Последние новости

КАРПИС ТАШЧЯН, ХРАНИТЕЛЬ ТРАДИЦИЙ

Дом семьи Ташчян я нашла не сразу: особняки, выросшие за последние годы на столичных улицах Бабаяна и Улнеци, скрыли за своей вычурной мощью дома старожилов. Тем не менее глава семейства Карпис ТАШЧЯН посоветовал мне ориентироваться именно на одну из таких новостроек. Лишь уже в доме, за чашечкой кофе, подслащенной восточной выпечкой, которую с любовью приготовила жена Карписа Миграновича тикин Лусик, я поняла: для опытного строителя и камнетеса Карписа Ташчяна ориентироваться по камням – обычное дело.

ОДНАКО В ГОСТИ К ТАШЧЯНАМ МЕНЯ ПРИВЕЛИ ДРУГИЕ КАМНИ - те, что облокотились на дворовую стену, и те, которые ждали своего звездного часа в одной из пристроек. Хачкары. Их здесь много. Внизу, у стены, расположились чудом сохранившиеся образцы старинных крест-камней с отсеченными углами и местами с поврежденным орнаментом, а также фрагменты, собранные во время многочисленных поездок по Армении и полученные в дар. Наверху, в пристройке, красовались новые хачкары, рожденные в умелых руках Карписа Ташчяна. Некоторые из них были сделаны менее года назад. Варпет Карпис, как называют хозяина все, кто знаком с его неповторимыми работами, изготовил эти хачкары прошлым летом, перешагнув рубеж собственного 82-летия. Плоские и колоннообразные, высокие и покороче, все они удивляют внешней простотой, за которой скрыто богатство узоров, кропотливый труд мастера, его прекрасное знание древнейшего искусства своего народа и безграничная любовь к нему.

Наша беседа началась в просторном холле, одну из стен которого занимает огромная библиотека. Здесь - тысячи книг и сотни альбомов, уникальные экземпляры, присланные друзьями и родными из разных уголков мира, привезенные самим мастером Карписом из США и других стран, отпечатанные лучшими издательствами, в том числе и в армянской обители Италии, на острове Святого Лазаря. Авторы изданий – ведущие специалисты в области истории, географии, культурологи. Первая книга, которую показал мне Карпис Мигранович, огромное издание под названием "Армения. Исторический атлас" американца Роберта Хьюсена на английском языке и с богатым картографическим материалом. Другая, чуть поменьше, - уникальный сборник средневековых армянских миниатюр. Большое количество книг - о Западной Армении и населявших ее армянах, изданий, посвященных теме Геноцида 1915г., вынудившего бежать с родной земли и предков Ташчяна, и семью Гюрджян, к которой принадлежит тикин Лусик.

НА МОИ ВОПРОСЫ, АДРЕСОВАННЫЕ КАРПИСУ МИГРАНОВИЧУ, часто отвечала тикин Лусик: кому, как не спутнице его жизни знать в подробностях всю историю семьи. Сам мастер Карпис был немногословен, лишь перебивал женскую беседу демонстрацией то одной, то другой уникальной книги, каждая из которых перерастала в тему нового интересного разговора. "Я человек неученый. В школу не ходил, читать практически не умею. Да и должностей не занимал. Знаю лишь, что в книгах – многовековая история нашего народа, его традиций и достижений, богатого культурного наследия", - заметил хозяин, знающий, к моему удивлению, наизусть каждую страницу своих любимых изданий.

Предки Ташчянов – выходцы из Мараша, семейную фамилию обрели по роду деятельности. Дед Карписа Карапет и его три брата были строителями, точили камни, сам Карапет отличался и другим дарованием – любовью к скульптуре. Каменные изваяния Карапета красовались в Мараше как на армянских церквах, так и мусульманских мечетях. В годы резни Карапет вынужденно бежал с женой и малыми детьми в Сирию. До соседней страны добрались лишь дети, а Карапет и его жена Сирануйш замерзли в снежных сугробах. В Алеппо братьев Ташчянов помещают в сиротский приют, старший, Мигран, уже подростком начинает работать на стройке. Спустя годы он женится и забирает младшего брата из приюта, а в 1946 г. решает репатриироваться в Советскую Армению. "Чтобы мы, дети, выросли армянами", - говорит мастер Карпис.

Мигран был отличным строителем, опытным и знающим свое дело. В те годы Армения бурно строится, и он находит свое место на стройплощадках новых районов Еревана. Жизнь в стране, победившей в Великой Отечественной войне, оказалась нелегкой – приходилось заботиться о хлебе насущном. И 16-летний Карпис, старший из пятерых детей, вместо того, чтобы учиться, как и отец, работает на стройках столичных микрорайонов Арабкир и Зайтун. С отцом он участвует и в работах по реставрации крыш древних памятников архитектуры, объезжает церкви Коша, Санаина, других областей Армении, участвует в исследовательских работах, открывая для себя новый мир.

С ЛУСИНЭ ГЮРДЖЯН, ЧЬЯ СЕМЬЯ ТАКЖЕ ПЕРЕЕХАЛА В АРМЕНИЮ ИЗ СИРИИ В 1948 г., Ташчяны живут по соседству. Предки тикин Лусик – тоже из Киликии, посетить которую она мечтает по сей день. Юную Лусик для сына сосватала мама Карписа и не ошиблась. Супруги Ташчян справили в любви и согласии не только золотую, но и бриллиантовую свадьбу. Семейную жизнь начинали с трудностей, как и все репатрианты. Работали оба: Лусик на разных предприятиях бухгалтером, Карпис - на стройках. Вечера коротали дома, в кругу семьи, нередко - друзей и родных. Гостеприимства Ташчянам не занимать. Но в этих вечерах было и нечто особенное – равномерный стук молотка, который доносился из дворика напротив. Это репатриант и бывший ювелир Грач Степанян работал с камнем, точил хачкары. И однажды мелодия хачкара привела Карписа в дом соседа: строитель не мог оторвать глаз от чуда, которое рождается у него на глазах. Грач же, узнав, что к нему забрел каменщик, дал брусок и сказал: "Ну давай, выточи узор".

"Я не умел рисовать, ничего не знал об орнаментах, но камень чувствовал как собственные руки, - рассказывает мастер Карпис. – И у меня получилось. Видимо, проснулся и ген, унаследованный от бабушки по материнской линии, которую называли Нахши Ануш из-за того, что она была мастерицей вышивки, умело создающей на ткани любые узоры - нахши". Это был 1972 год. Карпису Ташчяну исполнилось 40 лет, когда он начал осваивать искусство изготовления хачкаров. Днем строил дома, вечером вытачивал крест-камни. На вырученные с первых работ деньги накупил кучу книг о хачкарах. По картинкам изучал детали, орнаменты, символику, основу, ведь каждый армянский хачкар, а на территории Армении их несколько тысяч, отличается неповторимым узором, хотя все они выдержаны, как правило, в едином стиле. На помощь пришли и знания, полученные во время поездок по церквам и от реставрационных работ. В узорах для своих хачкаров мастер Карпис следует традициям, но расставляет их по-своему. А иногда привносит в орнаменталистику крест-камней и свое, по-ташчяновски веское слово. Неизменно одно – туф, из которого рождаются хачкары в руках Карписа Миграновича. "Это самый теплый камень, которому можно раскрыть душу и который сразу тебя поймет", - говорит он.

СЕГОДНЯ ХАЧКАРЫ КАРПИСА ТАШЧЯНА УСТАНОВЛЕНЫ В РАЗНЫХ ГОРОДАХ И СТРАНАХ – Россия, Италия, Франция, США, Таиланд, Египет, Сирия, Ливан… И, конечно, Армения. В память о матери, сосватавшей ему любимую Лусик, мастер Карпис изготовил крест-камень по образцу хачкара ХIII века в Санаине. Такой же хачкар, несколько видоизмененный, он выточил в 2001 г. по заказу правительства Армении к 300-летию Санкт-Петербурга, в качестве дара от нашей республики. В 2002 г. во дворе церкви Св.Троицы в Норт Голливуде был установлен хачкар от Карписа Ташчяна. В те дни мастер Карпис был приглашен в Лос-Анджелес, где неустанно повторял: "Мне надо поскорее домой, я скучаю по Еревану, по своим камням".

Несмотря на то что большинство родни семьи Ташчянов эмигрировало за рубеж, Карпис Мигранович и мысли расстаться с родиной не допускает. "Никогда не уеду из Армении, - говорит он. – И создам столько хачкаров, сколько разрушили турки и азербайджанцы". Мастер Карпис – автор многочисленных хачкаров в память об азатамартиках. И еще он подарил крест-камень семье Гранта Динка, сразу после его убийства. А вот самая последняя работа - это 2-метровый хачкар, установленный в одном из парков Калуги по заказу местной армянской общины.

Карпис Ташчян был дружен со многими знаменитостями, о которых вспоминает с большим уважением. Однажды он летел в Одессу, как вдруг услышал в самолете голос с хрипотцой. На борту оказался сам Уильям Сароян. Карпис не растерялся и познакомился с ним. Известный писатель был поражен, узнав, что его собеседник – хранитель каменных традиций. "Самолет Ереван-Одесса. С приветствием из Калифорнии Карапету Ташчяну, великому мастеру хачкаров. С восхищением. Уильям Сароян" - эти несколько строк на английском языке Уильям Сароян оставил на листке журнала "Огонек", который хранится сегодня в рамке в коллекции уникальных подарков Карписа Миграновича. А хачкары, что в пристройке, ждут своего часа. Мастер непременно вернется к работе с первыми лучами весеннего солнца, чтобы донести стук своего молотка до людских сердец.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НА ЭКРАНЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ КИНО
      2017-08-21 12:53
      326

      В Центре искусств "Нарекаци" в сентябре намечается презентация документальных фильмов, снятых выпускниками 3-го курса отделения телережиссуры кафедры кино и телевидения Ереванского государственного института театра и кино. 

    • ПОД ЖАРКИМ ВОЛОНТЕРСКИМ СОЛНЦЕМ
      2017-07-28 12:42
      11014

      В Мраморном зале Западной школы ереванского образовательного комплекса "Мхитар Себастаци" было многолюдно. Более сотни детей в возрасте от 5 до 12 лет готовились к двум важным для себя событиям: встрече гостей и проводам старших друзей –волонтеров из разных уголков Армении и Бельгии, подаривших ребятам две незабываемые недели. Для первых детвора во главе с волонтерами и школьными преподавателями подготовила музыкальный перфоманс с лейтмотивом "Перекресток культур", для вторых – сувениры на память,  собственные рисунки и фотографии.

    • ФИЛЬМ О ЕРЕВАНЕ И О ЛЮБВИ
      2017-07-21 15:50
      3401

      Столичный кинотеатр "Москва" с четверга выпустил в прокат документальную картину режиссера Татьяны Данильянц "Шесть музыкантов на фоне города". Фильм рассказывает об известных ереванцах, чье личностное, творческое формирование и развитие переплетено с судьбой нашего города. Это знаковые представители разных направлений армянского музыкального искусства - Дживан Гаспарян, Левон Малхасян (Малхас), Лилит Пипоян, Арто Тунчбояджян, Ваан Геворкян (Форш) и Микаел Восканян, ставшие зеркалом разных поколений творческих кругов, несхожих эстетических вкусов и взглядов, которые вместе образуют уникальный культурологический стержень Еревана.

    • "ЗОЛОТОЙ АБРИКОС" – РЕЗУЛЬТАТЫ И ВКУСЫ
      2017-07-17 18:04
      3484

      Международный кинофестиваль "Золотой абрикос" в 14-й раз подвел итоги своей работы. 7 официальных и 9 "просмотровых" дней, более 100 игровых, документальных и короткометражных фильмов, снятых режиссерами со всего мира и нашими соотечественниками, форумы, воркшопы и мастер-классы – каждый из компонентов обрел своих почитателей.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МЭРИЯ АЛАВЕРДИ БЕЗ ПРЕТЕНЗИЙ К ЛЕСНИКУ ГАГИКУ?
      2017-07-26 16:20
      8541

      20 июня житель  села Санаин  Гагик Веранян, выбросив старые могильные плиты в усыпальнице князей Закарянов , вырыл новую могилу и захоронил там тело своего отца. Городское кладбище, примыкающее к монастырскому комплексу Санаин, занесенному в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, день ото дня захватывает территорию монастыря. Если этот вопрос не решить в срочном порядке, то, согласно регламенту, объекты ЮНЕСКО в случае, если на их территории сооружается что-то новое, могут быть исключены из списка.

    • ПАМЯТИ АНАИТ ГРИГОРЯН
      2017-07-26 16:17
      8524

      Институт искусств НАН РА, Союз композиторов Армении и отечественное музыкознание понесли горестную и невосполнимую утрату. 19 июля 2017 года на 85-м году жизни после продолжительной болезни в Париже скончалась бывшая сотрудница Института искусств НАН РА, член Союза композиторов Армении, кандидат искусствоведения Анаит Рачиковна Григорян.

    • КИСТЬ, ОПЬЯНЕННАЯ СОЛНЦЕМ
      2017-07-26 16:14
      10795

      В этом году замечательному художнику, одному из ярких представителей школы Сарьяна Александру ГРИГОРЯНУ исполнилось бы 90, а 10 лет его нет с нами. Его работы прочно вошли в золотой фонд армянского изобразительного искусства. Они свидетельствуют не просто об одаренности мастера, многогранности творческих интересов, - в них мы видим последовательное развитие его художественных идей. Он был художником с яркой, особенной манерой, сумевший образно выразить и дух своей эпохи, и характеры людей, которых он увековечил в своих картинах. Опираясь на традиции, на духовный опыт прошлого, он проложил живой мост в современность..

    • КАПИТАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ. А ОКУЛЬТУРИВАНИЕ КАПИТАЛА?
      2017-07-26 16:11
      8266

      Станет ли взаимодействие взаимовлиянием? Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна города Ванадзора теперь будет иметь совет попечителей. Инициатива создания такого совета, в который войдут и корифеи культуры, и представители крупного бизнеса, принадлежит новому и молодому директору театра и находит, а точнее, уже нашла поддержку в Министерстве культуры РА. Все к обоюдному удовольствию – государство стремится минимизировать свои затраты на культуру, театр – выжить и не утратить лица.