Последние новости

ДОСТОЯНИЕ ПОЛЬШИ

"Я решил развиваться во всех возможных музыкальных направлениях" - говорит о себе Лешек МОЖДЖЕР, музыкант, обладающий редким музыкальным воображением и невероятной фантазией. Недавно он впервые выступил в Ереване.

ЛЕШЕК МОЖДЖЕР - ВИРТУОЗНЫЙ ПИАНИСТ, КОМПОЗИТОР И ПРОДЮСЕР. Он признан величайшим открытием польского джаза последнего десятилетия, а его популярность за пределами Польши сравнима, пожалуй, с поп-музыкантами: сеть фан-клубов Можджера протянулась от США и Бразилии до Японии. Имея классическое музыкальное образование и джазовое, импровизационное мышление, Лешек сформировал собственный, узнаваемый исполнительский почерк. Он играл со многими титанами сегодняшнего мирового джаза - Бастером Уильямсом, Джо Ловано, Пэтом Мэтини и Арчи Шеппом. Записывал музыку с Томашем Станько, Михалом Урбаняком и Анной Марией Йопек, исполнял сочинения Кшиштофа Комеды и многих других современных композиторов. У него десятки наград самых престижных джазовых фестивалей. Выступление с другим известным польским пианистом-экспериментатором Адамом Маковичем в Карнеги-Холл в Нью-Йорке было названо кульминационным моментом польского фортепьянного джаза. А на концерте в Чили он собрал 15 тысяч слушателей, сыграв первую в мире транс-оперу по пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь". Но, конечно, Лешек не был бы поляком, если бы не сконцентрировал свое внимание на музыке Шопена. Именно произведениям своего великого соотечественника он уделяет особое внимание. А еще он очень любит работать с произведениями другого знаменитого польского композитора и джазового пианиста Кшиштофа Комеды. Исполняя их музыку в своей временами весьма вольной трактовке, он дарует им новую жизнь. Он записывался и соло, и с другими известными европейскими музыкантами, но наиболее широко он представлен на дисках вместе с интересным и талантливым шведским контрабасистом и виолончелистом Ларсом Даниэлссоном.

Концерт начался с энергичной композиции, в которой Лешек просто заворожил аудиторию своей виртуозной техникой. Потом пошли вариации на тему произведений его любимого Комеды, которые он исполнял с большой любовью и каким-то пиететом, что чувствовалось в его отношении к данной музыке. Особенно тепло и нежно прозвучала вариация на тему знаменитой мелодии из кинофильма "Ребенок Розмари" Романа Полански, автор которой - Комеда.

ПОТОМ НАСТАЛА ОЧЕРЕДЬ ШОПЕНА – ПРЕЛЮДЫ И ЭКСПРОМТЫ. Конечно, тоже в его, Лешека, неординарной манере. Некой помеси джаза, классики, эксперимента. Ну и его собственные произведения, которые тоже весьма трудно отнести к какому-либо конкретному жанру. Причем говоря об оригинальности его исполнения, надо обязательно упомянуть не только фантазию в смысле развертывания произведения, его развития, но и технику исполнения и, если можно так сказать, обращение с инструментом.

Дело в том, что он заставлял рояль петь самыми разными голосами при помощи необычных приспособлений. Пианист укладывал на струны какие-то коробочки, длиннющие металлические цепи, еще какие-то предметы, мало относящиеся к музыке, а скорее, бытового предназначения, добиваясь от инструмента звучания, похожего то на клавесин, то на цимбалы, а то и на синтезатор. Остинатный бас в левой руке при помощи какой-то коробки, лежащей на струнах, звучащий как синтезатор в дискотеке (этим звуком он пользовался чаще всего), топающая в такт нога, а в правой руке волшебные воздушные звуки мелодий Шопена – впечатление фантастическое!

Простите за вульгаризм, но другого термина подобрать я так и не смог – одной из композиций он просто убил! Музыкант создал ее из двух абсолютно разных по всем параметрам произведений - прелюда Шопена и американского джазового стандарта. Эка невидаль, скажете вы. Начинает одно, потом плавно переходит в другое. А вот и нет. Вся хитрость заключалась в том, что он играл их одновременно! Левая рука играла Шопена, а правая - знаменитую джазовую мелодию! И подобных фокусов (еще раз простите за некорректность!) было много.

После концерта удалось побеседовать с музыкантом и узнать то, что не сказала его музыка со сцены. Лешек прекрасно говорил по-русски и оказался очень милым, общительным и совсем не звездным человеком.

- Я слушал много ваших записей и соло, и в трио. У меня сложилось впечатление, что соло вам играть нравится больше.

- Особой разницы для меня нет. Все зависит от произведения и даже от настроения в данный момент. Когда выхожу на сцену, я еще не знаю, что буду играть. Аудитория, зал, настроение - все имеет значение. Именно от всех этих условий и зависит мое выступление. В этом смысле, конечно, удобнее играть соло. Но и в формате трио есть свои преимущества – больше красок, больше выразительных средств.

- В вашем творчестве четко просматривается влияние польской культуры, национальных традиций. Как вы относитесь к понятию этно-джаза?

- Думаю, что это не очень правильный термин. Музыка, джаз - это общая культура. Просто каждый оформляет ее по-своему. Знаете, как это бывает с одеждой. Кто-то носит гладкую белую рубашку, как в Мексике, а кто-то - расшитую цветочками, как поляки. Внешне рубашки разные, но под рубашкой те же люди, с таким же сердцем. И доброе оно или злое, не зависит от национальности и уж тем более от цвета рубашки. Так и с музыкой.

- Раньше критики очень часто говорили о существовании особой польской школы джаза. Так ли это, и если да, то в чем особенность польского джаза?

- Я бы не стал говорить о каком-то особом отличии нашего джаза. Этому искусству мы все учились у американцев. Просто польские джазмены, наверное, раньше многих начали экспериментировать, вносить что-то свое в эту музыку и стали как-то выделяться на общем фоне в то время. Думаю, что на самом деле ничего такого особенного нет.

- Вы, как, наверное, и любой поляк, много работаете с наследием Шопена. Иногда обращаетесь с ним весьма вольно. Это нормально? Ведь классика же!

- Меня часто поругивают за это. И поэтому, кстати, я почти никогда не играю свои версии произведений Шопена у нас в Польше. Критики и журналисты меня ругают за "издевательство" над музыкой нашего национального гения. Но я не вижу ничего плохого в том, чтобы развивать методами джаза классическое наследие. Ведь джаз уже тоже практически стал классикой. И в их гармоничном единении нет ничего плохого. Я ведь тоже начинал с классики – музыкальная школа, консерватория. Бах, Моцарт, Шопен. А потом решил попробовать внести что-то новое в их наследие. Конечно, меня ругали педагоги, критиковали за то, что слишком вольно обращаюсь с достоянием национальной культуры. А вот в других странах, да и у нас уже тоже, многие хвалят.

- Кстати, по поводу школы. Как вы считаете, нужно ли детей обучать музыке?

- Заставлять никого не надо. Надо подсказывать, подталкивать, советовать, объяснять. Вся история человечества говорит о том, что силовыми методами ничего хорошего никогда не получится.

- Ну и последний, традиционный вопрос – знакомы ли вы с армянским джазом?

- Я много слушал Тиграна Амасяна. Он прекрасный музыкант. О других, к сожалению, я ничего не знаю.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • РОСТОВСКАЯ АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА ОТМЕЧАЕТ СВОЕ 30-ЛЕТИЕ
      2018-11-19 14:33
      1007

      Армяне - вторая по численности этническая группа, проживающая в Ростове-на-Дону с 1779 года, после переселения из Крыма. Это четвертая по величине армянская диаспора России среди субъектов федерации, численностью свыше 100 тысяч человек. В Ростове-на-Дону армяне составляют 3,4% населения.

    • МОЛОДОЙ 80-ЛЕТНИЙ АРМЯНСКИЙ ДЖАЗ
      2018-11-05 15:53
      943

      Ровно восемьдесят лет назад решением правительства республики был создан Государственный джаз-оркестр Армении. Тогда за дело взялся композитор и виолончелист Артемий Айвазян. Его потом на долгие годы сменил композитор и замечательный пианист Константин Орбелян. В новейший период после небольшого перерыва оркестр вновь занял достойное место среди музыкальных коллективов республики и мирового джазового сообщества - его, по сути, возродил композитор Армен Мартиросян. И вот уже почти восемь лет как художественным руководителем и главным дирижером оркестра является саксофонист и композитор Армен Уснунц.

    • ТОП-МОДЕЛИ СНГ В ЕРЕВАНЕ
      2018-11-02 13:23
      1261

      Наири МНАЦАКАНЯН, владелец туристического агентства "Наири Травел", уже три года еще и учредитель, и организатор конкурсов "Мисс СНГ" и "Топ-модель". В прошлом году наша столица принимала финал конкурса "Мисс СНГ", и мы воочию могли увидеть, что собой представляет подобное мероприятие, когда концентрация красавиц в городе начинает зашкаливать. На этот раз в Ереване уже пару недель находятся профессиональные модели из 16 стран, борющиеся за звание лучшей.

    • СТЕНОГРАФИИ СЕРДЦА
      2018-10-31 14:59
      248

      Арег Григорян родился в семье химика и учительницы в самое, пожалуй, тяжелое для современной Армении время, когда не было света и тепла. Он получил прекрасное воспитание, а в дальнейшем и образование.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНСКИЙ ДЖАЗ В THE HISTORY OF EUROPEAN JAZZ
      2018-11-09 15:51
      1019

      На дни рождения, а тем более на юбилеи принято делать подарки. Так вот в год своего восьмидесятилетнего юбилея армянский джаз получил замечательный подарок. В прекрасно изданной британским издательством Equinox книге The History of European Jazz - The Music, Musicians and Audience in Context собрана информация о джазовой музыке и музыкантах всей Европы. Получила свое представительство в книге и Армения. Эта практически энциклопедия почти на 750 страницах содержит информацию, которую предоставили 45 журналистов, критиков и музыковедов Европы.

    • ДЖАЗ БРАТЬЕВ ДЕДЕЯН
      2018-10-08 16:01
      1959

      Мир джаза знает множество примеров семейственности в этом жанре - отец и сыновья Брубек, братья Брейкер (США), отец и сыновья Бриль (Россия), братья Тавитян и их отец Гарабед (Македония)... Список  можно продолжить. И вот совсем недавно удалось лично познакомиться с еще одним представителем славной джазовой семьи, на сей раз из Румынии. Каприэл Дедеян - лучший джазовый гитарист страны, младший брат лучшего румынского саксофониста Гарбиса Дедеяна.

    • ФЕСТИВАЛЬ ТРУБЫ В БУЭНОС-АЙРЕСЕ: БРЕНДЫ ИНСТРУМЕНТА
      2018-09-24 15:54
      3078

      Три крупных фестиваля за один короткий отрезок времени и масса менее значимых выступлений - таково было расписание прошедших двух летних месяцев замечательной "семейно-джазовой" пары - трубача Ерванда МАРГАРЯНА и пианистки Нары АРАКЕЛЯН.

    • ЧЕЛОВЕК РАДОСТНОГО ТАЛАНТА
      2018-08-24 15:56
      5309

      28 июля Константину Орбеляну исполнилось бы 90 лет Дата его рождения пришлась на время летних отпусков, на самый пик жары. Едва ли можно было надеяться, что дата эта будет замечена и отмечена официальными ведомствами и лицами: судя по тому, как формально реагировали они в минувшие годы на многие важные вехи истории отечественной культуры, многого от них ждать не приходится. К тому же и концертная жизнь к моменту юбилея маэстро из-за отпусков замерла.