Последние новости

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ ГОДА

Подошедший к своему завершению год был богат художественными событиями - гастролями именитых артистов, фестивалями, премьерами.

ГОД НАЧАЛСЯ С САМОЙ ВЫСОКОЙ НОТЫ - ЮБИЛЕЙНОГО ФЕСТИВАЛЯ, посвященного Кшиштофу Пендерецкому - композитору с армянскими корнями, давно снискавшему мировую славу. Прошел он в рамках международного фестиваля "Ереванские перспективы", возглавляемого заслуженным деятелем искусств РА, композитором Степаном Ростомяном (бессменный менеджер - Сона Ованесян). Ереванцы помнили блестящие авторские фестивали Пендерецкого в 2008-2009 гг. в рамках того же фестиваля, поэтому и юбилейная программа вызвала огромный общественный интерес. В концертах приняли участие артисты экстракласса мирового исполнительского искусства, лучшие коллективы и солисты Армении, наиболее полно представляя творчество мастера, этапы большого пути самобытного художника.

Символично то, что честь открытия фестиваля была предоставлена Государственному молодежному оркестру РА под управлением Сергея Смбатяна, в исполнении которого прозвучали Серенада для струнных, Концерт для виолончели, ударных и челесты, в котором солировал прекрасный виолончелист из Польши Бартош Козяк, а также Четвертая симфония "Адажио". Два последних сочинения впервые звучали в Армении. Затем фестивальную эстафету подхватили Центр искусств "Гафесчян" (здесь прозвучали камерно-инструментальные ансамблевые произведения разных лет в исполнении известных музыкантов) и Дом камерной музыки, где выступил Государственный камерный оркестр под управлением его художественного руководителя и главного дирижера Ваана Мартиросяна, исполнивший три пьесы в старинном стиле из музыки к кинофильму "Рукопись, найденная в Сарагосе" и Симфониетту для струнных, представляющую оркестровую версию струнного трио. Затем под управлением Эдуарда Топчяна оркестр исполнил Adagietto для флейты и струнных, а также Симфониетту для флейты и струнных, в которых солировал итальянский флейтист Массимо Мерчелли. Исключительное впечатление оставило выступление Государственного камерного хора "Овер" под управлением Соны Ованесян, который Пендерецкий назвал лучшим камерным хором мира. Восхитил публику завершающий концерт, в котором в исполнении филармонического оркестра прозвучали две армянские премьеры мастера в интерпретации Эд.Топчяна и Кшиштофа Пендерецкого.

Вслед за Днями Кшиштофа Пендерецкого международный фестиваль "Ереванские перспективы" представил нам известную пианистку Елену Башкирову, чей концерт состоялся в феврале в Большом зале филармонии им. А.Хачатуряна. Дочь прославленного пианиста и педагога Дмитрия Башкирова и супруга выдающегося дирижера Даниэля Баренбойма не впервые гастролировала в Армении. Ее насыщенная программа из произведений Листа, Альбениса, Чайковского, Уствольской доставила большую радость ереванским слушателям.

А В МАЕ МЫ СТАЛИ СВИДЕТЕЛЯМИ ЯВЛЕНИЯ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ЯРКИХ личностей в мировой исполнительской культуре - легендарного пианиста и дирижера Даниэля Баренбойма и руководимого им Берлинского государственного оркестра. На его концерте, прошедшем в переполненном Большом зале филармонии, слушатели убедились, что не напрасно критики причисляют его к элите мирового оркестрового корпуса. Концерт продемонстрировал высочайший профессионализм, артистизм и оркестрантов, и маэстро, гармонически соединивших в себе подлинную артистическую культуру, интеллект и чувство. Восьмая "Неоконченная" симфония Шуберта в первом отделении и мощная Седьмая симфония Бетховена - во втором в исполнении Баренбойма и его оркестра стали самой яркой художественной вершиной года в рамках фестиваля "Ереванские перспективы", вошедшего в десятку самых престижных форумов мира. Напомним, что проходит он под высоким патронатом президента Армении Сержа Саргсяна.

Но на этом организаторы фестиваля не успокоились. Они запланировали для нас еще один сюрприз: концерт пианиста Алексея Любимова, ставшего мощным аккордом осени. Звуки его рояля давно поселились в пространстве нашего Большого зала филармонии. Вот почему каждый его концерт воспринимаешь как исторический. Впечатление исповеди. И Любимова, и композиторов, которых он исполняет. Это Богом отмеченный музыкант, от рождения наделенный необычным талантом, поразительной интуицией и удивительной подлинностью. Как хорошо, что он не перестает приезжать в Ереван и вновь возвращает нас к вершинам. Какая-то особая атмосфера присутствует в зале, когда играет Любимов, какая-то мудрость. Подлинная, глубокая и покоряющая музыкальность во всем - в поразительно чистом и красивом звуке, удивительном и впечатляющем прочтении авторских текстов.

Среди музыкальных вершин года - беспрецедентный концерт замечательного скрипача, лауреата международных конкурсов Николая Мадояна в Национальном оперном театре имени А.Спендиарова 20 февраля. В течение одного вечера известный скрипач представил шесть концертов для скрипки и оркестра Никколо Паганини. Достойным партнером солиста явился симфонический оркестр Оперного театра под управлением Карена Дургаряна. Такая программа - всегда признак зрелости, масштабности исполнительского мышления, широты интересов артиста. Такой замысел вызревает годами, отражая лучшие достижения музыканта, его исполнительский облик, определенный этап творческого становления.

МУЗЫКАЛЬНУЮ РЕПУТАЦИЮ ФЕВРАЛЯ УКРЕПИЛА ПРЕМЬЕРА ОПЕРЫ "ТОСКА" ПУЧЧИНИ в концертном исполнении с участием мировой оперной звезды Асмик Папян в заглавной роли. В исполнении нашего филармонического оркестра под управлением Э.Топчяна чувствовались энтузиазм и огромная любовь к автору. Сложная, изысканная партитура, требующая от каждого оркестранта мастерства солиста, а от певцов помимо музыкальности - великолепного вокала, драматических данных и ансамблевой виртуозности, была исполнена с замечательным попаданием в стиль, с той интонационной пластичностью звуковых линий, мягкостью колорита, обилием нюансов, с тем особым поэтическим флером, которого требует эта красивая музыка. Эта опера в концертном исполнении стала не только вершиной сезона для филармонического оркестра и его руководителя, но и событием для оперных артистов, позволившим им с новой силой раскрыть свои творческие возможности.

Заметный след оставил и концерт в Большом зале филармонии, посвященный памяти выдающегося дирижера Клаудио Аббадо. Зал был переполнен: ни одного свободного места, а сама сцена, заполненная до предела филармоническим оркестром, мощным хором - Академической капеллой Армении под управлением Ов.Чекиджяна и солистами, представляла грандиозное зрелище.

Самой светлой, сияющей точкой июля стало исполнение в Большом зале филармонии Двойного концерта Брамса, сольные партии в котором сыграли Сергей Хачатрян и Нарек Ахназарян в сопровождении филармонического оркестра под управлением Э.Топчяна. Два выдающихся молодых музыканта заражали друг друга истинной радостью артистического состязания, охватившего и оркестр. Этот последний то вовсе растворялся в стихии аккомпанирования, то воодушевленно и ликующе пел свои tutti. Порой поражала тихая беседа инструментов, когда звучащая скрипка Сергея Хачатряна вслушивалась в голос виолончели Нарека Ахназаряна, потом они сливались в созвучии с оркестром, а зал замирал, чтобы не пропустить ни единой интонации в этом полном значения обмене репликами. Концерт стал одним из тех переживаний, память о которых сохраняется надолго.

ИЮНЬ УДИВИЛ ЕЩЕ ОДНОЙ ИНТЕРЕСНОЙ ВСТРЕЧЕЙ: В ЮБИЛЕЙНОМ ЦИКЛЕ Завена Варданяна в Большом концертном зале филармонии им. Арама Хачатуряна прозвучали отрывки из тетралогии "Кольцо нибелунга" Вагнера. Это была премьера, поскольку доселе в Ереване тетралогия немецкого классика не звучала. Конечно, исполнительская доля нелегка, и не каждому удается долгие годы поддерживать заявленную ранее репутацию. Завену Варданяну, как видим, удается. Он рискнул взяться за это масштабное произведение и, судя по реакции публики, не проиграл. В первом отделении З.Варданян включил отрывки из оперы "Золото Рейна" и "Полет Валькирии" из оперы "Валькирия". Они прозвучали в мастерском исполнении филармонического оркестра под управлением Завена и солистов - сопрано Арцвик Демурчян, Аревик Гюльбудагян, Гоар Азизян, баса Погоса Беазбекяна, теноров Перча Каразяна, Тиграна Оганяна, бас-баритона Саркиса Бажбеук-Меликяна, баритона Ваагна Маргаряна.

И, как всегда в последние 8 лет, самым ярким украшением осени стал Ереванский международный фестиваль классической музыки, организованный по инициативе главного дирижера и художественного руководителя филармонического оркестра Эдуарда Топчяна и известного виолончелиста Александра Чаушяна, живущего ныне в Великобритании. Среди вершинных событий и концерт Государственного квартета им. Комитаса, посвященный 115-летию выдающегося деятеля армянской культуры, замечательного скрипача Авета Габриеляна. В зале царили особая тишина, редкое ощущение подлинности. Комитасовцам удалось сохранить интимность сыгранных произведений, обнаружить в исполнении такие разнообразные интонации и так бережно и впечатляюще их передать, что не восхититься профессиональными умениями музыкантов было невозможно.

В уходящем году очень порадовал слушателей классической музыки Государственный камерный оркестр под управлением главного дирижера Ваана Мартиросяна, устроив настоящий сюрприз: в Большом зале филармонии прошел концерт под интригующим названием "Камерный оркестр и четыре рояля". В необычной программе были фортепианные концерты Баха и "Болеро" Равеля, специально обработанные для четырех роялей. Солисты - всемирно известные пианисты Светлана Навасардян, Ваан Мартиросян, французские пианисты Тристан Пфафф и Оливье Пейрбрюн. Подобный концерт в Ереване прозвучал впервые... Так завершился год, оставив самые светлые воспоминания.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!

    • «ЯРХУШТА» В ИСПОЛНЕНИИ… ПОРАЖЕНЦЕВ
      2024-02-28 10:53

      По итогам 2023 года правительство зарегистрировало полный провал Правительство Армении на заседании 23 февраля утвердило доклад по исполнению и результатам своей программы за 2023 год, который должен быть представлен парламенту до 1 марта. Вице-премьер Мгер Григорян при этом подчеркнул, что документ включает в себя результативные и численные показатели исполняемости программы правительства, которые представлены по ряду блоков: внешняя политика, оборона, экономика, развитие инфраструктур и человеческого капитала, право и правосудие, институциональное развитие…

    • НЕМИГАЮЩИЙ СВЕТ «ЭЛЕКТРОСЕТЕЙ АРМЕНИИ»
      2024-02-15 10:18

      Итоги 8 лет борьбы за качество поставляемой электроэнергии           Окончание. Начало здесь.

    • АРИТМИЯ
      2024-02-05 10:31

      Сельское хозяйство завершило год в минусе Армения завершила 2023 год с темпом прироста показателя экономической активности на уровне 9,4%. Заметим, что этот показатель не то же самое, что ВВП, но обычно близок к нему. Об этом свидетельствуют обнародованные 31 января предварительные данные национального Статкомитета относительно макроэкономических результатов прошлого года…