Последние новости

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

Под занавес прошлого года Гюмрийская мэрия приняла важные решения без всякого обсуждения. Чем объяснить этот снобизм, почему в Гюмри нарушаются основополагающие требования Закона об органах местного самоуправления РА?

В 2013 г. Гюмри был объявлен культурной столицей СНГ. Данная международная программа стала поводом для мэрии уделить внимание восстановлению историко-культурных памятников национального зодчества, разрушенных землетрясением. К этому в большей мере подтолкнуло и то, что осталось на бумаге правительственное решение от 12 июня 2008 г.

ТОГДА ПРАВИТЕЛЬСТВО НАМЕРЕВАЛОСЬ ДЕМОНТИРОВАТЬ ЗДАНИЕ ГОСТИНИЦЫ "ШИРАК" ина этом месте построить областную библиотеку и краеведческий музей. После восстановления столовой бывшего завода конденсаторов она должна была стать филиалом Национальной картинной галереи Армении. И наконец, планировалось восстановить аварийное здание Дворца культуры железнодорожников им. Е.Севяна и благоустроить привокзальную площадь.

Не менее щедрой на обещания оказалась и городская мэрия, объявив, что после восстановления первого городского драмтеатра, служившего еще александропольцам в качестве общественного дома, он станет культурным центром, где разместятся танцевальные коллективы, художественная школа, кукольный театр и театр юного зрителя.

Если благие намерения правительства из-за его забывчивости так и не осуществились, то мэр Гюмри Самвел Баласанян решил всякими правдами и неправдами сдержать свое слово: по поводу восстановления драмтеатра он вел переговоры с послом США в РА Джоном Хефферном, а в декабре прошлого года великодушно подарил здание создаваемому в Гюмри Центру инновационных технологий "Тумо".

Понятно, что все эти шаги не от легкой жизни, но очевидно и то, что не было бы этих попыток, если бы мэрия своевременно провела общественные обсуждения проблемы. В свое время, к примеру, предшественница Хефферна посол Йованович рассказывала об опыте Нового Орлеана, лет 35 назад тоже разрушенного землетрясением. Город был объявлен зоной свободного предпринимательства, местным жителям предоставили кредиты на льготных условиях и т.д., и город ожил. Стала возрождаться хозяйственная и промышленная инфраструктура, после чего орлеанцы приступили к интенсивной застройке жилых массивов и гражданских сооружений.

Из сказанного следует, что при стихийных бедствиях восстановление разрушенного - это прямая обязанность жителей. Нечто подобное в свое время предлагали аодовцы с лозунгом "Свой дом - своими руками", изгнавшие из зоны бедствия российских и украинских строителей. Однако ни Л.Тер-Петросян, ни Р.Кочарян и нынешний президент С.Саргсян так и не предоставили гюмрийцам никаких льготных условий, не объявили Гюмри зоной свободного предпринимательства. Как же тут быть?

ДАННАЯ ПРОБЛЕМА НЕ РАЗ ОБСУЖДАЛАСЬ НА ЗАСЕДАНИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО совета города, предлагались варианты финансирования работ. Если иные из них приемлемы с натяжкой, то одно предложение, на мой взгляд, реально осуществимо. В настоящее время в России, США и других странах проживает достаточное количество выходцев из Гюмри, многие из них стали успешными бизнесменами. Почему бы не объявить телемарафон по сбору средств для восстановления объектов национального зодчества Гюмри?

Интересно отметить, что данную идею озвучила и исполнительный директор "Тумо" Мари Лу Папазян. На вопрос журналистов: "На какие средства будет восстановлено здание?" - Мари Лу Папазян заметила, что, возможно, придется объявить телемарафон для сбора финансовых средств. Спрашивается невольно: не лучше ли, если инициатором телемарафона выступит мэрия с призывом восстановить не только здание "Тумо", но и другие объекты?

С весны "Тумо" приступит к своей деятельности, организации предоставлены помещения второго этажа Гюмрийского технологического центра, где будут бесплатно обучаться 1000 детей и подростков. У "Тумо" есть и другая целевая задача: после капитального обновления здания драмтеатра, развернуть в нем и обучение ремеслам и видам искусств.

Надо сказать, что все эти желания несовместимы с возможностями здания: кроме двух зрительных залов, огромного помещения с одной дверью и без окон, где явно хранились реквизиты, нескольких закутков, вероятно, гримерных, других помещений нет. Чтобы приспособить здание к своим потребностям, "Тумо" легче снести его и отстроить заново. А кто позволит это? Выходит, С.Баласанян, подарив драмтеатр "Тумо", решил избавиться от лишней обузы.

Этот драмтеатр - историческая память города: здесь в 1912 году Арменом Тиграняном была осуществлена первая постановка оперы "Ануш", в этом здании выступали корифеи армянской сцены. Что, теперь нам стирать страницы музыкальной истории? Проблема упирается еще и в то, что в здании, изначально приспособленном для драмтеатра, должны действовать еще Кукольный театр и Театр юного зрителя...

...В ДЕКАБРЕ ПРОШЛОГО ГОДА МЭРИЯ УДИВИЛА ГЮМРИЙЦЕВ ЕЩЕ ОДНИМ СВОИМ БЛАГИМ НАМЕРЕНИЕМ: совет старейшин утвердил проект о передаче Дворца железнодорожников имени Егора Севяна в общинную собственность. Понятно, что мэрия тем самым обязуется восстановить и это аварийное здание. Еще одна неразрешимая для нее задача...

История армянской железнодорожной дороги началась 5 июля 1895 года, когда император Николай II подписал указ о строительстве железной дороги Тифлис - Карс. За четыре года было построено более 530 искусственных сооружений - мосты, виадуки, тоннели и т.п. Все тоннели (их на ж/д было 13, общая протяженность - 2633 м) имели двухпутное полотно. Весьма значительным из них был расположенный на высоте 1843 м над уровнем моря Джаджурский тоннель (1,68 км) - самый высокогорный в Европе. 7 февраля 1899 года первый поезд, преодолев 180-километровый участок, прибыл из Тифлиса в Александрополь, а 21 июня - на станцию Карс. В 1899 г. началось строительство участка Александрополь - Эривань.

С тех пор даже после землетрясения с целью жизнеобеспечения армянской железной дороги создавались все новые и новые производственные участки и мастерские, а в 1926 г. ленинаканские железнодорожники построили и свой замечательный Дворец культуры. Этот дворец обрел популярность в Ленинакане благодаря заслуженному деятелю культуры Армянской ССР Агаси Шабояну. Руководимый им ансамбль песни и танца с 50-х годов на равных соперничал с Государственным ансамблем Армении. В последний раз мы свиделись с Агаси Шабояном после землетрясения: очередную репетицию он проводил уже в модуле, установленном у дворца. Седовласый старик был так же прекрасен, как в молодости - тот же артистизм, тот же всепобеждающий дух. Именно в тот день я понял, что мой город будет жить. С восстановлением дворца возможно и восстановление былой славы его танцевального ансамбля.

Отрадно, что работающие на армянской железной дороге 4300 сотрудников в эти трудные времена сохранили свои рабочие места. Мне хотелось бы привлечь внимание руководства ЗАО "ЮКЖД" к тому факту, что Дворец культуры гюмрийских железнодорожников - это, так сказать, досуговая часть имущества ЗАО. Ведь не хлебом единым жив человек... Было бы правильным, если бы ЮКЖД внесла свою лепту в восстановление Дворца культуры.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕШИТ ПРОБЛЕМЫ ШИРАКА
      2018-06-15 15:38
      1322

      В конференц-зале гостиницы "Берлин-арт" в рамках программы "Диалог во имя демократии", осуществляемой  Центром развития гражданского общества "Прогресс Гюмри", состоялись общественные обсуждения с участием депутатов НС от Ширакской области и представителей четырех фракций Совета старейшин Гюмри.

    • ЕСЛИ БЫ ПАЛ СТАЛИНГРАД
      2018-06-06 12:32
      1219

      На днях из Москвы вернулись ветераны Отечественной войны, принявшие участие в параде Победы в качестве почетных гостей. Четверо из 12 оставшихся в живых…

    • ПРОФОРИЕНТАЦИЯ: КАЧЕСТВО ПОД ВОПРОСОМ
      2018-05-23 13:12
      815

      Выбор профессии, следовательно, и жизненного пути у абсолютного большинства людей происходит случайно, вот почему так много несостоявшихся специалистов и исковерканных судеб. В постсоветские годы стало еще хуже: если платишь за учебу, можешь учиться, не особо утруждая себя, по ходу подмазывая педагогов. Естественно, после учебы, чтобы обрести определенные профессиональные навыки, горе-специалистам приходится коверкать судьбы своих учеников, ухудшать здоровье своих пациентов и.т.д.

    • В ОЖИДАНИИ ДОН КИХОТА
      2018-05-18 15:19
      1719

      Сироты 20-х и 40-х С годами я все больше убеждаюсь, что жизнь – это неудачная постановка талантливой пьесы: вокруг нас одни Санчо Панса, редко встретишь Дон Кихота. Больнее всего видеть, как люди покидают родину, оставляя престарелых и больных родителей, нуждающихся в уходе и опеке. Говорят, родину и родителей не выбирают, однако выбирают: трудно живется на родине, покидают ее, глуша в себе набатный зов родителей и родины.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КУЛЬТУРА, КОТОРАЯ ЖДЕТ
      2018-06-22 15:59
      659

      Бомжевать или не бомжевать? - вот в чем вопрос… "Только ради того, чтобы "деятели искусств" оказались в статусе бомжа, революцию Никола стоит приветствовать!" - статья с такой магистральной мыслью, вышедшая дней десять назад, вызвала бурные пролонгированные эмоции в артистической среде. А когда волна возмущения схлынула, выяснилось, что автор статьи, совершенно не ставя перед собой подобной задачи, поднял, возможно, самую серьезную на сегодняшний день арт-проблему, - проблему будущих механизмов финансирования искусства.

    • НЕОБХОДИМА ЧЕТКАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
      2018-06-22 15:56
      785

      Недавно проект закона о музеях и музейных фондах вошел в НС РА для утверждения. Но по мнению специалистов, принятие документа в существующем  виде недопустимо. Cтруктура представленного  закона не выдерживает критики.

    • ХРАНИТЕЛИ МАЯКА КУЛЬТУРЫ: КТО ОНИ?
      2018-06-22 15:49
      662

      По горячим следам революции Эдо Барнаульский громко заявил о себе песней "Никол Пашинян". "Никол - народа герой, Армения - маяк, вернемся на Родину, наша страна нас ждет" - говорится в ее припеве. Полный текст песни на транслите можно прочитать в комментариях ЮТУБа. Конечно, можно сказать, что подобное творчество в приличных кругах не обсуждается. Ну да… Только два видео Барнаульского с разными версиями одной и той же песни вместе уже собрали около 9 миллионов просмотров.

    • ДИРИЖЕРСКАЯ ЭПОПЕЯ ХХ ВЕКА
      2018-06-22 15:47
      443

      Не стало Геннадия РОЖДЕСТВЕНСКОГО Он задавал тон российской и вообще всей советской музыкальной культуре. Тон высочайшего профессионализма, укорененного воспитанием, образованием и широкой образованностью. При его имени музыканты подтягивались и напрягались, сосредотачивались и артистически расслаблялись, обнаруживая в себе запас прочности и таланта. Оркестры под его дирижерской палочкой пели голосами природы, красоты, голосами протеста.