русских с Северного Кавказа" (там же, стр. 142-143).

АНАЛИТИКИ ПРИЗЫВАЮТ АРМЯН СОХРАНЯТЬ ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА - гостеприимство и толерантность, отмечая, что "окруженная с двух сторон тюркскими народами страна не может жить в состоянии вечного конфликта, подпитываемого идеями арийского превосходства". Конечно, в условиях арийского, да еще придуманного превосходства Армения жить не может. Но терпят ли существование армян эти вот тюрки с обеих сторон? В Азербайджане армянофобия является краеугольным камнем государственной политики. Там жестко воюют со всем армянским, вплоть до музыки Арама Хачатуряна (не так давно организаторы чемпионата Европы в Баку "толерантно" попросили сборную команду Беларуси по художественной гимнастике отказаться от выступления под танец с саблями). Ильхам Алиев регулярно повторяет свои маразматические заявления, в очередной раз это случилось 6 августа, когда, разглагольствуя перед пограничными войсками Агдама, он сказал: "Мы прекрасно знаем, что армянское государство создано на исторических азербайджанских землях, Иреванское ханство, Зангезур, махал Гейчи - это все наши исторические земли. Мы, азербайджанцы, должны вернуться, и вернемся на эти земли. Мы должны восстановить нашу территориальную целостность. Нагорный Карабах является древнейшей азербайджанской землей".

Нетрудно представить, что "азербайджанцы" не существовавшего до первой четверти XX века Азербайджана после возвращения на свои "исторические" земли и соединения турок с обеих сторон, после установления тюркской империи на огромной территории к востоку от Урала своими историческими землями объявят и европейскую часть России. Если попавшую под персидское иго Восточную Армению азербайджанцы считают своей землей, то почему бы им не считать своей попавшую под татаро-монгольское иго Россию? Могла ли могущественная Византия представить, что когда-нибудь на развалинах ее империи будет создано турецкое государство и Константинополь станет Истамбулом?

Воплощение толерантности? Эрдоган на вопрос телеведущей отвечает: "Мои корни из Ризе. Мне говорили, дескать, я грузин, а один мне нечто более грязное сказал, утверждая, что я армянин". Грузин он великодушно посчитал "просто" грязными, учитывая дружеские отношения Туркоазербайджана с Грузией и не завершившееся пока еще "толерантное" отуречивание Аджарии. "Грязь", надо полагать, полностью будет смыта отуречиванием всей Грузии. Армяне не дарят им Карабах и Зангезур и другие махал-мухулы, поэтому являются "более грязными".

МЕЖДУ ТЕМ ОДНОЙ ИЗ ПРИЧИН ПРОДОЛЖАЮЩЕГОСЯ ГЕНОЦИДА ЯВЛЯЕТСЯ ИМЕННО НЕИЗЛЕЧИМАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ АРМЯН. Никак не поймут наши соотечественники, что нет им места в Туркоазербайджане. При обострении ситуации вместе с другими "неверными" и местными армянами будут, несомненно, вырезаны и тысячи армян, переехавших в Турцию из Армении. Сигналы об этом уже есть - Ахмет Давутоглу не считает террористическим явлением исламский халифат, совершивший за короткое время чудовищные преступления. Турецкий ятаган снова точится, а некоторые армянки, стремясь обустроиться в Турции, выходят замуж за турок и принимают ислам. В Азербайджане все еще скрытно проживает несколько сотен армянок, в свое время вышедших замуж за азербайджанцев, однако вряд ли найдется хотя бы несколько десятков армян, женатых на туркоазербайджанках, поскольку последние отнюдь не толерантны. Так кому же необходимо проповедовать толерантность?

Основы пантюркистского государства могли быть заложены во время советизации Армении, после оккупации Зангезура турецко-большевистскими войсками и передачи его Азербайджану. Нжде этому помешал, поэтому он "националист, расист и фашист". А турецко-азербайджанские погромщики - интернационалисты-гуманисты. Однако понятия "интернационализм" и "национализм" размежевываются в приказе Нжде от 10 ноября 1919 года: "Завтра, когда вы, храбрецы, дойдете до Ачибаша, помните, что у этой деревни враг варварски зарезал до двух тысяч армянских женщин и детей, спасшихся от османского меча... Там целое ущелье усыпано скелетами и черепами, туда часто наведываются собаки и хищники Гехвадзора. Помните это и будьте беспощадны к тем, кто будет сопротивляться вам, поступайте по-рыцарски и по-человечески по отношению к женщинам, детям и старикам" (там же, стр. 86).

Сегодня, когда от нас требуют толерантности, не попахивает ли это паленым от "интернационального" уничтожения армян ради победы революции на Востоке?

3

Со свойственным большевикам искажением истории о Первой Республике Армения Юрий Городненко пишет следующее: "...Это прозападное государственное образование, образованное революционерами-националистами (дашнаками) закончило свою судьбу очень плачевно. Ввязавшись в войну на два фронта, с Турцией и Азербайджаном (затем с Советской Россией), проиграло ее. В результате Турция забрала себе не только Карсскую область, но и (согласно подписанному дашнаками Александропольскому договору) часть нынешней Армении - Гюмри и др. Надежды на Запад (США и Великобританию) оказались тщетными - он бросил армян на произвол судьбы. "Демократические традиции" 1918-1920 гг. - это традиции полной капитуляции и сдачи своих интересов". Городненко забывает упомянуть, что эти традиции реализовались при активном участии большевистской России.

В АПРЕЛЕ 1920-го, ПРИЗНАВАЯ СОЗДАННОЕ МУСТАФОЙ КЕМАЛЕМ самопровозглашенное правительство, оказавшаяся в когтях гражданской войны, государственного терроризма, бедности, отверженности Россия предоставила Турции 10 миллионов золотом, вооружение, обмундирование, военную помощь, направила советников для организации турецкого войска. Кемалисты получили возможность во имя "мировой революции" напасть на "империалистическую" Армению. Александропольский договор 2 декабря 1920-го подписала делегация правительства, сложившего 29 ноября свои полномочия. Глава делегации Александр Хатисян получил согласие законного правительства Армении подписать - для предотвращения немедленного нападения Кязыма Карабекира на Ереван. Ревком не признал незаконный договор, предложив начать новые переговоры. Турки отвергли это предложение и оккупировали армянские территории. В этой войне советизированная Армения потеряла более чем 198000 человек, около 26000 кв.км территорий. Турки уничтожили и награбили имущества на 20 миллионов рублей золотом.

Армения потеряла свои территории не по Александропольскому, а по следующим договорам. Согласно подписанному Советской Россией 3 марта 1918 года унизительному Брест-Литовскому договору, в числе прочих уступок Турции были переданы Карс и Ардаган. Согласно заключенному 16 марта 1921 года в Москве между РСФСР и Турцией договору о дружбе и братстве Карсская область была передана Турции, а Нахиджеван - под протекторат Азербайджана. По Карсскому договору о дружбе от 13 октября 1921 года был отменен Александропольский договор, к Турции отошел никогда ей не принадлежавший Сурмалинский уезд с библейским Араратом.

По причине братства Ленина-Ататюрка Армения (а значит, и Россия) потеряла указанные территории. Захвати они еще и Зангезур - и вместо нынешнего Евразийского экономического союза был бы сформирован тюркский экономический союз под флагом Тюркского совета (пока еще Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция - с населением 103297000 человек) во главе с Нурсултаном Назарбаевым.

Первая Республика Армения стала прозападной вследствие антирусской политики большевиков под руководством Ленина, которые превратили победу России и стран Антанты над Германией и ее союзниками и, в частности, Турцией в поражение. По настоянию Ленина из Армении были выведены русские войска. Против этого был Лев Троцкий, а Александр Керенский заявил: "Мы не можем уйти из Армении, ибо в это время от Армении ничего не останется, она будет уничтожена под оружием курдов и турок". Временное правительство решило продолжить Первую мировую войну до победного конца. Против этого была только одна партия - большевистская. Стремящийся к поражению России Ленин стал союзником кайзеровской Германии и преступной Турции. А его соратник Сталин поощрил резню армян, сказав на встрече с турецкой делегацией 22 февраля 1921 года: "Вы Армянский вопрос решили сами. Если что-то осталось еще решать, то это тоже решайте сами, но проинформируйте нас об окончательных сроках".

После революции 1917 года началось разложение Кавказского фронта, русские солдаты стали уходить домой. Татары (азербайджанцы) начали их отлов - останавливали поезда, похищали оружие, обмундирование, убивали солдат. Этими бандитскими сворами руководили опытные турецкие офицеры. С 9 по 18 января 1918 года у станции Шамхор татары напали на 14 эшелонов и истребили около 2000 русских солдат, ограбили весь арсенал и сожгли вагоны. Планомерно уничтожались русские населенные пункты.

Как могла Армения, оказавшаяся одна против турецких орд, учинивших ужасающий Геноцид, уйти от стран Антанты и остаться с бросившей ее и напавшей на нее большевистской Россией?

4

Несмотря на навязанную Турцией и Азербайджаном войну ("ввязавшись в войну на два фронта", как пишет Городненко) и благодаря неотмеченным героическим победам 1918 года при Сардарапате, Баш-Апаране и Каракилисе 28 мая была провозглашена независимость армянского государства с территорией около 10000 кв.км. После победы союзников Армения восстановила потерянные Ширак, Карс, Нахиджеван, Сурмалу и другие территории. Что же побуждает аналитика представлять обретенную невозможной, невероятной борьбой, совместными героическими усилиями народа и дашнакского правительства независимую республику как полнейшую капитуляцию "революционных националистов" и уступку собственных интересов? Стоящий перед лицом окончательной потери страны и нового геноцида народ не имел права защищаться?

СТАТЬИ ГОРОДНЕНКО И БОРИСОВА ПОСТРОЕНЫ НА НЕКОЙ НАВЯЗЧИВОЙ ИДЕЕ: "Закавказье должно быть единым геополитическим и экономическим организмом в зоне российского влияния". Это единение, по мнению указанных авторов, должно быть установлено толерантностью армян по отношению к туркам, что предполагает территориальное подношение Армении-Арцаха Азербайджану. Иными словами, "прекрасная погода, сказал рыбак червяку, - не поймать ли нам рыбку?" Следует ли полагать, что продолжается ленинско-сталинская болезнь вредоносных попыток сближения с тюркским миром, с использованием при этом армянских территорий в качестве приманки? Иной вывод из этих статей вряд ли возможен.

Куда приведет программа "геополитического единения"? В России средний показатель рождаемости таков: одна мать - 1,6 ребенка. В Армении чуть меньше. Из 145-миллионного населения в конце XXI века, а по пессимистическим подсчетам, уже к 2060 году в России останется 80 миллионов человек ("Аргументы и факты", N30, 2014). Сейчас только население Туркоазербайджана - примерно 85 миллионов. Впору задаться вопросом: во сколько раз за указанный период в условиях непрерывного роста исламских народов тюркское население превысит численность русского народа? Простой пример: в 1980 году 40,8 % из 14858000-го населения Казахстана были русские, 36% - казахи. В 1989 году казахов было 6536000, русских - 6228000, в 2014 казахов - 11244000, русских - 3685000. Население христианского мира постоянно сокращается, исламского - растет с большой скоростью. Это явление четко диагностировал Патрик Бюканан уже в названии своей книги "Смерть Запада". Но "мудрые" политические деятели, игнорируя жестокую реальность, делают все для ускорения собственной смерти. А какое "счастливое будущее" строит для себя Россия, постоянно играя в прятки с тюркским миром?

По официальным данным, население Армении больше 3 миллионов, однако на самом деле оно меньше. И если теми же темпами будет продолжаться эмиграция, не возрастет рождаемость, то спустя десятилетия здесь не останется населения. Туркоазербайджан без единого выстрела получит Армению-Арцах. Проигнорируем малую политику, но большая похожа на курицу, которая, увлекшись насыпанным перед ней зерном, не знает, компонентом какого бульона она станет. Запад делает все, чтобы ослабить, расчленить Россию, не задумываясь о том, что взамен на этой огромной территории получит мощную тюркскую империю, под ударами которой и без того оказавшаяся под угрозой исламизации - как говорится, превращения в Еврабию - Европа будет истреблена. Именно Россия является гарантией сохранения Европы. А гарантией сохранения России является усиление Армении и геополитическое единение естественных союзников - Ирана и других стран региона.

ОДНИМ ИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЧАСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО АРЦАХА является расширение общей границы с Ираном. Потерей любого куска этой границы усилится Туркоазербайджан, который и без того имеет большое преимущество в виде клина, воткнутого между Арменией и Ираном, - имеющего исключительное стратегическое значение Нахиджевана. Он фактически соединен с Турцией, имеет турецко-азербайджанское войско, готовое вторгнуться в Армению и открыть путь на север. Именно в Нахиджеване во время встречи министров обороны Турции, Грузии и Азербайджана Ираклий Аласания с воодушевлением заявил: "Грузии повезло, что она имеет таких хороших соседей и стратегических партнеров, как Турция и Азербайджан. На фоне рисков региональной безопасности мы должны более тесно сотрудничать". Вот так. Ассоциироваться с Европой означает броситься в объятия Туркоазербайджана. Как назло, этой великолепной тройке не повезло совсем в другой части земного шара. И мы, и они были бы свободны от фона рисков.

Следовательно, содействие освобождению талышей, татов, лезгин и других коренных народов региона от азербайджанского ига является одной из первоочередных, справедливых мер. Стратегию как внутренней, так и внешней политики надо разрабатывать как минимум на полвека вперед. Полученное ценой уступок расположение Туркоазербайджана и иллюзия привлечения Баку в единую зону влияния России будут иметь худшие последствия, чем братство Ленин-Ататюрк, когда были потеряны не только отмеченные выше армянские территории. Во время Первой мировой войны на Кавказском фронте русская армия освободила большую часть Западной Армении. Победное шествие русской армии, в рядах которой в 1914-1916 годах сражались 180000 армян, должно было продолжаться до армянской Киликии - с выходом к Средиземному морю.

5

Первый подписавшийся под резолюцией о независимости Армении, один из величайших сынов армянского народа, Аветис Агаронян никогда не отказывался от России, объясняя свою позицию совместным обязательством: "Византия наших дней - Россия, которая имела непосредственное обязательство стать нам политической, моральной и гуманитарной опорой и защитницей, некой поразительной слепотой отвергала свою собственную историю, свое слово и свою клятву, свой военный престиж и традиции, отвернулась от нас и допускала, чтобы армянский народ в одиночку поднимал брошенную в лицо космической совести и справедливости перчатку".

ЭПОХАЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ АГАРОНЯНА БЫЛО НАПРАВЛЕНО НЕ ТОМУ адресату. Большевики не представляли истинную Россию, более того, они ее принесли в жертву сумасшедшей идее мировой революции. Точки зрения некоторых деятелей истинной России отражены на страницах политико-дипломатического дневника Агароняна. Вспомним его беседу с бывшим российским послом в Константинополе М. Гирсом. Надеясь, что государства признают правительство Колчака, посол отмечает: "...Мы отнюдь не против объединенной, независимой Армении... Это и в наших интересах... Другим было бы наше отношение, если бы вы не получили Киликию и было бы иным, если бы вы получили Киликию... Киликия - значит Средиземное море, к чему мы стремились не достигая. Мы не получили ее и не хотели бы, чтобы она попала в руки какого-либо крупного государства. В то же время Армения как малое государство и в особенности как наша будущая союзница для нас не только безопасна, но даже выгодна. В ваших же интересах, несомненно, иметь нашу дружбу, наше союзничество, поскольку с уходом Америки вы лоб в лоб столкнетесь с мусульманским миром. Вот в этом случае мы всегда там. Как и в прошлом... Единство и независимость Армении мы никому не уступим, даже различным азербайджанам".

Два других бывших посла России почти слово в слово повторили сказанное Гирсом 19 мая 1919 года. Правительство Колчака так и не было признано, когда 10 августа 1920 года председатель парламента РА Аветис Агаронян подписывал Севрский договор. И мировая история пошла по иному пути.

В одну и ту же реку дважды не войти, однако повторить одну и ту же ошибку возможно, и это на протяжении веков. Так, от своей двуликой политики по отношению к Армении после разрушения царства Багратидов пострадал второй Рим - Византия. Антиармянская политика большевиков стерла осуществимое победой союзников предречение Москва - третий Рим, что спасло бы весь прогрессивный мир от ожидаемого апокалипсиса.

Старик Филофей изрек: "...Яко два Рима падоша, а третий стоить, а четвертому не быти". Ожидается третий Рим или нет, неизвестно, но единственной преградой против задуманной пантюркистской империи от Балкан до Великой китайской стены и Дальнего Востока являются Россия, объединенная Армения с их естественными союзниками.

Степан ТОПЧЯН

(*) Неверное толкование и, соответственно, неверный перевод слова "ցեղակրոն" как "этновера". На самом деле под этим словом понимается "носитель этнических (национальных) ценностей". Поэтому это понятие имеет исключительно культурный и никоим образом не религиозный смысл (прим. перев.).

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИНФАНТИЛИЗМ ИЛИ ОСОЗНАННЫЙ ЦИНИЗМ?
      2018-07-16 14:09
      3507

      Скандал вокруг пресс-секретаря первого вице-премьера Пресс-секретарь первого вице-премьера Армении Арарата Мирзояна Карпис ПАШОЯН в интервью  CivilNet коснулся граффити на стенах Ереванского государственного университета с изображением погибших в апрельской войне 2016 г. ребят. "Мне кажется, этих детей нужно оставить в покое. Имя того же Роберта Абаджяна (Героя Арцаха. – Ред.) много муссируется, их следует оставить в покое. Юноша с детским лицом, он в тот момент, наверное, и не понял, что происходит … И сейчас мы постоянно муссируем это имя. Всего 18-летний юноша… Мне кажется, не стоит так делать", – сказал Карпис Пашоян.

    • 103-Я ГОДОВЩИНА ГЕНОЦИДА АРМЯН (видео)
      2018-04-25 09:46
      2631

      24 апреля армянство всего мира, как и всё прогрессивное человечество, в очередной раз отдало дань уважения жертвам Геноцида армян в Османской империи.

    • ПОДАРКИ К 8 МАРТА
      2018-03-14 13:50
      1188

      В преддверии Международного женского дня в ереванском отеле "Ани Плаза" состоялась выставка изделий народных умельцев. В павильонах экспо можно было встретить различные изделия, приуроченные к 8 марта.

    • ВРАЧЕВАНИЕ ИЛИ ТОРГОВЛЯ?
      2018-03-12 10:27
      1503

      В Армении немало прекрасных врачей и хорошо оснащенных клиник, но почему же так много претензий к системе здравоохранения? Как готовятся медицинские протоколы? Как используется госзаказ на лечение? Каковы роль и права медицинских ассоциаций? Справляется ли со своими функциями Министерство здравоохранения? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола "ГА".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "РАЗВАЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НАЧАЛСЯ НЕ ИЗ-ЗА КАРАБАХА"
      2018-11-14 09:50
      440

      Президент Армении Роберт Кочарян в интервью журналисту "Россия 24" Николаю Сванидзе рассказал, что выпустил автобиографическую книгу, где говорится о событиях времен развала Советского Союза. По его мнению, у советской власти в тот период не было ничего нового и креативного, что можно было бы предложить обществу, передает NEWS.am.

    • I МИРОВАЯ ВОЙНА: ИТОГИ ПЕРЕДЕЛА
      2018-11-12 15:28
      941

      История – это, безусловно, искусство помнить. Чтобы дать объяснения многим событиям, происходящим сегодня, следует осмыслить уроки военных столкновений прошлого. Последствия любого крупномасштабного мирового конфликта, даже если он произошел сто лет назад, влияют на современные события. Яркий пример тому итоги I мировой войны.

    • "НАМ НУЖНЫ РАБЫ, НО ОНИ НЕ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ ВМЕСТЕ С НАМИ…"
      2018-11-12 14:56
      624

      Где, с кем и как жить - решаем не только мы, а прежде всего законы тех стран, в которых мы собираемся жить. Если сходится, оформляем документы, берем билет и принимаем к исполнению правила общежития новой страны проживания. Называется легальная иммиграция. Одним из самых непримиримых борцов с ней был рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер.

    • АРМЯНСКИЙ ДЖАЗ В THE HISTORY OF EUROPEAN JAZZ
      2018-11-09 15:51
      989

      На дни рождения, а тем более на юбилеи принято делать подарки. Так вот в год своего восьмидесятилетнего юбилея армянский джаз получил замечательный подарок. В прекрасно изданной британским издательством Equinox книге The History of European Jazz - The Music, Musicians and Audience in Context собрана информация о джазовой музыке и музыкантах всей Европы. Получила свое представительство в книге и Армения. Эта практически энциклопедия почти на 750 страницах содержит информацию, которую предоставили 45 журналистов, критиков и музыковедов Европы.