Последние новости

ИСКУССТВО, ПОЛНОЕ ОГНЯ

Государственному ансамблю танца Армении - 55 лет

На сцене красочное зрелище. Мужественный, победный танец, открывающий программу, сменяется грациозным танцем девушек, затем, сменяя одна другую, возникают картинки народной жизни, шуточные сценки, заражающие задором, фантазией и страстью. Это не этнографические "музейные" экспонаты, а живое народное искусство, полное огня, заразительности, трепетности. В этих разных по жанру и масштабам постановках живо и зримо переданы грани национального характера.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНСАМБЛЬ ТАНЦА АРМЕНИИ... КАКИЕ ЭТО ЯРКИЕ СТРАНИЦЫ В ИСТОРИИ АРМЯНСКОГО ИСКУССТВА! Какие прекрасные минуты истинных открытий связаны с его историей и богатыми творческими традициями! Да и могло ли быть иначе? Ведь создателями ансамбля были замечательные деятели нашей культуры: известный балетмейстер Эдуард Манукян, усилиями которого и создан ансамбль, первый художественный руководитель коллектива, тонкий знаток народной музыки Хачатур Аветисян, хореографы, композиторы, художники. Они были призваны сохранять многовековое наследие, традиции армянского народного танца и, приумножив, передать следующим поколениям.

Первая программа ансамбля - это результат подвижнической деятельности талантливого балетмейстера Ильи Арбатова (Якубяна). Через год после создания ансамбля его участники уже демонстрировали свое искусство не только в республике, но и во многих городах Советского Союза, снискав подлинное признание. А затем слава ансамбля перешагнула границы нашей страны. Первые зарубежные гастроли прошли в Ливане, Сирии, Ираке, Египте, Алжире, Марокко, Тунисе, затем в Иране, Чехословакии, Финляндии, Венгрии. И всюду - заслуженный успех, восторженные оценки специалистов. "За свою долгую жизнь я видел выступления многих танцевальных ансамблей, но то, что показали артисты армянского народного танца, превосходит выступления всех остальных танцевальных групп", - писал египетский искусствовед Фахри Баруджи. Нередко первая встреча с артистами ансамбля для зарубежных зрителей была и первой встречей с армянами вообще. Ансамбль знакомит зарубежного зрителя с тем, что нам дорого, что представляет наиболее характерные черты армянского искусства. Нужно ли говорить, как важна эта благородная миссия?

Первые успехи ансамбля стали основой для более усложненных программ, в которых отдельные номера тематически и стилистически объединялись в целостное представление. С приходом в ансамбль в 1968 году в качестве художественного руководителя, мастера национальной хореографии, народного артиста республики Вануша Ханамиряна почерк ансамбля становится более устойчивым и каллиграфическим. Сущность его метода - в свободном раскрытии каждого дарования при единстве стиля и уникальности исполнительского уровня, в сотрудничестве заслуженных мастеров и совсем юных артистов. Репертуар ансамбля обогащается развернутыми композициями, обращенными к героическим страницам истории, быту, нравам, к духовному складу народа.

Искусство, полное огня

С НОВОЙ ПРОГРАММОЙ АНСАМБЛЬ РАСШИРЯЕТ МАСШТАБЫ СВОИХ гастрольных поездок, завоевывая сердца все новых зрителей. Франция, Афганистан, Ливан, Египет, огромное турне по Латинской Америке - везде ансамбль вводит публику в свой мир, где ощутим дух народа, его культура, вкус. "Легендарный дебют" - так оценила латиноамериканская пресса те гастроли.

Начало 70-х прошлого века связано с триумфальными гастролями ансамбля по 13 штатам Америки: Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Лос-Анджелес, Чикаго... А спустя короткое время последовали концерты в Канаде, Франции, Бельгии, Англии, Дании, Швейцарии, Мексике и снова в США. Это был период подлинного триумфа армянского танцевального искусства.

Почему армянский танец покорил мир? Именно благодаря своей национальной самобытности. "Даже не будучи армянином, трудно не поддаться зову этих сильных и пламенных танцев. Энергичные, гибкие, веселые - все это дух народа, который выражается в мощном порыве радости", - писала французский искусствовед Моника Пантель. А выступление армянских артистов в престижном зале нью-йоркского Карнеги-холл перед американскими зрителями и нашей диаспорой заставило зрителей глубже вдуматься в природу национального искусства, выраженную танцем, в особую его театральность, неповторимые ритмы, пламенный темперамент. Да, они танцевали как истинные звезды, как верные дети национальной танцевальной школы. Творили, открывая новую страницу в истории культурных отношений между Арменией, США и диаспорой, возвращая наших соотечественников на родную землю.

90-е годы по известным причинам - самый тяжелый период в жизни Государственного ансамбля танца. Именно в этот период коллектив возглавил легендарный артист Сурен Чанчурян. С его деятельностью в качестве художественного руководителя ансамбль открывает новую страницу в своей истории. Перед коллективом стояла непростая задача: не только выжить в условиях новой социально-экономической ситуации, но и найти в себе силы создать новаторские интерпретации на основе народной и классической музыки.

Сурен Чанчурян целиком посвящает себя возрождению ансамбля, привлекая для этой цели лучших композиторов, художников, хореографов, танцоров. Один за другим начали появляться новые номера. Композиции, позы, жесты, костюмы, выполненные одаренными художниками, - все несет на себе печать изысканной красоты. За острой характерностью пластики, за виртуозностью исполнения, за щедро рассыпанными блестками юмора не исчезает подлинная народность. Все это и позволило ансамблю вновь начать активную гастрольную жизнь.

РЕПЕРТУАР АНСАМБЛЯ ОСОБЕННО АКТИВНО ОБНОВЛЯЕТСЯ В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ усилиями главного балетмейстера, прекрасного хореографа Асатура Карапетяна, не скованного никакими стандартами. Каждый танец - это вдохновение, пластическая песня тела при общем единстве стиля. Добивается он этого кропотливым трудом. Достаточно посмотреть, с каким мастерством отшлифованы жемчужины армянских танцев, инструментальных мелодий, образцы деревенского и городского танцевального искусства! Какой тонкий вкус в костюмах, созданных художниками Сааком Мурадяном и Рубиной Оганесян, где каждая деталь продумана и выверена. Глядя на эту красоту, на это буйное танцевальное действо, не задумываешься над тем, какие усилия были приложены, прежде чем ансамбль вышел на сцену.

Проходят годы, а на сцене царит стихия парящего танца, юной непосредственности, стремительного движения, напоминающая увлекательную игру. Поразительно, что ни один из прежних номеров не устарел и поныне. "Берд" - один из первых номеров ансамбля. Далее следуют "Сардарапат" (музыка А.Спендиарова), "Танец кинто" (музыка Хачатура Аветисяна) в постановке Вануша Ханамиряна или же постановки самого А.Карапетяна, в которых он не только продолжает лучшие традиции армянского танцевального искусства, но и придает им современное звучание. Это танцы "О, страна армянская", "Раздумья", "Муш", "Саят-Нова", "Эривань", "Шуточный танец", "Весенние грезы", "Этнографический танец", "Арцахи" и многие новые танцевальные номера. При постановке и воплощении каждого из них учитывается сложный комплекс тесно переплетенных традиций - духовных, культурных, художественных. Свои плоды приносит сотрудничество постановщика с композитором Ара Геворкяном.

В труппе блистают великолепные солисты, под стать им и более молодые артисты, которые недавно пришли из студии или хореографического училища. Конечно, нынешние исполнители ранних номеров привносят многое не только от своей индивидуальности, но и от времени, в котором они живут, от той пластики, что свойственна сегодняшней молодежи. Но основа - художественная мысль, заключенная в близости народному характеру, стремление создать иллюзию сиюминутного рождения танца как бы на глазах у зрительного зала - неизменно передается из поколения в поколение.

ВСЕ КОНЦЕРТЫ АНСАМБЛЯ ПРОХОДЯТ ПОД ЖИВОЙ АККОМПАНЕМЕНТ. На протяжении многих лет в оркестре ансамбля играют профессиональные музыканты под руководством композитора Айка Григоряна. Он создает прекрасные мелодии для новых постановок. При ансамбле действует и студия, где дети учатся танцам, постигают секреты мастерства, а в дальнейшем самые лучшие питомцы студии вливаются в коллектив ансамбля.

Осенью этого года коллектив ансамбля дал два концерта: в Большом зале филармонии им. А.Хачатуряна и недавно - в Малом зале им. А.Бабаджаняна. Это своего рода отчет о проделанной работе. Как и всегда, когда на сцене Государственный ансамбль танца Армении, залы переполнены.

Особая миссия бесперебойной работы коллектива лежит на руководителе ансамбля Эрике Чанчуряне. Благодаря его усилиям приобретаются дорогие костюмы, заключаются договора о гастролях, решается масса организационных вопросов, без чего трудно обеспечить нормальную жизнь ансамбля, встречи с которым всегда обещают нам радость новых открытий.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЯВЛЕНИЕ КАРМЕН
      2018-11-14 16:20
      1228

      Новая постановка шедевра Бизе на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова Что бы там ни говорили присяжные панегиристы нашего оперного театра, гастроли его коллектива за рубежом, последние премьеры, концерты с участием мировых звезд заметно оживили жизнь театра, вернули зрителя в зал. Отсутствие премьер, новых имен исполнителей, скудный репертуар - все эти докучные проблемы омрачали официальную безмятежность руководства театра. А между тем время требовало существенной перестройки, конкретности дел, принципиально иных творческих и организационных методов работы.

    • ОБРЕТЕНИЕ ПАМЯТИ
      2018-11-09 16:03
      2305

      В эти дни замечательному кинорежиссеру, народному артисту, лауреату Государственной премии РА Нерсесу Оганесяну исполнилось бы 80 лет

    • ПОЧЕМУ СМЕЯЛИСЬ ЧАЙКИ
      2018-10-31 15:15
      2800

      В отличие от книг, живописных полотен, скульптур, фильмы стареют быстро. Даже те, которые в свое время являлись событием.

    • СИНТЕЗ ПОДЛИННОСТИ И НОВИЗНЫ
      2018-10-22 16:34
      6148

      Гастроли Юрия БАШМЕТА и руководимого им камерного ансамбля "Солисты Москвы" На прошлой неделе в культурной жизни Еревана произошел мощный всплеск - после пятилетнего перерыва в Большом концертном зале филармонии им. А. Хачатуряна мы вновь встретились с легендарным альтистом и дирижером Юрием Башметом и руководимым им камерным ансамблем "Солисты Москвы". Единственный концерт прославленного коллектива состоялся в рамках беспрецедентного по нынешним временам XIX международного фестиваля "Ереванские перспективы".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      412

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • ОБРЕТЕНИЕ ПАМЯТИ
      2018-11-09 16:03
      2305

      В эти дни замечательному кинорежиссеру, народному артисту, лауреату Государственной премии РА Нерсесу Оганесяну исполнилось бы 80 лет

    • МОЛОДОЙ 80-ЛЕТНИЙ АРМЯНСКИЙ ДЖАЗ
      2018-11-05 15:53
      924

      Ровно восемьдесят лет назад решением правительства республики был создан Государственный джаз-оркестр Армении. Тогда за дело взялся композитор и виолончелист Артемий Айвазян. Его потом на долгие годы сменил композитор и замечательный пианист Константин Орбелян. В новейший период после небольшого перерыва оркестр вновь занял достойное место среди музыкальных коллективов республики и мирового джазового сообщества - его, по сути, возродил композитор Армен Мартиросян. И вот уже почти восемь лет как художественным руководителем и главным дирижером оркестра является саксофонист и композитор Армен Уснунц.

    • АКАДЕМИИ НАУК - 75 ЛЕТ. ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
      2018-11-02 12:44
      4877

      Национальная академия наук Армении отметила свое 75-летие. К юбилею было приурочено несколько крупных международных конференций по разным научным направлениям, проведены форум ученых СНГ, выставка достижений НАН, встречи и обсуждения, торжественные мероприятия.