Последние новости

ГРАЧ ПОГОСЯН НА НОВОМ ТВОРЧЕСКОМ ВИТКЕ

Имя заслуженного архитектора Армении, академика МААМ Грача ПОГОСЯНА убедительно ассоциируется с новым этапом современной армянской архитектуры, начавшемся в 60-е годы XX столетия. Многие его произведения отмечены государственными и профессиональными премиями. Грач Григорьевич был верен своему времени и его принципам: созданию архитектуры, основанной на рациональном построении функциональной структуры и пространственных возможностей конструкций. На днях талантливому зодчему исполнилось 80 лет.

Грач ПогосЯн родилсЯ в 1935 году в Ереване. ОконЧил Ереванский политехнический институт в 1959 году. С этого же времени работал в "Армгоспроекте". В 1964-1970 годы - в мастерской своего учителя Самвела Сафаряна, до1979 года - в мастерской друга Спартака Хачикяна. С 1979 года - руководитель мастерской, а с 1989-го по 1993 год - директор "Армгоспроекта".

Резкие перемены в политической и социально-экономической жизни страны в конце прошлого века стали испытанием для многих специалистов, в том числе людей творческих профессий. Многие с трудом вписались в новую ситуацию и постарались как-то приспособиться, другие вовсе не приняли и отошли от профессии. И лишь те, кто не только имел волю, но и был всецело предан своему призванию и обладал незаурядным творческим потенциалом, смогли остаться на высоте и продолжить дело.

Последнее в полной мере относится и к Грачу Погосяну, чья роль в создании облика Еревана 1970-80-х годов очевидна и бесспорна. Построенные по проектам Погосяна и его коллег-соавторов здания давно и прочно вошли в сознание ереванцев как важнейшие составляющие образа города. К их числу относятся такие, как Спортивно-концертный комплекс (в соавторстве с С.Хачикяном, А.Тарханяном, К.Акопяном, Ж.Шехляном и Г.Мушегяном), кинотеатр "Россия" и Дворец молодежи (соавторы - А. Тарханян, С.Хачикян, М. Закарян), Дом творчества кинематографистов в Дилижане (в соавторстве с С. Хачикяном и Л. Сафарян), пансионаты Госстроя и института "Армгоспроект" в том же Дилижане, детский лагерь на берегу озера Севан, застройка квартала N 5 в Горисе (соавторы - А.Мкртчян, А.Сагоян), генпланы городов Абовян и Севан (с участием Л.Черкезяна) и многое другое, за что Г.Погосян удостоился не только всенародного признания, но и множества премий и наград.

С друзьями и коллегами Артуром Тарханяном и Спартаком Хачикяном

ТВОРЧЕСТВО ГРАЧА ПОГОСЯНА ТЕСНО СВЯЗАНО С ДВУМЯ ДРУГИМИ выдающимися архитекторами - Артуром Тарханяном и Спартаком Хачикяном. В своей книге "Артур Тарханян, Спартак Хачикян, Грачья Погосян" Карен Бальян пишет: "Совокупная зодческая архитектурная фигура, состоящая из трех равных частей - Тарханян, Хачикян, Погосян, функционировала на протяжении 25 лет и прочно ассоциировалась с новым временем, новым словом в архитектуре. Архитекторы-шестидесятники были столь же радикальны и наполнены фантазиями о переустройстве мира, как, скажем, ученые и поэты. Творческий союз Тарханяна, Хачикяна и Погосяна в армянской архитектуре 1960-1985 годов напоминает о существовавшем на рубеже 1920-1930 годов творческом союзе трех новаторов-конструктивистов - Каро Алабяна, Геворка Кочара, Микаела Мазманяна. Сравнение это вместе с тем обозначено и рядом реальных параллелей. Оба "триумвирата" на очень важных этапах развития современной армянской архитектуры становились в авангарде новаторских исканий. Более 150 проектов и сооружений Тарханяна, Хачикяна, Погосяна являются выражением широкой архитектурной программы, последовательно осуществляемой на протяжении четверти века совместной работы".

...В первые дни января 1989 года Грачья Погосян вошел в свой родной институт "Армгоспроект" директором, чтобы начать, возможно, одно из самых главных дел жизни - проектирование городов и сел, разрушенных Спитакским землетрясением 1988 года. К работе подключились в Госстрое Армении Спартак Хачикян и Артур Тарханян.

Но, к сожалению, все в этой жизни имеет свой конец. Распался и этот творческий союз, хотя они до конца оставались близкими друзьями. Ушли из жизни Спартак Хачикян и Артур Тарханян. Артур Артаваздович долго болел и после тяжелой болезни полного восстановления не произошло, полноценного творчества уже не было. Спартак Еремович, потеряв жену и соавтора Лию Самвеловну Сафарян, в одиночестве прожил недолго.

К счастью, творческий путь прославленного архитектора не был прерван с изменением эпохи и политической системы. Даже в самые тяжкие 1990-е богатый профессиональный опыт Грача Погосяна был востребован: он продолжал проектировать, и вскоре его проекты стали осуществляться. Естественно, не все замыслы удалось претворить в жизнь - на бумаге остались церкви в городах Абовян, Дилижан и Нор Аджн. То ли из политических, то ли экономических соображений и недопонимания не построен Европолис около Ерасхавана, интересный, новаторский проект которого актуален до сих пор.

Конечно же, чувство горечи есть у архитектора не только по поводу неосуществленных проектов, но и - главным образом - из-за участи, постигшей некоторые из построенных сооружений: квартал N 5 в Горисе неузнаваемо изменен, Дворца молодежи уже просто не существует... Именно это, вероятно, движет архитектором, когда он говорит, что "культура должна быть преемственной". С этим не поспоришь.

с Аветиком Исаакяном

НАВЕРНЯКА ПРАВИЛЬНЕЕ БЫЛО БЫ, ЧТОБЫ ЗНАЧИМЫЕ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ оставались нетронутыми, но не всегда это возможно в условиях развивающегося городского организма. А в случаях вносимых изменений важно, чтобы это делалось опытным мастером и на высоком уровне. Г.Погосян уверен, что, к примеру, историческое здание должно не разрушаться, а приспосабливаться к изменившимся условиям и новым требованиям, по возможности сохраняясь в своей архитектурной целостности и в таком виде включаясь в новый объем и новую композицию. Только так возможно достичь архитектурного диалога между старым и новым.

Новых идей и замыслов у Г.Погосяна и сейчас очень много, и весьма отрадно, что в последние годы архитектор работает уже в собственной мастерской - вместе с сыном, архитектором Тиграном Погосяном, и их совместная работа весьма плодотворна. По проектам мастерской построены и строятся многие значительные сооружения нашей республики. Мастерство и новаторство, столь свойственные Г. Погосяну в прежние годы, вышли ныне на новый уровень и приобрели созвучный времени масштаб.

Один из последних проектов Погосяна - организация ереванской площади Франции. Этот проект Грач Григорьевич разрабатывает вместе со своим другом, заслуженным архитектором Армении Гургеном Мушегяном. Эта замечательная концепция, решающая сразу несколько важнейших градостроительных задач, была принята на Градостроительном совете мэрии единогласно. Можно не сомневаться, что реконструкция площади находится в руках настоящих профессионалов, честных, бескомпромиссных, по-настоящему любящих Ереван. К их профессионально аргументированным протестам против неграмотной градостроительной политики многие годы не прислушивались. Жаль, ведь тогда бы мы жили в совсем другом Ереване.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • САМОЕ ГЛАВНОЕ - НАЙТИ ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОЕ ДЛЯ СЕБЯ РЕШЕНИЕ,
      2018-07-27 16:18
      4521

      говорит в день своего 70-летия, отвечая на вопросы "ГА", доктор архитектуры, заслуженный архитектор РА Арсен АРУСТАМЯН

    • АНИ. ПУТЬ К ГОТИКЕ
      2018-07-25 15:20
      2684

      Выставка открыта до 26 августа В Национальном музее-институте архитектуры им. А. Таманяна 11 июля открылась выставка "Поэзия камней. Ани". Она осуществлена совместными усилиями организации "Анадолу-культур" (Турция), Фонда "Евразия" и Институтом исследований культурного наследия Норвегии.

    • ЛЕТНИЙ КИНОТЕАТР "МОСКВА" - ШЕДЕВР МОДЕРНИЗМА
      2018-07-25 14:54
      2473

                  Экстерьер и интерьер кинотеатра "Москва" плавно перетекают один в другой, связь между зданием и окружающей средой настолько гармонична, что практически не ощущается, разница стерта

    • КАК ПЕРЕЖИТЬ ЗНОЙ В ГОРОДЕ
      2018-07-25 12:42
      3379

      На конец июля - начало августа приходится пик отпусков. Так что выезжающим за пределы Еревана и Араратской долины аномальная жара не грозит. Но что делать, если по тем или иным причинам человек не может выехать из города?






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ОН ДВИГАЛСЯ К ГЛУБИНАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
      2018-07-27 17:14
      11024

      Первая круглая дата - 80-летие со дня рождения Перча Зейтунцяна - без него. Пять и десять лет назад в эти дни газета поздравляла юбиляра. Теперь остается вспоминать. Вспоминать о драматурге, прозаике, публицисте, переводчике, который внес  неоспоримый вклад в армянскую литературу и театр, а в общественную жизнь - дух дискуссионности, разномыслия, критичности и остроты. Вспоминать о прекрасном человеке, который по-своему украшал нашу жизнь. Годы без него еще полнее высветили истинную суть всего, что создано им, доказали, что он не изменял себе. Его книги, пьесы, овеянные всеми ветрами XX века и полные философского раздумья, острая социальная публицистика составили одну из ярких страниц армянской культуры.

    • САМОЕ ГЛАВНОЕ - НАЙТИ ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОЕ ДЛЯ СЕБЯ РЕШЕНИЕ,
      2018-07-27 16:18
      4521

      говорит в день своего 70-летия, отвечая на вопросы "ГА", доктор архитектуры, заслуженный архитектор РА Арсен АРУСТАМЯН

    • БЕЗ ГЕЙДАРА АЛИЕВА НИЧЕГО ТОГДА НЕ РЕШАЛОСЬ (ВИДЕО)
      2018-07-27 12:33
      6758

      К 25-летию первых прямых переговоров Арцаха и Азербайджана Четверть века назад - 28 июля 1993 года состоялись первые прямые переговоры между официальными представителями Азербайджан и НКР. Событие это знаменательно не только самим фактом переговоров в военное время, но и тем, что о встрече тогда запросил официальный Баку: после освобождения 23 июля 1993 года Агдама (ныне Акна) азербайджанские власти вынуждены были обратиться напрямую в Степанакерт с просьбой о перемирии.

    • Ара Баблоян поздравил со столетним юбилеем Всеармянского спортивного союза
      2018-07-24 12:34
      205

      Председатель Национального Собрания Армении Ара Баблоян направил поздравительное послание со столетним юбилеем Всеармянского спортивного союза, сообщает пресс-служба парламента Армении, передает aysor.am.