Последние новости

ГОСПОДИН ПЕЙРАМОН ТАК И НЕ СМОГ ЗАБЫТЬ ЭТИХ ДЕТЕЙ

Корреспондент АРМЕНПРЕСС побеседовал с Домиником ПЕЙРАМОНОМ, заведующим кафедрой инфекционных и тропических болезней Лионской университетской больницы. В Армению доктор Пейрамон прибыл с гуманитарной миссией организации "Врачи без границ". В нынешнем декабре впервые приезжает в Армению через 26 лет после Спитакского землетрясения, в связи с Международным днем борьбы со СПИДом.

- Господин Пейрамон, как вы оказались в эпицентре землетрясения?

- 26 лет назад я руководил инфекционным отделением больницы в Лионе. Там же работал врач Арам Казарян. Он был сильно связан с исторической родиной, Арменией. На следующий же день после землетрясения он сообщил мне о случившемся, обрисовал ситуацию: тысячи больных, тысячи оставшихся под завалами, угроза эпидемии разных болезней… Он попросил меня поехать в Армению, не только чтобы помочь пострадавшим, а чтобы оказать профессиональную помощь армянским врачам в борьбе против распространения инфекционных болезней. Поскольку я не мог так просто собраться и приехать, то обратился к французской организации "Врачи без границ", где меня обещали устроить на первый же рейс. Через два дня я сел в грузовой аэрофлотовский самолет, доверху набитый гуманитарной помощью. Нас было шестеро (вместе со мной еще пять врачей и один журналист).

- Какой вы увидели Армению, что привлекло ваше внимание?

- После землетрясения температура резко спала до минус 10-15 градусов, а в Гюмри и Спитаке и вовсе минус 20. Морозы были страшные.

И в такую стужу открывается дверь самолета. Первое что я вижу – русских солдат с "калашниковым". Я поразился: что они тут делают? Трясясь от холода, притоптывая ногами, первое, что они спросили: есть ли покурить? По дороге к отелю "Армения" (сегодня Марриотт) мы также встречали БТРы и солдат. На площади – танки. Мы вообще ничего не понимали. Потом нам рассказали, что в Армении началось движение за независимость и русские войска находятся здесь, чтобы остановить его. Вот таково мое первое впечатление об Армении. На следующий день мы отправились в Гюмри, чтобы заменить проработавшую там группу.

- Как вы организовали работу, какого рода трудности вы встретили в Гюмри?

- То, что мы увидели, можно охарактеризовать одним словом – апокалипсис. Я и представить не мог, что такое может быть. Людей собрали в парках, устанавливались палатки. Лютый мороз. Тьма кромешная. От чувства вселенского горя невозможно было избавиться. До сих пор не могу спокойно вспоминать те дни, к горлу подступает ком, на глазах появляются слезы. Но самое страшное воспоминание – дети.

Прошло уже больше четверти века, но я так и не смог забыть эти огромные детские глаза, полные ужаса. Храм на площади раскололся надвое, все было в руинах. Уцелел только памятник Ленину. Служащих организации "Врачи без границ" разместили в более или менее уцелевшей школе. На первом этаже мы устроили все необходимое для оказания первой помощи. На втором мы жили. Здание скоро превратилось в приют для всех, даже для животных. В подобных условиях трудно было оказать квалифицированную помощь, потому самых тяжелых больных мы отправляли в Ереван.

- А медикаментов хватало хотя бы для первой помощи?

- Помощь мировой общественности была огромной. Мы получали тонны всего, но вот система организации и распределения этой помощи сильно хромала. Местные врачи не разбирали текста инструкций к лекарствам на чужом языке, не могли понять, что одно и то же лекарство может называться по-разному, в зависимости от страны изготовителя. Я днями занимался классификацией лекарств. Огромная благодарность переводчикам. Без них мы бы тогда пропали.

- А вернувшись во Францию, вы продолжали интересоваться развитием событий в Армении?

- В двух городах Франции особенно много армян – это Лион и Марсель. Кроме того, я успел наладить хорошие крепкие отношения в Армении. Вернувшись во Францию, мы оказались в центре внимания местных армян. Нас всюду приглашали: в организации, просто в гости. Мы заметно прибавили в весе, все благодаря известному армянскому гостеприимству, вы же сами знаете. Кстати, небольшая, но потрясающая история о щедром и теплом армянском гостеприимстве. Я рассказывал эту историю на врачебном форуме в Лионе, показал фотографию женщины из Налбанда, которая потеряла все и всех, сама жила в какой-то хибарке. Когда мы были в Налбанде, эта женщина пригласила нас в свою хижинку, угостила. Уму непостижимо, как может человек, буквально два дня назад потерявший абсолютно все, найти в себе силы быть доброжелательным и гостеприимным, причем к совершенно чужим людям.

В Армении многое изменилось. Страна продвинулась вперед на несколько шагов. Намного выше квалификация врачей, гораздо лучше больничные условия, доступность лекарственных средств и техники. Но я еще заметил, что клиники сильно отделены, дифференцированы – инфекционные, туберкулезные, ВИЧ/СПИД… Это не благоприятствует развитию науки. Мне показалось, что есть и некоторый недостаток в согласии и согласованности. Очень хочу вновь оказаться в Армении, поездить, увидеть новые места. Гуманитарную и профессиональную помощь Армении оказал почти весь мир - 113 стран, беспрецедентный по масштабам случай в истории. В зоне бедствия работали 900 спасателей из разных стран, 2100 медицинских работников (в общей сложности 5000), уже на 4-й день бедствия на месте катастрофы работали 38000 человек, из них 20000 – военных. Использовалось 3150 единиц техники – краны, грузовики, бульдозеры, экскаваторы и др. Неоценима помощь мирового армянства.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СПИТАКСКОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ: НЕВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ
      2023-12-13 11:26

      Буквально на днях исполнилось 35 лет со дня разрушительного Спитакского землетрясения. Попутно выяснилось, что несмотря на обещания властей покончить с самим понятием «зоны бедствия» на сегодня в наличии и люди, которые до сих пор не получили от государства компенсационное жилье взамен утерянного во время разгула стихии, и до сих пор стоящие в городах и селах тысячи полусгнивших домиков-времянок, которые в том же Гюмри обещают ликвидировать лишь к 2027 году…

    • «АВАРИЙНАЯ» ИСТОРИЯ
      2023-12-08 10:56

      Люди спустя 35 лет после Спитакского землетрясения продолжают получать жилье Члены правительства Армении на своем заседании от 7 декабря почтили минутой молчания память жертв Спитакского землетрясения 1988 года, после чего приступили к обсуждению 32-го вопроса повестки, согласно которому квартиры в построенном за счет госбюджета в городе Апаран многоквартирном доме передаются на безвозмездной основе жильцам аварийных зданий, а также… потерявшим жилье вследствие случившегося 35 лет назад землетрясения, до сих пор проживающим в так называемом временном пристанище…

    • МАНВЕЛ ГРИГОРЯН ОСТАНЕТСЯ В ИСТОРИИ КАК ГЕНЕРАЛ ПОБЕДЫ
      2023-11-18 10:25

      «14 июля 1956 г. – 19 ноября 2020 г.» Такой надгробной надписи в военном пантеоне «Ераблур» нет. Пашинян даже после смерти продолжил мстить командиру легендарной 5-й бригады генералу Манвелу Григоряну. Месть проявилась в запрете предать тело генерала земле в военном пантеоне рядом с могилой Спарапета Вазгена Саркисяна, где лежит его войско. Командира отделили от войска, сказав, что рядом с могилой Спарапета якобы нет места…

    • 15 ЛЕТ СПУСТЯ: ДЕЛО 1 МАРТА НЕ РАСКРЫТО
      2023-02-27 10:05

      Подставляться под выстрелы не входило в его планы Невзирая на обещания Пашиняна, дело 1 марта 2008 г. до сих пор не раскрыто, ибо до сих пор не названы имена тех, кто убил 10 человек. Бывший генпрокурор Геворг Костанян по тому поводу неоднократно заявлял, что режим просто не в состоянии раскрыть дело. В связи с 15 годовщиной событий 1 марта особого внимания заслуживают несколько ключевых эпизодов.