Последние новости

ДИПЛОМНЫЙ СПЕКТАКЛЬ ВОЙДЕТ В РЕПЕРТУАР

"…А зори здесь тихие"

Их было только пять… Пять девушек, полных молодых порывов, надежд, жизни… У них не было ничего, кроме веры, верности и способности стоять до конца - живым заслоном любви. Враг не прошел… Спектакль "…А зори здесь тихие" по пьесе А. Васильева в постановке Тиграна ГАСПАРЯНА стал дипломной работой и подвел итоги обучения первой студии Национального академического театра им. Г. Сундукяна.

ИДЕЯ КОВАТЬ СЕБЕ КАДРЫ В СОБСТВЕННЫХ СТЕНАХ ВИТАЛА в Национальном театре давно. Огромность сцены и зала, превращающихся порой в неподъемный груз, в непреодолимое препятствие для большинства непосвященных, требовала приобщения с молодых ногтей, адаптации с первых шагов на сцене. Три года назад все сошлось – энергичные призывы главного инициатора создания студии, мастера сцены Армена Марутяна, видение театральных перспектив главного режиссера Национального Тиграна Гаспаряна, прагматическая оценка возможностей директора Степана Давтяна. В течение двух лет по коридорам сундукяновского театра носилась воодушевленная молодежь, с третьего этажа, из репзала, раздавались временами вопли и грохот – обуздать бьющую через край энергию удавалось не всегда. На днях выпускники первой студии главного театра страны получили свои дипломы.

"Я умею то, чему меня научили в студии этого театра Вардан Аджемян, Хорен Абрамян, Мгер Мкртчян, - говорит заслуженный артист РА Армен Марутян. - У тех, кто учится и воспитывается в театре, есть свое отличие, особая связь с театром. Упаси бог, я не против любого театрального вуза, любой школы… Когда-то Сос Саркисян сказал, что, если бы в центре города хотя бы вполовину открылось столько театров, сколько кафе и ресторанов, народу было от этого гораздо больше пользы. У нас замечательные преподаватели, и студенты проходят весь комплекс предметов – актерское мастерство, сценическая речь, танцы, вокал. Большая часть занятий проходит на сцене. Видные артисты проводят мастер-классы. Даже когда они просто общаются, делятся не только опытом, но и какими-то историями из творческой жизни, думаю, это тоже урок. Только тот факт, что порядка 40 ребят учатся в Национальном театре, соприкасаются с искусством, со сценой, с актерами и режиссерами-мастерами, с драматургией – все это многое им дает. Даже если они не станут хорошими актерами, то по крайней мере станут нормальными, приобщенными к культуре людьми, станут хорошими зрителями. Студия и для работы театра хорошее подспорье. Ведь масштабные спектакли требуют больших массовых сцен. Для молодых практика, и театру польза. Кроме того, из почти 20 человек первой студии, которая сегодня отыграла дипломный спектакль, скорее всего, человек 6 останутся в театре, пока, естественно, во вспомогательном составе. Им от 19 до 25 лет, и это еще один плюс – в труппах больших театров юных персонажей играют люди за тридцать. Те, кто увидит спектакль, убедятся, что наши студийцы работают выше студенческого уровня. Поэтому мы и решили устроить вечерний показ спектакля при полном зале, чтобы зритель убедился в уровне наших студентов. Так что думаю, студия полностью себя оправдала".

ЕВРОПЕЙЦЫ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВСЕ ЧАЩЕ ПРИЗНАЮТСЯ: ВЫПУСКНИКИ студий артистов-практиков работают в профессии с гораздо более высоким КПД, чем люди, закончившие университеты и прослушавшие многочисленные курсы историй искусств всех времен и народов. "Когда-то в молодости я спросил у Фрунзика Мкртчяна, что же это такое, мастерство актера? - рассказывает Марутян. – И он мне ответил: чем больше приемов в твоем арсенале, тем больший ты профессионал. Не уверен, что он читал "Мастерство актера" Джорджио Стреллера. Но, в конце концов, в этом суть – владеть максимальным количеством приемов, способных передать всю гамму человеческих чувств".

Вечернему показу дипломного спектакля "…А зори здесь тихие" предшествовала сдача, на которой присутствовал не только коллектив театра и мамы-папы без пяти минут артистов, но представители Министерства культуры РА. Смотреть спектакль по обязанности не лучшее занятие, вызывает раздражение, а порой - и скрежет зубовный. Так что реакция делегации от министерства, возглавляемая замминистра Артуром Погосяном, стала полным сюрпризом. Искренние улыбки, блеск в глазах, восклицания "просто замечательно!" Впрочем, и не только у чиновников, это был отклик уже "второй волны". А "во первых строках письма" зрители честно шмыгали носом и украдкой вытирали слезы.

Выбор Тиграна Гаспаряна, который не стал искать легких путей и решил делать дипломный спектакль студии полноценной, широкоформатной работой на большой сцене, не простой выбор. И в первую очередь - в плане драматургии. "…А зори здесь тихие" - произведение, с одной стороны, сложное, требующее подробнейшей психологической разработки. С другой – вроде немодное, сугубо советское, о прошедшей и, кажется, подзабытой войне. Наконец, память о культовом фильме, над которым рыдало не одно поколение зрителей, продолжает составлять тяжелейшую конкуренцию.

На вопрос, почему "Зори…", Тигран Гаспарян отвечает: "Во-первых, субъективный фактор – я очень люблю эту вещь. Во-вторых, была объективная предпосылка – среди студентов было значительно больше девушек. Конечно, есть немало других "женских" пьес, но это такое честное и чистое произведение! Увы, молодое поколение сегодня даже толком не знает, что это была за война, когда она началась и когда закончилась... У нас уже случалось сдача спектакля, на которой было достаточно много народа - дай бог, чтобы спектакль всегда так принимали! И если и ребят на сцене, а вслед за ними и тех, кто сидит в зале, по-настоящему пробирает, значит, театр сделал правильный выбор".

СПЕКТАКЛЬ "…А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ" - АСКЕТИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ. На постановочные изыски не было средств, впрочем, их и не требовал драматургический материал. Маскировочная сетка, послужившая единственной декорацией, ничего не закрыла, не замаскировала, а, метаморфизируясь, поддаваясь режиссерским превращениям, все выявила четко, емко и пронзительно. Эхо прошедшей войны рождалось из белых всполохов и режущего звука воздушных тревог и из тревоги, наполнившей воздух сцены. Оно рождалось из музыки, из отголосков таких узнаваемых маршей и лиричнейших вальсов, подобранных Эдуардом Айрапетяном с тем тончайшим чувством меры, которое позволяет музыкальной теме стать камертоном спектакля, не наступая на горло его песни. Боль за оборвавшиеся молодые жизни усиливалась от того праздника жизни всем смертям назло, который зритель слышал в звонком девичьем смехе, видел в их открытых трепетных лицах. И становилось очевидно: чтобы струны человеческой души зазвучали в ответ на готовность отдать жизнь не ради слов, что пишутся с большой буквы, а во имя жизни, вовсе не обязательно точно помнить дату Сталинградской битвы… Об отдельных, особо удавшихся актерских работах сейчас говорить не будем, не потому, что их не было, а потому, что театр еще не объявил официально выпускникам, кто останется в труппе, а кому предстоит искать свой путь вне стен Национального театра.

СТУДИИ – ДА! ХОТЯ БЫ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ЭТИ ДЕТИ ФОРМИРУЮТСЯ в атмосфере театра, им не нужно оканчивать институт, а потом адаптироваться к условиям этого театра. Они непосредственно растут здесь, участвуют в спектаклях, а это большое преимущество, - считает Тигран Гаспарян. - И потом, когда в театре есть молодежь, это как когда в доме есть маленький ребенок, - театр начинает дышать. Если три человека из студии станут серьезными актерами, это уже солидное количество. Но мы не можем принимать в студию по три человека. Если не будет курса, не будет соответствующей атмосферы, это уже частное преподавание. Ведь и у студента института нет гарантий, что он попадет в театр".

Как сложится судьба выпускников студии, теперь зависит от их любви к профессии и, конечно, от везения. Судьба спектакля "…А зори здесь тихие" значительно более определенная и оптимистичная. Он (уже с вводом профессиональных актеров) войдет в репертуар Национального театра. "Люди, мнению которых я верю, говорят, что будет жалко не сохранить спектакль, он очень эмоциональный. Ведь если в спектакле есть человеческая судьба и это воздействует на зрителя – что еще нужно?" - говорит Тигран Сергеевич.

Словом, Национальный академический театр им. Сундукяна поймал всех зайцев, поставленные перед собой задачи выполнил и перевыполнил. Выпустил студию, обеспечил себя новыми молодыми кадрами, прошедшими боевое крещение на большой сцене. Пополнил свой репертуар новым спектаклем с настоящими непафосными героями, спектаклем по-настоящему взволнованным, а потому по-настоящему волнующим.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СИРОТКУ-КУЛЬТУРУ ЖЕЛАЮТ УДОЧЕРИТЬ
      2018-06-20 15:37
      328

      Парламентские слушания вокруг культуры В Национальном Собрании состоялись парламентские слушания, инициированные совместными усилиями постоянных комиссий по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта и вопросам европейской интеграции. Тема слушаний звучала круто - "Направления и проблемы культурной политики Республики Армения в контексте международных обязательств". Как сложится наша интеграция в европейский культурный контекст, покажет время. А вот то, что на фоне зияющей черной дыры культурного руководства нарисовались люди, готовые поднять культуру на знамена своей политической борьбы, стало пронзительно очевидно.

    • КАК ТРУДНО БЫТЬ ИЗБРАННИКОМ…
      2018-06-18 15:04
      1414

      "Даешь худрука!" - 10 дней до выборов Министр культуры РА Лилит Макунц отдала четкое распоряжение директору Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского Фреду Давтяну в десятидневный срок решить проблему с художественным руководителем. В результате на сайте театра появилось объявление: до 20 июня он принимает программы-заявки от лиц с высшим специальным образованием, претендующих на вакантную должность. По истечении дед-лайна в 10-дневный срок в коллективе состоятся выборы худрука.

    • "АВРОРА" - МИРНОЕ ПОСЛАНИЕ ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
      2018-06-11 13:26
      1326

      На рассвете вчерашнего дня, едва солнце позолотило вершину Арарата, на армянской земле, в точке, самой близкой к священной горе, инициаторы премии "Аврора" в присутствии группы авторитетнейших гуманитарных деятелей со всего мира объявили имя лауреата премии "Аврора"-2018. Им стал юрист и активный борец за права народа рохинджа в Мьянме Чжо Ла Аун.

    • КТО В ЦАРИ ПОСЛЕДНИЙ?.. ТОГДА Я ПЕРВЫЙ!
      2018-06-08 15:45
      3214

      Сразу же после своего избрания премьер-министром Никол Пашинян взялся наводить порядок на таможне. И опять же сразу в разных карго нарисовались люди, называющие себя премьер-родственниками и требующие себе каких-то особых льгот. Тут люди с пробудившемся самосознанием проявили бдительность – самозванцы были раскрыты и задвинуты на место, о чем активно заговорили СМИ. Задвинуты, да не все. Потому что это не частный случай. Это синдром "особенностей национальной охоты".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПУТЬ ДОМОЙ СУСАННЫ БАГДАСАРЯН
      2018-06-20 15:31
      610

      "Там, в благополучной Франции, я тосковала не только по родным и близким. Я тосковала по той Сусанне, которую оставила здесь. Поверьте, это не просто слова. Это ежедневно выстраданные эмоции".

    • КАК ТРУДНО БЫТЬ ИЗБРАННИКОМ…
      2018-06-18 15:04
      1414

      "Даешь худрука!" - 10 дней до выборов Министр культуры РА Лилит Макунц отдала четкое распоряжение директору Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского Фреду Давтяну в десятидневный срок решить проблему с художественным руководителем. В результате на сайте театра появилось объявление: до 20 июня он принимает программы-заявки от лиц с высшим специальным образованием, претендующих на вакантную должность. По истечении дед-лайна в 10-дневный срок в коллективе состоятся выборы худрука.

    • КТО В ЦАРИ ПОСЛЕДНИЙ?.. ТОГДА Я ПЕРВЫЙ!
      2018-06-08 15:45
      3214

      Сразу же после своего избрания премьер-министром Никол Пашинян взялся наводить порядок на таможне. И опять же сразу в разных карго нарисовались люди, называющие себя премьер-родственниками и требующие себе каких-то особых льгот. Тут люди с пробудившемся самосознанием проявили бдительность – самозванцы были раскрыты и задвинуты на место, о чем активно заговорили СМИ. Задвинуты, да не все. Потому что это не частный случай. Это синдром "особенностей национальной охоты".

    • ДВА ПОДХОДА К ПАРКУ
      2018-06-08 15:42
      2201

      Бульвар Главного проспекта, по всей видимости, превратится в очередной бизнес-проект. Главное - прибыль